Один в поле не воин или маркетинг как командная игра

Бытует мнение, что раз маркетинг - это совокупность действий направленных на привлечение и удержание клиентов, то маркетолог - это тот специалист, который должен привести в компанию клиентов. К сожалению, именно это убеждение сводит на нет усилия огромного количества предпринимателей.

А все дело в том, что с появлением Интернета в маркетинге открылось невиданное ранее поле деятельности. Но, даже спустя несколько десятилетий, для большинство механизмов и инструментов интернета не совсем понятны его пользователям.

Важно понимать, что маркетинг в целом — это как большой организм с кучей органов, систем и различными связями между ними. Это что-то единое и неделимое. При этом, при благоприятных условиях этот организм может абсолютно нормально функционировать без каких-либо негативных симптомов даже при отсутствии некоторых органов и систем. И, пока он чувствует себя здоровым, в компании все идет хорошо. А когда появляются определенные симптомы - обращаются к педиатру, который отправляет далее к профильным специалистам. Соответственно, маркетингом должна заниматься целая команда "врачей" разных направлений. Одни создают сайты, другие их продвигают, третьи создают контент, четвертые настраивают рекламу...Сегодня мы рассмотрим краткий перечень основных профессий и направлений в маркетинге. Хотя, с каждым днем, их становится все больше.

Если вспомнить начало 90-х, когда неизведанный Интернет робко заходил в нашу жизнь мелкими шажками, "богами" сети были вебмастера. Эти мега-люди умели создавать сайты, наполнять их необходимым контентом и оптимизировать страницы так, чтоб их получше понимали поисковые системы. Немного окрепнув в сознании масс, Интернет стал требовать "зрелищ" - к веб-мастерам присоединились и дизайнеры. С их помощью сайты стали еще и красивыми, а потом еще и функционально удобными. Конкуренция в сети росла и команду маркетологов пополнили, специалисты по поисковой оптимизации (SEO), веб-аналитики, авторы текстов - копирайтеры (а позднее контент-маркетологи), специалисты по e-mail и прочим рассылкам. Дальше в игру вступила реклама, выделившая маркетологам еще одну специализацию - специалист по контекстно-медийной рекламе.

В последнее десятилетие, по мере развития соцсетей, конструкторов сайтов и прочих плюшек современного интернета, появились целая армия SMM-специалистов, таргетологов и... всех сразу и не вспомнишь.

Кроме того, сейчас поисковые системы стали настолько умными, что они реально комплексно оценивают бренды через качество их сайтов напрямую, через релевантную рекламу, через страницы в локальной выдаче и страницы в соцсетях, через отзывы и активность пользователей. В общем, как только не оценивают нас и наших конкурентов эти посредники, изучая особенности нашего общения с целевой аудиторией. Сейчас просто закупить побольше ссылок да понаписывать текстов с кучей ключевых фраз - скорее обеспечит бренду глубокое и темное дно поисковой выдачи, нежели долгожданный ТОП.

Самое интересное, что некоторые профессии в сфере маркетинга появляются и пропадают быстрее, чем они станут заметны, другие же выделяются в отдельные течения, а часть сливается с уже существующими. В общем, границы между специализациями в маркетинге сильно размыты, что и вызывает определенную путаницу у потребителей маркетинговых специалистов - у предпринимателей.

Итак, какие же специальности есть в маркетинге:

Штатный маркетолог

По-модному "с англицкого" - инхаус-маркетолог - это наш терапевт или "семейный врач". Обычно, он есть даже в небольших и средних в компаниях. Это маркетолог, который хорошо осведомлен в работе различных каналов привлечения клиентов. Такой специалист вполне нормально может составлять стратегии продвижения и управлять бюджетами. Зачастую именно он в компании лучше всех понимает сам продукт, его особенности и преимущества. Скорее всего, он хорошо представляет потенциальную целевую аудиторию.

Что может такой инхаус-маркетолог? Сформировать первичную стратегию, просчитать бюджет, проанализировать, в меру своей компетенции, результаты и предоставить отчет шефу.

По хорошему, он же должен руководить за реализацией стратегии и, при надобности, ее корректировать. Для этого, у такого специалиста должен быть определенный опыт и целая пачка "убитых проектов" за плечами. Действительно ценен в том случае, если усвоил уроки и понимает как делать нельзя.

Работодатели очень часто хотят от внутреннего маркетолога получить выполнение еще целого ряда задач других профильных специалистов. Что, в силу опыта и знаний часто возможно, но не целесообразно. Так, как в итоге из хорошего стратега мы получим нормального тактика, а потом и вовсе какого-то исполнителя.

Маркетолог-стратег

Внештатный маркетолог - главный врач терапевтического отделения. Это бывалый маркетолог, к которому чаще всего обращаются с серьезными симптомами. В силу своих знаний, связей и значительного практического опыта, способен составлять маркетинговые стратегии и собирать маркетинговые команды даже в тех нишах, с которыми не работал ранее. Он хорошо знает все каналы продвижения и достаточно четко диагностирует проблемы

Стратег хорошо понимает бюджеты продвижения различных ниш и может анализировать эффективность рекламных активностей, проводить маркетинговые анализы, выявлять потребности аудитории. Такие специалисты хорошо отслеживают опыт и активности конкурентов, понимают ситуацию на рынке в целом.

Что может такой маркетолог-стратег? Провести "перезагрузку" маркетинга, сформировать антикризисную и глобальную стратегию, просчитать бюджеты, ставить задачи и контролировать работы маркетинговой команды. Кроме того, что он знает как делать нельзя, стратег еще и понимает как лучше делать.

SEO-специалист

Кардиолог в маркетинге, ведь он заведует работой одного из самых важных органов нашего маркетингового организма. Это веб-мастер, который приводит сайты в соответствие с требованиями поисковых систем. Он знает как и где собрать семантическое ядро — список ключевых фраз, по которым пользователи ищут продукт. SEO-специалисты были длительное время были одними из самых востребованных специалистов в диджитале, ведь они умеют приводить на сайт качественный и относительно дешевый трафик, а иногда и вовсе бесплатный целевой трафик (потенциальных клиентов). Единственной загвоздкой является то, что их методы и средства хорошо работают в долгосрочной перспективе (3-6 месяцев). Именно потому, в определенный момент их опередили специалисты по платной рекламе. Хотя, ограничения связанные с пандемией короны заставили многих вновь обратить внимание на SEO. Все дело в том, что до сих пор, органическая выдача - наиболее широкий источник трафика, сравниться с которым не могут другие каналы. Как минимум потому, что ПРОдвижение сайтов связано с аналитикой, а аналитика существенно помогает и платной рекламе.
Что может SEO-специалист? Изучить спрос в сети, определить какая структура должна быть у сайта, какие страницы должны обязательно присутствовать, какие ключевые слова нужно использовать в текстах, где нужно разместить ссылки на сайт. Все эти действия направлены на получение стабильного потока целевой аудитории на сайт.

Веб-налитик

"Серыми кардиналами" маркетинга могут быть как-раз аналитики. Это наши маркетинговые психотерапевты, работающие с "мозгами" ПРОдвижения. Они работают с цифрами и прекрасно знают, как можно их лучше "продать". Это самая техническая специальность в сфере маркетинга, но она не лишена своей романтики и творчества. Все дело в том, что качество отчетов очень сильно зависит от выбранных критериев и методологии оценки. Одни и те же параметры могут абсолютно по разному трактоваться. Хорошие аналитики очень важны, ведь именно они могут помочь маркетинговой команде делать интернет-маркетинг действительно эффективным.
Что может веб-анаитик? Оценить работы всех каналов, инструментов, специалистов. Он может сделать так, чтобы затрат на маркетинг было минимум, а клиентов он приводил максимум. Обладают "даром убеждения", подкрепленным рациональными графиками.

Специалист по платной рекламе

Это наши отоларингологи или в народе ЛОРы. Они отвечают за голос доносящий посыл от сердца. И тут у нас сразу два направления - контекстно-медийная реклама в поисковиках и таргет в социальных сетях. Данные специалисты востребованы наравне с SEO-шниками, ведь эффективность платного трафика, особенно в поисковиках, очень высока. Также они неплохо ориентируются в аналитике, ведь этот инструмент нужен им для эффективной работы.
Контекстная реклама позволяет получать клиентов уже, практически сразу после запуска. Вопрос тут только в уровне конкуренции и финансовых возможностях - какую цену мы готовы заплатить за клиента.
Что может специалист по платной рекламе? Собрать семантическое ядро (средне и высокочастотные слова), продумать гипотезы, прописать объявления, оптимизировать рекламные капании, следить за расходованием бюджетов, анализировать эффективность рекламы.

Контент-маркетолог

Это наш психолог, который учитывая рекомендации маркетологов других специализаций, а также особенности целевой аудитории создает нужное инфополе вокруг бренда. Он пишет создает контент для сайтов и соцсетей так, чтоб он был интересен и людям и роботам.
В мире оффлайна - в традиционных СМИ функции контент-маркетолога выполняет главный редактор. Это специалист, который решает что, для кого и когда писать.
В узком смысле контент-маркетологи занимаются только сайтами (редактора, копирайтеры) либо страницами в соцсетях (SMM-специалисты). Хотя, по хорошему, их работа ближе к PR и определению форматов и смысла всего контента от текстов и рассылок до фото и видеосъемок. Именно потому, хорошие контент-маркетологи знают где можно хорошо пропиарить статью, общаются со СМИ, а также разбираются в таргетинге.
Что может контент-маркетолог? Использовать инфоповоды или создавать их для того, чтобы привлечь дополнительное внимание потенциальной аудитории. Они отличаются особым пониманием желаний потребителей и могут добавить изюминку даже в пресные материалы.
Еще несколько лет назад профессия копирайтер ценилась низко. Не требовалось никакого особого слога и навыков работы с информацией, а только школьное знание русского языка и умение вставлять ключевые слова. С тех пор ситуация сильно изменилась: современные копирайтеры должны понимать аудиторию, делать для неё полезный и интересный продукт.

Email-маркетолог

Скорее всего можно сравнить его с вирусологом или инфекционистом. Эти специалисты работают с одним из наиболее эффективных, пережившим кучу глобальных изменений в маркетинге, инструментом. Письма о подтверждении заказа, получении оплаты, сроках доставки заказа - это так обычно, что мало кто задумывается о том как и кто их придумал.
Email-маркетологи напоминают потенциальным покупателям о просмотренных товарах, брошенных корзинах, рассказывают про акции и мероприятия, а также рассылают полезные материалы, подборки и дайджесты.
Что может email-маркетолог? Сегментировать аудиторию, помогать контент-маркетологу в формировании общей стратегии, формировать стратегию рассылок. Он пишет тексты, верстает рассылки и делает многое другое. Дошла ли рассылка до подписчиков и все ли нормально с внешним видом писем - это головная боль именно email-маркетолога.

UI/UX-специалист

Это косметологи, а иногда даже пластические хирурги маркетинга. Специалисты по разработке веб-оболочек их привлекательному виду (UI - User Interface, пользовательский интерфейс) и функциональному удобству (UX - User Experience, пользовательский опыт). Фактически это маркетологи и веб-дизайнеры. Такие специалисты знают как сделать так, чтобы пользователю на сайте или в приложении было хорошо. К сожалению, обычно, к таким специалистам приходят уже видавшие виды предприниматели с большими проектами и на этапе редизайна. На самом деле, помощь UI/UX-специалиста особо ценна при запуске проекта.
Что может UI/UX-специалист? Сделать структура страниц логичной и понятной, с продуманным удобным расположением всех элементов, форм, кнопок, текстов и картинок. Он может сделать так, чтобы у пользователя сложилось наиболее приятное впечатление о ресурсе и он мог удобно сделать заказ. Вместе с аналитиками они изучают поведение пользователей. На основе знаний, опыта и создают прототипы будущих сайтов и доводят их до лучших показателей.

Кроме того, в последнее время стали актуальными новые направления:
Комьюнити-менеджер - специалист, создающий сообщества в социальных сетях, и глобальной сети в целом, вокруг бренда. Он решает задачи управления и поддержки репутации компании, успокаивает недовольных, разруливает конфликты, "подогревает" сообщества нужной информацией.
Видеомаркетолог - контент-маркетолог работающий с видеоконтентом в YouTube. Это видео соцсеть, которая сейчас стала второй поисковой системой. Видеоконтент стоит дороже, создается сложнее чем текстово-графические публикации. Популярность такого формата постоянно растёт
Сценаристы и режиссеры сторис - специалисты, формирующие стратегию ПРОдвижения страниц в соцсетях посредством коротких видео.
Разработчики чат-ботов - грамотно выстраивают цепочки сообщений, стимулируя заинтересованных пользователей к покупке продукта.
Новые специальности появляются с выходом на рынок новых сервисов и ресурсов, например, TikTok.
Итак, вы понимаете, что всех современных специальностей в маркетинге не перечислишь. Часть из них будет актуальна и завтра, а некоторые пропадут вовсе.

Количество информации, которое должны обрабатывать маркетологи слишком велико, чтобы сконцентрировать его в одной голове. Многоликий многорук, к сожалению, не может быть максимально эффективным.
Нельзя заставить одного человека уметь работать со всеми инструментами современного маркетинга. Точно так же, как не возможно в современной глобальной сети продвигаться только в одном-двух каналах. Об этом и других темах связанных с оцифровкой бизнеса и ПРОдвижением я детально рассказываю в книге:
"Маркетинговая РАЗБОРКА - ликбез для предпринимателя, маркетолога и не только..."

1 комментарий

P.S. Есть вопросы о маркетинге и ПРОдвижении?
Пиши их в комментариях под данным постом, под постами на моей странице в инстаграм @kbv_consulting или видео проекта Маркетинговая РАЗБОРКА на YouTube и я обязательно отвечу на них!

Ответить