Как правильно проводить планерки в отделе продаж

В чем польза статьи?

За 10 минут чтения вы узнаете, что такое планерка, какие есть разновидности и как их применять для мотивации менеджеров и роста продаж

Погнали…

Немного исследовательской статистики

По статистике 99% людей в той или иной мере участвовали в планерках в качестве того, кто их инициирует и проводит, и того, кто участвует и отчитывается о работе.

По сообщению РБК, которая приводит данные исследования Университета Северной Каролины, 65% менеджеров считают, что совещания отвлекают их от работы, 71% назвал их непродуктивными и неэффективными, 62% уверены, что с помощью совещаний не удается сплотить команду

РБК

Из личного опыта

В России исследований не проводилось, но участвуя в создании отделов продаж, выстраивая системы продаж, делая сопровождение и контроль качества продаж для компаний малого, среднего и крупного бизнеса я вижу ситуацию даже страшнее.

  • С одной стороны - подчиненные не понимают смысла постоянных планерок, относятся к ним формально
  • С другой - руководители не знают для чего они проводят собрания, летучки, планерки и а если и понимают их необходимость, то не знают как провести их так, чтобы менеджеры стали работать эффективнее и результативнее

Совершенно логично, что из инструмента развития продаж и мотивации команды планерки превратились в антимотивирующее времяпрепровождение

Почему планерки неэффективны, не дают результат, хотя проводятся

Если РОП регулярно собирает продавцов для обсуждения результатов и планов, но качество их работы не улучшается, значит, проблема кроется в организации планерки. Есть четыре причины, в которых может быть дело:

4 причины не эффективных планерок

  • сотрудник не понимает необходимость таких встреч, он идет на них просто потому что “надо”

  • нет четкой структуры планерки и она переходит в дружескую болтовню

  • у планерок нет конкретной цели

  • РОП уходит от темы планерки

Давайте разбираться, как сделать так, чтобы планерка стала инструментом мотивации и повышения эффективности отдела продаж.

Для начала стоит разобраться с периодичностью планерок. Они могут быть ежедневными, еженедельными, ежемесячными. От этого зависит их длительность и те задачи, которые на них решаются.

Ежедневная планерка

Самая короткая, от 3 до 5 мин. Она должна проводиться с участием всех менеджеров отдела продаж. Ее цель - ситуативный контроль РОПа над задачами сотрудников и боевым духом. В рамках ежедневных коротких встреч менеджеры отчитываются о своих показателях за прошлый день (количество звонков, встреч и презентаций, отправленных счетов, договоров и т.д.)

Ее цель - ситуативный контроль РОПа над задачами сотрудников и боевым духом

Что на ней происходит? В рамках ежедневных коротких встреч менеджеры отчитываются о своих показателях за прошлый день (количество звонков, встреч и презентаций, отправленных счетов, договоров и т.д.)

Формальность цели при этом не должна перетекать в формальность проведения. РОП не просто выслушивает и принимает план-факт по достижению плановых показателей, но и узнает о том, с какими сложностями и трудностями столкнулся менеджер. Главное, что должно произойти на ежедневной планерке это “откровение” менеджеров.

Для этого планерка проводится в неформальной обстановке, может быть даже за чашкой чая/кофе. Нужно расположить к себе менеджеров, спросив конкретного менеджера, например, о том, как прошло важное для него событие, о котором он вчера рассказал РОПу или всему отделу. Также можно начать с похвалы - о внешнем виде, о настроении, о неожиданной или наоборот о долгожданной оплате от клиента. Одним словом найдите за что похвалить менеджеров и тогда они будут максимально расположены к откровенной и позитивной беседе.

Чтобы короткая встреча оказала мотивирующее воздействие, РОПу следует по-отечески интересоваться результатами за прошлый день:

Примеры вопросов:

  • что не получилось? почему не получилось?

  • что помешало?

  • что за клиент? почему он так себя повел?

  • как менеджер себя повел?

  • что он предпринял, чтобы это исправить?

  • что получилось? почему получилось?

  • как это произошло?

  • что за клиент? что стало мотивацией для клиента?

  • как это отразилось на отношении менеджера с клиентом?

    как это отразилось на его настроении?

  • как менеджер себя повел?

ВАЖНО!

Вопрос “как это отразилось на настроении” задается только в отношении положительных результатов. Нет необходимости “раздувать” негатив, нужно концентрировать внимание сотрудников на положительных эмоциях.

Кейсы

После рассказа о негативных клиентах в качестве поддержки менеджеру можно предложить следующее: “я конечно не буду лезть в работу с твоими клиентами, и я уверен там не все так плохо, тем не менее скажи - чем тебе помочь?”. В 50% случаев сотрудник расскажет, что “он что-то не умеет”. Для РОПа это прямое указание на отсутствие знаний, умений или навыков у сотрудника, а значит он сможет посоветовать материал для саморазвития. Или скажет, что как раз сейчас собирает информацию о том, какие темы для обучения отдела будут полезны, обязательно эту тему будет прокачивать. А пока менеджеру нужно дать короткий совет как бы сам РОП поступил в такой ситуации (или пример из своей практики). Также наверняка у кого-то из сотрудников были подобные случаи в практике, попросите их поделиться

В других 50% случаев сотрудник скажет, что-то типа “да я сам виноват, нужно было…”. Для РОПа это сигнал для мотивации. Он должен дать понять менеджеру, что тот на верном пути, именно так (или с небольшими дополнениями из личного опыта РОПа) и нужно поступать. И дает наставление - в следующий раз попробуй “вот так”, потом расскажешь мне как все прошло.

Далее остается только масштабировать положительные эмоции менеджера/ов на всю его/их работу сегодня.

Таким образом, с помощью ежедневных планерок РОП в курсе различных ситуаций в работе менеджеров, которые накапливаясь одна за другой могут снижать эмоциональный настрой. Не каждый из нас готов делиться чем-то плохим. Накапливаясь, негативные эмоции потом просто выходят наружу в виде больничного менеджера, отсутствия веры в выполнение плана, скандалам в отделе. Попутно на ежедневных планерках РОП контролирует выполнение промежуточных показателей продаж и динамику выполнения плана продаж.

Ну и конечно, всегда будут к месту смешные истории из сегодняшнего утра РОПа, интересные новости или события из интернета. Но - коротко, иначе эффекта не будет (быстро поделиться, получить быстрый эмоциональный отклик и к рабочим вопросам).

В некоторых случаях ежедневные планерки проводятся тет-а-тет с отдельными сотрудниками, которые как вы считаете нуждаются в них, или показатели их работы длительное время остаются низкими.

Еженедельные планерки

Проводятся обычно по понедельникам. Я не рекомендую проводить ее в пятницу, т.к. за выходные дни все что вы рассмотрите или о чем договоритесь на планерке забудется и потеряет эффект к началу рабочей недели.

Длительность еженедельных встреч должна быть от 5 до 10 мин.

По форме она также представляет собой отчет сотрудника по “план-факту”, но уже за неделю. В бОльшей степени уделяется внимание выполнению плана продаж, и в меньшей степени - показателям эффективности (звонки, презентации, счета), к ним РОП должен перейти только если план не выполняется, т.к. они в 95% случаев являются залогом выполнения плана.

Если ежедневная планерка это эмоциональная зарядка для менеджера, то еженедельная - это мотивация через планирование работы. Еженедельно нужно разбирать с сотрудником его план-факт.

Обязательно ведите для каждого менеджера его план-факт, в котором должны быть:

  • план на отчетный период
  • факт выполнения
  • конверсии этапов продаж
  • конверсии показателей эффективности (KPI)
  • задачи, действия и задания

Как проводить?

На основании анализа данных из план-факта менеджера РОП должен иметь прогноз выполнения плана с учетом текущих показателей эффективности (их также можно вести в план-факте). Если прогноз положительный, начните говорить с менеджером о перевыполнении плана. Спросите его “есть ли у него планы на то, как потратить премию, если он перевыполнит план?”, а затем предложить “давай посмотрим, как ты сможешь это сделать”.

Спросите невзначай, а что он "думает на счет того, что позволит ему перевыполнить план?” Этим РОП вовлечет менеджера в задачу и сама задача будет для него не поставленной сверху (как приказ), а его желанием (как потребность).

В таком же формате можно провести еженедельную планерку и с менеджером, у которого прогноз продаж совсем немного не дотягивает до 100% выполнения в конце отчетного периода. Только для начала стоит вести разговор о выполнении (не перевыполнении) плана и о том, на что он хочет потратить премию за его выполнение. И когда план действий для выполнения плана будет принят сотрудником, можно заговорить о перевыполнении.

Если прогноз продаж отрицательный, т.е. менеджер сильно рискует не выполнить план и об этом говорят цифры план-факта, задача РОПа снять страх не выполнить план и согласовать с менеджером план действий. Для начала нужно понять причины, которые скрываются за цифрами. Затем спланировать работу с таким менеджером, исходя из причины. Об это писал тут

Таким образом, на еженедельных планерках РОП мотивирует менеджеров выполнять план с помощью наглядной демонстрации зависимости показателей эффективности и результата. Такие встречи позволяют менеджерам поверить в выполнение и перевыполнение плана, избавиться от страха невыполнения, верить в то, что все достижимо и любой результат можно спланировать.

Ежемесячные планерки - форма мотивации на отчетный период (например, месяц). Продолжительность по времени от 15 до 30 мин.

Может проводиться:

  • со всем отделом продаж как подведение общих итогов предыдущего отчетного периода
  • тет-а-тет с сотрудником как подведение индивидуальных итогов и постановка плана на следующий период

Задача общей ежемесячной планерки - создать атмосферу успеха, даже если план отделом продаж не был выполнен

  • найдите за что похвалить весь отдел - командный дух, поддержку отстающих и т.д.

  • при всех назовите имена и фактические продажи самых лучших

  • похвалите тех, кто был в отпуске/на больничном/отсутствовал, если им удалось сделать достаточно продаж в соотношении со временем их отсутствия

  • выделите тех, кто в начале месяца потерял надежду выполнить план, но к концу сделал нужное количество продаж

  • особенно обратите внимание на тех, кто с самого начала делал много продаж, и уверенно с первых недель шел к перевыполнению по прогнозам из план-фактов

  • вручите призы и подарки, если они были положены и заслужены

  • объявите призы и подарки на следующий отчетный период и расскажите о критериях, по которым они будут получаться менеджерами

Задача индивидуальной ежемесячной планерки - донести план продаж на конкретного менеджера, снять страх его невыполнения.

Для этого:

  • найдите за что похвалить каждого менеджера
  • найдите за что поругать в формате “смотри, у тебя вот этот показатель такой-то, а вот если бы сделал вот такой-то, то мог бы перевыполнить план и получить ХХХ руб к премии, согласен?”
  • возьмите обратную связь от сотрудника, как ему далось выполнение плана или почему не удалось сделать результат
  • покажите таблицу с новым планом, расскажите почему именно такой, из чего он сложился (невыполненные планы прошлых периодов, количество клиентов в его базе, декомпозиция годового плана)
  • возьмите обратную связь, на сколько он кажется достижимым и что он для этого может сделать
  • спросите, на что он будет тратить премию и похвалите за его цель. Если цели нет, расскажите историю про себя (какие финансовые цели ставили для себя и как классно было, когда желаемое становилось реальным), а потом спросите еще раз про его цели

  • расскажите о мероприятиях, которые вы как РОП будете проводить, чтобы помочь выполнить план (обучение конкретному навыку, например)

  • расскажите о размере премии за выполнение и перевыполнение, а также о специальных призах и подарках за отдельные достижения

  • согласуйте план с сотрудником, возьмите договоренность, что он будет выполнен

  • еще раз скажите, что план реальный и достижимый

Таким образом, на ежемесячных планерках не просто разбирается план-факт прошлого периода, но и мотивированно объясняется план на следующий период. Формирование плана и процесс его достижения должен быть максимально прозрачным для сотрудника. Ведь мы боимся всего нового и неизвестного и всегда уверены в себе, когда знаем подробности.

Проведение планерок – это такой же навык, как и любые другие. Руководителю важно знать правила проведения планерок и применять их в работе. Только в таком случае регулярные встречи станут мотивирующими и продуктивными.

2 общих правила организации и проведения планерок

1
К планерке нужно готовиться, у нее должен быть регламент, точное время, не должна пропускаться (без уважительной причины)
2
Чтобы планерка не превратилась в рутину, нужно проводить ее периодически в разных местах. Эффект новизны будет вызывать у менеджера позитивный настрой

Как всегда, прошу оценить полезность статьи

Статья была полезна?
Да, побегу применять на практике
Спасибо за информацию. Есть над чем подумать
Не зашло...
Начать дискуссию