Рецепт приготовления «вкусных» лонгридов

Внимание зацепить сложно, а удержать еще сложнее? Думаете, в век 10-секундных роликов никто не читает длинные тексты с картинками? Лонгриды доказывают обратное!

Рецепт приготовления «вкусных» лонгридов

Они втягивают читателя в омут событий, дарят яркие образы и море эмоций, не отпуская до финальной точки. Разбираем магию захватывающих мультимедийных историй и секрет их гипнотической силы.

Сейчас много говорят о клиповом сознании или мышлении. Мол, интернет и гаджеты избаловали пользователя и приучили мгновенно переключаться с одного источника информации на другой, нигде подолгу не задерживаясь. И, дескать, в силу этой привычки человека крайне трудно привлечь лонгридами, то есть длинными статьями и аналитическими выкладками, отчего такая разновидность контента в скором времени рискует окончательно уйти в прошлое.

В то же время люди знающие утверждают, что лонгриды – это хорошо забытый, а значит почти новый и довольно живучий тренд в медийном пространстве.

Так что же из себя представляет лонгрид? Анахронизм, рудимент, антиквариат или бессмертную классику? И если сейчас он востребован, как его создавать грамотно?

Давайте разбираться.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!

Рецепт приготовления «вкусных» лонгридов

Происхождение термина

Начнем с определения. Лонгрид (от англ. long – «длинный, долгий» и read – «читать») – это мультимедийный материал, отличающийся большим объемом текста и насыщенностью всевозможными медиа-элементами: фото, видео, аудио, графикой и т.д.

Главное в лонгриде – увлекательный сюжет, за которым читатель готов следовать долгое время.

Хотя сам термин появился относительно недавно, история лонгридов уходит корнями в далекое прошлое. Еще в XIX веке публиковались масштабные очерки, разворачивающие целую эпопею на газетной полосе.

Чарльз Диккенс и другие не менее известные писатели и публицисты в популярных изданиях также издавали романы с продолжением.

Однако настоящий расцвет феномена длинных текстов в СМИ пришелся на последнее десятилетие благодаря стремительному развитию мультимедийных и интерактивных технологий.

Сейчас лонгриды активно используют как эффектный способ подачи материала, позволяющий увлечь читателя и погрузить в атмосферу происходящего.

Создать так называемую иммерсивную среду.

Все ли лонгриды одинаковые? Существуют ли принципиальные отличия между ними?

Рецепт приготовления «вкусных» лонгридов

Виды лонгридов

Лонгриды бывают разных видов в зависимости от тематики и целевой аудитории.

Портретный

Один из самых популярных форматов – портретный лонгрид, посвященный интересной личности. Здесь в центре внимания конкретный человек, его жизнь, деятельность, окружение. Такой лонгрид позволяет читателям отождествлять себя с героем материала, вызвать сопереживание и интерес к чужой судьбе.

Например, на сайте Sports Illustrated был опубликован обширный материал под названием «От аутсайдера до чемпиона» о восхождении звезды НБА Леброне Джеймсе, от трудного детства до вершин спортивной славы.

Еще один пример: объемный материал с фотографиями и цитатами героя публикации под названием «Мальчик из Булавайо» на сайте журнала TIME, рассказывающий историю основателя Wikipedia Джимми Уэйлса от раннего детства в Зимбабве до создания одной из самых посещаемых страниц интернета.

На самом деле, таких материалов на страницах крупных изданий великое множество, что говорит о популярности лонгридов, в том числе портретных.

Репортажный

Другой распространенный жанр – репортажный лонгрид, рассказывающий о каком-либо важном событии. Это может быть природная катастрофа, техногенная авария, общественно-политическое событие. Репортажный лонгрид переносит читателя непосредственно на место происходящего, погружая его в гущу событий при помощи ярких описаний, комментариев очевидцев, фото- и видеоматериалов.

Здесь имеет смысл упомянуть еще одну разновидность масштабного мультимедийного материала под названием сноуфолл (дословно переводится как «снегопад»). Термин появился в 2012 году после публикации мультимедийного материала в издании The New York Times.

В нем рассказывалось о сходе лавины и операции по спасению погребенных под снегом лыжников и сноубордистов. Подробный текст с вкраплениями репортажных элементов, а также аудио и видео-эффектов произвели огромное впечатление на миллионы пользователей.

С тех пор термин сноуфолл стал обозначать мультимедийный материал с преобладанием визуального контента над текстовым, в отличие от лонгрида – мультимедийного материала с преобладающим содержанием текста.

Еще один из самых известных примеров – репортаж National Geographic о терактах 11 сентября 2001 года в США. Журналист не только минута за минутой восстанавливает события того рокового дня, но и приводит трогательные истории выживших, сопровождая их фотографиями и инфографикой. Такой мультимедийный лонгрид помогает читателю лучше понять масштаб трагедии и сопереживать ее участникам.

Аналитический

Еще один тип лонгридов – аналитический. Здесь в фокусе сложные, многоплановые проблемы из разных сфер жизни общества: экономика, политика, социальная сфера. Цель такого лонгрида – не просто проинформировать читателя, но и помочь разобраться в неоднозначном, порой запутанном вопросе при помощи экспертных оценок и комментариев.

К примеру, The Guardian опубликовал аналитический материал, посвященный неравенству доходов в современном мире. Журналист приводит результаты исследований, комментарии ученых-экономистов, чтобы проанализировать причины и последствия такого неравенства для общества. Такой подход дает возможность читателю получить объемное представление о сложной проблеме.

Журналистское расследование

Следующий популярный жанр лонгридов – журналистское расследование. Здесь в центре внимания какая-то интригующая тема, требующая детального изучения и анализа. Это могут быть коррупционные схемы чиновников, нарушения закона крупными компаниями, злоупотребления в различных сферах. Цель расследования – выявить скрытые факты и обнародовать правду.

Яркий пример – расследование The New York Times о сексуальных домогательствах в Голливуде, ставшее началом движения #MeToo . Благодаря собранным журналистами фактам и свидетельствам пострадавших женщин, эту серьезную проблему удалось вывести на публичное обсуждение.

Мультимедийный

Еще один популярный формат – мультимедийный лонгрид. Его отличительная особенность в том, что помимо текста он содержит большое количество разнообразных медиа-элементов: фото, видео, аудио, инфографику, цитаты, документы. Такой контент привлекает современных читателей, позволяя им как можно глубже погрузиться в тему.

Например, Wired опубликовал мультимедийный лонгрид, посвященный истории искусственного интеллекта. Помимо текста там представлен интерактивный таймлайн с ключевыми событиями, видеоинтервью с учеными, фотогалереи. Такая насыщенность элементами делает материал более наглядным и запоминающимся для аудитории.

Еще один пример: материал в Forbes под названием «Илон Маск. Человек, который хочет все». В нем приводится история Маска с использованием большого числа фото, видео, графиков, таймлайна событий.

Коммерческий

Коммерческие лонгриды используются брендами и компаниями как эффективный маркетинговый инструмент. Их цель – не просто проинформировать о бизнесе, а создать вокруг него историю, вызывающую доверие и симпатию у целевой аудитории.

К примеру, компания Nike создала лонгрид о своем основателе Филе Найте и истории бренда. Это позволило привлечь внимание общественности и укрепить имидж Nike как компании, бережно хранящей традиции и ценности.

Реконструктор

Еще один специфический вид лонгридов – реконструктор, цель которого воссоздать события давно минувших дней или рассказать исторический факт под новым углом зрения. Реконструктор помогает оживить прошлое, сделать его ближе и понятнее для современного читателя.

Пример: материал под названием «24 часа, изменившие Россию», вышедший на РБК и представляющий из себя мультимедийную реконструкцию событий августовского путча 1991 года.

Для чего была придумана такая разновидность материала как лонгрид?

Рецепт приготовления «вкусных» лонгридов

Польза от лонгридов

Лонгриды не просто следуют модному тренду. Они решают важные задачи в современной медиасреде:

1. Подробно и многосторонне раскрывают сложную тему, преподносят различные точки зрения, экспертные оценки, факты и доказательства. Это особенно ценно в эпоху обилия коротких новостных заметок, где вместо глубокого анализа подсовывают яркие заголовки.

2. Удерживают внимание аудитории благодаря разнообразию контента, интерактивным элементам и увлекательному сюжету.

3. Заинтересовывают даже тех, кто уже привык к клиповому восприятию информации. Таким образом, лонгриды воспитывают культуру чтения длинных текстов.

4. Выполняют важную просветительскую и образовательную функцию. Они не только развлекают, но и обогащают читателей новыми знаниями, расширяют кругозор, заставляют задуматься о важных вещах. А это особенно актуально для подрастающего поколения.

5. Качественные лонгриды позволяют формировать преданную читательскую аудиторию вокруг актуальных или наболевших тем и развивать отношения с читателями на новом уровне.

Поэтому создание лонгрида – это не разовая акция или мини-проект, а важная долгосрочная инвестиция, работа на перспективу.

6. И, конечно же, лонгриды дают возможность создавать устойчивый трафик для сайта, блога или издания, поддерживать авторитет бренда в информационном поле. Поэтому лонгриды лучше воспринимать не как модное веяние, а как неотъемлемую часть стратегии в развитии издания.

Польза от лонгридов с точки зрения SEO

Помимо привлечения целевой аудитории, лонгриды играют важную роль и для продвижения сайта в поисковой выдаче, то есть SEO.

Во-первых, объемный и уникальный контент, каковым является качественный лонгрид, всегда положительно влияет на SEO. Он демонстрирует поисковым системам экспертность сайта в теме, повышает его авторитетность.

Во-вторых, мультимедийный характер лонгридов способствует лучшему индексированию контента.

Поисковики учитывают не только текст, но и другие элементы: заголовки, подписи к изображениям, ссылки и так далее.

И наконец, качество лонгридов и популярность у пользователей положительно влияют на поведенческие факторы ранжирования: время на сайте, глубину просмотра страниц, количество социальных рекомендаций. А это прямой путь к топовым позициям в выдаче по запросам.

Ну что ж, теорией вооружились, пользу осознали. Пора воплощать замысел?

Но не спешите. Остался еще один важный этап.

Рецепт приготовления «вкусных» лонгридов

Определите необходимость лонгрида

Прежде чем приступать к созданию лонгрида, важно определить, на самом ли деле он необходим. Ответить помогут ключевые вопросы:

  • Какая тема будет в центре лонгрида и кто целевая аудитория? Например, сложный аналитический материал на экономическую тему вряд ли заинтересует широкие массы читателей. Здесь уместнее выбрать что-то более живое и эмоциональное.
  • Могу ли я рассказать нечто новое? Оцените потребность общества в подобного рода контенте. Если тема уже хорошо освещена или не представляет интереса для аудитории, возможно, стоит отказаться от идеи лонгрида, чтобы не потратить усилия впустую. А вот спрос на уникальную информацию, новый взгляд – хороший повод для создания объемного материала.
  • Как воспримет читатель материал? Кроме того, важно понимать психологию читателей, их готовность воспринимать длинный текст. Если аудитория консервативна, для комфортного чтения лучше разбить материал на части.

Подготовка к созданию лонгрида

После того как необходимость лонгрида определена, приступаем к подготовке, которая сравнима с приготовлением сложного блюда.

1. Выбираем само «блюдо», которое хотим приготовить.

Для этого тщательно продумываем тему будущего материала, выбираем наиболее подходящий для нее формат: портрет, репортаж, аналитика и так далее. От этого зависит дальнейший посыл.

2. Далее подбираем качественные «ингредиенты».

То есть, предстоит кропотливая работа по сбору информации из различных источников: научных трудов, статистических данных, материалов СМИ, архивных документов. Это придаст лонгриду полноту охвата темы и объективность.

3. И, наконец, выбираем «соус» и эстетическое воплощение.

Для этого нужны яркие, запоминающиеся иллюстрации, органично дополняющие текст: фотографии, инфографика, цитаты известных людей по теме. Такие элементы сделают лонгрид более живым и привлекательным для читателей. Визуальный контент зачастую не менее важен, чем сам текст.

Создание структуры лонгрида

После сбора необходимой информации приступаем к структурированию будущего лонгрида.

А вот здесь, наверное, уместнее будет сравнивать процесс не с приготовлением блюда, а с написанием добротного сценария к фильму. Как говорится, по хорошему сценарию можно снять плохой фильм, но по плохому нельзя снять хороший. Поэтому в основе добротного лонгрида должна лежать логичная структура, внятный план.

А) Начинать нужно с формулировки главной идеи – стержня всего повествования. Это ключевое послание автора читателям, которое должно прослеживаться на протяжении всего текста.

Б) Далее добавьте в структуру немного драматургии для создания эмоциональной связи с читателем. Чтобы раскачать эмоции аудитории, материал должен вызывать у читателя любопытство, смех, сочувствие к герою материала и потрясение. В идеале – всё перечисленное, но если не получается, то не менее двух элементов.

В) Продумайте основные смысловые блоки и озаглавьте их так, чтобы подзаголовки заинтриговали аудиторию, подтолкнули к дальнейшему чтению. Продумайте логическую связь разделов между собой.

Г) Ну и в завершение нужно грамотно распределить подготовленный материал по блокам, соблюдая принцип «от общего к частному»: от фундаментальных аспектов темы к конкретным фактам и деталям. Тем самым вы получите плавность повествования и комфортное восприятие информации.

Рецепт приготовления «вкусных» лонгридов

Написание текста

После тщательной подготовки и структурирования приступаем к написанию основной части лонгрида. Здесь нужно последовательно, с соблюдением логических связей между абзацами, раскрывать заявленную тему. Повествование делаем плавным и цельным.

Важно использовать языковые конструкции, помогающие удерживать внимание читателя: риторические вопросы, эмоциональные обращения, неожиданные повороты сюжета.

Текст должен захватывать, поэтому скатываться в сухое изложение фактов недопустимо.

В заключении лонгрида формулируем вывод, который не только подведет итог всему сказанному, но и заставит читателя задуматься, переосмыслить привычные вещи, взглянуть на них под другим углом.

По большому счету, хорошее заключение должно побудить аудиторию к действиям. Например, более внимательно относиться к собственному здоровью, изменить привычки, начать новое увлечение, пересмотреть отношение к чему-либо. В конце концов, просто задуматься.

Лид-абзац и заголовок

Когда основной текст и заключение готовы, приступайте к написанию сильного вступительного абзаца – лида, который плавно погрузит читателя в тему. Лид должен захватывать внимание интригой, цепляющим фактом или цитатой, обещать раскрытие важных подробностей далее по тексту.

От качества лида во многом зависит, захочет ли читатель продолжить знакомство с материалом.

По готовности лида можно переходить к заголовку. Набросайте разные варианты и скомпонуйте из них такой, который заинтригует читателя, заставить его остановиться и приступить к чтению. Удачный заголовок должен играть на пользе и/или любопытстве аудитории.

Если вам удобнее придумать сначала заголовок, а потом лид-абзац, делайте так. Главное, чтобы к этому моменту основной текст статьи уже был готов.

Заголовок и лид гораздо легче придумывать, когда материал обрел форму и содержание, и есть понимание, что он из себя представляет в целом.

Визуальное оформление

После написания основного текста лонгрида, не стоит забывать о не менее важном этапе – работе над визуальным оформлением.

Тщательно отбирайте фото- и видеоматериалы для дополнения и иллюстрации слов. Изображения должны быть высокого качества, хорошо передавать атмосферу происходящего.

Не менее важно правильно расположить их по тексту так, чтобы они органично встраивались в повествование.

Кроме того, чтобы облегчить читателям навигацию по длинному материалу, можно добавить удобные инструменты: кнопки для перехода между ключевыми разделами, ссылки на наиболее важные части, оглавление.

Такие элементы позволят быстро перемещаться по лонгриду, не теряя концентрации и интереса к теме. Удобство навигации – залог того, что читатель осилит весь текст от начала до конца.

Проверка и корректировка

После создания черновой версии лонгрида наступает критически важный момент – тщательная проверка текста и его доработка.

На данном этапе необходимо вычитать весь материал, исправить опечатки, стилистические и фактические ошибки. Убедиться в корректности цитат и данных, чтобы не вводить читателей в заблуждение недостоверными сведениями.

Дополнительно стоит перепроверить логику изложения материала в основной части лонгрида, цельность и непротиворечивость повествования, соответствие заголовка, лида и выводов содержанию и направлению мысли.

Если вы проделали всё вышеизложенное, поздравляем! Ваш лонгрид готов к публикации.

Рецепт приготовления «вкусных» лонгридов

Инструменты для создания лонгридов

Современные технологии предоставляют авторам онлайн-сервисы для создания ярких мультимедийных лонгридов. Это упрощает процесс.

Одним из лучших инструментов считается Tilda Publishing – визуальный конструктор сайтов, позволяющий без навыков программирования создавать эффектные мультимедийные истории с различными блоками, анимацией, параллакс эффектами.

Есть масса готовых шаблонов.

Также хорошо себя зарекомендовал сервис Storyline от Knight Lab.

Он дает возможность выстроить увлекательный сюжет с помощью текста, временной шкалы, изображений, видео и аудио. Сервис подойдет для создания как интерактивных статей, так и цифровых рассказов.

Ну и, конечно, ИИ. Куда же без него?

За последнее время нейросети заметно эволюционировали и теперь уже способны генерить вполне себе связный и читаемый текст. Правда, написать весь лонгрид с помощью ИИ точно не получится. Вернее, написать-то получится, но читать такую статью будет так же «интересно», как и статистический отчёт или расписание поездов.

Поэтому если вы хотите, чтобы статью, созданную нейросетью, дочитали до конца, ее придется «оживить», «очеловечить». А именно: добавить интонации, эмоции, юмор, вводные слова, слова-связки, сравнения, метафоры, цитаты, пословицы или поговорки. Тут кому что нравится.

А теперь немного дегтя в бочку меда.

Почему лонгриды не «доедают» до конца?

Даже несмотря на все преимущества, лонгриды не всегда прочитываются «от корки до корки». И здесь несколько распространенных причин:

  • слабый заголовок и лид, не способные зацепить читателя и вызвать желание продолжить знакомство с материалом;
  • причиной может быть плохая структурированность текста, разрозненность информации, отсутствие логических связок между абзацами;
  • наконец, камнем преткновения часто становится неудачное соотношение текста и мультимедиа. Либо сплошная стена текста без иллюстраций, либо наоборот – яркие картинки, но мало полезной информации.

Заключение

Есть такой еврейский анекдот. В городе открылся ресторан с броским названием «Как у мамы». Под вывеской – слоган «У нас вкусно и дешево! Но мы заставляем доедать…»

К сожалению, никаких механизмов или методик, заставляющих читателя добираться до последних строчек не существует. Кроме мастерства тех, кто готовит материал.

Возможно, со временем психологи и маркетологи изобретут некие «пищевые добавки», «усилители вкуса», эдакий «глутамат натрия» для контента.

А пока, как в песне Владимира Высоцкого, «надеемся только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк».

А это значит – постоянная работа над совершенствованием навыков по созданию лонгридов, оттачиванием мастерства, новыми интересными экспериментами в этой области.

Так что пробуйте, экспериментируйте, творите с умом, и всё у вас получится!

Кстати, если вам понравился этот лонгрид, не забудьте поставить лайк «шеф-повару» и подписаться. И до новых встреч в нашем контент-ресторане!

Рецепт приготовления «вкусных» лонгридов

Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?

Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:

🚩 http://prslon.ru/ »

Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?

Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:

WhatsappTelegram: +7 (499) 346 89 22

3232
19 комментариев

Ого это лонгрид оказывается

1
Ответить

Спасибо за ваше мнение, подписывайтесь, ставьте лайки

Ответить

ага)

Ответить

Люблю качественные тексты
Признаюсь всегда читаю кусками, выхватываю инфу блоками, поэтому всегда радуюсь, когда автор выделяет нужную мысль графически или как-то визуально

1
Ответить

Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎 делитесь статьёй

Ответить

Увлёкся, вовлекся, прочту потом

1
Ответить

Слушьте рассказать нуднятину интересно. - тож талант 🥹
Заметила, что в наш век фаст информации, лонгриды все равно как отдельный вид искусства!

Ответить