Как мы развиваем soft skills в команде IT

Образ странного айтишника-социофоба, который пыхтит над клавиатурой — скорее бородатый анекдот из нулевых и мало общего имеет с реальностью. Сегодня решение любых задач связано с обсуждением и общением, поэтому базовые навыки коммуникации нужны любому специалисту из сферы IT. А если он хочет в перспективе стать Tead Lead, то soft скилы переходят в разряд hard. Мало кто обладает врожденными навыками общения, менеджмента и планирования, но это всё реально прокачать. Сегодня хотим рассказать, как мы в компании помогаем нашим сотрудникам развивать свои soft скилы.

Как мы развиваем soft skills в команде IT

Что это такое soft skills

Hard skills, или «Профессиональные навыки»: к ним относится экспертиза сотрудника как специалиста. Например, знание определённого софта или языка программирования. Иностранный язык — hard скил для переводчика, а продуктовый дизайнер должен знать фреймворки построения гипотез, потому что постоянно с этим работает.

Soft skills или «Гибкие навыки» — это универсальные компетенции, которые связаны с личностью человека. Например, такие социальные, интеллектуальные и волевые компетенции, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность, аналитический склад ума, лидерские качества и многое другое. Каждый может развивать эти навыки у себя, даже если сейчас кажется, что они недостаточно хороши.

Как проверить soft skills в ходе собеседования

Нет универсального набора soft скилов, потому что у каждой профессии своя специфика и свой сет актуальных навыков. Наша команда HR рассказала, на что она обращает внимание в ходе собеседования.

«Нам важно, чем человек увлекается и как развивается: это ведь тоже про soft скилы. Например, спрашиваем “Есть ли у тебя pet проект?”. Здесь мы хотим понять, занимается ли человек в свободное время разработкой какого-то продукта для себя, — рассказывает HRG Nerve.Ai Анастасия Зыкова. — Если у кандидата такого нет, мы спрашиваем, как он обучается. Иногда ребята отвечают, что нет хобби и вообще времени на что-то кроме кроме основной работы. Это значит, что, во-первых, человек очень быстро выгорит, а во-вторых, он не учится и не развивается, что тоже критично для нас».

Ещё наши HR специалисты дают на собеседовании кейс. Кандидату нужно описать алгоритм действий при таких вводных: «Вам дали задачу, которую нужно сдать через два часа. Вы делаете и вдруг понимаете, что понадобится еще четыре. Какие ваши действия?» Очень часто кандидаты с грейдом junior отвечают, что будут работать ночью, гуглить или спрашивать у друзей. Но правильный ответ для любого специалиста — сразу предупредить об этом Project менеджера или Team Lead проекта. Бывает, что задача не очень срочная и ее можно доделать позже. Но случается, что крайне важно уложиться в срок: например, от итога зависит релиз какой-нибудь фичи. Если руководитель вовремя получит информацию о задержке по срокам, то попросит более опытного специалиста вам помочь, или предупредит заказчика, или найдет ещё какое-то решение проблемы.

Этот кейс отлично проверяет навыки командной работы, поиска информации, умения договариваться и просить о помощи.

Зачем мы записали свой базовый курс по коммуникации

В нашей работе решение задач плотно завязано на коммуникации разного уровня. На ежедневных daily и standup нужно уметь задавать вопросы, конструктивно обсуждать задачи и быть в контакте с командой. На ретроспективе или в ходе встреч 1-to-1 наши коллеги и руководители проектов периодически сталкиваются с тем, что непросто дать фидбек о работе другого члена команды, чтобы этот человек не только не обиделся, но и захотел решить проблему.

У нас в компании ежемесячно проводятся CoffeeTalks, персональные встречи с HR, где каждый сотрудник может поделиться своими радостями и сложностями. На них часто звучал запрос рассказать про те или иные кейсы, связанные с коммуникацией. Например, «как общаться, если я интроверт» или «как правильно расставить границы, если дружишь с коллегой». Многие не знают, как себя вести в таких ситуациях просто в повседневной жизни, не то, что в работе.

Чтобы собрать понятные и простые инструкции по тому, как себя вести в тех или иных случаях, мы записали базовый видеокурс по коммуникации. В нем шесть коротких роликов, которые поднимают важные темы: как экологично разговаривать с собеседником, как давать негативную и позитивную обратную связь, про дружбу на работе и про решение конфликтов, про то, как поддержать своих коллег в сложных ситуациях. Наш HRG Nerve.Ai Анастасия Зыкова — практикующий коуч и психолог, в роликах она дает конкретные кейсы и эффективные техники, которые можно подстроить под себя и активно использовать не только на работе, но и в жизни.

Нужно отметить, что подобные курсы — обычная практика для больших компаний. Там, как правило, есть отдел развития и обучения (Training and Development Department или Learning and Development Department), который разрабатывает курсы повышения квалификации для руководителей и линейного персонала. Среди небольших IT компаний — это нечастая практика: это трудозатратно и требует определённой экспертизы. Скорее распространена практика недолжностных инструкций типа особенностей дресс-кода для офиса или политики компании относительно дружбы между сотрудниками или романтических отношений на работе.

Почему рассказывать о культуре общения — важно?

Для нас этот курс — важный и серьёзный шаг на пути развития команды. Он не только помогает разобраться с тем, как вести себя в той или иной ситуации, но и транслирует такую ценность компании, как экологичное и комфортное общение в коллективе. Сейчас мы включили курс в чек-лист по онбордингу, и его в обязательном порядке смотрят все новые сотрудники. Но он также в свободном доступе для всех наших коллег.

Ещё курс — это удобный инструмент, на который можно сослаться при разговоре с сотрудником о его коммуникативных навыках в случае сложных кейсов или при его аттестации. «Например, у нас проходит оценка 360, и мне 40% команды пишет, что условный Вася — “сложный человек”. Мы не скажем Васе, что “команда пишет, что с тобой тяжело”, ведь это очень субъективная и непонятная формулировка, — делится Анастасия Зыкова. — Мы даем Васе обратную связь от команды, что у него хромают soft скилы, и отправляем ссылку на конкретное видео, где можно хотябы по базе пройтись».

Задача курса — дать импульс, и если сотрудник захочет углубиться в вопрос, он может найти информацию в интернете, или ему поможет отдел HR своим списком литературы.

Ранее мы писали, что проводим специальные встречи для руководителей проектов, где они обмениваются опытом. На подобных митингах HR отдел тоже опирается на курс и дает ссылки на видеоуроки для иллюстрации конкретных кейсов.

Самый популярный урок

У видеороликов разное количество просмотров, но когда курс только вышел, самым популярным было видео про дружбу между коллегами. Это неудивительно, потому что вся команда, как минимум, восемь часов на связи, и в процессе плотной работы в коллективе не могут не образовываться дружеские связи.

«Мы все примерно одного возраста в команде, вместе трудимся над одними проектами, ходим в зоопарк или на концерт, и так постепенно становимся друзьями. Но почти нигде тебе не дают инструкции на такой случай, — комментирует Анастасия Зыкова. — Друг простит, если ты пропустишь дедлайн, или не будет тебя строго отчитывать, если ты о чем-то не предупредишь заранее по работе. К сожалению, при таком отношении может пострадать проект».

Самое важное, по словами Анастасии, всегда обозначать границы и договариваться: обсудите, какие вопросы по работе вы обсуждаете неформально, и что вы точно не подводите друг друга, если пообещали сделать определенные задачи в срок. Мы обязательно подробнее расскажем про этот момент и поделимся другими лайфхаками из нашего курса в следующей статье.

Как ещё можно донести ценность soft скилов до коллег

Мы хотим эффективнее растить Team Lead внутри компании. Поэтому говорим, что помимо глубокой экспертизы в своей профессии для человека в этой позиции жизненно важно уметь общаться с командой, руководить и вдохновлять, обладать навыками менеджмента. Люди с этим не рождаются, но наш курс помогает определить, какие скилы у них есть уже сейчас и какие знания нужны ещё.

«В маленьких IT-компаниях лидами, как правило, становятся просто хорошие разработчики, которые не стесняются задавать вопросы и умеют убедительно говорить, — рассказывает HRG Nerve.Ai Анастасия Зыкова. — Но когда такому разработчику дают в подчинение команду, выясняется, что он не знает, как руководить и мотивировать, боится увольнять, что тоже иногда нужно. Боится или, банально, не знает. Здесь уже нужны более сложные навыки коммуникации». В следующих материалах, мы расскажем, как растим у себя руководителей команды.

Стоит ли компании делать подобный курс?

Короткий ответ — это хорошая практика и подспорье для ваших коллег, но очень зависит от текущих потребностей.

Как мы выяснили ранее, у наших коллег был запрос на подобную инструкцию, и конкретные кейсы из повседневной жизни помогли сделать видеоуроки полезнее. Даже если вы берете контент похожих курсов как базовый вариант для вашего видео, там точно нужно персонализировать информацию: добавить в темы конкретику и специфику вашей организации. Так пользы для ваших сотрудников будет кратно больше.

Ещё один момент — ваши технические возможности, ресурсы и экспертиза в теме soft скилов. Например, контент для нашего курса и продакшн делала Анастасия Зыкова, у нее есть опыт и экспертиза в этой теме.

Ваш собственный курс по коммуникации — это отличная возможность не только дать полезную информацию, но и рассказать про ценности вашей компании. Поэтому если вас пугает именно аспект производства роликов, вы можете сделать версию MVP: проработать контент и записать короткие ролики на телефон. Затем взять обратную связь с ваших коллег и доработать курс в следующей версии. Ведь совсем необязательно, чтобы в видео была особая графика и сложный монтаж: важно, чтобы уроки помогли вашим коллегам стать лучше.

Мы очень рады, что сделали свой базовый курс по коммуникации, потому что получаем положительный фидбек от наших сотрудников, и обязательно подумаем, как его доработать.

11
3 комментария

привет! спасибо, что делитесь. у меня никогда не было опыта работы с подобными курсами и вообще я никогда не видела в них ценность. но работая с техническими специалистами каждый день, я понимаю, как важно, чтобы они были гибкими и спокойно объясняли какие-то сложные моменты. попробую рассказать своей команде, что можно такую практику в компанию внести!
а у вас не было в планах сделать курс публичным?

1

Привет, пока нет. Но если будет больше запросов - переснимем и сможем запустить в общий доступ!

1

Сегодня услышала такой вопрос на интервью: Прикиньте, сколько футбольных мячей будет продаваться в год? (чистой статистики, допустим, нет)
Думаю о коллеге, ну зачем такой вопрос задавать. Но когда я услышала, как рассуждает кандидат - вопрос об уместности отпал. Очень интересно было послушать, с какой стороны человек готов подступиться к задаче и как он мыслит. Отвечал разработчик - там было что-то про узнать через код о количестве проданного через известный интернет-маркет и дальше по логике. Это история про мышление
Сама бы я размышляла на тему: посмотреть количество стат запросов "мяч, купить", написать маркетологу, каков примерный процент покупки желаемого от простого гугления желаемого. Где-то между делом поднять вопрос о продаже мячей в крупном магазине, для этого мне нужно познакомиться с логистами этих магазинов, а для начала найти комьюнити, где они есть.Не забыть прикинуть сезонность. Закинуть вопрос в чаты профессиональные, выслушать мнение других, заодно схантить sales менеджера по ответам, составить таблицу релевантных ответов, объединить, выдать итог.
По мне так вопрос оказался хорошим. Надо будет задать его друзьям, послушать, что ответят.

1