20% наших лучших сотрудников не имеют диплома и не сожалеют об этом

«Предъявите диплом!» — просят многие работодатели на первом собеседовании. Неважно кто — инженер, разработчик или менеджер по чистоте — все обязаны иметь в своем прошлом пятилетний стаж хождения по лекциям и ловли халявы перед экзаменами.

20% наших лучших сотрудников не имеют диплома и не сожалеют об этом

А что гарантирует работодателю синяя (да хоть красная) корочка при приеме кандидата на работу? Не так много, как все привыкли думать. Галочку в графе “высшее образование”, а все остальное - проявится в деле.

Почему об умении делать свою работу хорошо многие работодатели хотят прочитать в дипломе? И что важнее - опыт в профессии или опыт чтения конспектов и сдачи контрольных?

Глубоко копаем да лопаты не знаем!

Так можно сказать о сегодняшней системе высшего образования. Да простят нас именитые (и не очень) вузы, но их программы зачастую отстают от жизни. Пока они пишут учебники и распределяют по часам, когда изучать тычинки, а когда - пестики, в мире бешеными темпами появляются новые сорта цветов.

Так с любыми профессиями, особенно связанными с технологиями. Новые идеи, алгоритмы и тенденции появляются раньше, чем на кафедрах заговаривают о смене учебного плана. Потому что копают глубоко, программы пишут основательные, теоретические. А до толковой практики дело доходит не всегда. И тоже с запозданием.

Представьте. Пришел Василий Пончиков с высшим кулинарным образованием устраиваться на работу в престижный ресторан. Диплом говорит: “Знает Вася все о пряностях, мясных рулетах и лягушачьих лапках”. Да только Василий все это из книжек знает и конспектов, аккуратно записанных.

А Петр Кочерыжкин, второй кандидат, высшего образования не получил. Некогда ему было, ибо работал он на кухне. Все шаги прошел - от чистки картошки до жарки котлет из стерляди. Посмотрели рестораторы на обоих в деле и отправили Васю Пончикова домой. Капусту учиться шинковать. А Петю Кочерыжкина взяли на работу. Пончики жарить фирменные, под шоколадным соусом.

Пример упрощенный, но, согласитесь, доля правды в нем есть

А что у нас?

Для руководителей портрет идеального сотрудника может выглядеть примерно так. Инициативный человек с высшим образованием, качество знаний и опыт которого соответствуют заявленной в дипломе квалификации. И пусть он будет молодой и энергичный. И с многолетним стажем работы по специальности. А еще - здоровый и бездетный (ну, чтобы на больничные не отвлекался).

Но мы-то с вами знаем, что идеальных людей не бывает. А потому выбираем товарищей в бизнес-бой по боевым заслугам - умением орудовать киркой, клавиатурой, красиво обещать (клиентам, конечно, а не начальству) или из цыганского табора сколотить результативную рабочую команду (ну это уже - высший организаторский пилотаж).

Интересный факт: по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения ( ВЦИОМ), около ¾ (72%) молодых людей России в возрасте от 18 до 24 лет не считают высшее образование обязательным для построения успешной карьеры.

Этот же опрос показал, что половина россиян (51%) не согласны с утверждением, что отсутствие высшего образования обрекает человека прозябать на низкооплачиваемой и малопрестижной работой.

Есть о чем задуматься, вы согласны?

Наш опыт

Для себя мы давно сделали вывод о том, что важно, а что - не очень. Как компания - разработчик продукта в сегменте e-commerce, разумеется, мы много сил тратим на подбор и обучение IT специалистов, однако, в нашей команде есть и продажники, и контент - редакторы, тестировщики, менеджеры тех.поддержки, т.е. коллектив очень и очень многослойный.

Для нас приоритеты со стороны диплома давно сместились в сторону практических навыков, вовлеченности, желания проявить себя. Не будем кривить душой и утверждать, что все наши специалисты - самородки без высшего образования. Это не так, в нашей компании все более традиционно: соотношение сотрудников с В.О к сотрудникам без него составляет 80 / 20, прямо как в законе Паретто. И, между прочим, это не так уж далеко от истины - в некоторых задачах на результат в большей степени влияет именно энергия и креатив этих самых 20%. И, совершенно точно, наличие В.О.( а тем более профильного) не является для нас ключевым фактором в подборе сотрудника.

Приведем пару ярких примеров

Одним из наших ключевых отделов - R&D IT (проще говоря, разработка и внедрение новых технологий). Его начальник - человек с неоконченным высшим и большим багажом дополнительного образования. Отсутствие В.О. не мешает ему продвигать такие идеи и внедрять такие инновации, которые держат наших программистов в постоянном тонусе. Это ключевая фигура в компании, человек, самосовершенствованию которого нет пределов.

Хотите еще? Легко!

Для любого IT продукта тестирование - это все. Начальник нашего отдела тестирования бросил жур.фак на 2м курсе и ушел в тех.поддержку ресурса, схожего с нашим. Придя к нам, он изучил все, начиная с самых глубин, разработал уйму кейсов, внедрил автотесты, обучил команду и сейчас участвует во всех наших разработках от начала и до конца и у него всегда есть идеи по работе любого из наших направлений.

И это далеко не все наши ребята, которые без высшего образования или с образованием, далеким от их должности, делают качественным наш продукт - блеск их глаз, желание работать на результат, креатив, все это в разы ценнее чем “корочка” из института.

А вы согласны?

Да, образование кандидата говорит, как минимум, об умении добиваться целей, наличии базовых знаний, но оно не гарантирует наличие необходимых умений.

Проверить навыки кандидата достаточно просто. Предложить выполнить тестовые задания (составить новый бизнес-план, продать лягушку комарам, пополнить базу с клиентами, нажарить картошки с котлетами). Впрочем, для некоторых специалистов портфолио может заменить кучу тестов, потому что демонстрирует опыт, стиль работы, помогает работодателю спрогнозировать результативность будущего сотрудника. И выбрать - идеального.

Наша компания, как и рестораторы Пети Кочерыжкина, хочет видеть в сотрудниках опыт, заинтересованность, неординарность, перфекционизм. А наличие или отсутствие диплома - это уже второстепенный вопрос. Согласны?

77
17 комментариев

Недавно изучал педагогику и основная идея заключалась не в передаче знаний, а в "выращивании" компетентного человека. Компетентность – способность использовать накопленные знания и умения для решения проблем и задач.

Так вот я к чему вообще – университет в первую очередь воспитывает человека, а не просто передает набор знаний. Это нужно учитывать при наборе специалистов. Есть должности, где нужно "просто кодить" и образование не так важно, а где-то нужен профессионально-человечный комплект способностей, который чаще всего дают в университете.

Вышесказанное относится к нормальному инстиуту, а не к шарагам, естественно.

6
Ответить

только вот "нешараг" остались единицы по стране

3
Ответить

Алексей, попали в точку, не согласиться нельзя. Просто актуальность проблемы качества образования в целом, а еще, так называемое "заочное обучение" нивелируют веру в необходимость этого образования в принципе. И просто необходимо отходить от стереотипов и смотреть глубже. А компетентность, на мой взгляд, ближе к свойствам характера - кому-то присуща, а кому-то нет и не всегда она приобретается даже с самым качественным образованием.

Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Тоже самое хотел написать, где такие водятся?) инженер, сменил пять мест работы, ни разу на собеседованиях не просили "предъявить"

Ответить

А вы согласны?узнали

3
Ответить

Марина Пальм.
Может, диплом и нужен.Для подтверждения резюме, чтобы красный цвет его обложки добавил тебе баллов на собеседовании.
Но лично я считаю, что важнее именно тестирование и проверка в деле.Вот я педагог, а работаю сейчас совсем не по специальности.Просто хобби стало профессией- шью с 12 лет.И никакого диплома у меня нет по портновскому делу- а мужские костюмы крою так, что шьются с одной примерки.Извините за хвастовство.
Так что в любом деле- даже если нет диплома- нужно брать талантливого человека, дав ему возможность реализоваться!

1
Ответить