Ксения Долгушина, HR в Tasty Coffee: Уровень безработицы рекордно снизился, и это не предел

У нас в гостях Ксения Долгушина, эйчар Tasty Coffee. Мы поговорили про кофейную индустрию и специфику подбора в регионах. А еще Ксения рассказала, как компания пережила события последних лет и почему они не спешат расширять штат

Ксения Долгушина, HR в Tasty Coffee: Уровень безработицы рекордно снизился, и это не предел

Подкаст можно послушать в Mave, Apple Podcasts, Castbox, Google Podcasts, Яндекс.Музыке и YouTube

О компании

Мы одни из первых, кто начал продвигать спешелти-индустрию в России. Компания начала работу в 2008 году, в августе 2023 года ей исполнится 15 лет.

У Tasty Coffee три направления деятельности: кофейни, оптовая и розничная продажа.

Сейчас в компании около 130 человек — сотрудники офиса, производства и кофеен.

Все мы работаем в Ижевске — у нас нет филиалов и складов в других городах. Хотим, чтобы жители города пили вкусный кофе и были в контексте кофейной индустрии.

Мы не планируем превращаться в завод, поэтому очень аккуратно расширяем штат. За год в среднем нанимаем по 10–12 человек. Много раз взвешиваем, нужен ли новый сотрудник или можно справиться своими силами.

Мы не работаем удаленно, это правило действует для всех. Считаем, что именно такой формат работы позволяет сделать ее эффективной.

Сейчас стабильно растем: превышаем план отгрузки на 5–10% в месяц.

О подборе кандидатов

Основные источники поиска:

  • хедхантер,
  • рекомендации коллег,
  • соцсети компании,
  • телеграм-каналы.

Иногда соискатели приходят от известных блогеров, с которыми мы делали интеграции. Около 2 лет назад у нас была интеграция у Дудя — по ней до сих пор приходят кандидаты.

В Ижевске не самый крупный рынок труда, поэтому мы релоцируем сотрудников из других городов.

Этапы отбора:

  1. Собеседование с эйчаром.
  2. Тестовое задание для офисных позиций.
  3. Если мы ищем обжарщика или упаковщика, то приглашаем соискателей на экскурсию по производству продолжительностью 2–3 часа.
  4. Тестовый день с реальными рабочими задачами, который мы полностью оплачиваем.

Иногородним кандидатам помогаем приехать на тестовый день. Показываем им не только работу, но и сам Ижевск. Важно, чтобы человек принял взвешенное решение о релокации и трудоустройстве.

Что мы ищем в кандидатах:

  1. Интерес к кофе и работе в нашей компании.
  2. Ответственность — нужны люди, которых не придется подпинывать, мотивировать, за работой которых не надо следить.
  3. Честность. Если человек юлит, недоговаривает или привирает, он нам не подойдет.

Здоровая конкуренция между компаниями делает предложения для кандидатов лучше. Но для нас ее в Ижевске нет. Мы все равно следим за ситуацией и даем хорошие условия: зарплату в два раза выше средней по рынку, бонусы, узнаем, довольны ли люди, и ищем, что улучшить. Так мы показываем сотрудникам, что ценим их, и предотвращаем текучесть кадров.

О проблемах на рынке труда

Порог удовлетворенности работой в регионе ниже, чем хотелось бы. Все готовы работать с нами, когда узнают, что у нас полностью белая зарплата, оплачиваемый больничный и отпускные. А мы ищем тех, кто действительно заинтересован в кофейном деле.

Рынок кандидатов сильно ограничен — на вакансии компании откликаются одни и те же люди.

Уровень безработицы рекордно снизился, мы получаем в 2 раза меньше откликов, чем раньше. И кажется, что это не предел. Причин несколько: демографическая яма, высокая смертность во время пандемии, массовый уход на контрактную службу в армию.

🔥 Подписывайтесь на Telegram-канал Хантфлоу

Гайды для рекрутеров, интервью с экспертами и новостные дайджесты из HR-сферы.

Об изменениях после 24 февраля

Сразу после 24 февраля у нас резко увеличились объемы оптовых отгрузок. Клиенты запаниковали, начали покупать кофе впрок.

Мы закупаем кофе в долларах. Так как курс был нестабильным, мы каждый день меняли цены.

Объемы производства сильно увеличились. Чтобы справиться с возросшим спросом, мы нанимали временных сотрудников.

Чтобы снизить накал эмоций внутри компании, мы подключали психологов, проводили вебинары, встречи с директором компании. Обсуждали, как будем работать дальше, какие есть логистические пути.

О кофе

В России неподходящий климат для выращивания кофейного зерна. Мы заказываем зерно из стран, где оно растет, обжариваем его в Ижевске, продаем в России и странах СНГ.

Используем 2 способа сорсинга кофейных зерен:

  • Сотрудники едут в страны произрастания и там пробуют кофе. Затем привозят сюда маленькие сэмплы, которые обжаривают на нашем оборудовании и воде. Если вкус подходит, покупаем большими партиями.
  • Маленькие партии зеленого кофе привозят в Ижевск. Мы их обрабатываем, пробуем и принимаем решение, покупать ли еще.

Вкус кофейной чашки зависит от всего, что связано с зерном. От того, на какой почве и в какой стране оно росло, как обработано, перевезено, пожарено и приготовлено.

Чтобы отличать один кофе от другого, нужен опыт. Тем, кто интересуется кофе, советую использовать колесо вкусов.

Кофе в России будет. Все нормально.

Всех героев подкаста мы просим порекомендовать источники вдохновения нашим читателям. Вот что советует Ксения Долгушина:

Наш блог читают более 40 000 рекрутеров и профессионалов HR-индустрии. Подкасты, интервью, тематические статьи и экспертные мнения.

22
6 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

В первом абзаце речь идет о зерне, а во втором о кофе:) Соответственно, зерно - «оно», а кофе «он».

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Удивительно, россияне стали пить больше кофе, он же усиливает нервозность

Ответить