Полный гайд по геймификации. Часть 3: девять механик по созданию игровых вселенных для сотрудников

В наших предыдущих статьях мы рассказали, что такое геймификация и как встроить её в рабочий процесс. В третьей части гайда даём полный обзор игровых инструментов: бейджи, внутренняя валюта, корпоративный магазин, маскоты, чат-боты, интерактивное обучение, рейтинги, система мотивирующих наград и метрики для оценки успешности проекта.

Каждый месяц мы в StickPeek (корпоративная одежда со сменными стикерами) проводим бесплатный вебинар «Внутри HR: Практика. Кейсы», на котором профессионалы мира HR делятся полезным опытом. Самые интересные выступления мы публикуем в формате статей.

В нашем новом материале по следам прошлого вебинара Василина Соколова, основательница и CEO SaaS-платформы HRBOX, поделились своим богатым опытом эффективного применения игровых механик.

Василина Соколова, основательница и CEO SaaS-платформы <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhrbox.io%2F&postId=833703" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">HRBOX</a>
Василина Соколова, основательница и CEO SaaS-платформы HRBOX

Содержание:

Что такое геймификация?

Это метод, который использует игровые элементы и механики в неигровых процессах. Его активно применяют в разных областях, включая бизнес, продажи и образование. Идея геймификации – вовлечь и заинтересовать людей и дать им мотивацию с наградами за достижения.

Этот важный инструмент придумали достаточно давно. Человек любит чувствовать себя победителем. В начале геймификацию применяли в школах. Потом стало понятно, что она может работать и для взрослых. Особенно, начиная с поколения Y. Они много времени проводят у компьютера и увлекаются играми, поэтому им нравятся гейм-механики. Геймификация позволяет создать интересные и захватывающие взаимодействия, которые стимулируют к достижение целей и улучшают результаты работы и обучения.

Основные принципы геймификации

Четыре базовых принципа, на которых строится успешная геймификация
Четыре базовых принципа, на которых строится успешная геймификация

У каждого человека, который заходит в игру, должна быть какая-то мотивация. Это может быть получение фишек, баллов или других наградных элементов. Важно, чтобы игрок понимал, к чему он стремится, и какое вознаграждение его ждет. Кроме того, в геймификации нужно постоянно добавлять новые элементы и информацию, чтобы поддерживать интерес и вовлеченность сотрудников.

Когда мы играем, нам важно видеть свой статус и прогресс в игре. Он должен быть наглядным, так как если игрок не понимает, что происходит, и чего он достигает, его мотивация снижается.

Кроме того, нужно предусмотреть систему наград. Она не обязательно должна быть связана с деньгами. Это могут быть ачивменты, бейджи или другие формы признания и поощрения.

Что учесть при организации геймификации

Обратите внимания на эти моменты, при организации геймификации в компании
Обратите внимания на эти моменты, при организации геймификации в компании

Есть пять основных моментов, которые нужно учесть:

  1. Простой вход. Пользователь должен легко понимать, как запустить игру и какие механики будут использоваться. Это может быть не только игра, но и специальный портал или проект, в который включены игровые элементы.

    Простота регистрации очень важна. Одна крупная компания решила разработать проект с игровыми механиками для обучения 25000 сотрудников. Однако многие из них столкнулись с проблемами при входе, а те, кто смог зайти, не поняли, как зарегистрироваться из-за непонятного интерфейса. Второй аспект простоты – все правила игры, начисление баллов и другие процессы должны быть максимально прозрачными, понятными и видимыми.

    Для того, чтобы выиграть и заработать очки, нужно все максимально упростить. Но не нужно сознательно отказываться от сложных механик. Их можно ввести, если они доступно описаны. Иначе игрок не захочет разбираться и откажется участвовать.

  2. Четкая цель. Игроки должны ясно понимать, чего нужно достичь и какие задачи выполнить. Цель должна мотивировать и быть достижимой. Для поддержания интереса можно предложить промежуточные или нишевые цели.

  3. Поддержание интереса. Игроки должны видеть свои достижения и прогресс для эффективной оценки своих результатов. Для этого идеально подойдут графики или рейтинги, на которых будет видно продвижения к цели.

    Игра не должна быть скучной и предсказуемой. Поэтому советуем регулярно предлагать новые возможности, материалы, фишки и персонажей. Например, в компании можно использовать бейджи для награждения сотрудников за достижение промежуточных результатов. В начале можно награждать бейджами за стаж работы, но чтобы избежать рутины, нужно добавлять и другие виды наград.

  4. Конкуренция. Соревнование и взаимодействие игроков друг с другом – важная составляющая геймификации. Здоровая конкуренция, рейтинги, общение и сотрудничество могут увеличить интерес и вовлеченность. Некоторые люди не любят соперничества, но когда она существует в рамках игрового поля, все участники понимают, что это – условности и соревнуются в рамках правил. Такая форма корректной конкуренции придает игре азарт. Поэтому важно, чтобы соревновательный принцип был простым и понятным, с доступными рейтингами.

  5. Возврат в игру. Важно периодически отправлять уведомления, которые будут регулярно напоминать сотрудникам об игре. Это могут быть сообщения о том, что кто-то обошел их, появился новый лидер в рейтинге или новое задание, за которое можно получить баллы. Такой триггер помогает сотрудникам вернуться в игру, ведь интерес со временем может угаснуть, если его не поддерживать.

Если вы учтете все эти моменты, у вас получится классная и увлекательная геймификация, в которой все с удовольствием будут участвовать.

Инструменты вовлечения в корпоративную жизнь

Каждый человек уникален и вовлекается в дела компании по-разному. Поэтому необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами, которые будут вдохновлять и мотивировать сотрудников.

Бейджем «будущий профессор» в компании поощряют сотрудников, которые проводят обучение для коллег
Бейджем «будущий профессор» в компании поощряют сотрудников, которые проводят обучение для коллег

Это – отличный инструмент для поощрения и мотивации. Вы можете создать свою систему наград или использовать готовые наборы. Главное – настроить достижения так, чтобы они соответствовали потребностям вашей компании.

Например, один бренд разработал бейджи для удержания сотрудников, награждая их за время работы. Или пример на картинке: бейдж «будущий профессор». В этом случае сотрудники, начав обучать коллег, становятся тренерами внутри компании и организуют мастер-классы для команды. В зависимости от количества проведенных мероприятий они получают бейджи разных уровней.

Специальным бейджиком могут быть отмечены даже самые крутые костюмы на Хэллоуин. Возможности для развлечений и тематических наград ограничены только вашей фантазией. Бейджи могут быть связаны с внутренними темами и историями, ценностями компании и многим другим.

О том, как празднуют Хэллоуин и вообще отлично проводят время айтишники, мы делились в нашем материале: «Как работают и отдыхают айтишники: индусы танцуют, менеджер по настолкам и новогодний корпоратив в стиле утренника»

Пример на картинке – валюта «винтики». Название – внутренняя фишка компании.
Пример на картинке – валюта «винтики». Название – внутренняя фишка компании.

Хорошо, когда система позволяет назвать вашу валюту, как вы захотите. В данном примере как раз важна история про прозрачность – хорошо если есть страница, где четко видно, как заработать валюту, которую можно потратить во внутреннем магазине компании. Так вы можете продвигать важные для вашего бизнеса вещи.

Посмотрите, сколько «винтиков» можно получить за пять статей для внешних площадок. Для компании важно, чтобы сотрудники активно поддерживали информационное поле бренда, делились знаниями и формировали экспертный контент.

О внутренней валюте и других способах поощрения сотрудников мы рассказывали в нашем материале «Корпоративная культура здорового человека: 5 внутриком-проектов платежной системы «Мир»»

Наполнить внутренний магазин вы можете мерчем, а также сертификатами или специальными бонусами для сотрудников
Наполнить внутренний магазин вы можете мерчем, а также сертификатами или специальными бонусами для сотрудников

Логичное продолжение истории с корпоративной валютой – место, где сотрудники смогут ее потратить. Например, там может быть ваш мерч. Это – прекрасно, особенно, если он от StickPeek), потому что сменные стикеры позволяют создать корпоративную одежду для разных целевых аудиторий.

Распаковка мерча от StickPeek для HRBOX

Стикеры продаются за дополнительные бонусы, сотрудники ими обмениваются. К тому же история выходит экологичной – с помощью стикеров можно менять мерч, не заказывая новую одежду. Создавайте лоты, которые соответствуют вашим внутренним шуткам, мемам.

Вы можете также добавлять в ассортимент магазина нематериальные награды. Например, в компании «Крок» есть традиция five o’clock tea. Это – закрытая тусовка. Туда можно попасть только соблюдая определенные условия: долго проработать в компании и т.д. Вот такой закрытый клуб. При этом у компании есть лот в внутреннем магазине – место на этой корпоративной встрече.

Другой пример. Один из лотов для сотрудников в сети ресторанов – пропустить генеральную уборку. Еще один лот из другой компании – завтрак с генеральным директором. Люди копили на него, но затем у них начиналась паника – о чем я с ним буду говорить. Пришлось проработать момент, что завтрак с директором – это совсем не страшно.

Также можно добавить в магазин сертификаты на события – посещение ресторана, спортивных мероприятий и т.д.

Корпоративный магазин и еще 20 работающих инструментов для мотивации сотрудников в статье «Как мотивировать 9500 сотрудников во времена нестабильности? Пошаговый разбор с примерами от компании ВсеИнструменты.ру»

Открытки для сотрудников сети отелей Ritz Carlton с маскотом компании - львом
Открытки для сотрудников сети отелей Ritz Carlton с маскотом компании - львом

Маскоты поддерживают вовлеченность и дают ощущение принадлежности к компании. На картинке пример талисманов для сети отелей Ritz Carlton. На логотипе сети – лев. Мы сделали для них маскоты, которые позволяют ассоциировать себя с эти львом.

Здесь есть несколько нюансов. Важно подкидывать сотрудникам эти открытки в связи с разными информационными поводами. День рождение компании или сотрудника, кто-то первый раз пошел в отпуск.

Есть даже такой бейдж – первый раз за семь лет пошел в отпуск. Он есть только у одного сотрудника компании. В Ritz Carlton есть уникальная открытка, она называется «Золотой стандарт». Ее вручают самым крутым сотрудникам по итогам определенного периода. Так люди получают специальную награду, а компания продвигает важные базовые ценности.

Инструменты геймификации в обучении

Когда рабочее время буквально расписано по минутам, а тебе согласовывают бюджет на обучение, дополнительное образование может не вызвать энтузиазма. Бывают ситуации, когда сотруднику звонят посреди учебы и говорят – через пять минут ты мне нужен в офисе с отчетом. У многих компаний такой подход к обучению – бизнес в первую очередь. И все же, эти показатели можно повышать. Вот несколько инструментов, которые могут помочь.

Чат-боты - отличный инструмент для вовлечения сотрудников в учебный процесс
Чат-боты - отличный инструмент для вовлечения сотрудников в учебный процесс

В такие боты можно добавить много разных интригующих заданий или вопросов, которые мотивируют зайти в программу и ответить. Вовлекающий контент тоже может быть на разные темы. Если вы запускаете обучение по комплайнсу, можно задать вопрос – а знаешь ли ты, за что посадили сотрудника в 2015 году после встречи с клиентом? Подобное сообщение сразу захочется открыть и прочитать.

Такой контент должен быть небольшого формата, потому что читать в чат-боте лонгриды ни у кого нет времени. Сейчас люди любят получать информацию за 15 секунд.

Управлять эмоциями в чат-ботах можно с помощью стикерпаков, которые вы используете внутри компании. Например, у нас есть клиент – администрация ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ). У них молодой, продвинутый губернатор и есть свои мемасики в телеграме с разных его выступлений с подписями от сотрудников. Если вы сделаете такие вовлекающие истории в рамках обучения – это классно сработает, потому что завязано на эмоциях.

Инновационный город - интерактивная система обучения для компании МТС
Инновационный город - интерактивная система обучения для компании МТС

Когда МТС стала экосистемой, они создали для сотрудников обучение, в котором объясняли, что такое, например, искусственный интеллект. Была сделана интерактивная карта уникального инновационного города. Кликая на его разные части, можно узнать информацию о продуктах компании.

Для того, чтобы мотивировать сотрудников к обучению, создайте интересную им игровую вселенную
Для того, чтобы мотивировать сотрудников к обучению, создайте интересную им игровую вселенную

Есть механики, когда образовательный контент помещен в игровую среду. Например, нужно донести мысль, что нельзя брать взятки, потому что вы работаете в гос. органах. Как об этом интересно и доходчиво рассказать? Возьмите «Игру престолов» или «Игру в кальмара» и на основе понятной пользователю выдуманной вселенной создайте игровой пространство с вовлекающими моментами. Это погружает сотрудников в знакомый им мир и мотивирует проходить обучение.

Командные рейтинги помогают генерить новые идеи и обмениваться опытом
Командные рейтинги помогают генерить новые идеи и обмениваться опытом

Это должны быть как личные, так и командные рейтинги по разным темам. Такая система позволяет сотрудникам соревноваться не только за свою позицию, но и сотрудничать с коллегами. Обмен опытом и создание крепких связей между коллегами стимулирует появление новых идей и вдохновляет на достижение лучших результатов.

Какие метрики использовать, для оценки успешности геймификации

Примеры показателей, на которые ваша компания может ориентироваться при внедрении игровых механик
Примеры показателей, на которые ваша компания может ориентироваться при внедрении игровых механик

Результаты всегда измеряются с помощью цифр, которые мы можем представить руководству или планируем изменить. Можно взять бенчмарк рынка и показать, как конкуренты достигли определенных показателей с проектом по геймификации. Однако каждая конкретная цифра зависит от цели, которую вы установили.

На рисунке – четыре примера показателей, на которые ваша компания может ориентироваться при внедрении геймификации. Скорость обучения, процент посещаемости и завершения курсов – на все это можно повлиять с помощью игровых механик. Возможно вы стремитесь к увеличению продаж или сокращению ошибок в колл-центре – показатели могут быть любыми.

Прежде всего необходимо четко определить цели и понять, почему вам нужны гейм-механики. Не нужно внедрять их просто ради самой идеи игры – это не принесет успеха. Вы будете вовлекать сотрудников и создастся ощущение, что вы сделали прикольную вещь, только не понятно, зачем. Поэтому так важно на первых этапах добраться до сути – почему вам нужен именно игровой инструмент. Когда вы определитесь с целями вам будет проще подобрать метрики на которые вы будете ориентироваться при запуске геймификации и оценке ее успешности.

Вы сможете измерить эффективность игровых механик в процессе и внести изменения, если показатели не будут соответствовать вашим ожиданиям. Кроме того, вы сможете дать руководству цифры, показывающие успешность проекта. Однако главное – исходить из задач бизнеса, а не просто внедрять инструменты, которые вам нравятся.

В заключение

Геймификация может зайти абсолютно разным людям любого возраста. Главное – понять, чего именно мы хотим достичь. Как сильно это мотивирует и вдохновляет людей. Необходимо ориентироваться на то, что интересно сотрудникам.

Например, при сотрудничестве с нашим первым клиентом – компанией, производящей оконный профиль, мы ввели в рабочий процесс различные гейм-элементы, такие как бейджики и прочее. Мы также вовлекали сотрудников, стимулируя их предлагать свои новаторские идеи. В результате лучшие проекты были награждены корпоративной валютой и другими бенефитами.

Затем я попросила организовать для меня экскурсию на производстве. В инструментальных цехах я увидела серьезных мужчин в синих комбинезонах, которые были сосредоточены на своей работе. Они узнали меня и спросили, не я ли создала их площадку геймификации. Сначала я растерялась, не ожидала такого вопроса от работников цеха. Но затем спросила, пользуются ли они ею. На что получила вопрос – а можно вас обнять. Это было неожиданно.

Потом они показали мне комнату с единственным компьютером на весь этот цех. Каждый сотрудник мог зайти в него под своим логином и паролем. Над компьютером висели распечатки реализованных проектов, которые были воплощены, с бейджами, заработанными за внедрение этих идей. Работники производства копят открытки, которые присылают им коллеги из офиса. Они сказали, что наконец-то почувствовали, что их слышат и ценят, осознали себя частью большой команды.

Важно найти подход к вашей аудитории, не бояться экспериментировать и быть открытым к фидбеку.

Этот материал подготовила для вас команда StickPeek. Мы делимся с вами кейсами и полезными лайфхаками в сфере HR и маркетинга, а еще каждый месяц проводим бесплатные вебинары для эйчар-специалистов и управленцев.

Если вы хотите создать крутой мерч, то пишите нам! Для каждого проекта мы находим своё решение.

А в вашей компании применяют инструменты геймификации? Делитесь в комментариях вашим мнением и опытом.

Реклама ИП Давыдова Ирина Константиновна

ИНН: 771973915181

erid: 2VtzqxGpjzQ

Реклама ООО «Группа Компаний Оскар»

ИНН: 7714457444

erid: 2VtzqwZea2k

3636
49 комментариев

Есть ли кейсы использования для отделов продаж?

3
Ответить

Есть пример классного кейса, когда обучающая и продажная история работали вместе https://hrbox.io/blog/cases/divanru

3
Ответить

спасибо за разбор - про простоту, понятность и прозрачность - вот прям неистово плюсую) про рабочих в конце забавно)

3
Ответить

Да, рабочие отличные, всем важно, чтобы их заслуги оценивались и отмечались - это мотивирует)

2
Ответить

А на каких площадках корп магазин размещается? Сайт отдельный или типа закрытой группы в ВК с «услугами»?

3
Ответить

Обычно корп. магазин размещается на базе корпоративного портала компании

1
Ответить

Вам в итоге книгу выпускать надо

2
Ответить