ИИ в клиентском сервисе: хрустальный шар с образами будущего или обречённый пузырь

Инвестиции в ИИ «во многих случаях» ухудшили CX и нарушили внутренние процессы компаний — так начинается аналитический отчёт о цифровизации и ИИ в контакт-центрах. Исследования показывают, что клиенты всё ещё предпочитают общаться по телефону с «живыми» операторами. Но аналитика КЦ говорит о пользе ИИ в клиентском сервисе. Что учесть, чтобы безубыточно вложиться в ИИ, который будет работать с клиентами — читайте в блоге.

Много ли клиентов, недовольных ИИ?

В сети много исследований, согласно которым клиенты довольны чат-ботами и IVR меньше, чем традиционными звонками по телефону и чатом с «живой» поддержкой. Согласно отчёту Contact Center Benchmark (по заказу Национальной ассоциации контактных центров), 75% клиентов уверены, что их вопросы решат только «живые» операторы по телефону, а чат-ботам доверяет 16%. Проценты в разных открытых источниках разнятся: в недавнем отчёте Statista недовольны чат-ботами 43% американцев, команда CSA со ссылкой на Ipsos говорит, что 77–88% клиентов предпочитают человека чат-боту. Наше исследование тоже показало больший интерес к голосовым каналам.

Однако есть ситуации, в которых ИИ-поддержка людей устраивает. Так, из 670 покупателей онлайн-магазинов 71,5% «принимают или, по крайней мере, не сопротивляются обслуживанию клиентов с использованием ИИ». Поводом выбрать ИИ вместо человека может быть позиционирование бренда через профессионализм (% не указан) или возможность меньше «висеть на удержании» (37%). На вопрос, каких профессионалов было бы комфортно заменить искусственным интеллектом, если бы он работал на уровне человека, из тысячи опрошенных американцев 37% оказались готовы на ИИ-сотрудников контакт-центров.

<p><i>Часть цитат и графиков, на которые ссылаюсь в тексте, об отношении клиентов и бизнеса к ИИ-помощникам и автоматизации</i></p>

Часть цитат и графиков, на которые ссылаюсь в тексте, об отношении клиентов и бизнеса к ИИ-помощникам и автоматизации

В чём причины неуспеха чат-ботов и голосового меню у клиентов

Если сопоставить данные, которые получила команда Contact Center Benchmark от представителей контактных центров в 2023 году, и команда Treasure data от клиентов в 2019 году, проявятся такие причины, почему люди предпочитают людей:

  • понимают запрос лучше;
  • решают проблемы быстрее;
  • слышат лучше, более гибкие;
  • дают предпочитаемый эмоциональный отклик;
  • дают больше возможностей решить проблему и лучше объясняют, как это сделать, т.к. способны отклониться от скрипта.

Важны и заключения КЦ, которые неочевидны клиентам. Так, представители клиентского сервиса говорят, что клиентов отталкивает от ботов и IVR ограниченность опциями меню и низкая репутация. Чуть больше трети опрошенных предполагают, что клиенты недовольны ботами и IVR из-за того, что не понимают принципы работы и способности инструментов.

<i>Сводная сравнительная инфографика на основе отчётов Treasure Data [эл.ресурс] и Contact Center Benchmark [с. 8] об отношении к ИИ-помощникам по сравнению с людьми</i>
Сводная сравнительная инфографика на основе отчётов Treasure Data [эл.ресурс] и Contact Center Benchmark [с. 8] об отношении к ИИ-помощникам по сравнению с людьми

Ещё одна причина, по которой люди не хотят принимать помощь ИИ — не всегда подходящая для этого сфера услуг. Например, согласно исследованию Treasure Data, 13–15% американских респондентов были бы не против полностью цифровой поддержки в сфере авиаперевозок, отелей, такси, но лишь 1–3% согласились бы на автоматизированную поддержку со стороны медицинских учреждений, автомобильных и ремонтных сервисов, поставщиков услуг по благоустройству домов и ландшафтов.

<i>Люди согласны на цифровизацию служб поддержки авиаперевозок, где у них больше всего контактов с ИИ. Значит, чем чаще клиенты будут сталкиваться с помощью ИИ, тем лучше поймут его функционал и накопят больше положительного опыта, что поднимет репутацию ИИ</i>
Люди согласны на цифровизацию служб поддержки авиаперевозок, где у них больше всего контактов с ИИ. Значит, чем чаще клиенты будут сталкиваться с помощью ИИ, тем лучше поймут его функционал и накопят больше положительного опыта, что поднимет репутацию ИИ

Точно ли люди недовольны ИИ в поддержке?

Казалось бы, исследований о том, как люди взаимодействуют с искусственным интеллектом, немало. Однако как минимум в общедоступных не уточняется, действительно ли клиенты были недовольны всеми ИИ, с которыми сталкивались. Ведь пользователи могут сообщать о негативном опыте взаимодействия с ИИ, который они распознали.

Эксперты уже предлагают учить людей отличать тексты ИИ от человеческих. А голосовые роботы, подключенные к любимой клиентами телефонной линии, поражают сходством с человеком: даже в 2018 году голосовой ассистент Google не выдавал в себе техническую начинку, когда звонил в салон и бронировал время для стрижки, голосовой робот Air AI в 2023 году, который записывает на тест-драйв авто, от него не отстаёт. Примерами работы голосовых роботов Teleperformance мы публично не делимся, чтобы не раскрывать заказчиков.

Фрагменты видео, на которые я ссылаюсь в тексте

Получается, клиент может принять ИИ-бота или голосового помощника за человека. Незнание возможностей чат-ботов в таком случае сработает не против, а на пользу КЦ. Почему? Потому что качественный сервис от ИИ с большей вероятностью будет похож на опыт общения с «живым» оператором, подойдёт под ожидания клиента и не вызовет лишних волнений.

В свою очередь ожидания людей от ИИ влияют на его восприятие, что недавно выяснили представители американских университетов. Например, люди не ждут от чат-бота эмоциональных реакций и относятся к позитивным заявлениям от ИИ негативно, хотя стоит «живому» агенту проявить такой же позитив, который отпугнул клиента от ИИ, человек это оценит.

То, что ожидания пользователей от ИИ влияют на принятие клиентского сервиса, показывает и экспертиза Teleperformance. Например, более половины клиентов выбирает самопомощь в сценарном боте без ИИ и без вариативности, потому что этого достаточно, чтобы удовлетворить их запрос.

Как обеспечить успешное будущее с ИИ в вашем клиентском сервисе

Снизить предвзятость людей к ИИ-решениям помогут боты с функциями разговорного ИИ, в которых клиенты будут описывать инциденты своими словами, а не выбирать что-то из ограниченного числа вариантов. Поможет делу и возможность «живых» агентов видеть то, что клиент сообщил боту. Уже работает на пользу ботам их доступность 24/7/365.

Важно учесть, какие вопросы решает служба поддержки: сколько однотипных и, наоборот, нестандартных запросов, многие ли касаются жизни и здоровья. На выбор инструментов повлияет и бизнес-задача, и планы по трансформации клиентского пути.

Эффективнее всего действуют связки решений: например, сценарный бот без ИИ, интентный ИИ-бот и команда операторов. Подбирать и разрабатывать такие индивидуальные решения, которые подойдут для конкретного бизнеса — наша работа.

55
9 комментариев

ожидания людей от ИИ влияют на его восприятие клиентов отталкивает от ботов и IVR ограниченность опциями меню и низкая репутация

А ведь ожидания тесно связаны с репутацией тоже. Люди ждут от ИИ чего-то несуразного и лучше запоминают именно такой сервис, что негативно влияет на репутацию ИИ

1

Да, к тому же люди, как правило, лучше запоминают негативный опыт, чем позитивный

2

Можно и не поднимать у клиентов репутацию ИИ, если ИИ будет неотличим от человека. Вот этично ли это, вопрос.

Спасибо за статью и исследования. Очень интересно. Уточните, пожалуйста, возможно есть зарубежные исследования за последние несколько месяцев? Все же отношение к ИИ в 2019 году и сейчас разное. По России исследования за 2023 год отличные.

Вот, например, февральский обзор, который упомянут в статье: https://chainstoreage.com/do-customers-ai-based-chatbots

Исследований много, но к большинству ограниченный доступ. Планирую в этом блоге написать обзор нескольких свежих :)

2

ИИ точно не пузырь, сейчас пока он не особо развит, но как только научится всему то точно займет свое законное место

1

Тоже склоняюсь к тому, что ИИ не пузырь. А вот каким будет его законное место - очень любопытно

1