UX-аудит: как повысить конверсионность B2B-портала

То, что конкуренция между B2B-порталами становится все более жесткой, — неоспоримый факт: чтобы привлечь клиентов, необходимо предоставить им максимально удобный и интуитивно понятный ресурс.

Понять, как повысить конверсионность сайта компании и Личного кабинета можно с помощью UX-аудита.

В этой статье делюсь пошаговым алгоритмом успешного UX-аудита для B2B-компаний, рассказываю о возможных трудностях и способах их преодоления.

UX-аудит: как повысить конверсионность B2B-портала

Содержание

Что такое UX-аудит и когда без него не обойтись

Отмечу, что UX-аудит B2B-кабинета или портала —это процесс проверки пользовательского опыта (User Experience) для бизнес-пользователей (B2B) при их взаимодействии с интерфейсом личного кабинета или портала.

Такой аудит проводится для выявления возможных проблем и улучшения процессов, чтобы повысить удобство, функциональность и эффективность пользовательского опыта.

В каких ситуациях компании необходим UX-аудит имеющегося портала или B2B-кабинета?

Во-первых, если заметен низкий уровень перехода клиентов из оффлайна в онлайн либо системный отток онлайн-пользователей.

Во-вторых, при низкой конверсии или уровне удовлетворенности пользователей. Например, если при использовании Личного кабинета у клиентов возникают какие-либо трудности. Нивелировать их можно с помощью сбора и изучения обратной связи и UX-аудита.

В-третьих, если планируется обновление дизайна ресурса или добавление нового функционала: новые элементы/изменения интерфейса могут повлиять на удобство использование портала.

В-четвертых, если есть потребность в улучшении уровня обслуживания. UX-аудит, в частности, поможет выявить проблемные моменты во взаимодействии с клиентами и найти нивелирующие негатив решения.

В-пятых, когда вы планируете масштабирование бизнеса: при увеличении числа пользователей или добавлении новых функций важно обеспечить удобство использования Личного кабинета или портала для всех посетителей.

Именно UX-аудит B2B-кабинета или портала:

  • подскажет, за счет чего можно повысить эффективность от взаимодействия с пользователями, и выявит проблемные места;
  • поможет создать более удобное, функциональное и привлекательное пользовательское пространство;
  • повлияет на удовлетворенность аудитории;
  • поспособствует росту конверсионности ресурса.

Соответственно, к задачам проведения UX-аудита B2B-портала можно отнести:

  • оценку эффективности портала с точки зрения достижения бизнес-целей;
  • выявление существующих проблем и недостатков портала;
  • разработку рекомендаций по его улучшению.

Однако в силу бизнес-специфики у UX-аудита B2B-порталов и Личных кабинетов есть ряд особенностей и ограничений, которые в любом случае необходимо учитывать. О них расскажу далее.

Возможные ограничения при проведении UX-аудита в B2B

При проведении UX-аудита B2B-портала (Личного кабинета) стоит обратить внимание на:

1. Особенности аудитории и бизнес-процессов

Имею в виду:

  • специфику бизнес-аудитории: пользователи B2B-порталов зачастую являются профессионалами со специфическими потребностями, что требует уникального подхода к аудиту и улучшению пользовательского опыта;
  • сложности бизнес-процессов. Как правило, B2B-порталы — это сложные системы с разветвленными бизнес-процессами, что может создать трудности при анализе пользовательского интерфейса и взаимодействия;
  • повышенные требования к конфиденциальности и защите данных. При аудите B2B-портала обязательно нужно иметь в виду конфиденциальность данных и информации.

2. Вероятные трудности

Среди которых:

  • необходимость учета потребностей и ожиданий различных пользователей — от руководителей до операционных специалистов;
  • сложность доступа к информации: в некоторых случаях доступ к данным и метрикам пользовательского поведения может быть ограничен, что затрудняет полноценный анализ и аудит.

3. Имеющиеся ограничения для проведения аудита

Это:

  • сложность в оценке ROI из-за разнообразия метрик и затруднения определения влияния улучшений на финансовые показатели;
  • ограниченные ресурсы и сроки проведения аудита. Для реализации полноценного UX-аудита потребуется немало времени и усилий, а также специализированные знания.

Следовательно, чтобы получить наиболее полный и объективный результат UX-аудита необходимо тщательно его планировать, выделять разумное количество времени и ресурсов.

Пошаговый алгоритм UX-аудита B2B-портала

Как реализовать UX-аудит B2B-портала?

Я рекомендую придерживаться пошагового алгоритма, который используют в Комплето:

1. Оценка пользовательского интерфейса

Ее важно проводить, учитывая возможные разные роли пользователей: так как на портал могут заходить сотрудники различных отделов и уровней компании, необходимо убедиться, что интерфейс удовлетворяет потребности их всех.

Для подобного всестороннего изучения понадобятся:

  • идентификация пользовательских ролей: стоит разделить пользователей на группы в соответствии с их ролями и задачами на портале. Например, менеджеры, маркетологи, администраторы и т.д.;
  • анализ функциональности: исследуйте, какие функции и возможности доступны каждой пользовательской роли. Убедитесь, что у всех есть доступ к необходимой информации и инструментам;
Пример подобного анализа для одного из наших Клиентов. Изображение из архива автора
Пример подобного анализа для одного из наших Клиентов. Изображение из архива автора
  • оценка навигации: проверьте, насколько удобно пользователям с разными ролями перемещаться по порталу, и убедитесь, что навигация логична и интуитивно понятна им всем;
  • проверка доступности данных: удостоверьтесь, что каждая пользовательская роль имеет доступ к необходимой информации, базам данных, отчетам и другой информации, которая может ей понадобиться для работы;
  • оптимизация процессов: исследуйте процессы работы всех типов пользователей и оптимизируйте их, чтобы упростить выполнение задач и улучшить производительность.

Так вы сделаете шаг к созданию по-настоящему удобного и функционального портала для всех его пользователей, а не для какой-то одной роли.

Про основные UX- и CX-тренды в B2B я писала в этой статье.

2. Анализ дизайна и влияющих на восприятие элементов портала

После оценки пользовательского интерфейса стоит проанализировать дизайн портала и те его элементы, которые непосредственно влияют на пользовательское восприятие.

При оценке дизайна рекомендую учитывать следующие аспекты:

  • приветствие пользователей с четким и понятным дизайном, который соответствует бренду компании;
  • использование простого и интуитивно понятного визуального стиля, облегчающего навигацию по порталу;
  • степень удобства восприятия информации: умеренное количество текста, правильное расположение элементов на странице, их удобочитаемость;
  • адаптивность дизайна для корректного и удобного отображения портала на различных устройствах.

При анализе навигации обращайте внимание на:

  • расположение меню, кнопок и ссылок. Оно должно быть четким и логичным, иначе навигация станет неудобной и неэффективной, что может привести к потере пользователя;
Изображение из архива автора
Изображение из архива автора
  • иерархичность отображения информации для акцентирования внимания на наиболее важных разделах портала;
  • возможность получения пользователями быстрого доступа к основным функциям и разделам площадки.

В рамках изучения цветовой палитры оценивайте:

  • выбор цветов. Они должны соответствовать фирменному стилю компании и вызывать правильные ассоциации у аудитории;
  • использование контраста для выделения важных элементов и улучшения читаемости информации. Однако тут все должно быть в меру;
  • соотнесение цветов с функциональными элементами (например, кнопками действий: заказа, обратной связи, заявки на обратный звонок и т.д.).

В контексте шрифтов важны:

  • четкость и читаемость шрифтов, без которых невозможно будет читать текст на портале;
  • использование разных начертаний и размеров шрифтов для выделения заголовков, подзаголовков, текста и других элементов;
  • соблюдение согласованности шрифтов по всему порталу для единообразия и удобства восприятия, в противном случае они будут вызывать раздражение.

Также стоит проанализировать:

  • изображения: их качество, релевантность и оптимизацию для быстрой загрузки страниц;
  • использование элементов анимации для привлечения внимания, повышения интерактивности портала и уровня вовлеченности пользователей;
  • внимание, проявленное к деталям: формам, таблицам, кнопкам, чекбоксам.
Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

При качественной реализации вышеуказанных элементов можно сформировать положительное впечатление у пользователей и стимулировать их на продолжение взаимодействия с порталом, повысить уровень вовлеченности, удовлетворенности и вероятности совершения целевого действия.

Это доказывает важность проведения аудитов на регулярной основе и оптимизации перечисленных «мелочей».

Повторюсь, все это ради улучшения пользовательского опыта.

3. Изучение поведения пользователей

На этом этапе советую использовать аналитику и с помощью полученных данных изучать поведение пользователей на портале. Оцените, какие страницы посещают чаще всего, какие действия совершаются, на каких этапах у посетителей возникают проблемы.

Делюсь ссылкой на полезное исследование о пользовательских предпочтениях B2B-покупателей.

4. Тестирование ключевых процессов

Один из самых ответственных и важных шагов в рамках UX-аудита: тестирование ключевых процессов (оформление заказа, поиск продукции, получение счетов и т.д.), позволяет выявить проблемы в процессах, улучшить пользовательский опыт и повысить эффективность работы пользователей на портале.

Хочу отметить, что 84% B2B-покупателей утверждают, что для них важна простота и точность при оформлении заказа онлайн, но в основном поставщики не оправдывают этих ожиданий. Больше полезной информации об ожиданиях B2B-пользователей — в отчете Sana Commerce.

Важный нюанс: 87% опрошенных в ходе исследования B2B- заявляют, что неудачный опыт покупки точно повлияет на их отношения с поставщиками, притом вплоть до полного прекращения сотрудничества. Так что рекомендую внимательно изучить указанный отчет, чтобы «держать руку на пульсе».

Рассмотрим тестирование основных процессов по схеме «протестировать-оценить-проверить».

1. Оформление заказа. Здесь:

  • протестируйте процесс выбора товаров, добавления их в корзину, заполнения информации о заказе и завершения покупки.

Как, например, сделала команда Комплето в данном случае:

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора
  • оцените удобство и интуитивную понятность интерфейса при оформлении заказа;
  • проверьте, насколько быстро и легко пользователь может завершить процесс оформления заказа.

2. Поиск продукции. Тут:

  • протестируйте функционал поиска продукции на портале;
  • оцените релевантность и точность результатов поиска;
  • проверьте возможность фильтрации результатов поиска и удобство навигации по найденным товарам.

3. Получение счетов:

  • протестируйте процесс получения и оплаты счетов на портале;
  • оцените, может ли пользователь легко найти и скачать необходимые счета, и убедитесь в этом;
  • проверьте удобство оплаты и возможные способы оплаты.

4. Иные ключевые процессы:

  • выберите и протестируйте и другие процессы, которые являются важными для пользователей портала. Например, получение клиентской поддержки, управление аккаунтом, оформление возврата товара и тому подобные;
  • оцените время выполнения процесса, количество шагов, сложность и возможные препятствия для пользователя.

Важный нюанс: проводить тестирование ключевых процессов необходимо с участием реальных пользователей или представителей целевой аудитории, иначе полученная обратная связь не будет релевантной.

5. Проверка скорости работы портала

Очевидно, что медленная загрузка портала может отпугнуть пользователей и уменьшить конверсию, при этом она напрямую влияет и на пользовательский опыт.

Если процесс загрузки страниц занимает много времени, это может вызвать раздражение посетителей портала, уменьшить уровень их удовлетворенности и повысить вероятность того, что они покинут портал. Поэтому:

  1. используйте специализированные онлайн-инструменты: Google PageSpeed Insights, GTmetrix, Pingdom Tools, чтобы оценить скорость загрузки различных страниц портала, узнайте о возможных проблемах, замедляющих процесс, и оптимизируйте ресурсы;
  2. проведите тестирование загрузки на различных устройствах (компьютеры, планшеты, мобильные устройства) и разных типах Интернет-соединения (Wi-Fi, мобильная связь), чтобы убедиться, что во всех случаях загрузка происходит быстро и без задержек;
  3. оптимизируйте изображения и контент: уменьшите размер иллюстраций и CSS- и JavaScript-файлов, снизьте количество запросов к серверу;
  4. включите кеширование для уменьшения времени загрузки повторно посещаемых страниц и используйте методы компрессии с целью снижения объема передаваемых данных и ускорения загрузки страниц;
  5. проанализируйте данные и метрики. Так, оцените метрики производительности портала (время загрузки страниц, первой отрисовки, взаимодействия и др.), изучите полученную информацию и оптимизируйте портал с учетом результатов.
UX-аудит: как повысить конверсионность B2B-портала

6. Оптимизация под мобильные устройства

Реалии таковы, что сейчас большинство пользователей заходят на порталы с мобильных телефонов и планшетов. Значит, B2B-портал не просто может, он должен быть оптимизирован под эти устройства.

Этот аспект влияет как на пользовательский опыт, так и на их лояльность.

Чтобы проверить, оптимизирован ли ваш портал:

  1. убедитесь, что у портала адаптивный дизайн, который позволяет страницам адаптироваться под различные размеры экранов мобильных устройств, и проверьте, отображаются ли на них корректно и четко элементы портала (текст, изображения, кнопки);
  2. протестируйте навигацию по порталу на мобильных устройствах, чтобы понять, легко ли пользователям найти интересующую их информацию. Советуем также разместить меню и элементы навигации таким образом, чтобы они были доступны и легко использовались на маленьких экранах;
  3. Проверьте удобство заполнения форм (заказа и обратной связи) и убедитесь, что поля ввода и кнопки действий достаточно крупные, и с ними удобно работать на сенсорных экранах;
  4. протестируйте портал на различных моделях мобильных устройств и в разных операционных системах, подтвердив, что он корректно отображается и работает во всех вариациях.

Оптимизация B2B-портала также поможет привлечь новых клиентов и удержать текущих.

7. Улучшение информационной инфраструктуры

Опираясь на опыт, скажу, что качественно спроектированная информационная архитектура позволяет легко ориентироваться на портале, быстро находить необходимую информацию и совершать действия без лишних усилий (что как раз B2B-клиенты не особо любят).

Для улучшения ситуации:

  • проанализируйте потребности, задачи и поведение пользователей и определите, какие информационные ресурсы и функции наиболее важны для них;
  • выстройте иерархию контента, а именно разделите информацию на портале на логические категории с удобной структурой навигации в них и между ними. Обязательно убедитесь, что главное меню портала отражает основные разделы и категории, а также что нет несоответствия блоков меню и контентной составляющей открываемых страниц:
Изображение из архива автора
Изображение из архива автора
  • оптимизируйте поиск по порталу, сделав его максимально простым и эффективным. Например, вы можете добавить фильтры и сортировку результатов поиска, чтобы ускорить процесс нахождения информации.

Лайфхак: если в вашем случае процесс подбора решения, подходящего пользователю, относительно сложный, то стоит разработать дополнительный сервис, упрощающий процесс, например, планировщик или калькулятор.

Обязательно анализируйте полученные данные и собранную от клиентов обратную связь, выявляйте узкие места в процессе навигации и прикладывайте все возможные усилия для решения возникающих у пользователей трудностей.

8. Проверка наличия онбординга, всплывающих подсказок и окон

Наличие онбординга, всплывающих подсказок (Tooltip) и окон (Popover) с дополнительной информацией или подробным описанием помогает пользователям быстрее разобраться с функционалом портала и уменьшает вероятность совершения ими ошибок, влекущих появление негатива и нежелания продолжать работать на портале.

Делюсь кейсом:

Во избежание «оттока» клиентов рекомендую:

  1. создать онбординг-туры или предоставить пользователям возможность оперативного обучения, прохождение которых продемонстрирует им основные функции портала и подскажет, как ими пользоваться;
  2. ориентировать посетителей по основным шагам, необходимым для совершения тех или иных действий (например, чтобы обратиться в техподдержку);
  3. реализовать возможность пропуска обучения теми, кто его уже прошел и в повторении не нуждается;
  4. добавить всплывающие подсказки (Tooltip) к сложным элементам на портале, чтобы ответить хотя бы на какую-то часть возможных вопросов пользователей. Эти подсказки должны быть понятными и легко читаемыми;
  5. использовать всплывающие окна (Popover), дающие возможность просмотра подробной информации без необходимости покидать текущую страницу портала.

Как показывает практика, подобные улучшения не остаются незамеченными.

9. Анализ конкурентов

Отмечу, что в случае с закрытыми B2B-порталами анализ конкурентов проводить сложнее: информация о внутренних процессах и продуктах конкурентов, как правило, ограничена, а основная ее часть и вовсе не доступна публично.

Тем не менее, есть методы, применение которых даже при таком «фундаменте» позволит изучить конкурентов, выявить свои сильные и слабые места и найти точки роста.

Это:

  • изучение открытых источников информации. Начинать надо с «базы»: используйте сайты, пресс-релизы, отчеты о деятельности, новостные статьи и другие общедоступные данные, чтобы получить представление о деятельности конкурентов;
  • анализ компаний, работающих в вашей или похожих сферах, целевая аудитория которых пересекается с вашей;
  • сбор и обработка обратной связи от клиентов. Целесообразно проводить опросы и интервью с теми покупателями, кто сотрудничает не только с вами, но и с вашими конкурентами, чтобы понять, почему в определенной ситуации они отдают предпочтение тому или иному поставщику;
  • участие в индустриальных мероприятиях и конференциях, где могут присутствовать представители конкурентов;
Например, подобных выставках. Изображение из архива автора
Например, подобных выставках. Изображение из архива автора
  • использование сторонних инструментов для мониторинга активности в сети и аналитики для получения данных о деятельности конкурентов;
  • проведение SWOT-анализа для оценки сильных и слабых сторон конкурентов, а также возможности и угрозы в их деятельности.

Хотя подобный анализ кажется вызовом, последовательное и тщательное изучение доступных данных поможет лучше понять рыночную обстановку и принимать обоснованные решения по развитию вашего портала.

Как выделить пул конкурентов для анализа, определить источники, из которых они получают клиентов, и эффективно использовать полученные знания, я писала в этом материале.

Аудит: что делать точно не стоит

Настоятельно не рекомендую совершать следующие действия во избежание снижения результативности проведенного UX-аудита и изменения (негативного плана) производительного B2B-портала:

  1. изменять настройки и параметры портала без предварительного анализа и достаточного понимания последствий. В лучшем случае следствием станет сбой в работе;
  2. пренебрегать безопасностью данных: ни в коем случае нельзя допускать утечку конфиденциальной информации и иные нарушения защиты данных;
  3. игнорировать рекомендации и результаты аудита. Проведение аудита бессмысленно, если по его итогам не вносить коррективы и не устранять выявленные проблемы;
  4. делать эпизодически: проведение аудита технической части B2B-портала должно стать регулярной работой, так как определенные аспекты и характеристики могут меняться. Значит, UX-аудит нужно проводить с определенной периодичностью для поддержания портала в работоспособном состоянии.

Соблюдайте при проведении аудита B2B-портала перечисленные мной выше рекомендации и сможете избежать нежелательных последствий и обеспечить действительно успешное улучшение и технического состояния портала, и его функционирования.

Безусловно, потребуется немало времени и усилий, однако результаты того стоят, ведь вы сможете улучшить пользовательский опыт и повысить конверсионность портала, а также повлиять на достижение других бизнес-целей.

Еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в telegram-канале.

До связи!

1010
4 комментария

Прочитал про аудит и так далее. Но все так, давайте так:
"Провели UX аудит, внесли правки..." По каким основным параметрам можно понять, что затраты на эти правки были оправданы?

1
Ответить

Из минимальных ключевых параметров можно выделить повышение конверсии (конверсионные метрики: например, увеличение числа регистраций, заказов, подписок после внесения изменений) и ключевых бизнес-показателей (коэффициент удержания и уменьшение коэффициента оттока пользователей).

Если до этого велась аналитика, то можно посчитать расчет окупаемости вложений в доработки после аудита, сравнивая дополнительные доходы или сэкономленые средства (за счет увеличения конверсии, снижения количества обращений в техподдержку, обучения новых пользователей, операционные расходы и др. затраты) с затратами на реализацию данных изменений.

1
Ответить

Статья про юзабилити-аудит

Ответить