Дизайн интерфейса платформы кибер­безопасности

Сделали полный редизайн платформы для информационной безопасности, а еще спроектировали с нуля конструкторы отдельных процессов этой системы. И уложились в 6 месяцев. Сами не поняли, как это сделали, но потом разобрались и написали кейс. Вот он.

Дизайн интерфейса платформы кибер­безопасности

Что такое Пангео Радар?

Платформа «Радар» — узкоспециализированный комплекс для информационной безопасности. Он собирает внутри себя огромное количество данных от компьютеров и ПО, которые находятся внутри корпоративной сети, помогает специалистам по безопасности выявлять угрозы (сетевые атаки, вирусы и все, что может угрожать данным) и анализировать эту информацию.

Что нужно было сделать?

Заказчик хотел, чтобы его продукт стал более дружелюбным к своим пользователям.

Помимо колоссального опыта в своей сфере, специалистам приходилось долго разбираться в отдельных частях сервиса, рутинные действия сложно автоматизировались, а что-то настраивалось написанием кода прямо в интерфейсе. Весь потенциал продукта был сложен в одном месте, и редко используемые функции были по соседству с основными и критически важными.

Для самых матерых безопасников многие из этих проблем проблемами не являются — они уже привыкли. Но в перспективе продуктом будут пользоваться и менее опытные специалисты. Нужно было создать удобную версию для пользователей с разным уровнем владения платформой и знаний о предметной области.

Еще важно было сделать новый интерфейс более «продажным»: симпатичным и аккуратным.

Поэтому мы сформулировали наши задачи так:

  • Провести исследование пользователей и сценариев использования ими платформы
  • Перепроектировать интерфейсы платформы в новой визуальной стилистике, учитывая задачи и подготовку «пользователей-неспециалистов»
  • Передать в разработку макеты с описанием структуры и логики интерфейса

Какой результат?

За шесть месяцев мы перепроектировали весь сервис. Для этого мы:

  1. Погрузились в предметную область
  2. Поговорили с пользователями (как этой платформы, так и других систем такого класса)
  3. Собрали мудборд со стилевыми решениями и разные концепции того, как может строиться интерфейс

Три инструмента-«конструктора» внутри продукта были спроектированы с нуля.

Остальное было переработано в соответствии с задачами пользователей и текущих (а иногда и будущих) возможностей системы.

Основное. Инциденты
Основное. Инциденты
Основное. События 
Основное. События 
Основное. Активы
Основное. Активы

Итог

  • 160 экранов системы(не считали состояния и вспомогательные интерфейсы), которые собраны в интерактивный кликабельный прототип
  • Библиотека компонентов (от кнопок до целых блоков), из которых строятся интерфейсы
  • Принципы построения макетов и правила их адаптации, которые помогут заказчику самостоятельно развивать продукт в будущем
  • 22 итерации проектирования
  • 34 часа обсуждений с командой заказчика
  • 350+ макетов в Figma

Как все происходило?

В начале проекта мы очень долго общались с коллегами из «Пангео», они показывали возможности своего продукта и рассказывали о том, как обычно работают инженеры по безопасности в таких системах

Это помогло нам понять, кто пользуется такими сервисами, что входит в их рабочие обязанности и даже подсветило базовые проблемы, которые хотелось раскрыть на этапе интервью с реальными пользователями.

Мы сформулировали вопросы для настоящих пользователей и, проверив их об коллег, начали проводить исследование. Само общение проходило по привычному сценарию: мы спрашивали про повседневные задачи, трудности, которые возникают, просили показать, как люди работают.

Объем информации, который мы получили, был настолько большой, что в какой-то момент к ее анализу подключилась вся команда «Собаки», даже те, кто не участвовал в проекте.

<p>Здесь мы раскладываем задачи по пользователям</p>

Здесь мы раскладываем задачи по пользователям

В итоге мы выделили трех пользователей:

  • Оператор
  • Аналитик
  • Администратор

И сформулировали основные рабочие сценарии. Оператор и аналитик получили линейные истории своих рабочих процессов, а у администратора мы выделили функциональные обязанности: в жизни они редко выполняются в определенной последовательности.

Все возможности сервиса мы условно разделили на три части.

  • Операционная деятельность
  • Конструкторы правил и инструменты аналитика
  • Администрирование платформы

Учли и то, что часто все эти роли принадлежат одному человеку, поэтому от идеи делить сервис по функционалу отказались сразу. Он скорее обрастал возможностями в процессе.

В таком порядке и проектировали.

Первая и третья часть уложились в 4–5 недельных итераций.

Остальное было переработано в соответствии с задачами пользователей и текущих (а иногда и будущих) возможностей системы.

Один из новых конструкторов — для правил корреляции
Один из новых конструкторов — для правил корреляции

Поэтому каждый конструктор — правил корреляции, разбора и нормализации, отчетов — мы проектировали отдельно, также разбив на 4–5 итераций. Иногда созванивались с заказчиком и внутри итераций, чтобы на ходу проверить гипотезы: в сложных проектах легко начать фантазировать в отрыве от реальности.

Ближе к концу проекта, когда все основные макеты были готовы, а правила работы нового сервиса утрясены, мы еще раз пошли к пользователям, чтобы спросить их, что они думают, и найти нестыковки в прототипе и макетах.

Такой подход позволил нам отдавать заказчику макеты порциями, а он смог сразу передавать их в разработку. На встречах всегда присутствовали люди, отвечающие за создание продукта, и были в курсе того, как работают новые решения и что изменилось за последнюю итерацию.

Так «под капотом» выглядит интерактивный прототип, который мы тестировали (точнее, его маленькая часть)
Так «под капотом» выглядит интерактивный прототип, который мы тестировали (точнее, его маленькая часть)

Чаще всего на этом этапе мы проверяем проходимость пользовательских сценариев и небольшие огрехи: неверная компоновка по смыслу, ошибки в формулировках, опечатки. Общее впечатление тоже важно: удобство чтения, раздражающие элементы.

Часто в разговоре можно уловить хорошие идеи о том, как еще улучшить продукт. В этом проекте без них не обошлось. Мы их записали и передали заказчику.

По ходу работы мы собирали библиотеку компонентов, которые использовали в проекте. Это обычная практика для больших проектов, когда не используются типовые дизайн-системы.

Атомарные компоненты, из которых состоит интерфейс
Атомарные компоненты, из которых состоит интерфейс

Команда заказчика на протяжении всего проекта помогала нам в тонкостях и деталях и своего продукта, и всей сферы, в которой они работают. Без такой слаженной координации ничего бы не получилось.

Что говорит заказчик?

Приятное удивление от того как быстро вы разобрались в смысле нашего продукта и предложили визуально привлекательное решение по полной переработке интерфейса. Организационные процессы также оставили приятное впечатление, наглядный роадмап, шаблоны в фигме, презентации наработок, всё просто и понятно.

Вы проделали колоссальную и бесценную работу, которой мы в целом остались очень довольны. Я не думаю, что в нашем случае можно было сделать что-то большее.

Михаил Левин, руководитель проекта

В проектах такого уровня сложности важно, чтобы и наши специалисты, и специалисты заказчика работали, как одна команда. Нам удалось создать такую команду — и благодаря вовлеченности клиента, и благодаря тому, что мы умеем разговаривать с инженерами на одном языке.

Наталья Прокофьева, директор «Собаки Павловой»

Красивый кейс можно посмотреть на нашем сайте. А еще можно подписаться на наш телеграм-канал Собака лает.

3232
32 комментария

вы делаете конкуренцию Вадиму) он все время сокращает статьи ))

3

Ученик никогда не станет лучше учителя (-:
Сокращаю по-взрослому:

Дизайн UI платформ кибербезопасности важен — он помогает пользователям ориентироваться и делает сложные системы интуитивно понятными. Оцените примеры и советы для дизайнеров.

2

Небольшое краткое содержание, если не успел подготовиться к пересказу в школе.

1

А о чем статья? А то не понял, можно ещё раз :)

1

а скиньте пожалуйста ссылку на инструмент :)

Бль, 360 макетов ..и это не предел ведь, да? Количество не равно качеству, и дизайн это рудимент, реквестирую статью где архитектор данных катал разные темы пол года, и смотрел какие интерфейсы интеграции данных выделить в ядровые, как архитектуру данных реализовать, как это бодро разрабатывать, ведь 22 итерации за 180 дней это тоска, плавная нота, почти коричневая. Интерфейс вторичен, мягко говоря. Вы подумайте если завтра заказчик решит что пора уже использовать ттс и стт , ваше выражение лица?
Резюмирую, вы показали в этой статье тоску и серые будни, инновационные проекты, в т ч в этом домене , делают иначе, уже 23 год, а не 1997.
Если вам интересно как стать крутым, бодрым, быть готовым к вызовов завтрашнего дня - пишите в лс, первая консультация бесплатно

3