Работать с неопределенностью: как научить предпринимательству и почему все более взрослые люди идут этому учиться

Образование становится процессом на всю жизнь: сейчас нельзя рассчитывать на то, что найдешь тихую гавань и будешь пользоваться там знаниями, полученными 20 лет назад. Постоянное получение новых компетенций становится необходимостью. Этому способствует и доступность знаний — в первую очередь, благодаря интернету. Число программ для самообразования постоянно увеличивается, появляются и более сложные образовательные онлайн-продукты: с 2015 года известная международная платформа Coursera предлагает онлайн-магистратуры.

В России онлайн-магистратуры только начинают развиваться, но уже сейчас такой формат предлагает ряд университетов: Томский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет, московские МФТИ, МГТУ им. Баумана, МИСиС и некоторые другие. Причем формат онлайн-магистратур оказался востребованным для людей в более зрелом возрасте.

Я поговорила с руководителем магистратуры Московского физико-технического института по технологическому предпринимательству Вячеславом Чикиным о том, бывает ли поздно учиться и как организовано обучение предпринимательству.

По данным Coursera, студенты их онлайн-магистратур — это преимущественно люди с опытом работы от десяти лет и в возрасте около 35 лет. А какая ситуация у Вас?

Наша онлайн-магистратура существует с 2017 года: пока самому возрастному студенту на момент поступления было 45 лет, хотя к нам идут и сразу после бакалавриата. Средний медианный возраст немного меньше, чем на Coursera — 29 лет.

При этом география обширна: ежегодно поступают работающие за границей — из Швейцарии, Франции, Швеции, Тайваня, Индонезии, США, а также наши — соседи по СНГ (Казахстан, Украина). Для них это удобный вариант, потому что онлайн-формат позволяет никуда не переезжать, оставаться в привычной среде.

Работать с неопределенностью: как научить предпринимательству и почему все более взрослые люди идут этому учиться

С чем вы связываете интерес к обучению со стороны «взрослых»?

В магистратуру приходят те, ориентированы на достижение успеха в профессиональной деятельности. Как правило, их текущий статус недостаточно успешен, амбиции заставляют желать большего в карьере или организации собственного дела.

На работе человеку легко получать компетенции, связанные с конкретной ролью, но для новых вызовов нужны и новые навыки, знания. Особенно это заметно в инновационных сферах. То, что 5-10 лет назад воспринималось как что-то революционное становится привычной практикой продвинутых компаний. И это относится не только к технологическим новациям, но и к принципам организации работы, бизнес-моделям.

Получается как в «Алисе в стране чудес»: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. Люди, которые идут получать образование в более зрелом возрасте это понимают: они стремятся не просто остаться в норме, но и сделать шаг вперед.

К тому же, чем дольше живешь, тем более возникает жизненных обстоятельств, которые препятствуют переменам (семья, обязательства, кредиты). Поэтому возникает желание всё взвесить, прежде чем что-то менять. Образование помогает обрести уверенность.

Зачем взрослому человеку идти учиться, если он может потратить это время и силы на самообразование?

Действительно, большинство наших студентов имеют опыт онлайн-обучения. Самообразование помогает быть в курсе современных тенденций или осваивать конкретные навыки, но в одиночку сложно быстро разобраться в новой области, найти подходящую роль и освоиться. Нужен «старший наставник» и среда.

У спортсменов есть тренер, а у нас предусмотрена специальная функция ментора, который индивидуально помогает студенту решить его предпринимательскую задачу. Особенность ситуации в том, что ни студент, ни наставник не знают решения задачи, которая перед ними стоит — идет совместный поиск. Важно не просто освоить новые методы, но и понять, какие из них и когда целесообразно применять. Наставнику помогает опыт и внешняя к проблеме позиция, студенту — знание специфики своей ситуации.

Второе важное условие – среда. Мне нравится высказывание американского социолога Рэндалла Коллинза: «Порядка 75% всех моих идей унаследованы мной от менторов, получены в ходе дискуссий с коллегами, сконструированы для опровержения оппонентов. Я даже не уверен, что 75%, может быть все 100. Все мы — участники широкой сети отношений между людьми, вовлеченные в постоянный диалог и спор». Поступая в магистратуру, вы оказываетесь инкорпорированным в сообщество двадцати амбициозных думающих соратников.

Как вообще можно научить предпринимательству, какие компетенции нужно дать студентам?

Технологическое предпринимательство не сводится к учреждению стартапа, оно предполагает много ролей: фаундер, CТO, продакт-менеджер. Каждая из них требует определенного набора компетенций. Любой человек в силу своих внутренних предпочтений может найти себя в предпринимательстве.

Говорить о «компетенциях» уместно, когда речь идет об усвоении какого-либо конкретного вида деятельности, например, снятие спектра с газоанализатора. Но наша программа и обучение предпринимательству в целом направлены на развитие способности отбирать нужные компетенции, усваивать их и совершенствоваться.

К чему надо быть готовым каждому предпринимателю, так это к терпению, работе в условиях неопределенности и неудачам.

Как писал успешный предприниматель Гай Кавасаки: «Предприниматель – это не должность. Это состояние ума людей, которые хотят изменить будущее».

Предпринимательству можно научить в теории или обучение должно сопровождаться параллельной работой над реальным проектом?

Любые новые знания лучше усваиваются, когда их сразу прикладываешь к реальной задаче. У нас студенты с самого начала обучения выбирают проект, над которым работают все два года магистратуры: формулируют и проверяют гипотезы, анализируют аудиторию. Как правило, это собственные проекты студентов. Если такового у студента нет, ему предлагается проект от ментора.

За время обучения проекты эволюционируют весьма сильно, порой до неузнаваемости. Есть такое волшебное слово: «пивот», когда достигнутое понимание клиентов и рынка, приводит к осознанию необходимости кардинального изменения продукта проекта, а возможно, и самого проекта.

Приведу два примера. Наш студент работал на французском вагоностроительном предприятии. Типичное мелкосерийное производство: заказываются партии от 10 до 300 изделий, рабочие-вагоностроители не успевают выучить технологию своей работы и тратят много времени на поиск информации в описаниях процесса. Идея студента состояла в том, чтобы оснастить рабочих очками виртуальной реальности, которые подсказывали бы задачи четко по инструкции. Он рассказал идею руководству компаний, получил поддержку. Однако сами рабочие пришли в ужас от идеи: им было в кайф отвлечься, полистать инструкцию, покурить, а очки заставили бы их работать намного интенсивнее.

После нескольких пивотов проект трансформировался в робота-садовника, который катается по газону, «высматривает» сорняк и достает его из земли специальным устройством, напоминающим штопор. И в этом виде проект оказался успешным! Ему помог принятый во Франции закон, запрещающий использование пестицидов для ухода за газонами в общественных местах. Ручной труд без использования пестицидов стал очень дорогим. Сейчас этот проект уже приносит деньги, а стартап получил подряды на обработку футбольных полей, которые находятся в ведомстве муниципалитетов.

За спиной другого нашего студента было аж два высших образования: экономическое и психологическое. Во время обучения на психолога он разработал методику измерения показателей активности разных полушарий — на основе этих данных можно определять, когда человек больше готов заниматься технической работой, а когда — творческой. Развитие современных технологий позволяет сделать съём требуемых данных устройством, похожим на фитнес-браслет. Но оказалось, что такую технологию сложно продвигать: нужно либо делать упор на медицину (это требует дорогостоящих исследований), либо на «гуру»-образ (а это ненадежно).

Серия пивотов привела к проекту по изготовлению эргономичных кресел для офисных работников, которое поддерживает осанку и, соответственно, здоровье сотрудников. Студент провел исследования и к концу магистратуры уже имел первые продажи в Германию.

Из-за карантина университеты вынужденно перешли на онлайн-обучение, но для вашей программы это было осознанное решение: почему вы выбрали такой формат?

В 2016 году мы поняли, что развитие интернет-технологий наряду с правильно выстроенным педагогическим дизайном, позволяют обеспечить качественное обучение, избавив обучающегося от необходимости пространственной привязки. Человек может полноценно обучаться, получать новый опыт, не меняя привычного образа жизни.

Для нас онлайн — это не просто набор лекций в правильном порядке, как на Coursera. Наш формат дистанционный, но скорее смешанный: в нем присутствует и асинхронная, и синхронная часть. Студенты получают домашнее задание, изучают материалы (в первую очередь, видеолекции), выполняют домашнее задание, а потом презентуют его преподавателям и однокурсникам на вебинаре, получают обратную связь от преподавателей и группы — анализ чужих проектов со стороны тоже очень полезный опыт. Студенты постоянно меняются, занимая роль то разработчиков, то экспертов.

Такой онлайн-формат требует немало времени. На собеседовании при поступлении наш любимый вопрос: «Обучение потребует от вас примерно 10 часов в неделю. У вас наверняка сейчас вся неделя загружена разнообразными делами. От чего Вы откажетесь, чтобы учиться?». Ответ не всегда бывает убедительным даже для самого отвечающего.

Самый подходящий ответ: «Сейчас я трачу на сообразование 15 часов в неделю: курсы на Coursera, чтение книг по бизнес-тематике. Я перераспределю это время и выделю 10 часов на учебу в магистратуре».

Если человек говорит, что откажется от отдыха, это неправда.

Самая частая причина ухода из магистратуры – нехватка времени. Учеба, а не получает достаточно высокого приоритета, проигрывает другим делам борьбу за время. Всегда выбор одной из альтернатив означает отказ от всех остальных. Но обучение предпринимательству эффективно только тогда, когда ты готов тратить на него время.

88
4 комментария

Врядли подобные статьи остановят лавинообразный спад интереса к совершенно отставшему от жизни и экономики высшему образованию в РФ.

Ответить

Да нет никакого лавинообразного спада. Вне России очень небольшой процент учится.

3
Ответить

Знакомый предприниматель в 35 лет пошёл учиться онлайн, вопрос с нехваткой времени решил очень просто ( непросто) встаёт в 4 утра. Успевает всё:)

1
Ответить