А вы задумывались, что такое аргумент?

А вы задумывались, что такое аргумент?

…можно заметить, что, как и в области теории, так и на практике люди обычно занимают одну из трех позиций в отношени аргументации.

Нравится тема статьи? Заходи в наш Телеграм канал! Там мы публикуем интересные материалы про то, как, что и где правильно говорить, чтобы мир становился лучше, а вы - гармоничнее, а также репортажи, подкасты и лекции.

📌 Первая позиция — отказ от любых правил и требований к аргументам. Обычно это либо крайний обскурантизм и вера в право сильного (главное победить в споре, остальное — неважно), либо психологическое избегание любых ситуаций убеждения (я не спорю, «я в домике»). Со стороны это выглядит как признание своей неспособности к аргументации, и вероятно на деле часто так и есть.

Конечно, иногда для подлинной критичности приходится прибегать к столь крайнему скептицизму, но гораздо чаще подобная позиция тесно связана с характером личности (и поэтому безальтернативна для её носителя). Отказываясь выстраивать аргументы по общепринятым правилам, вы по сути выпадаете из языковой игры, а следовательно и из самой коммуникации. Иногда это компенсируется другой игрой — например, троллингом, но чаще вы просто получаете отрицательную репутацию у тех, кто пользуется аргументами.

📌 Вторая позиция — крайность формалиста и логика. Это люди, прошедшие определённую процедуру вышкаливания, после которой страх ошибки (и её последствий для репутации) начинает перевешивать прочие соображения. Из них получаются хорошие рефери для спора, консультанты и иногда неплохие критики, но в реальных спорах им не хватает гибкости.

В конце концов декларации о том, что аргументация существует только в пространстве логики — это попытка навязать реальности и оппонентам удобные/привычные для тебя правила. А порой бывает и так, что дифирамбы формализмам слагают лишь для того, чтобы поубавить сомнений у почтенной публики. Однако даже истины нуждаются в талантливых ораторах и страстных приверженцах, поэтому всякий логос должен искать свой пафос.

Наконец, 📌 третья позиция — срединный путь практика, уделяющего внимание (хотя бы иногда) и теории. Чаще всего это те, кто имеет вкус к дискуссиям, то есть участвует в них по своей воле, с интересом и даже удовольствием. Подобная позиция признаёт правила (причем, иногда эти люди усваивают их из практики, и лишь затем встречают в теории), но учитывает и возможности обоснованного выхода за рамки.

В современном виде такой ракурс весьма чувствителен к конвенциям и форматам: чтобы быть гибким — нужно понимать, что аргументация в эссе, философском трактате, публицистической заметке, новости и речи выступления зависит от многих факторов, а не только от норм, прописанных в учебнике логики и теории познания. С этой же позиции написан и данный текст…

Важно отметить, что аргументация, будучи инструментом коммуникации и убеждения, не может существовать в вакууме. Она всегда обусловлена контекстом, культурой и даже эмоциональным состоянием участников. Здесь уместно ввести понятие "аргументационный контекст", в котором на первый план выходит не только сама логическая структура, но и множество других факторов: цель общения, аудитория, исторический и социальный фон, личностные особенности спорящих и даже формат выбранной площадки для дискуссии.

Как часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда вроде бы "идеальный" аргумент в формальной логике не достигает своей цели в живом разговоре? Причина этого проста: люди не машины, и они воспринимают информацию не только рационально, но и эмоционально. Они учитывают невербальные сигналы, риторику, даже харизму выступающего. Поэтому практика аргументации предполагает умение использовать этот более широкий спектр инструментов убеждения.

Первая позиция, связанная с отказом от любых правил, может оказаться привлекательной своей кажущейся простотой и прямотой. Однако она лишает нас главного — способности эффективно коммуницировать и договариваться. В эпоху информационного шума и агрессивного дискурса такой отказ ведёт к ещё большему разобщению и взаимному непониманию. Когда все пытаются перекричать друг друга, аргументация становится заложником эмоций и манипуляций, а не способом достижения истины или хотя бы компромисса.

Формалисты, хотя и действуют в рамках определённых правил и логических схем, иногда забывают о том, что реальная жизнь не всегда подчиняется строгим канонам формальной логики. Живой спор — это не математическая задача с одним правильным решением.

С одной стороны, формалист может настаивать на правильности своих аргументов, но если его собеседник воспринимает дискуссию через призму эмоций и личного опыта, такая аргументация теряет свою эффективность. Она превращается в диалог глухих, где каждый остаётся при своём мнении, не достигая ни понимания, ни согласия.

Срединный путь, который пытается объединить логику и гибкость, опирается на понимание многообразия форм и контекстов аргументации. Такой подход подразумевает, что мы способны адаптировать свои аргументы к ситуации, находя баланс между строгой логикой и эмоциональной составляющей. Практик знает, что иногда аргумент, основанный на личном опыте или даже метафоре, может оказаться более убедительным, чем безупречное, но сухое логическое рассуждение.

Что же определяет успешную аргументацию? Здесь на помощь приходит риторика, искусство убеждения, известное ещё со времён античности. Аристотель выделял три основные составляющие риторики: этос (характер говорящего), пафос (эмоции аудитории) и логос (логика аргумента). Опытный аргументатор использует все три компонента, учитывая не только силу своих аргументов, но и то, как они будут восприняты аудиторией.

Этос играет ключевую роль в том, как аудитория воспринимает оратора. Это вопрос доверия, авторитета и репутации. Если говорящий считается экспертом в своей области или вызывает симпатию у слушателей, его аргументы будут восприняты с большим вниманием и доверием. Однако этос можно утратить, если оратор действует против своих принципов или пытается манипулировать слушателями.

Пафос касается эмоционального состояния аудитории. Хороший аргументатор знает, как использовать эмоциональную составляющую, чтобы создать определённое настроение или вызвать нужные чувства. Это может быть сочувствие, страх, радость или возмущение — в зависимости от цели. Однако использование пафоса требует осторожности: чрезмерная эмоциональность может вызвать сопротивление или подозрение в манипуляции.

Логос — это та самая логическая структура аргументации, которая обеспечивает его внутреннюю связанность и обоснованность. Именно здесь формалистические подходы находят своё применение, хотя, как мы уже отметили, их не стоит абсолютизировать. Логика важна, но не самодостаточна. Аргумент должен быть не только правильным, но и актуальным, уместным, доступным для понимания в данном контексте.

В практической аргументации баланс между этосом, пафосом и логосом зависит от множества факторов. Например, в научных дискуссиях предпочтение отдается логосу, тогда как в политических дебатах или публичных выступлениях гораздо важнее пафос и этос. В социальной сети, где взаимодействие происходит в условиях ограниченного времени и внимания, умение лаконично и ярко представить свои аргументы становится ключевым.

Вопрос, как найти золотую середину, остаётся открытым. Но одно можно сказать наверняка: аргументация — это не статический набор правил, а динамическое искусство, требующее постоянного совершенствования и адаптации. Опытный аргументатор должен быть не только хорошо подкован в теории, но и чувствовать нюансы контекста, уметь импровизировать и учитывать человеческий фактор. Ведь в конечном итоге цель аргументации — это не только доказать свою правоту, но и установить понимание, найти общие точки соприкосновения, способствовать диалогу, а не монологу.

Поэтому следующий раз, когда вы столкнётесь с непримиримым оппонентом или затруднительным спором, вспомните о трёх позициях по отношению к аргументации. Подумайте, какую из них вы занимаете и почему. Возможно, это поможет вам найти более эффективный подход к диалогу и сделать ваши аргументы ещё более убедительными.

Понравилась статья? Заходи в наш Телеграм канал! Там мы публикуем материалы по философии, современной этике и рассказываем, как правильно общаться в различных сложных ситуациях.

11
Начать дискуссию