{"id":7016,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7016&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=6ca24c77fedb0a01bd41595a6fbd498b5375a294c2e3b54a129aa318671b77a3","isPaidAndBannersEnabled":false}
Образование
Eduhund

Люди учат людей. Часть 8. Хочу учить

Что заставляет специалистов примерять на себя роль преподавателя? Изначально мы назвали наше мини-исследование «преподаватели поневоле», но быстро убедились, что люди все-таки делают это добровольно и с удовольствием. Хотя и не без некоторых трудностей.

* * *

Продолжаем публиковать выдержки из интервью со специалистами, которые обучают коллег, и наши комментарии по поводу обнаруженных инсайтов. И вот что в этом выпуске:

  • Проще сделать самому
  • Потому что нравится
  • Третий раз объяснил — сам понял
  • Ворох наработок
  • Дорога в ВУЗ

Проще сделать самому

«Для меня учить очень тяжко и нервно, потому что свои дела нужно делать и очень многие стажерские задачи можно было бы сделать в 10 раз проще и быстрее, если бы это не было обучением».

Знакомая ситуация? С ней сталкиваются не только наставники, но и «маленькие начальники». Внезапно оставшись за главного, специалист обнаруживает, что объяснить коллегам, что именно и как нужно сделать — это отдельная работа. И все-таки эта работа приносить удовлетворение.

Потому что нравится

«Мне приносит удовольствие обучение людей. Да, это трудоемко, требует много времени, отдачи, вовлечения, но это для меня не трудно».

Трудоемко, но не трудно. И ведь это не оговорка, это весьма точное описание преподавательской действительности.

«В целом, обучение сотрудников для меня меня совсем не сложно, наоборот очень интересно. Мне нравится общение с людьми, я не боюсь массовых мероприятий и могу долго и кропотливо рассказывать о теме, в которой я разбираюсь».

Интерес к своей теме и к людям — две мощные движущие силы. Единственные ли? Нет, конечно. Есть, например, сугубо персональные выгоды.

Третий раз объяснил — сам понял

«Мне было интересно, потому что я как раз не так давно начал этот язык [программирования] изучать, а когда преподаешь, это становится толчком в изучении для тебя самого. Если несколько раз объяснишь другому, сам начнешь понимать намного лучше».

Спасибо за честность! Тема самообучения через преподавание редко всплывает в дискуссиях об образовании. Она конфликтует с устоявшемся (и вредным, как нам кажется) представлением о том, что преподаватель — безусловный эксперт. И следствием этого — желанием студента «учиться у эксперта».

Зато такой формат ближе к реальному внеадуторному обмену навыками и знаниями между людьми.

«Так что я начал, потому что (1) меня позвали, (2) это будет для меня полезно в плане скорости развития».

Скорость саморазвития — вот и метрику подогнали для любителей конкретных осязаемых выгод.

Ворох наработок

Фокусом нашего исследование были локальные корпоративные образовательные активности. Мы быстро выяснили, что те же самые люди охотно преподают в университетах и онлайн-школах.

«Я тоже принимаю участие в создании одного курса на skillfactory, коллега позвал […] Там жестко задан формат: видео лекции и закрытые вопросы после. Но внутри лекции можно разгуляться. Это моя старая тема и у меня ворох наработок, сложно даже будет это все сократить»

В короткой цитате сразу несколько паттернов, характерных не только для этого респондента. «Позвали», то есть нужна внешняя сила. Не всем, но о других — позднее. Жесткость формата, которая, однако, воспринимается как данность (и нам немного грустно от этого). Наконец, «ворох наработок», который часто предваряет появление какого-то образовательного курса. У вас уже есть свой ворох?

Дорога в ВУЗ

«Читал лекции […] в ИТМО и Политехе на добровольной основе. Я просто приходил в деканат, представлялся и говорил, что готов почитать курс про технологии, которые вы вряд ли освещаете, но которые в мире есть и они могут быть очень полезны студентам в будущей работе. От вас только найти аудиторию и встроить в расписание».

Если в деканат идти страшновато, можно попроще.

«Я семестр преподавала […] в новосибирском политехе […]. Я договорилась с преподавателем одного из спецкурсов включить модуль по моей теме в программу».

Курсы наших респондентов были короткие.

«Это был двухмесячный курс, раз-два в неделю я читал полуторачасовую лекцию для желающих».

Даже совсем.

«Курс получился очень короткий, 4-5 пар».

Чисто лекционный формат.

«Это была по большей части теория, семинаров, практики и домашки не было»

Или с затеями.

«Я хотела, чтобы этот курс был похож на наш рабочий продуктон. Это как хакатон, только мы не кодим, а продумываем продукт, не доводим до прода».

Главное — желание учить.

«Хотела, чтобы ребята сделали что-то вроде стартапа». «Просто хотел показать людям, что такое есть»

Наш опыт

Разный и неоднородный: от единичных мастер-классов на конференциях до институтских курсов. Не будем повторяться, потому что в сумме наш опыт практически полностью бьется с тем, что рассказали респонденты.

Но может быть, мы все еще упускаем что-то важное? Расскажите про ваш преподавательский опыт, каким бы он ни был.

Серия статей «Люди учат людей» написана по мотивам продуктового custdev’а для развития дизайн-задачника.

Предыдущие публикации

Чтобы не пропустить продолжение, подпишитесь на наш блог тут или на телеграм-канал.

{ "author_name": "Eduhund", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "education", "id": 196567, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 Jan 2021 11:18:38 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Яндекс Курьеры не могут найти адрес

Заказываем продукты в Яндекс Лавке, и каждый раз ПОЛЧАСА объясняем курьеру, который ОЧЕНЬ плохо понимает русский язык (таких сейчас 95%) и НЕ читает комментарии к заказу, как добраться до квартиры!!!

Строит магазины без окон, чтобы люди теряли счёт времени и думали о покупках: как IKEA заставляет тратить больше Статьи редакции

Ежегодные продажи компании достигают $50 млрд, большая часть которых приходится на незапланированные покупки посетителей, рассказал журналист The Hustle Трунг Фан.

Покупательница магазина Campaignasia
7 причин начать пользоваться Bright Data Proxy Manager:
Яндекс.Еда повышенная стоимость доставки и отказ возврата при неполной доставке

Сегодня заказал в в Яндекс.Еде из Макдоналдса:

Как re-store обманул меня с предзаказом Apple Watch 7

Иногда, желание приобрести новинку в подарок чуть выше здравого смысла, вот и я 8 октября совершил предзаказ на Apple Watch 7 в re-store.

Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

Geforce Now. Очереди более 30 минут, лаги и тормоза на платном тарифе

GeForce Now Russia не выдерживает никакой критики как платный сервис. При стоимости 999р/месяц вы получаете очереди из таких же "счастливчиков", постоянные лаги видео и аудиопотоков и неадекватно высокую нагрузку десктопного приложения при запуске игры.

ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

«За гранью ума»: сооснователь YC Пол Грэм о том, почему одного интеллекта недостаточно, чтобы создать что-то новое Статьи редакции

Человеку с детства навязывают, что главное в жизни — быть умным, вот только умные люди далеко не всегда добиваются больших успехов. Об этом программист рассуждает в своём новом эссе.

Пол Грэм Medium
Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

null