Образование
Eduhund

Люди учат людей. Часть 10. Как не сделать свой курс

Почему так мало хороших курсов, хотя экспертов-то хватает? Мы спросили этих экспертов, отчего они, несмотря на преподавательский опыт, не стремятся создавать внешние образовательные продукты.

* * *

Последняя публикация из серии статей, написанных по мотивам внутреннего мини-исследования непрофессиональных преподавателей. В этом выпуске — причины, мешающие экспертам сделать автономный курс.

  • Неуникально
  • Нет поддержки
  • Не нужно людям
  • Некому сделать
  • Неготовность отчуждать
  • Высокие ставки

Неуникально

«Была идея создать автономный курс. Но все, что я читаю, оно так или иначе уже доступно: другими словами, на другом языке, от других людей, но оно есть. Это не что-то уникальное».

Респондент скорее прав, что не хочет пересказывать чужие курсы своими словами. Точнее, он делает это в рамках корпоративного обучения и в роли преподавателя, не автора. И не считает возможным превращать адаптацию сертифицированных курсов крупных IT-вендоров в автономный коммерческий продукт.

«Когда-то была идея сделать автономный курс, это прекрасно в плане монетизации. [...] через пару лет после идеи появилась прорва видео-курсов, обучающих видосов на ютубе… Я удивляюсь, почему люди вообще до сих пор платят за курсы по IT рекрутингу при таком обилии хорошей доступной бесплатной информации. Видимо все таки людям не хватает структурированности: ты не знаешь чего ты не знаешь».

Все так. Информация давно перестала быть дефицитом, но самого факта наличия бесплатной информации не хватает для самообразования. Структурированность знаний — один из частых образовательных запросов. И не единственный. Так что сама по себе неуникальность контента не должна останавливать автора курса.

Нет поддержки

«Инициатива в виде курса для коллег поощряется, и вы можете делать что угодно для образования внутри команды и заниматься этим в рабочее время. Но вообще-то у вас есть коммерческие проекты, и они в приоритете».

Для специалиста создание и ведение курса — факультативная активность, на которую часто не хватает времени, сил и энтузиазма. Внешняя поддержка при этом критична. Более того, часто наши респонденты начинали рассказ про ту или иную образовательную активность с фразы «меня попросили».

«Я пыталась сделать курс про разработку продукта в университете, из которого я выпустилась [...], но это не удалось согласовать».

И даже если инициатива исходит от автора, то, не найдя поддержки, она затухает.

Не нужно людям

«Пару раз бывало, что руководство говорило “а почему бы тебе не провести вот это”. [...] Но честно сказать это вызывает 0.0% энтузиазма [...] потому что я знала, что эти выступления не очень то нужны слушателям».

А вот это уже серьезно. Налицо запрос от руководства (пусть и в формулировке «почему бы и нет», конфликтующий с реальной потребностью студентов.

«Не зашло, потому что хоть ученики и понимали, что когда-то им это обязательно пригодится, у них нет таких задач прямо сейчас и нет постоянной практики. Поэтому мотивации и заинтересованности на долгий регулярный курс не хватает. Занятия на три есть, а дальше все проседают».

Подтверждаем про три занятия, мы наблюдаем, как после трех уроков задачника падает скорость решения и проходимость курса в целом.

Но тут вот еще что интересно, запрос со стороны студентов — не просто «полезные знания/навыки», а такие знания и навыки, которые можно прямо сразу утащить в работу. И серьезный вызов для авторов курсов.

Некому сделать

«Нам не хватило человека, который бы знал, как делаются образовательные продукты. Это все таки отдельная область знаний. Нам не хватило человека, который бы качал школу методично и регулярно. Того, кто смог бы упаковать этот образовательный продукт. Содержание-то мы смогли сделать, но продали как апельсины на развес: бери сколько унесешь».

Согласны. Упаковка и маркетинг — это отдельная работа. И этой работы много. И она вполне может быть не близка (даже неприятна) автору-эксперту.

Стандартные схемы с лендингами, «литьем» трафика, рекламой в Яндекс.Директе и т.д. работают хоть как-то для массовых тем. Для узкой, сложной, профессиональной тематики «найти человечка» практически нереально.

«Я думал сделать автономный курс, но у меня к сожалению нет таких возможностей. Нужно было бы записать лекции, опубликовать на степике и продавать. Прикольная идея, все здорово, но реализовать ни технически, ни финансово у меня возможности нет. Нужно найти того, кто лекции запишет, смонтирует…»

Платформы, как видите, не спасают — продакшн стоит денег. Было бы желание, можно и дома студию из айфона и белой стены организовать. Но даже в этом случае это большой объем работы по упаковке уже созданного курса (сам курс у респондента есть).

Интересно, что под «автономным курсом» респондент сразу же подразумевает стандартную историю про видеолекции, не рассматривая даже гипотетически альтернативу хотя бы в формате email-рассылки. Налицо стереотипное восприятие того, как устроено онлайн-образование.

«Иногда пишут очень негативные отзывы, мол, 1,5 часа смотреть как кто-то программирует — это неинтересно, засыпаю»

Про усталость от формата «говорящая голова» уже многое сказано. Но дело-то даже не в голове, а в недостатках видеоформата в целом. Скринкаст сам по себе хороший способ демонстрации реальной работы, но студенты находят его утомительным.

Неготовность отчуждать

«Площадки для курсов не изучала. Мне не очень интересно готовить курс, который может жить без меня».

Еще один конфликт. На этот раз между устоявшимся форматом «автономного курса» и отсутствием интереса у преподавателя.

«Я скорее за face to face обучение, хоть даже удаленно. Мне нравится живые встречи и когда вы совместно работаете над задачей».

Кайф преподавательской работы — в общении. Не у всех и не всегда, но это часто всплывавшая в нашем мини-исследовании мотивация.

«Мне ок, если я буду делать видеозапись в процессе своего рассказа на курсе, но записывать в студии заранее, стараться сразу сделать хороший онлайн курс — не хочу».

Осознанно или нет, респондент нащупал еще одну важную болевую точку. С первого раза сделать хорошо — нереально. Нужны итерации, эксперименты, непрерывная работа с обратной связью. Все это по-умолчанию подразумевается в «Real-time»-курсах, и всего этого нет, когда создается автономный курс.

Высокие ставки

«[...] все таки нельзя за 3-4 недели научить человека быть IT рекрутером. [...] как ни крути, курс не сделает тебя профессиональным рекрутером. Делает профессионалом только квадратная жопа».

Справедливости ради, это был не основной аргумент респондента против создания своего курса, но мы зацепились за знакомый нам паттерн: завышенные ожидания. Да, они есть не только у студентов, мечтающих пройти короткий курс и получить вожделенную работу в Яндексе.

У преподавателей и экспертов ожидания от результата тоже частенько зашкаливают. Здесь возможно только одно: признать ограничения и не пытаться охватить всё.

Наш опыт

От создания образовательных программ нас долго удерживало острое нежелание торговать информацией и еще большее нежелание персонального менторства, хотя запрос от потенциальных платежеспособных студентов был, да еще какой.

Понадобились годы (и это не фигура речи) размышлений, чтобы прийти к формату задачника и сделать для себя много чудных открытий. Но это уже тема для другого разговора.

Серия статей «Люди учат людей» написана по мотивам продуктового custdev’а для развития дизайн-задачника.

Предыдущие публикации

Чтобы не пропустить новые материалы на тему образования, подпишитесь на наш блог тут или на телеграм-канал.

{ "author_name": "Eduhund", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 11, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "subsite_label": "education", "id": 197060, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 28 Jan 2021 09:27:19 +0300", "is_special": false }
Создать объявление Отключить рекламу
Маркетинг
Как «Пятёрочка» с помощью Perfluence через микроблогеров привлекла 18 000 новых клиентов доставки
«Пятёрочка Доставка» запускалась в феврале 2020 года на Юго-западе Москвы. Пандемия и режим самоизоляции стимулировали…
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

А почему тут нет ни одного комментария? Вот, напишу. Спасибо за статью. И за предыдущие девять (не читал, но одобряю). И за сайт дизайн-задачника (я плакал, в хорошем смысле). И за сайм дизайн-задачник, наверное (пойду читать).

Ответить

Комментарии

null