Способы защиты от навязчивой рекламы в звонках и SMS

Основатель компаний SiteSecure и «Б-152» Максим Лагутин о том, какие контролирующие органы отстаивают права потребителей и как грамотно их задействовать.

В закладки

Телефонный спам — эпидемия 21 века. Выгодный кредит, подтяжка лица, лечебные чаи, скидка в салоне штор — вот далеко не полный список навязчивых предложений, которые мы получаем ежедневно. Спамеры настигают нас в роуминге, на переговорах, в ожидании важного звонка — всегда невовремя.

Существует достаточно легальных способов найти телефонный номер и включить его в свою базу. И со временем они только совершенствуются. Один из последних — автоматическая система, которая набирает номер абонента и сразу же сбрасывает звонок. Человек видит пропущенный вызов, перезванивает и слышит рекламное сообщение.

По данным агентства Telecom Daily, с начала 2017 года объемы такого спама выросли на 50%. Причем формально этот вид навязчивой рекламы не противоречит закону, поскольку абонент сам перезванивает и таким образом даёт добровольное согласие на коммуникацию.

Законодательство, ограничивающее деятельность спамеров, традиционно развивается с опозданием. Однако за последнее время появилось немало официальных правил, защищающих абонентов от навязчивой рекламы.

Человек и закон

Есть три базовых документа: федеральный закон №38 «О рекламе», федеральный закон №152 «О персональных данных» и №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно первому из них распространение рекламы по телефону допускается только при условии предварительного согласия абонента.

То есть по требованию поставщик рекламы обязан немедленно прекратить звонки и рассылки. В противном случае он будет привлечен к административной ответственности. №149-ФЗ устанавливает, что сообщения, которые получают абоненты, должны включать в себя достоверные сведения об их обладателе. Далеко не все распространители рекламы соблюдают это условие.

Закон «О персональных данных» тоже довольно категоричен: «обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных».

На стороне потребителя не только закон, но и контролирующие органы: ФАС, Роспотребнадзор, а также Роскомнадзор, который довольно активно работает в этом направлении. Только за первое полугодие 2017 года в ведомство было направлено 15 770 обращений граждан, 14 387 из которых составили жалобы на действия операторов, осуществляющих, по мнению заявителей, незаконную обработку персональных данных. Чаще всего люди жаловались на банки и интернет-сайты.

Штрафуют всех

Система контроля не просто существует, она действительно работает. Компании-заказчики SMS-рассылок и телефонных обзвонов регулярно попадают под административные санкции, и общие суммы штрафов растут. Так, например, ПАО «НОТА-Банк» получил штраф в размере 100 тысяч рублей за неправомерную SMS-рассылку.

Похожее нарушение привело компанию МТС к штрафу в размере 250 тысяч рублей. Особого внимания ФАС удостоился гипермаркет туров «Травелата», поскольку неправомерно включил в свою оферту пункт о согласии абонента на получение рекламных рассылок.

Практика показывает, что контролирующие органы в лице ФАС, Роспотребнадзора и Роскомнадзора активно принимают сторону потребителя. Этим стоит пользоваться, чтобы защитить себя от телефонных спамеров. Но действовать необходимо поэтапно.

Этапы защиты

Первый шаг — понять, какая именно компания звонит и навязчиво рекламирует свои услуги. Необходимо собрать максимум информации и по возможности записать телефонный звонок. Сделать это можно с помощью любого приложения-диктофона.

Второй шаг — написать официальное письмо с требованием на адрес организации и отправить его по электронной или обычной почте (с уведомлением). Если с компанией-спамером заключены договорные отношения (например, это банк, в котором открыт счет, или онлайн-магазин, где есть зарегистрированный аккаунт), то к письму необходимо приложить подтверждающие документы. В частности, скриншот оферты на сайте, с которой вы соглашались и ставили «галочку».

В теле письма важно указать, что на основании статьи 14 федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ вы имеете право на получение информации о том, как происходит обработка ваших персональных данных, и требуете предоставить эти сведения. Как правило, компаниям сложно ответить на такой запрос, в связи с чем они предпочтут прекратить звонки и рассылки. Наша практика этот тезис полностью подтверждает.

Третий шаг — получить обратную связь. Это может быть ответный email вида «Ваша заявка принята и будет рассмотрена» (даже автоматический) или уведомление «Почты России» о доставке письма адресату. В ряде случаев навязчивые звонки прекращаются уже на этом этапе, поскольку компания получила от вас официальный запрос. Если же спамеры продолжают беспокоить, необходимо идти дальше.

Четвертый шаг — обращение в ФАС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Писать можно сразу во все инстанции, тем более что на сайте каждой из них для этого предусмотрена отдельная форма. В обращении нужно подробно описать ситуацию, предпринятые действия и полученные или не полученные результаты.

Также необходимо прилагать копии и сканы всех подтверждающих документов. В идеале стоит предоставить аудиозапись звонка. Если спамеры настигли вас в роуминге и разговор привел к дополнительным тратам, это должно быть отражено в детализации счета мобильного оператора.

Пишите письма

В письме ФАС нужно указать следующую формулировку: «Я (ФИО) даю согласие на получение Федеральной антимонопольной службой России информации о детализации счета, телефонных соединениях, SMS-сообщений, иных переданных данных на мой мобильный номер (номер телефона)». Это ускорит работу ведомства и увеличит ваши шансы на успех.

Направляя обращение в Роскомнадзор через форму на сайте, необходимо обязательно указать свои фамилию, имя, отчество, а также адрес для отправки ответа — электронный или почтовый. Ведомство обязано рассмотреть поступившую жалобу в течение 30 дней. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней, о чем предупредят дополнительно.

Если спамеры по-прежнему беспокоят, стоит написать заявление в полицию. Это правомерно, поскольку навязчивые спам-звонки могут быть потенциально квалифицированы как мошеннические действия. А соответствующий запрос в компанию со стороны правоохранительных органов способен резко охладить пыл распространителей рекламы.

Профилактические меры

Помимо методов противодействия спамерам, есть ещё и меры профилактики, которыми не стоит пренебрегать. Например, по возможности не покупать SIM-карты вне официальных салонов, не публиковать свой основной номер на сайтах объявлений и в соцсетях, не указывать телефон в анкетах программ лояльности, отдавая предпочтение связи по электронной почте.

Конечно, стопроцентно уберечь свой мобильный номер от спама такими мерами не удастся, но вдумчивое отношение к процессу передачи данных поможет снизить поток нежелательных звонков до минимума, а в век рекламы это — уже победа.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Максим Лагутин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 34, "likes": 23, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 27574, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 25 Oct 2017 11:26:00 +0300" }
{ "id": 27574, "author_id": 36642, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/27574\/get","add":"\/comments\/27574\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/27574"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

34 комментария 34 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
6

Так все просто. Всего то надо недельку-другую потратить на переписку.

Ответить
0

Здесь описывается полный цикл противостояния.
Мне вот хватило только первых двух шагов: во время очередного звонка я предупредила менеджера, что если позвонят снова - приду к ним и потребую показать моё согласие об обработке персональных данных. И я знаю, что его у них нет.
Вот уже несколько месяцев молчат, а то спасу прям не было.

Ответить
1

Я в черный список включаю спамеров. Так удобнее.

Ответить
1

Не все номера туда можно включить.

Ответить
0

Главное чтобы этот черный список умел сам удалять из себя номера, которые перешли новым владельцам. Проблема в любых знаниях о телномерах в том, что они устаревают быстрее, чем мы с вами дышим.

= знания должны обновляться самими людьми, коллективно = заюзайте Намбастер например.

Ответить
4

ПАО «НОТА-Банк» получил штраф в размере 100 тысяч рублей за неправомерную SMS-рассылку.

привело компанию МТС к штрафу в размере 250 тысяч рублей.

огромные деньги конечно для них

шаги для привлечения спама к ответственности слишком сложные и ни слова не сказано как бороться с программами-звонилками. Я начал добавлять их номера в черный список, но они у них достаточно часто меняются. ХЗ что делать, если тока не устраивать ДДоС на них

Ответить
2

Поставьте "Не бери трубку". 90% звонков сразу отсеивается через онлайн-базу. Если звонят с нового номера - можно включить его в нежелательные.

Ответить
–1

Валентин, а откуда они берут "онлайнбазу" вы вкурсе? =) Ну и про то, что "онлайнбаза" номеров которые когда-то юзали рекламщики или бандосы и которые уже давно сменили владельцев - так вот "база" эта неактуальна в тот момент, когда они ее скачали с авитоподобных сервисов, где 99% номеров - одноразовый левак - вы ведь тоже знаете наверняка...

Ответить
3

С Роскомнадзором не всё так радужно. Мне звонили спамеры, обращались по имени. То есть, у них были мои персональные данные. Я собрал полный комплект документов (сканы, скриншоты, адреса) и направил жалобу в РКН. Два раза сроки продлевали, потому что спамер не отвечал на их запросы. Потом всё заглохло. После жалобы в прокуратуру, сроки восстановили. Через какое-то время пришел ответ, что спамер мои данные не хранит, это просто косяк оператора, будут проведены разъяснительные работы. Состава правонарушения нет. Полгода переписок — и нихера.

Ответить
0

Звонить-то хоть перестали?

Ответить
0

Так это разовый звонок был. Я щепетильно отношусь к персональным данным, при регистрациях и оформлениях всяких скидочных карт оставляю левый номер (свой номер с несуществующим кодом оператора — таким образом и мне позвонить не могут, и я легко номер вспомню, если спросят), поэтому спам приходит очень редко и по каждому случаю я отзывниваюсь и требую меня удалить из базы. Упражнение с РКН было разовое, из спортивного интереса.

Ответить
2

Я установил приложение НеБериТрубку. Там ведется общая база с рейтингом номеров.
В итоге, больше половины спам-звонков блокируется.

Ответить
0

Класс! Спасибо ! Мне нравится Приложение NumBuster! А у вас андроид или айфон ?

Ответить
0

а вот и представители спаммер сегмента

Ответить
0

Параноик))

Ответить
0

мдэ? и с чего такой вывод, интересно? =)

я лицо заинтересованное, потому осмелюсь допытаться до аргумента.

малоли основания есть, о которых я не знаю =) Готов исправиться, если косяки за нами знаете (с 2014 года работаем, должно бы уж накопиться-то, м?)

Ответить
–1

Ну так они, как и Касперский вовремя взялись копировать удачную модельку. Правда приходится данные по номерам парсить постоянно и больше чем на доски объявлений ума не хватает - а там 99% номеров - левак и одноразовые = данных неактуальных дофигищи. И актуализировать их не умеют.

(полил заслуженной грязью смешную копию своей системы щас, да-да. И мне не стыдно.)

Ответить
0

Мой телефон слила Налоговая Служба РФ.

Ответить

Комментарий удален

4

...или почтовым голубем, или пешим гонцом. Вообще нет ничего удобнее и надежнее пешего гонца. Все должны скорее выбросить свои мобильники

Ответить

Комментарий удален

0

погугли мошенничество курьеров чтоли

Ответить
0

Вот и я о чем! А главное, что если гонец принес дурную весть - не зазорно ему и голову с плеч!

Ответить
0

Вы уводите в крайность. Электронная почта это полноценный инструмент для передачи любой информации. И сегодня даже хороший сантехник должен уметь ею пользоваться. Может и не уметь, но это его проблемы, конкурентов полно.

Ответить
1

А я люблю прозвонщиков-спамеров. Если в настроении, их можно отлично потроллить.
А потом занести номер в контакт под названием "ПИДО_Ы", который в игнор-листе телефона. Да, у колл-центров разные номера, поэтому: а) занести новый номер не долго, б) ну и ещё потроллить можно же :)

Ответить
0

Это пока не начали звонить по 5 раз в день

Ответить
0

5 раз в час.

Ответить
–1

Друзья, я установила приложение NumBuster! и решила проблему телефонного мошенничества раз и навсегда. Приложение супер простое и пипец какое полезное! Я всегда знаю, кто мне звонит и, если мошенник или надоедливый банк - то Приложение даёт мне это понять. Спасибо всем кто установил себе NumBuster! Вместе мы раскроем всех спамеров и не будем дергаться, каждый раз, когда звонит незнакомый номер !

Ответить
0

Напишите как избавиться от рекламных страниц от провайдеров. Набираешь сайт, а тебе пров выдает страницу какого-то своего дерьма. Обновляешь - пропадает. В частности Ростелеком. Слышал такое же про домру.

Ответить

Комментарий удален

0

Я бы сказал "переходи на yota" и поставил тэг партнерки

Ответить
0

Я бы дополнила ещё в статье ветку, что делать если у спамеров как-то оказалось ваше согласие (например, случайно где-то галочку забыли снять). Что можно попробовать в организацию написать заявление на прекращение обработки персональных данных - они будут обязаны удалить у себя все ваши данные.

Ответить
0

Не реклама Билайну.

Есть такой сервис у оператора - "Антиспам защита". Кидаешь текст спамерской смс на номер 007, и сам оператор занимается спамерами. Занимается достаточно эффективно. Теперь меня достает только звонками какая-то шарашка по юр услугам

Ответить

Комментарий удален

0

Кстати, вещь. Тоже стоит - не нарадуюсь. Видно, что за незнакомый номер звонит + спам отсеивает. Побольше бы пользователей, чтобы, соответственно, больше номеров было в базе.

Ответить
0

попробуйте уж тогда и Намбастер - по крайней мере мы специализируемся по мошенникам и мракетологам именно РФ-Беларусь-Украина-Кз =)

Ато индусы-Труколлеровцы молодцы, конечно. Но данные по российским номерам они льют восновном с неактуальных старых "баз"

Ответить
0

Интересно, а можно за рассылки опсоса засудить? Или хотя бы их прекратить?
А то Киевстар в посл время подохуел совсем.

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления