Способы защиты от навязчивой рекламы в звонках и SMS

Основатель компаний SiteSecure и «Б-152» Максим Лагутин о том, какие контролирующие органы отстаивают права потребителей и как грамотно их задействовать.

Способы защиты от навязчивой рекламы в звонках и SMS

Телефонный спам — эпидемия 21 века. Выгодный кредит, подтяжка лица, лечебные чаи, скидка в салоне штор — вот далеко не полный список навязчивых предложений, которые мы получаем ежедневно. Спамеры настигают нас в роуминге, на переговорах, в ожидании важного звонка — всегда невовремя.

Существует достаточно легальных способов найти телефонный номер и включить его в свою базу. И со временем они только совершенствуются. Один из последних — автоматическая система, которая набирает номер абонента и сразу же сбрасывает звонок. Человек видит пропущенный вызов, перезванивает и слышит рекламное сообщение.

По данным агентства Telecom Daily, с начала 2017 года объемы такого спама выросли на 50%. Причем формально этот вид навязчивой рекламы не противоречит закону, поскольку абонент сам перезванивает и таким образом даёт добровольное согласие на коммуникацию.

Законодательство, ограничивающее деятельность спамеров, традиционно развивается с опозданием. Однако за последнее время появилось немало официальных правил, защищающих абонентов от навязчивой рекламы.

Человек и закон

Есть три базовых документа: федеральный закон №38 «О рекламе», федеральный закон №152 «О персональных данных» и №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно первому из них распространение рекламы по телефону допускается только при условии предварительного согласия абонента.

То есть по требованию поставщик рекламы обязан немедленно прекратить звонки и рассылки. В противном случае он будет привлечен к административной ответственности. №149-ФЗ устанавливает, что сообщения, которые получают абоненты, должны включать в себя достоверные сведения об их обладателе. Далеко не все распространители рекламы соблюдают это условие.

Закон «О персональных данных» тоже довольно категоричен: «обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных».

На стороне потребителя не только закон, но и контролирующие органы: ФАС, Роспотребнадзор, а также Роскомнадзор, который довольно активно работает в этом направлении. Только за первое полугодие 2017 года в ведомство было направлено 15 770 обращений граждан, 14 387 из которых составили жалобы на действия операторов, осуществляющих, по мнению заявителей, незаконную обработку персональных данных. Чаще всего люди жаловались на банки и интернет-сайты.

Штрафуют всех

Система контроля не просто существует, она действительно работает. Компании-заказчики SMS-рассылок и телефонных обзвонов регулярно попадают под административные санкции, и общие суммы штрафов растут. Так, например, ПАО «НОТА-Банк» получил штраф в размере 100 тысяч рублей за неправомерную SMS-рассылку.

Похожее нарушение привело компанию МТС к штрафу в размере 250 тысяч рублей. Особого внимания ФАС удостоился гипермаркет туров «Травелата», поскольку неправомерно включил в свою оферту пункт о согласии абонента на получение рекламных рассылок.

Практика показывает, что контролирующие органы в лице ФАС, Роспотребнадзора и Роскомнадзора активно принимают сторону потребителя. Этим стоит пользоваться, чтобы защитить себя от телефонных спамеров. Но действовать необходимо поэтапно.

Этапы защиты

Первый шаг — понять, какая именно компания звонит и навязчиво рекламирует свои услуги. Необходимо собрать максимум информации и по возможности записать телефонный звонок. Сделать это можно с помощью любого приложения-диктофона.

Второй шаг — написать официальное письмо с требованием на адрес организации и отправить его по электронной или обычной почте (с уведомлением). Если с компанией-спамером заключены договорные отношения (например, это банк, в котором открыт счет, или онлайн-магазин, где есть зарегистрированный аккаунт), то к письму необходимо приложить подтверждающие документы. В частности, скриншот оферты на сайте, с которой вы соглашались и ставили «галочку».

В теле письма важно указать, что на основании статьи 14 федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ вы имеете право на получение информации о том, как происходит обработка ваших персональных данных, и требуете предоставить эти сведения. Как правило, компаниям сложно ответить на такой запрос, в связи с чем они предпочтут прекратить звонки и рассылки. Наша практика этот тезис полностью подтверждает.

Третий шаг — получить обратную связь. Это может быть ответный email вида «Ваша заявка принята и будет рассмотрена» (даже автоматический) или уведомление «Почты России» о доставке письма адресату. В ряде случаев навязчивые звонки прекращаются уже на этом этапе, поскольку компания получила от вас официальный запрос. Если же спамеры продолжают беспокоить, необходимо идти дальше.

Четвертый шаг — обращение в ФАС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Писать можно сразу во все инстанции, тем более что на сайте каждой из них для этого предусмотрена отдельная форма. В обращении нужно подробно описать ситуацию, предпринятые действия и полученные или не полученные результаты.

Также необходимо прилагать копии и сканы всех подтверждающих документов. В идеале стоит предоставить аудиозапись звонка. Если спамеры настигли вас в роуминге и разговор привел к дополнительным тратам, это должно быть отражено в детализации счета мобильного оператора.

Пишите письма

В письме ФАС нужно указать следующую формулировку: «Я (ФИО) даю согласие на получение Федеральной антимонопольной службой России информации о детализации счета, телефонных соединениях, SMS-сообщений, иных переданных данных на мой мобильный номер (номер телефона)». Это ускорит работу ведомства и увеличит ваши шансы на успех.

Направляя обращение в Роскомнадзор через форму на сайте, необходимо обязательно указать свои фамилию, имя, отчество, а также адрес для отправки ответа — электронный или почтовый. Ведомство обязано рассмотреть поступившую жалобу в течение 30 дней. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней, о чем предупредят дополнительно.

Если спамеры по-прежнему беспокоят, стоит написать заявление в полицию. Это правомерно, поскольку навязчивые спам-звонки могут быть потенциально квалифицированы как мошеннические действия. А соответствующий запрос в компанию со стороны правоохранительных органов способен резко охладить пыл распространителей рекламы.

Профилактические меры

Помимо методов противодействия спамерам, есть ещё и меры профилактики, которыми не стоит пренебрегать. Например, по возможности не покупать SIM-карты вне официальных салонов, не публиковать свой основной номер на сайтах объявлений и в соцсетях, не указывать телефон в анкетах программ лояльности, отдавая предпочтение связи по электронной почте.

Конечно, стопроцентно уберечь свой мобильный номер от спама такими мерами не удастся, но вдумчивое отношение к процессу передачи данных поможет снизить поток нежелательных звонков до минимума, а в век рекламы это — уже победа.

1010
34 комментария

Так все просто. Всего то надо недельку-другую потратить на переписку.

6

Здесь описывается полный цикл противостояния.
Мне вот хватило только первых двух шагов: во время очередного звонка я предупредила менеджера, что если позвонят снова - приду к ним и потребую показать моё согласие об обработке персональных данных. И я знаю, что его у них нет.
Вот уже несколько месяцев молчат, а то спасу прям не было.

ПАО «НОТА-Банк» получил штраф в размере 100 тысяч рублей за неправомерную SMS-рассылку. привело компанию МТС к штрафу в размере 250 тысяч рублей.огромные деньги конечно для них

шаги для привлечения спама к ответственности слишком сложные и ни слова не сказано как бороться с программами-звонилками. Я начал добавлять их номера в черный список, но они у них достаточно часто меняются. ХЗ что делать, если тока не устраивать ДДоС на них

4

Поставьте "Не бери трубку". 90% звонков сразу отсеивается через онлайн-базу. Если звонят с нового номера - можно включить его в нежелательные.

2

С Роскомнадзором не всё так радужно. Мне звонили спамеры, обращались по имени. То есть, у них были мои персональные данные. Я собрал полный комплект документов (сканы, скриншоты, адреса) и направил жалобу в РКН. Два раза сроки продлевали, потому что спамер не отвечал на их запросы. Потом всё заглохло. После жалобы в прокуратуру, сроки восстановили. Через какое-то время пришел ответ, что спамер мои данные не хранит, это просто косяк оператора, будут проведены разъяснительные работы. Состава правонарушения нет. Полгода переписок — и нихера.

3

Звонить-то хоть перестали?

Я установил приложение НеБериТрубку. Там ведется общая база с рейтингом номеров.
В итоге, больше половины спам-звонков блокируется.

2
Раскрывать всегда
Владимир Путин подписал закон о запрете навязывания любых дополнительных платных товаров, работ и услуг

Он вступит в силу с 1 сентября 2025 года.

Источник: Depositphotos
5555
1515
1010
55
11
Надо начать с регионгаза , навязывают обслуживание котла, счетчика, печки , жалобу на кого подавать , на газпром или регионгаз ???
Тайм-менеджмент. СПАСИ СВОЁ ВРЕМЯ! Промпты для ChatGPT, которые сэкономят ваше ценное время

Вы не успеваете половину из запланированного? Задачи накапливаются, а день снова закончился впустую? В этой статье я поделюсь мощными промптами для ChatGPT, которые помогут вам структурировать день, фокусироваться на главном и перестать тонуть в рутине.

1111
Готовая кухня или индивидуальный проект: что лучше выбрать?

Вроде ремонт в самом разгаре, и сумму приличную накопили, но тут перед вами встаёт насущный вопрос: купить готовую кухню или заказать индивидуальный проект? Кажется, что задачка со звёздочкой! Но не переживайте, сегодня я разложу всё по полочкам.

Кухня «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kuhnipark.ru%2Fcatalog%2Fkuhni%2Fmodern%2Fbruno%2F&postId=1912196" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">BRUNO</a>»
СМИ сообщили, что РКН «предупредил» о возможной блокировке иностранных хостинг-провайдеров — регулятор уже заявлял об этом в декабре 2024 года

А закон, позволяющий ему ограничивать работу иностранных хостингов в стране, действует с 2023-го.

СМИ сообщили, что РКН «предупредил» о возможной блокировке иностранных хостинг-провайдеров — регулятор уже заявлял об этом в декабре 2024 года
6464
1111
11
11
Это же просто орейро, тупо целое министерство ушлепков сидит, тратит миллиарды денег налогоплательщиков, на создание проблем налогоплательщикам. Блистательная хуцпа.
Правило Парето. Которого на самом деле не существует.

Как же меня достали люди, которые при каждом случае тащат свои 80 на 20. Сейчас расскажу, где они ошибаются. Я ж математик.

Правило Парето. Которого на самом деле не существует.
1818
11
11
11
11
Бизнес рухнул, за спиной долгов на 7 миллионов. Как я к этому пришел и как решил?

Для кого-то это сюжет для фильма, для кого-то страшный сон, а для меня это была реальная ж**а, из которой я благополучно выбрался. Как я это сделал и что меня привело туда? Давайте разбираться!

Бизнес рухнул, за спиной долгов на 7 миллионов. Как я к этому пришел и как решил?
1313
22
22
Я делал 13 млн прибыли в месяц, а сейчас мой бизнес на грузовиках все

В итоге за 7 лет я успел открыть и логистическую компанию, где в хороший месяц, 10 логистов приносили 13 млн ₽ прибыли, и транспортную компанию, с парком в 10 фур, которые приносили 1,7 млн ₽ в хороший месяц.

Сборы и налоги составляют 22%, это почти что расходы на топливо на месяц, понятно, почему перевозчики негодуют, когда они растут.
7070
1313
11
11
11
А почему владелец вышел из бизнеса? Тема выхода как-то не раскрыта. Такие доходы, и вдруг.
80 нейросетей, которые помогут тебе разобраться в теме и проанализируют десятки источников. Залил в одну табличку + краткое описание — эпичная подборка
80 нейросетей, которые помогут тебе разобраться в теме и проанализируют десятки источников. Залил в одну табличку + краткое описание — эпичная подборка
149149
66
44
44
Мне нужна нейросеть чтобы разобраться в подборке из 80 нейросетей