Стартап-бум мы наблюдаем в России последние 6 лет. Инновации захлестнули мир, funky-бизнес поразил амбициозное поколение постсоветского времени в самое сердце, и, наверное, скоро на вопрос «Кем ты хочешь стать?» дети начнут отвечать: «Стартапером!». Бессонные ночи и мечты об IPO, поиски себя и добрых инвесторов, копирование и первые робкие попытки созидания. Романтичная среда привлекла многие светлые и вдохновленные умы, пока, к сожалению, слабо заточенные под стандарты современного технологического предпринимательства.
Но не все так плохо и наивно. В потенциал России принято верить. Согласно тестированию, разработанному в Стэнфорде, русские имеют самый высокий уровень fluid intelligence в мире. А именно этот показатель хорошо говорит о способности решать новые задачи, добиваться успеха в научно-технических отраслях, математике и масштабной бизнес-среде.
На картинке, например, видно, что русские предприниматели намного сообразительнее своих коллег из Кремниевой Долины. Также мы можем вполне гордиться своей добросовестностью. А вот доброжелательность и эмоциональная стабильность, похоже, не наши национальные бизнес-черты. Сейчас такой тест можно пройти бесплатно.
В целом основатель Founder Institute Адео Ресси считает русских СЕО «great» и «awesome», о чём подробно рассказывает в видео с конференции TechCrunch.
«Даже если бы мы очень хотели, в Кремниевой долине нам никогда бы не удалось воспроизвести неповторимый потенциал России», — говорит Кристофер Томпсон, руководитель подразделения инкубационных проектов группы перспективных технологий и старший директор компании Cisco. По его мнению, Россия может обогатить мир, предлагая решения самых острых проблем современности.
Мир тоже готов обогатить Россию, но пока очень острая проблема стоит перед ней самой. Сегодня из множества попыток покорить мир выстреливает максимум 10 проектов в год. До международного рынка доползают единицы. Почему?
Дело в том, что российские СЕО пока только выходят на уровень реального практического опыта, а инфраструктуры бизнес-образования в России как таковой нет. К сожалению. Да, иностранные инвесторы верят в русских СЕО, и готовы вкладываться в наши стартапы. Технический потенциал России колоссален. Но с реализацией все не так просто. Проблема стоит за сильными командами, потому что поднимать (и соответственно оправдывать) эти деньги попросту некому.
Давай сделаем бизнес
Впервые «делать бизнес» в России стали в 90-х. В определенной среде и с определенным набором инструментов. Понятно, что у технологичного предпринимательства долгое время просто не было биологических шансов к зачатию. И, уже взрастив первое поколение «прогрессивного класса», страна долгое время сама была не в курсе.
«В России очень много идей, интеллектуального потенциала, но нет экосистемы», — говорит Джойс Франклин, управляющий партнер швейцарской инвестиционной компании X.Million Capital Ventures.
Технопарки, акселераторы, дружелюбные связи, взаимопомощь и менторство — у нас нет среды для развития бизнеса, да и сами его участники не всегда готовы к открытой и здоровой предпринимательской культуре.
«В США есть такой девиз: “Не конкуренция, а сотрудничество”. Смысл его в том, что разные организации открыты по отношению друг к другу и стараются “дружить” — по крайней мере до тех пор, пока обеим сторонам это выгодно. Например, они обмениваются базами данных, устраивают совместное продвижение и мероприятия», — делится своими размышлениями о бизнес-моделях и судьбе технопарков в России Анастасия Тюрина, директор Инновационного центра НИУ ВШЭ.
[caption id="" align="alignnone" width="876"]
Автор комикса[/caption]
«Речь идет о создании новых инновационных и технических парков, стимулировании талантливых студентов и ученых, обучении их бизнес-процессам. Сами венчуры этим не занимаются. Сейчас инвесторы все чаще говорят: покажите нам команды, которые могут приносить деньги», — и, вполне возможно, их вам дадут.
Все знают, что для того, чтобы стать хорошим парикмахером, нужно учиться. И если не в специальном учреждении, то хотя бы на собственном опыте. Вряд ли вы доверитесь парикмахеру, у которого нет хорошей репутации или диплома об окончании курсов. Инвесторы думают так же.
Конкуренция всегда подразумевает, что есть победители и побежденные. Но правильным скорее будет принять участие и проиграть, чем вообще не пытаться что-либо сделать. Для формирования сильных команд нужно накопить целый слой людей, которые уже прошли через определенный ряд проектов. Успешных или не очень.
В Кремниевой Долине провал — это уже определенный статус. Потерпев свое первое поражение, вы с гораздо большей вероятностью обнаружите себя среди других интересных проектов и предложений. Опыт предыдущих стартапов окружает вас ореолом инвестиционной привлекательности. Да и процент успеха среди first time founders намного ниже, чем у борцов второго и третьего фронтов. А это говорит только об одном — быть СЕО нужно учиться. И желательно не на своих ошибках.
Где учиться на СЕО?
Специальность редкая. У нас, к сожалению, больше учат на стартаперов. Вполне можно найти площадку, где вам помогут разработать идею, собрать команду и выйти в открытое плавание. Чего нет в индустрии российских стартапов — так это понимания того, что нужно готовить не проекты, а людей. Проект может провалиться. Но должен остаться человек, который пойдет дальше.
Основные образовательные ресурсы сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге.
Digital October — крупный центр технологического предпринимательства, формирующий вполне зрелую экосистему для развития.
HSE Inc. — бизнес-инкубатор при Высшей Школе Экономики (в числе их выпускников, например, TimePad).
Открытая некоммерческая площадка Incube и инкубатор при МГУ (с мастер-классами, грантами и инвестициями).
Founder Institute — акселератор и целое крупное сообщество с развитой сетью международных контактов, хорошей практикой менторства и общим пулом распределения прибыли (все выпускники имеют долю).
Школа HackDay — дающая хакатоны и образовательные курсы по веб-разработке, маркетингу, предпринимательству. Здесь делают программистов из непрограммистов. По технической части сюда.
Хороших акселераторов и инкубаторов у нас пока действительно мало. В Питере это только Ингрия, Ideal Machine, а также запускающийся Founder Institute. Не густо, но многообещающая статистика последнего дает определенные надежды (выпустили уже 1017 компаний с коэффициентом успеха 89%). Сейчас идет набор на первый курс со скидкой.
Образование и менторская помощь
Одна из проблем бизнес-образования в России состоит в том, что так называемые профессора местных бизнес-факультетов сами никогда не занимались практикой. В результате реальных кейсов и работающих программ мы не имеем. За отсутствием живых идей деньги в России поднять даже легче, чем в Америке. Не хватает только людей, понимающих, как строить бизнес. Об этом хорошо говорит сооснователь StartUp Access Сергей Грибов.
Принятая на Западе практика менторства потихоньку приживается в России. Хороший ментор — это предприниматель или эксперт, имеющий за своими плечами опыт запущенных проектов. В идеале это только практикующие основатели и СЕО успешных технологических компаний. Они готовы помочь со стратегией, дать обратную связь, познакомить с нужными людьми.
«На Западе главный двигатель менторства — желание людей делать что-то хорошее. Это хорошо для кармы, хорошо, потому что так правильно. И на Западе люди готовы помогать другим. Все остальные мотивации менторов более условны», — высказывает свое мнение Сергей Грибов.
Возможно, именно этого не хватает душевному русскому бизнесу — искренней взаимопомощи. Или понимания того, что надо работать. И работать надо много и хорошо (особенно, если на себя). Технологическое предпринимательство — это взрослая среда и определенная культура ведения бизнеса. А любая культура должна воспитываться. Поступательно и прогрессивно. Будем ждать.
Автор —
Инна Кубачина