Несколько небанальных истин про бизнес на обучении

- Бизнес на обучении такой же бизнес, как и любой другой. У которого есть свои особенности (так же как и в любом другом бизнесе). Если его строить как бизнес. Очень яркий тренд в обсуждениях предпринимателей (чаще не успешных) - обесценивания бизнеса на обучении. Почему то считается что он сильно проще. И не достоин серьезного человека. Мысль эта довольно странная.
Есть бизнес - позиционирование, клиенты, сотрудники, процессы, рентабельность, Платятся налоги и обеспечиваются рабочие места.

- Относиться к бизнесу на обучении стоит по тем же самым критериям по которым мы рассматриваем любой другой бизнес. Оборот, прибыль, рентабельность, стоимость активов, возможности для масштабирования.

- если брать массовый тренд создания онлайн-школ - в большинстве случаев, это не про бизнес - а про зарабатывание денег. Нет стратегии, нет долгосрочных конкурентных преимуществ - нет бизнес систем. Зато есть финансовый поток - чаще всего обсусловленный низкой конкуренцией. То есть, это просто ниша. Такая же как и продажа китайских товаров. Или любая другая. Ниша в которой рентабельность выше (как кажется) - нормальная рентабельность онлайн-школы 35-40%) и ниже конкуренция

- Навык упаковки собственных знаний и компетенций и качественная их передача становится одним из ключевых. Сегодня собственник обязан быть тренером для своих партнеров, клиентов, сотрудников. И эффективность его работы как тренера - масштабно влияет на качество и результаты бизнеса.

- обучение активно встраивается в процесс привлечения клиентов, обучения персонала, в найм. Увеличивая эффективность этих процессов в разы

- Возможно главная причина такого откровенно сильного неприятия бизнеса как обучения со стороны части "интернет-элит" )) - является то, что нет понимания ценности которую выдают онлайн-школы. У нас в культуре нет пока понимания ценности обучения, а низшая часть бизнес сообщества не умеет (и не хочет) конвертировать его в собственную прибыль. Поэтому мелкий интернет-магазин "китайского ширпотреба" который ввозит в серую товары, не платит налоги, и обманывает покупателей недостоверной информацией плюс дает плохой сервис - все равно нам классово более близок и понятен, чем какой то "выскочка кто ему разрешил брать деньги за то что и так все знают"

- недостатки отрасли онлайн-образования ровно такие же как и в большинстве других отраслей. Низкое качество, введение клиентов в заблуждение агрессивной рекламой, невыполнение договорных обязательств, ужасное качество сервиса. Эти проблемы легко найти в услугах по вебдизайну, рекламе, доставке, продаже товаров, в общепите, медицине и много где еще. Там они не так привлекают внимания, потому что производимая ценность более понятна. Для многих критиков рынок обучения выглядит как что ваш приятель вдруг начал стоять на одной ноге и ему за это начали платить огромные деньги.

- рынок онлайн-образования проживает ровно те же состояния что и любой другой. Пройдет время изменится отношения, конкуренция убьет мусор, появятся стандарты.

вырастет качество (оно уже радикально выросло за 10 лет)

Объем продаж определяется соотношением спроса и предложения. Проблема что в нашей ментальности нет механизмов обсуждения ситуации или проблемы - кроме как крика и закидывания гнилыми фруктами. Сама идея что курсы и тренинги покупают "лохи" или недалекие люди - очень российская. Только обесценивая других мы можем получить собственную значимость. Еще раз повторю - тоже самое можно сказать о любой другой отрасли - нам "гарантируют лидов", "качество сайтов" и мы также "покупаемся" на дешевую рекламу и развод. Рынок устраивает качество, значит качество будет таким, до тех пор, пока рынок оно устраивает. И да, качество сильно растет.

- информации становится слишком много. Поэтому навыки ее упаковки будут все более и более востребованы.

- Если какая либо компания в сфере онлайн-образования нарушает закон (вводит клиентов в заблуждение, не выполняет обязательств, занимается мошенничеством) то, действовать стоит ровно так же как и с компанией в любой другой отрасли. Привлекать правоохранительные органы и общественность. Проблемы в том, что очень мало кто может конкретно сформулировать в чем он обвиняет какую либо онлайн-школу или бизнес-тренера. Ментальность такова - что большинство считает себя в праве - определять кто и чем должен или не должен заниматься и как именно это делать. На самом деле это определяют желания человека и законы рынка.

- любая попытка делить представителей отрасли на "практиков" "теоретиков" или "инфоцыган" - еще одна попытка навесить ярлык без понимания принципов работы рынка. Образование это технология. И выигрывают те, кто сможет выстроить результативное обучение - обучение, которое приносит заявленные результаты. А как называть человека, который это сделал "инфоцыган" или "суровый практик" нет никакого значения рынка, но имеет очень важное значение для обсуждающих.

- раз проблема в том что ценность не очевидна. Значит задача отрасли инвестировать в распространение и популяризацию обучения как ценности, разьяснению как работает и трансляции возможностей.

- интересно что чем успешнее люди и компании тем отношение к обучению в любых видах радикально отличается.

- запрос на результат обучения сильно разный на разных уровнях предпринимательства. В начале "как заработать больше", чем больше компания тем менее этот запрос актуален. Как заработать больше - это понятно и очевидно. Важнее понять как сделать компанию лучше? Как справится с глобальными рисками? Как обеспечить долговременное развитие ? Как внедрять инновации ? Как создавать долгосрочные системы мотивации.

22
2 комментария

банальные истины

Ответить

Держи, обучатель, мне не жалко ,,,,,,,,,,

Ответить