Будущее Anastasiya Skrynnikova
5 377

Что может телемедицина в России в 2018 году

Как изменился рынок после принятия закона о телемедицине и кто может дистанционно обращаться к врачу.

В закладки

Несмотря на то, что телемедицина в России развивается с 1960-х годов прошлого столетия, о её регулировании на государственном уровне задумались только в прошлом году. С 1 января 2018 года в силу вступил закон о телемедицине.

Основные игроки на рынке телемедицины

Клиники с офлайн-услугами

Это медицинские центры в самом классическом их понимании, к которым мы все привыкли. В таких клиниках есть штатные врачи, которые принимают пациентов в сертифицированных кабинетах и, как правило, в свободное от очных консультаций время могут консультировать дистанционно. К таким относятся «Доктор рядом», «АВС-медицина», Qapsula и другие.

У офлайн-клиник есть медицинская лицензия, и стоимость онлайн-консультации обычно равна стоимости очной. Тем не менее даже такие клиники по закону имеют право ставить диагнозы только при личной встрече с пациентом.

Маркетплейсы или агрегаторы с функцией записи к врачу

Маркетплейсы или агрегаторы — это сервисы, которые предоставляют офлайн-больницам возможность с помощью своей системы вести телеконсультации и находить дистанционных пациентов.

Задача таких проектов ­— сделать работу врачей и клиник более прозрачной для клиентов, дать пациентам возможность найти нужных врачей, а также упростить процесс записи на приём к выбранному доктору. К подобным относятся DocDoc, Doctor Smart, «Здоровье Mail.ru», «Медкомпас», и другие.

На маркетплейсах запись к врачу и консультация — лишь одна из услуг, они также могут предоставлять возможность онлайн-покупки лекарств или любые другие в рамках закона. Сервисы выступают как технологические решения и не нуждаются в медицинской лицензии.

Провайдеры и разработчики

Такие организации являются площадкой для дистанционных врачебных консультаций от нескольких медицинских учреждений, в том числе институтов и государственных федеральных центров. Технологические решения этих компаний используют в своей работе маркетплейсы.

Провайдерам не нужно иметь медицинскую лицензию, так как консультации проводят доктора из лицензированных клиник. К таким сервисам можно отнести «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор», разработчиком которых является компания «Мобильные Медицинские Технологии».

Монетизируются сервисы за счёт продажи абонементов и подписок, единоразовых консультаций пользователей и комиссии от продаж страховых продуктов, включающих телемедицину. Отличаются от маркетплейсов тем, что изначально приравнивают телемедицинскую консультацию к медицинской услуге и организовывают услуги самостоятельно.

Сервисы с предоставлением информационных услуг

Официально такие организации предоставляют не телемедицинские услуги, а информационные. Как и маркетплейсам, подобным компаниям не обязательно иметь медицинскую лицензию. Как правило, эти сервисы сотрудничают напрямую с людьми с профильным медицинским образованием. Монетизируются за счёт сервисного сбора — процента, который платит клиент за консультацию.

Представители информационных услуг на российском рынке — «Доктор на работе» и «Мобильный доктор».

Онлайн-клиники

Онлайн-клиники — это учреждения, которые предоставляют телемедицинские услуги и имеют медицинскую лицензию. К таким организациям напрямую относится закон о телемедицине, и они должны полностью его соблюдать — например, проводить телемедицинские консультации только в сертифицированном медицинском кабинете.

На сегодня в России только две подобных онлайн-клиники — это «Яндекс.Здоровье» и Doc+. Ещё в прошлом году «Яндекс.Здоровье» оказывала исключительно информационные консультации, а с января 2018 года компания получила медицинскую лицензию и может легально предоставлять телемедицинские услуги.

Сейчас, по словам представителей «Яндекс.Здоровья», компания находится на этапе трансформации в полноценную медицинскую компанию с собственной телемедицинской клиникой.

Телемедицинские платформы для офлайн-клиник

ИТ-платформы для телемедицинских консультаций, которые компании-разработчики продают клиникам. У подобных компаний нет собственных врачей или медицинской лицензии, они работают на b2b-рынке непосредственно с клиниками. В России подобные услуги предоставляют три организации — OnDoc, «Мобильные Медицинские Технологии» и iBolit.

Отдельно стоит выделить профессиональные социальные сети для врачей, например, «Доктор на работе» — закрытый сервис, доступ в который получают только лицензированные врачи. В соцсети врачи могут проводить профессиональные консультации между собой, что в итоге помогает лечащему врачу услышать разные точки зрения на проблему и принять правильное решение.

Такая соцсеть — один из немногих проектов, где телемедицина развивается в сегменте врач–врач.

«Ты не пройдёшь!» — что мешает телемедицине развиваться в России

Самое большое препятствие для роста телемедицинского бизнеса в России — жёсткое законодательное регулирование, которое ещё до конца не разработано.

По словам руководителя направления «Телемедицина» проекта «Доктор на работе» Ивана Картовицкого, рынок телемедицины в России сейчас в стадии поиска эффективной и прибыльной бизнес-модели. Вместо того чтобы эти начинания поддержать, Минздрав выбрал тактику ограничения.

Это как после изобретения первой машины поставить везде ограничивающие дорожные знаки и запретить ездить в местах без дорог, когда эти дороги ещё даже не построены! Было бы классно, если бы регулирование стало более мягким и гибким и давало бы возможность найти на рынке то, что работает.

Иван Картовицкий
руководитель направления «телемедицина» проекта «Доктор на работе»

В апреле 2018 года правительство утвердило правила взаимодействия между частными и государственными информационными системами. Чтобы полноценно работать на рынке телемедицинских услуг, сервисам нужно интегрироваться с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), а также идентифицировать пациентов через ЕСИА (портал госуслуг — vc.ru). Это влечёт за собой сразу несколько сложностей для развития бизнеса:

  • Первое — закон позволяет пользоваться телеконсультациями только тем гражданам, у которых есть подтверждённый аккаунт на портале госуслуг. По данным Картовицкого, только половина граждан России имеют аккаунты на сайте, из них лишь 25% подтверждены. То есть около 75% всех россиян не могут законно пользоваться телеконсультациями.

  • Второе — после интеграции сервиса с ЕГИСЗ полностью анонимная консультация фактически невозможна. По желанию пациента врач может не увидеть его персональные данные, но пациент должен войти в систему через госуслуги, то есть предоставить свои данные стороннему сервису. Это не добавляет телеконсультациям популярности среди потребителей.

Это псевдоанонимность. И когда люди это понимают, то пугаются, ведь сейчас никто не хочет светить свою личную информацию, тем более связанную со здоровьем. Здесь также стоит вопрос для сервисов о хранении этих медицинских данных.

Иван Картовицкий
руководитель направления «телемедицина» проекта «Доктор на работе»

Подключение к ЕСИА — сложная и долгая процедура. Сейчас к системе имеют доступ только страховые и банковские организации. По словам Картовицкого, чтобы подключиться к системе, компания должна составить заявку по специальной форме, а затем отправить её в Минздрав.

Минздрав отправляет эту заявку в профильный подкомитет, который и принимает решение, действительно ли этой конкретной организации нужно подключаться к системе, имеет ли она на это необходимые основания.

Комитет выносит решение, после чего заносит компанию в список для Роскомнадзора. Затем компания отправляет в Роскомнадзор запрос на подключение к ЕСИА и получает доступ. Это обязательное требование ко всем компаниям, которые хотят оказывать телемедицинские услуги.

Сейчас нет информации о том, что хотя бы одна компания, оказывающая телемедицинские услуги, успешно интегрировалась с ЕСИА. Таким образом, телемедицинские компании находятся в затруднительном положении.

Помимо того, что процесс интеграции очень долгий и, по оценкам участников, займёт около полугода, процедура ещё и обойдётся компаниям в копеечку — затраты на создание необходимых систем безопасности и сертификацию участники рынка оценивают в 1,5–7 млн рублей. Время покажет, все ли компании смогут выдержать такие расходы.

Представители «Яндекса» считают, что рынку телемедицины мешает развиваться запрет ставить диагноз и назначать лечение на онлайн-консультации. Основатель сервиса DocDoc Дмитрий Петрухин наоборот считает верным такое решение властей, ведь рынок приоткрыт и работать в нём можно.

Ещё одна трудность в телемедицинском бизнесе — отсутствие законодательно предусмотренных переходных периодов для компаний. То есть все законодательные требования, в том числе и интеграция с ЕГИЗС, по закону должны быть соблюдены ещё вчера. Но на практике это слишком долгий процесс и мало какие компании уже успели подключиться к системе.

Кроме сложностей с законодательством, бизнес дистанционной медицины сталкивается ещё и с другой проблемой — плохой информированностью россиян.

Большинство людей даже не знают о том, что есть такая услуга, а у многих формируются неправильные ожидания.

Иван Картовицкий
руководитель направления «телемедицина» проекта «Доктор на работе»

Возможно, именно совокупность всех этих нюансов не позволяет бизнесу быстро развиваться, что подтверждают довольно низкие цифры: по словам анонимного источника, на апрель 2018 года через «Яндекс.Здоровье» проводилось около 10 тысяч телеконсультаций в месяц.

По словам Дмитрия Петрухина, в среднем рынок растёт не более чем на 50% в год, а по прогнозам генерального директора «Мобильных медицинских технологий» Дениса Юдчица, по итогам 2018 года рынок телемедицины принесёт около 3 млрд рублей в год (против 1 млрд рублей в 2017 году).

Телемедицина в регионах

Сейчас компании не отслеживают, сколько телеконсультаций проходит в Москве и Санкт-Петербурге, а сколько — в регионах. Но, по мнению опрошенных экспертов, популярнее всего удалённые консультации именно в столицах.

Иван Картовицкий предполагает, что это связано с разницей в стоимости онлайн- и офлайн-консультаций, уровнем доходов и готовностью пользоваться платными медицинскими услугами.

Если в Москве до своей клиники можно ехать часами, и пациенты часто предпочитают просто созвониться с врачом, то в региональном городе до больницы можно добраться гораздо быстрее.

Тогда жители региона становятся перед выбором — либо пройтись недалеко до больницы и получить полную услугу, либо обратиться за телеконсультацией и получить неопределённый результат.

Кроме этого, стоит также вопрос и в цене — в Москве очная консультация у специалиста стоит в среднем две-три тысячи рублей и если воспользоваться дистанционной консультацией, стоимость которой от 800 до 1200 рублей, можно сэкономить. Жителям регионов посещение частного врача обойдётся в среднем в 500 рублей, и пользоваться дистанционной консультацией становится просто невыгодно.

Тем не менее Дмитрий Петрухин уверен, что у регионов есть большой потенциал.

В регионах есть мнение, что в Москве врачи лучше, поэтому сейчас люди часто хотят общаться с московскими врачами. Какая мама не захочет для своего ребёнка лучшего медицинского обслуживания, тем более никуда не летая, а просто пообщавшись через интернет? Поэтому я считаю, что регионам телемедицина существенно важнее, в том числе и потому что у нашей страны большие масштабы.

Дмитрий Петрухин
основатель сервиса DocDoc

Мнение Петрухина подтверждает и статистика сервиса «Педиатр 24/7» — по словам представителей компании, более 80% обращений поступает именно из регионов. Представители «Яндекс.Здоровья» рассказывают, что сервисом больше всего пользуются в Краснодаре, Самаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

Что ждёт телемедицину в будущем

В первую очередь следует смотреть на американский рынок, который начал развиваться гораздо раньше. Например, телемедицина в США развернулась за счёт возможности пациента дистанционно получить диагноз и электронный рецепт. Возможно, Россия тоже пойдёт по этому пути.

В нашей стране диабетик или другой человек с хроническим заболеванием должен каждый раз стоять в очереди, чтобы получить свой рецепт на лекарство. Ситуация станет намного лучше, если у клиник появится возможность выписывать электронные рецепты. Это будет серьёзное движение, я говорю про совсем-совсем ближайшее будущее, я знаю, что государство уже обсуждает этот вопрос.

Дмитрий Петрухин
основатель сервиса DocDoc

Кроме этого, несмотря на уже довольно серьёзную конкуренцию на телемедицинском рынке, в России всё ещё есть место для новых игроков. Дмитрий Петрухин считает, что в будущем рынок разделится на множество сегментов: какие-то сервисы будут предоставлять только первичные консультации, а другие — только профильные (к примеру, в сфере гинекологии или кардиологии).

Я недавно познакомился с ребятами, которые проводят психологические консультации для жителей России и наших соотечественников, которые сейчас заграницей. Оказалось, что сервис психологической помощи развивается довольно быстро. Мы просто не видели эту нишу, а она есть.

Дмитрий Петрухин
основатель сервиса DocDoc

Для офлайн-клиник основатель DocDoc также видит возможность развиваться, позаимствовав бизнес-решение у западных коллег.

«В США, когда ты приходишь в клинику, а у неё нет нужного специалиста, есть возможность «арендовать» у другой клиники врача, который будет вас дистанционно консультировать и помогать ставить диагноз. Возможно, в скором времени так будут делать и у нас».

Тем не менее сооснователь сервиса Doctor Smart Павел Ройтберг рекомендует заходить на телемедицинский рынок только тем, у кого есть хорошие знания и экспертиза в области медицины, ИТ и интернет-бизнеса.

Иван Картовицкий считает, что перспективы телемедицины лежат в b2b-секторе, в частности в продажах продуктов корпорациям и крупным компаниям через их включение в страховые пакеты. Ещё одна, по мнению предпринимателя, свободная ниша на рынке — ОМС. Когда в компенсацию расходов по ОМС включат телемедицину, то это станет интересным для крупных игроков.

Если в 2017 году было ощущение, что телемедицина будет строиться вокруг ИТ-решений, то в 2018 году фокус смещается на медицинские учреждения.

Иван Картовицкий
руководитель направления «телемедицина» проекта «Доктор на работе»

Несмотря на все сложности, и предприниматели и потребители позитивно смотрят на рынок онлайн-медицины. Об этом говорят положительные цифры: по данным «Мобильных медицинских технологий», за последние полгода более 70% обращений пациентов были повторными.

С этого года государство вывело телемедицину из серой зоны в область нормальных правовых отношений — это плюс. Вдобавок, у российских предпринимателей есть все шансы качественно развить этот рынок и заработать, ведь они могут ориентироваться на опыт западных стран.

#телемедицина #будущее

{ "author_name": "Anastasiya Skrynnikova", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u0435\u043b\u0435\u043c\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u043d\u0430","\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435"], "comments": 15, "likes": 14, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 39963, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 14 Jun 2018 12:25:41 +0300" }
{ "id": 39963, "author_id": 178454, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/39963\/get","add":"\/comments\/39963\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/39963"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "possessions": [] }

15 комментариев 15 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
3

Отважным пионерам телемедицины шикарный совет: чтобы раскрепостить консервативный и зажатый в телемедицинских вопросах Минздрав, надо взять всю ответственность за постановленный диагноз и последующее судьбу пациента... на себя. Да, скорее всего рано или очень рано пациенты вас побьют , убьют или хотя бы обанкротят исками( если физически не дотянутся). Зато от врачей желающих, проконсультировать в тепличных условиях, вдали от инфекций и прочих радостей обычной поликлиники отбоя не будет.

Ответить
–1

Вся телемедицина, в том виде какой она имеет сейчас в России есть полный бред. Тут сразу видны уши коммерсов от ИТ, фармации, и продавцов всяческих чудес. Без прямого контакта хорошего доктора и пациента никакого заключения получить нельзя.

Ответить
0

Скорее наоборот. У "комерсов" мнение сейчас в телемедицине в последнюю очередь спрашивают.

Ответить
0

Остап Бендер современного разлива. Дорогие граждане, если вам дорога жизнь , держитесь подальше от такого "сервиса"!

Ответить
0

Почему в России всем вечно надо что-то, да регулировать, подменать, крышевать

Ответить
–1

Почему в России все думают, что все происходит только в России?

Регулировать инновации в медицинской сфере это нормально.
Вы же не хотите, чтобы на Вас медицинские опыты начали ставить? правда?

Ответить
1

А эти регулировщики кто? В чем они компетентны? В чем они вообще разбираются?

Ответить
–1

Я не знаю об их компетенции, но видно, что они понимают к чему приведут резкие шаги в этом направлении. В стране в которой два раза обобрали народ через МММ и в которой верят в чаи для похудения опасно просто так допускать всех подряд к медицинской информации.

Тема живая. Постоянно организуют форумы и круглые столы, обсуждают все варианты.

Ответить
1

Смешно. У нас который год подряд "замораживают" пенсионные накопления, теперь повысили пенсионный возраст и еще добавили НДС. И эти же люди внезапно борцы против МММ и за народное счастье? Бгг.

Ответить
–1

Смейтесь. Смех полезен для здоровья.

Ответить

0

а что там?

Ответить
1

Да ничего не может телемедицина. Попробуйте яндекс здоровье и поймете, что врач регулярно повторяет - обратитесь ко врачу очно.

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }