реклама
разместить

Как запустить бизнес идею чтобы она взлетела? Практические советы от предпринимателей

Даже если вы опросили потенциальных покупателей, и те пообещали купить ваш продукт, и с нетерпением ждут его появления на рынке — знайте, они вам врут. Чтобы правильно понимать чего реально хотят клиенты, какие проблемы стремятся решить и как вы можете удовлетворить их ожидания — сделайте качественный CustDev.

Как запустить бизнес идею чтобы она взлетела? Практические советы от предпринимателей

CustDev (Customer Development) — это общение с целевой аудиторией с целью выявить их запросы, потребности и пожелания по товару или услуге еще до разработки.

Кастдев нужен стартаперам, руководителям, маркетологам, всем кому важно предоставлять клиентам качественный продукт.

Кастдев решает проблему невостребованности продукта на рынке и помогает протестировать идею будущего проекта на целевой аудитории.

Кастдев дает возможность проанализировать на реальных пользователях, нужно ли им ваше решение и на сколько оно закроет их потребности. Ценность такого исследования — это возможность доработать продукт в соответствии с ожиданиями своих клиентов.

Привет! На связи Маша Ларикова — журналист Club.org и WSA. В этот раз я поговорила с резидентами клуба о важности кастдева, и они поделились своим опытом как его проводят.

Константин Косвинцев
IT-эксперт. Руководитель компании ВишераСофт. CEO Al-сервиса поиска и оценки кандидатов SmartHire

Стартапам полезно проводить кастдев, чтобы напрасно не тратить деньги на свой проект, и порой это большие затраты.


Можно собрать крутую команду разработчиков, довести до идеала продукт и вывести на рынок. Но будет очень обидно, если в итоге он никому не нужен.

Сначала сформируйте гипотезу, а потом методом кастдева проверяйте ее.

Проводить касдтев нужно с ЦА потенциального продукта, других кастдевить бесполезно. Ищите ЦА в тематических группах в соц. сетях и ТГ-каналах. Блогеры и бизнес-сообщества тоже помогают найти свою аудиторию. Хорошо работает «сарафан» и вопросы по типу: «с кем еще мы можем обсудить нашу гипотезу».

Перед кастдевом правильно сформулируйте вопросы. Они должны быть открытые, чтобы человек честно и без преувеличения раскрыл нужную информацию. От этого зависит основная часть успеха проведенного интервью.

Когда мы решаем провести кастдев: обязательно формируем гипотезу, продумываем план, определяем цель — без чего нельзя уйти с интервью, работаем над структурой и устанавливаем тайминг. Для нас важно опросить не меньше 20 респондентов.

Виктор Мизилин
Психолог, HR эксперт, преподаватель, консультант по менеджменту

Самая распространенная причина по которой прогорают стартаперы — это отсутствие рыночной потребности. Они придумывают идею (гипотезу) и вместо того, чтобы спросить об этом у своей потенциальной ЦА — пытаются читать мысли пользователей.


Основателям важно общаться со своей ЦА, но многие не любят это делать и предпочитают что-то там дорабатывать в своем продукте, предполагая, что людям это зайдет.

Свой первый кастдев я провел в 2007 году, будучи студентом. С однокурсниками решили организовать бизнес — спортивная рыбалка. Мы арендовали пруд, завезли живую рыбу и продавали рыбакам лицензию на вылов. По сути, люди нам платили чтобы порыбачить. Это был формирующийся рынок, мы продавали интересную услугу за которую нам хорошо платили.

Однажды к нам обратился мужик с просьбой порыбачить ночью. Я решил лично выяснить зачем ему ночная рыбалка. Мужчина рассказал что болен онкологией и ему нельзя проводить время на солнце, и днем из дома старался не выходить.

И тогда мы открыли еще и ночную рыбалку, а раз это сезонный бизнес и ночи короче дня, то стоимость была 80% от дневной путевки. Идея зашла многим рыбакам и ночные путевки приносили около 30% выручки

Еще пример моего кастдева. Это было в 2021 году, когда преподавал в программе Диджитал MBA. Вся программа состояла из 15 модулей с участием нескольких преподавателей. Мой — про личную эффективность: как делать больше и уставать меньше. Тема из психологии про антивыгорание.

Сам тренинг проходил полтора дня и в нем участвовало несколько потоков. А через 2-3 недели после тренинга я опрашивал студентов внедряют ли они в свою жизнь практики из тренингов.

Я выяснил, что у нашей аудитории есть задачи, но они их не решают. Им интересно учиться и каждый модуль полезен, но полученные знания не используют. И так на месте мы стали разбирать почему это происходит, и что нужно, чтобы применять техники из тренингов в жизни.

Оказалось, что само внедрение инструментов и было проблемой. Людям нужна поддержка для реализации знаний. Таким образом сформировался новый отдельный продукт группы поддержки, и он до сих пор пользуется популярностью.

Динар Биктимиров
Основатель консалтинговой компании growcorp.ru

Если вы стартапер и только выводите свой продукт на рынок, у вас должна быть уже протестирована какая-то гипотеза.

При выводе продукта нужно выбрать способ продвижения, и с точки зрения воронки продаж, наблюдать: почему люди не покупают, не задают вопросы, не оставляют данные или вообще не читают.

Бывает, что и не в самом продукте дело, а плохо отработана цепочка подведения к продаже, и, возможно, есть смысл ее проверить. И тут уже формулировать гипотезу и проверять.

Всегда перед кастдевом мы формируем гипотезу, а потом ее тестируем. И у нас задача найти ту область, где наша гипотеза не подтверждается.

Если мы эту область не найдем и наша гипотеза полностью подтверждается значит она не работает, либо с перечнем вопросов проблемы. Потому что гипотеза не должна подтвердиться.

Мы четко понимаем на что делаем акцент, потому что кастдевы можно проводить на сам продукт, логику коммуникации, офер, канал привлечения и прочие процессы. Мы должны понимать, какую конкретно точку взаимодействия с клиентом для себя исследуем.

А еще, мы кастдевим только ту аудиторию, которую можем воспроизводить. Для нас не правильно кастдевить тех, до кого мы итак можем дотянуться.

Например, если мы обозначили гипотезу работы с тг-каналом, значит и кастдевить будем того, кто через этот канал приходит. Ни в коем случае не берем наше окружение, даже если они пользовались продуктом. Нам важно проверить только холодную аудиторию, что пришла конкретно через этот трафик.

Также нам важно исследовать аудиторию, которая о нас никогда не слышала. Если говорить про наши консалтинговые услуги, то я искал людей, которые пользовались этими услугами у других компаний. Я тестировал их с точки зрения, как они принимали решение о покупке.

Дальше. Для нас важны не вопросы которые задаем, а важны ответы на те вопросы, которые мы не задавали.

Важно, чтобы кастдев не напоминал работу спроси Гугл или Алису. То, как сформулированы вопросы зависит весь результат исследования. Нужно, чтобы человек не просто дал ответ на вопрос, а рассказал что творится вокруг этих вопросов. Это должна быть некая история. Например, на что он обращал внимание когда кликал на что то, какая картинка ему интересна, какое слово откликнулось больше, какая цветовая гамма нравится и что в тот момент происходило в его жизни.

Не правильно спрашивать людей, как они нас нашли. Правильно спрашивать, почему они на нас остановились.

И во время интервью, которое не может длиться меньше часа, нужно очень внимательно следить что рассказывает респондент. Нам необходимо найти параметры, которые не учли.

Нам важна не наша сформированная гипотеза, а та гипотеза, которую сформировал для нас пользователь.

Кто должен проводить кастдев

Заинтересованное лицо, лучше для этого подойдет основатель. Если это сотрудник и работает за KPI, то он должен быть максимально вовлечен и ему должно быть не безразлично. Если этого нет, и интервьюер будет кастдевить чтобы отработать премию, то не ждите нужного результата. Скорее всего, кастдев будет провален.

Когда нужно проводить кастдев

Аркадий Морейнис в своих работах утверждает, что настоящий кастдев начинается только после того, как вы уже разработали продукт и выпустили на рынок.

После этого важно реагировать на две вещи:

  • Если человек это купил — спросите его, «зачем вы это сделали?». Ваши представления о том, как и для чего человек использует купленный продукт, могут расходиться с действительностью. А так, вы сможете получить неожиданные инсайты о других вариантах его использования, и развернуть продукт в другом направлении и сделать его круче.

  • Если ваш продукт не покупают — нужно проанализировать, почему человека не убеждает то, что по вашему его должно было убедить. И пробовать найти совсем другие доводы, которые смогут изменить мнение покупателей.

Что нельзя спрашивать на кастдеве:

  • Не спрашивайте о собственном продукте. Вам нужно самому сделать выводы о его пользе, основываясь на том, на что респондент тратит свой бюджет, зачем, для чего и по каким параметрам выбирал ваш продукт.

  • Не задавайте вопросы о будущем. Спрашивайте только о том, что человек уже делал или делает сейчас.

  • Не используйте формулировки: «насколько часто», «как обычно». Лучше спросить; «когда в последний раз», «сколько раз за прошлую неделю» — для вас это будет намного информативнее.

  • Не заставляйте человека фантазировать. Не спрашивайте его: «как вы думаете» или «как вы считаете», люди склонны преувеличивать, не замечая этого.

  • Не бойтесь задавать важные вопросы. Как минимум один вопрос должен иметь вариант ответа, который может привести вас в ужас.

❗ Ни в коем случае не додумывайте за респондента, лучше прямо спросить. И не предлагайте варианты ответов, даже если человек затрудняется ответить на вопрос.

Эффективный способ узнать больше про кастдевы — пообщаться с теми, кто применяет этот метод на практике, их вы найдете здесь. Все подробности на этом тг-канале.

А если вы просто хотите увеличить узнаваемость своего бренда или самого себя, то станьте автором и напишите об этом статью, а как это сделать — расскажут на этом сайте.

Расскажите, как вы проводите кастдевы и каких результатов добились?

2525
55
33
11
11
реклама
разместить
39 комментариев

Репрезентативность для чего? В чем смысл цифры?

Если я узнал что-то новое и мне эта гипотеза интересна и могу внедрить - внедряю. Если есть сомнения или это требует ресурсов - то могу посмотреть, будет ли кто-то еще об этом говорить. НО ни в коем случае самому не спрашивать - иначе эту гипотезу просто подтвердят.

Мне видится, что если бы Генри Форд или Стив Джобс сделали репрезентативную выборку и проводили кастдев - то я бы сейчас как минимум писал комментарий с другого устройства.

Во всем есть смысл и мера. И по большому счету, правил нет. Только осознанное отношение к вопросам и целям. И все будет ок 🙏🙏🙏

4

Класс, спасибо за ответ!

1

20 человек на кастдев? А как же с репрезентативностью?

2

20 — это дофига так-то, многие запускают проекты вообще без этого

2

Обычно рекомендуют проводить интервью до тех пор, "пока ответы на вопросы не начнут повторяться". Как правило - это достигается быстрее, чем за 20 интервью. Репрезентативность - это про другое. Смысл касдев-интервью не в том, чтобы заменить соц.опросы - а в подтверждении гипотез наличия "болей" у потенциальных клиентов.

1
Раскрывать всегда
Кастдев перед запуском дал конверсию в регистрацию 25% и помог привлечь 3500 клиентов вместо запланированных 500

Привет! Меня зовут Никита Толстов, я основатель агентства Толстов груп — делаем комплексный маркетинг для сферы услуг. В этой статье хочу рассказать про такой крутой инструмент маркетинга, как - кастдев. Проведение кастдева поможет вам лучше узнать вашу ЦА и ее потребности, особенно, это важно сделать перед запуском продукта на рынок. Рассказываем,…

Кастдев перед запуском дал конверсию в регистрацию 25% и помог привлечь 3500 клиентов вместо запланированных 500
С этим инструментом клиенты сами захотят отдать вам свои деньги

Представьте: вы придумали новый продукт и уверены, что он совершенно гениален. Вы ждете, что клиенты будут в восторге срывать товар с полок, деньги потекут рекой, а на горизонте наконец замаячит тот самый успешный успех. Но реальность дает пощечину: ваш продукт не покупают. Вы в отчаянии спрашиваете: «Почему?!», а в ответ слышите гору неудобной пра…

11
Как и зачем проводить кастдевы при разработке SaaS-продукта (с примерами из опыта)?
Как и зачем проводить кастдевы при разработке SaaS-продукта (с примерами из опыта)?
33
Как я автоматизировала кастдев и избавилась от бесконечного анализа
Как я автоматизировала кастдев и избавилась от бесконечного анализа
22
Как за 7 минут разговора с аудиторией найти её боли, страхи и потребности, чтобы запустить продукт, который купят сразу

1. Что такое проблемные интервью и для чего они нужны

22
Базовая настройка GetCourse под ключ и техническое сопровождение запуска
Базовая настройка GetCourse под ключ и техническое сопровождение запуска
22
Как проводить клиентские интервью (кастдевы) и зачем они нужны бизнесу?

Как понять, чего на самом деле хотят ваши клиенты? Почему они выбирают конкурентов, игнорируют ваши предложения или сомневаются в покупке? Обычные опросы не дают ответов, а вот правильно проведённые клиентские интервью (кастдев) позволяют увидеть реальную картину.

Как проводить клиентские интервью (кастдевы) и зачем они нужны бизнесу?
11
Как провести CustDev без бюджета: мини-гид для стартапов
Как провести CustDev без бюджета: мини-гид для стартапов
Что такое кастдев и почему он так важен?

Кастдев (от англ. customer development) — это процесс глубокого изучения своей аудитории: её болей, потребностей, страхов и желаний. Простыми словами, это разговоры с вашими потенциальными клиентами, чтобы понять, что им действительно нужно, а не строить продукт на догадках.

реклама
разместить
CustDev — как без утомительных интервью найти бизнес-идею на миллион

• Как работает методика?
• Как искать людей для интервью?
• Как находить инсайты, не задавая вопросы?
В этой статья я постарался интересно и вдумчиво изложить свой опыт проведения кастдева

Кадр из фильма <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F43977%2F&postId=1834972" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Старики-разбойники»</a>
1414
22
11
11
11
11
Кастдев: больше, чем просто "поговорить с клиентом" - 7 причин провести опрос о потребностях своего клиента

В мире бизнеса, где успех во многом зависит от понимания потребностей клиента, кастдевы (customer development) стали неотъемлемой частью стратегии роста. Но часто предприниматели недооценивают их значение, ограничиваясь формальным опросом.

22