Дорожные карты в B2B

СЕО спокоен, клиент доволен: как мы научились строить роадмапы для стратегических и тактических задач в B2B продуктах

Я много читал о применении дорожных карт (roadmaps) в различных продуктах. В этой статье хочу ретроспективно оценить собственный опыт построения и применения дорожных карт на примере моего опыта работы с B2B SaaS продуктом и наложить его на теоретические знания из прочитанных статей. Расскажу, для кого и с какими целями я и команда строили дорожные карты, с чем столкнулись, чего добились и как пришли к связи миссии компании, видения и OKR с roadmap.

Дорожная карта (Roadmap) — это графическая визуализация пути развития продукта или проекта, приблизительный план, в котором отражены его цели, задачи и основные этапы.

Зачем нужны дорожные карты?

Дорожная карта нужна для того, чтобы ответить на вопрос «что мы делаем и зачем?” . Это инструмент коммуникации для команды. В некоторых проектах дорожную карту могут использовать для ответов на вопросы вида «кто, что и когда делает?». При этом важно отличать дорожную карту от плана проекта. План — это более детализированный инструмент, который отвечает еще и на вопросы «как?» и «когда?» Где-то тут можно нащупать границу или переход, потому что одни авторы вопрос «когда?» относят к дорожной карте, а другие к плану.

Если смотреть на эти инструменты с точки зрения временной шкалы, то дорожная карта — это инструмент, который признает растущую неопределенность по шкале времени, и использует её как возможность для достижения целей через фокусирование команды. План же плохо работает на долгих дистанциях и, на мой взгляд, как инструмент не подходит на горизонте более шести месяцев. Говоря конкретнее, план хорош для спринтов, недельных активностей, а дорожная карта скорее является инструментом стратегического планирования.

Что дает хорошая дорожная карта?

  • Позволяет продуктовой команде понять, над чем им стоит работать в будущем с учетом ближайших и долгосрочных целей компании;
  • Позволяет эффективно использовать время и ресурсы, через фокус на задачах и возможностях;
  • Обеспечивает компании коммуникацию, приоритизацию и фокус.

Дорожные карты можно разделить на два основных типа: привязанные и не привязанные к датам. В прошлом десятилетии были в ходу дорожные карты с датами, но сейчас всё больше профессиональных продуктовых и проектных менеджеров говорят, что можно работать и без дат. Дорожные карты без дат нагляднее показывают неопределенность горизонта времени и дают возможность убрать жесткие договоренности со стейкхолдерами, если они мешают вносить изменения в проект. Существуют также гибридные дорожные карты, где даты умышленно размываются.

Однако в B2B продуктах и публичных дорожных картах договоренности необходимы, чтобы релиз новой функциональности не отразился на процессах клиентов. Как же быть? Предлагаю рассмотреть плюсы и минусы каждого типа дорожных карт на примерах.

Классическая дорожная карта: каждая фича привязана к дате

Дорожные карты в B2B

Почему дорожные карты с датами так популярны?

  • Все хотят видеть точную дату релиза;

  • Каждый стейкхолдер хочет видеть именно свои фичи в дорожной карте;

  • Людям просто привычно видеть дорожные карты в стиле диаграммы Ганта.

Чем плохи дорожные карты с датами?

  • Дорожная карта с датами дает иллюзию предсказуемости будущего. Все мы знаем, как быстро устаревают планы, особенно детализированные и расписанные на месяцы вперед.
  • Дорожная карта с датами и фичами превращается в список пожеланий стейкхолдеров. В процессе согласований внутрь набиваются фичи от всех стейкхолдеров, а приоритеты между ними распределяются так, чтобы никого не обделить, без фокуса на целях компании.
  • Из-за привязки к датам такую дорожную карту трудно оценить. Нужна большая детализация, огромное количество итераций оценок от профильных сотрудников, это забирает много времени.
  • Подразумевается что изменений в такой карте быть не может, что вводит команду в заблуждение. Со временем неопределенность уменьшается, команда лучше понимает, что нужно делать. Изменения становятся необходимыми, но из-за сложности оценки их трудно вносить и поддерживать.

Главный недостаток дорожных карт такого типа в том, что они сковывают команду жесткими обязательствами перед стейкхолдерами. Это приводит к громоздкости, табуированности любых изменений и потере гибкости в угоду кажущейся предсказуемости развития.

Гибридная дорожная карта

Дорожные карты в B2B

Гибридные дорожные карты очень просты и наглядны. В реальности в колонке «Сейчас» будут самые понятные фичи, достаточно детализированные, чтобы можно было заниматься ими в текущий момент. В колонке «Дальше» фичи будут представляться в виде возможностей, например: «Упростить форму заказа”. В последней колонке будут возможности, которые задают направление развития нашего продукта, например: «Увеличение активации пользователей сегмента А”. Гибкость последнего столбца здесь будет максимальной, а первого — минимальной, что чаще всего и требуется.

Важно помнить, что функциональность — это не набор фичей в определенном направлении продукта, а средство для достижения определенной цели или результата. В каждой колонке должны быть указаны стратегические цели и ожидаемые результаты от достижения этих целей. Это помогает хорошо держать фокус на той функциональности, которую вы выпускаете.

Древовидная дорожная карта

Дорожные карты в B2B

Древовидные дорожные карты призваны показать непараллельность развития продукта и его неопределенность во времени. Они нагляднее всего отражают реальное положение дел. На картинке я изобразил такую дорожную карту схематично. В жизни она может строиться как дерево решений, опускаясь от целей компании в функциональность (фичи) в конкретном продукте или направлении. Такая карта хорошо показывает: работая параллельно над двумя фичами, к цели мы можем прийти с одной, потому что вторая, к примеру, отпала на этапе тестирования и не дошла до рабочей версии продукта.

Здесь я хочу напомнить: созданная и внедренная фича не означает, что вы добились цели. Эффективность фичи после релиза должна быть измерена. Только если ожидания от её внедрения совпали с действительностью и это было подтверждено данными, мы принимаем решение оставить фичу в продукте. Иначе продукт очень быстро и нелинейно обрастет лишней функциональностью, которую придется поддерживать таким же нелинейным ростом количества сотрудников и оборудования.

В дополнение к этому обзору могу порекомендовать статью Ant Murphy, где он рассказывает о разных типах дорожных карт более подробно.

Как мы строили роадмапы

Реальность часто отличается от теории. Особенности продукта не всегда позволяют использовать, к примеру, фреймворки или другие готовые решения. Так же дело обстоит и с дорожными картами: модификации в них неизбежны, это неотъемлемый процесс адаптации к процессам внутри бизнеса. Расскажу о своём опыте трансформации дорожных карт, для краткости опуская самые первые стадии. Поговорим о конечной реализации.

Дорожные карты мы строили исходя из итогов ежегодной стратегической сессии, на которой еще раз фиксировали миссию компании и видение на пять-десять лет вперед. Видение при этом могло модифицироваться, но не сильно: задача была сохранять фокус компании и конкретизировать неявные моменты. Там же мы ретроспективно разбирали предыдущий год в цифрах и событиях, смотрели подготовленную аналитику по возможностям на рынке. Далее разбивались на команды и, фокусируясь на целях (чаще всего финансовых), строили брифы проектов, которые могли в итоге стать новыми продуктами или зоной роста существующих продуктов.

Наш инструмент

Для защиты проектов мы использовали собственный фреймворк, который многократно допиливали в процессе использования. Он сочетает в себе P&L, юнит-экономику и дорожную карту. С помощью этого инструмента мы строили стратегию на три-пять лет вперед. Он помогал понять, сколько проект потребует инвестиций, какой множитель инвестиций получится на горизонте планирования и как команда собирается достигать поставленных целей.

На иллюстрации показана абстрактная модель такого инструмента. Здесь не учтены реальные нюансы именно нашей работы, но принцип ясен.
На иллюстрации показана абстрактная модель такого инструмента. Здесь не учтены реальные нюансы именно нашей работы, но принцип ясен.

Чем полезна такая развертка дорожной карты?

  • Очевидна связь роадмапа с экономикой;
  • Можно увидеть, какие ресурсы пропущены с учётом активностей;
  • Можно быстро понять, если масштабирование построено некорректно;
  • Легко найти точку окупаемости и цену продукта через модель.

После защиты мы разбирали проект в формате OKR, чтобы синхронизировать и фокусировать всю компанию. После этого он попадал в дорожные карты продуктов, и далее в бэклог и спринты в виде пользовательских историй.

Таким образом, у нас было две дорожные карты. Как я рассказал выше, первая была скорее стратегической: там мы указывали фичи крупными мазками, ориентируясь больше на цель и результат, чем на точное описание функциональности. Вторая, продуктовая дорожная карта, обычно формировалась на шесть месяцев, и первый квартал был детально прописан в пользовательских историях. У этих подробных карт был один минус: если они попадались на глаза CEO или CPO, всегда возникали вопросы, почему в разделе ресурсов есть пробелы. Приходилось объяснять, что ресурсы в каких-то местах уходят на поддержку существующей кодовой базы, проще говоря, на закрытие техдолга, который в дорожной карте не отражается и появляется только на уровне бэклога и спринтов в JIRA.

Какой я вижу дорожную карту для B2B продуктов

Теперь, когда я дал вам общее представление о типах дорожных карт и пример их реализации в продукте, давайте вернёмся к дорожным картам без дат.

Для стратегического планирования переход на такие карты — безусловный плюс: я знаю, как трудно управлять ожиданиями стейкхолдеров, когда релизы функциональностей привязаны к определенной дате. Роадмап без дат достаточно гибок, чтоб покрывать периоды в год и более. На первые полгода функциональность в нем может быть прописана подробно, а далее — через общие термины, к примеру, через цели и результаты, которые хочет получить команда.

При этом о клиентах тоже нужно заботиться, поэтому продуктовая дорожная карта должна быть открытой — с ограничениями для данных, которые нельзя разглашать. Для B2B продуктов это жизненно важный инструмент, который позволяет пользователям планировать их активность (то есть их собственные дорожные карты), зная при этом, как будет развиваться ваш продукт. В такой карте даты важны как один из инструментов синхронизации: если клиент знает дату релиза новой версии CRM, куда будет встроен маркетинговый модуль, он не станет тратить время и ресурсы на самостоятельную разработку такого модуля.

Третий фактор — это топ-менеджмент, которому важно смотреть на картину в целом, уметь фокусироваться, видеть цели и результаты. Излишне детализированная дорожная карта уводит фокус внимания руководителя в нюансы, пробелы часто выглядят как недостатки планирования, хотя дело в том, что этой информации вообще не место в дорожной карте.

Как же должна выглядеть дорожная карта B2B продукта с учетом этих трех факторов? Мы приходим к тому, что их должно быть два вида: стратегические и продуктовые.

Стратегию подкрепляет роадмап без явных дат, основанный на проектах или активностях, которые лежат в фокусе компании и преследуют достижение конкретных целей. Именно в нём происходит синхронизация интересов стейкхолдеров, туда же смотрит топ-менеджмент. Отсутствие дат позволяет гибко и трезво смотреть в будущее с учётом его неопределенности.

Из стратегической дорожной карты активности переходят в дорожные карты конкретных продуктов или суб-продуктов. Эти роадмапы уже подробные, с поквартальной детализацией, а лучше с детализацией по спринтам. Сюда смотрит клиент и сопровождающие продукт команды. Даты здесь нужны: они важны для клиентов и не позволяют продуктовой команде оттягивать релизы. Такая дорожная карта может быть детализирована пользовательскими историями, в неё можно заложить задачи по техдолгу, которы е в явном виде могут выглядеть для клиента неоправданной тратой времени или ресурса.

66
Начать дискуссию