{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Технологии, зарплаты и тренды в ecommerce в 2020 году

Зачем «Связному», Ozon и другим крупным российским компаниям искусственный интеллект, почему программистам хотят платить больше, чем они просят, кто вообще нужен рынку сегодня, что представляют собой соискатели.

Сделала обзор eCom на основе данных из hh (вакансии + резюме), чтобы понять, какие специалисты нужны, их зарплаты и условия труда, насколько важен опыт/позиция, готовы ли компании работать дистанционно... И кое-что поняла.

Корпоративный вуайеризм — излюбленное развлечение многих из нас, и в ход идёт все: от обсасывания слухов и новостей о соседних Илона Масках до полноценного промышленного шпионажа. Цели тоже разного уровня пошлости: от самурайского желания понимать обстановку на поле боя, чтобы стать сильнее там, где враг не смог, до «нам надо вот как у них».

Где-то в середине, между подглядыванием за результатами/процессом чужой работы и глубоким погружением в конкурентную среду, стандартный набор: трекинг состояния сайтов и конкуренции в рекламных сетях, ручной аудит (заказы, звонки, фейковые заявки, контрольные закупки с фиксацией всего-всего), сравнение товарных политик и еще много разных интересных путей в тщательно охраняемую зону корпоративных тайн, среди которых также один из самых популярных в России ресурсов для поиска работы и сотрудников: Хэд Хантер. О нем и поговорим.

Что здесь будет

1. Какие компании и для каких задач внедряют машинное обучение;
2. Какие технологии используются в среднестатистическом eCom-проекте;
3. Кто нужен в электронной коммерции: рейтинг востребованности специалистов;
4. Что влияет на зарплату: формат работы, продолжительность опыта, позиция;
5. Сравнение предлагаемого гонорара и зарплатных ожиданий соискателей.

Смотрим на eCom-сегмент через призму рынка труда

Компании, внедряя новое или для поддержки уже работающих технологий, ищут специалистов со знанием определенного стека или обладающих необходимыми навыками, в том числе работы с софтом. Как следствие, многие указывают их в требованиях к кандидатам — и это в свою очередь позволяет вывести некоторые закономерности и понять, что происходит с рынком, что сейчас в приоритете, в какую сторону двигается или хочет двигаться рынок.

Как наиболее релевантный мне лично, я рассматривала именно рынок eCommerce с отдельным вниманием к предложениям, содержащим указание на использование таких технологий как Интернет вещей, Машинное обучение и RPA — роботизация управления (предприятием, людьми и процессами).

В область интереса попали:

  • Топ-менеджеры, специалисты и новички — тут интересны компетенции топов и инструменты, которыми им необходимо владеть, а также новички с обязательствами на них возлагаемыми и программами, которые им предстоит использовать
  • Программисты и их стек технологий
  • Интернет-маркетологи, как люди, занимающиеся одним из наиболее приоритетных для отрасли направлений
  • Другими популярные специалисты сегмента eCommerce

Цели:

  • Выявление наиболее популярного технологического стека
  • Софт, внедренный в делопроизводство
  • Суммы, которые компании готовы выделять на те или иные функции специалистов
  • Распределение специалистов/направлений деятельности по степени востребованности
  • Задачи, которые сегодня стоят перед иком-компаниями

Кормим скептика:

  • Источник — hh. Со всеми его особенностями и погрешностями, и стоит делать на это поправку: вакансии содержат не всю информацию о компании, и не все компании размещаются на hh;
  • Город выгрузок — Москва. Со всеми ее особенностями и погрешностями. Но по Москве, тем не менее, можно судить о соотношении зарплат и об актуальных требованиях к соискателям по профессиональным областям;
  • Средний минимум и средний максимум — это медианы от нижнего и верхнего порога предложения для общих выборок и среднее арифметическое от нижнего и верхнего порога — для фильтрованных (фуллтайм, в офис и т.д.). Зарплаты приведены к единому формату: конвертированы в рубли при указании одной из 4-х других попадавшихся валют, сделана корректировка на НДФЛ, и указаны зарплаты уже без НДФЛ.

Методология

Эту часть можно пропустить, она содержит некоторые дополнительные сведения о том, что за данные использовались, и как именно.

В целом, работа проходила следующим образом:

I. Были выгружены вакансии, размещённые в разделе IT-Электронная коммерция, после чего названия полученных вакансий поддались автоматическому семантическому анализу (определение частотности слов).

II. Далее из отсортированных по популярности слов вручную выводился приблизительный рейтинг востребованности, и заодно — составлялся словарь синонимов.

III. Полученный список должностей (с синонимами) проверился на количество упоминаний в исходном документе, чтобы уточнить рейтинг.

IV. Исходя из пула вакансий, размещённых в разделе Электронная коммерция, и полученного рейтинга, все должности поделены на три сегмента:

1. Интернет-маркетинг (специалисты плюс-минус могут мигрировать из eCom в другую отрасль, и не привязаны строго к какой-либо — поэтому данные выводились на основе вакансий из более крупного раздела hh «Интернет-маркетинг»)

2. Электронная коммерция (здесь уже должности более узкоспециализированные, и требования собирались только по сегменту «Электронная коммерция»)

3. Разработка (тоже только из «Электронной коммерции», поскольку требования именно здесь к специалистам очень специфические, и эту специфику обязательно стоит учитывать: php-разработчик для интернет-магазина — совсем не то же самое, что php-разработчик для социальной сети, и разница не только в требованиях, но и в зарплатах)

V. Резюме выгружались из hh уже по словарю синонимов по правилам:

• обновление — не раньше, чем месяц назад

• поиск только в названии резюме

Семантический анализ доступными мне средствами настолько осложнен многообразием синонимов, используемых рекрутерами, что оказалось, написание алгоритмов обработки текста занимает даже чуть больше времени, чем ручная фильтрация — поэтому от них было решено отказаться.

Сложность автоматизированного (алгоритмического) анализа текста еще и в том, что не все ключевые слова, упоминающиеся в тексте вакансии, имеют прямое отношение к работе специалиста. Так, в требования к мобильному разработчику могут попасть PHP или Scala, хотя они фигурировали в блоке «Стек» в рассказе о компании. Или еще лучше: если какие-то слова, которые могут быть интерпретированы как требования, записаны в «чего делать не нужно». Отсюда — ручная проверка содержания и формирование пула требований к специалистам с выделением наиболее часто повторяющихся. Увы и ах, пуская слюни на искусственный интеллект, я пользуюсь аналоговым: долгим, уязвимым, требующим кофе и позалипать.

Первый тест: Machine Learning и задачи, которые оно решает

Так вышло, что этот раздел, который изначально должен был стать основой всего обзора, оказался самым небольшим: то ли Хэд Хантер не та площадка, то ли компании не раскрывают деталей, то ли действительно отрасль не нуждается в большом количестве специалистов — в любом случае, упоминаний ML (а роботизации и IoT и того меньше, поэтому их тут нет ни в каком виде) и его синонимов на hh оказалось так мало, что каких-либо статистических данных я предоставить не смогу. Могу разве что смогу частно рассказать о том, для каких задач крупные компании eCom-сегмента искали разработчиков и других специалистов для работы в области искусственного интеллекта.

1. Озон

  • Для создания платформы для продавцов и расчёта оптимальной скидки на основе портрета клиента;
  • Задачи текстово-лингвистического направления: ранжирование в поиске и каталоге, мэтчер товаров, классификация поисковых запросов для SEO, валидация отзывов;
  • Задачи рекомендательного направления: к товару подобрать заменители или дополнители/аксессуары, построение персональных рекомендаций для клиента, предсказывать пол, наличие детей и пр. клиента, предсказывать вероятность повторной покупки, предсказывать оптимальную скидку для клиента.

2. Магнит

  • Прогнозирование спроса;
  • Промо-акции;
  • Лояльность;
  • HR/Workforce;
  • Цепочки поставок;
  • Категорийный менеджмент.

3. Алиэкспресс

  • Рекомендательные алгоритмы.

4. Ламода

  • Логистика: оптимизация перемещений;
  • Умная сортировка, рекомендации;
  • Анализ рынка в целом с целью корректировок общей стратегии закупок.

5. Леруа Мерлен

  • Разработка моделей машинного обучения для прогнозирования товарооборота магазинов;
  • Решение задач гео-аналитики для оценки потенциала открытия новых магазинов;
  • Разработка алгоритмов подбора комплементарных товаров для управления персонализацией в диджитал каналах;
  • Разработка алгоритмов работы с поисковыми запросами на сайте и методов оптимизации поискового движка;
  • Deep‑Learning и нейронные сети для анализа изображений и решения задач управления контентом;
  • Разработка моделей NLP;
  • Разработка скриптов/коннекторов для интеграции с API интерфейсами для сбора данных из внутренних бизнес систем и внешних источников;
  • Рекрутмент;
  • Маркетинг: актуальные предложения, инфо о клиентах, «профили клиентов».

6. Дочки-сыночки

  • Оценка эффективности маркетинговых акций, анализ качества и очистка данных.

7. Глобус (сеть гипермаркетов)

  • Анализ поведения, подбор маркетинговых акций;
  • Категоризация товаров;
  • Разработка персональных предложений.

8. Мерлион (Ситилинк)

  • Сравнение клиентов;
  • Поиск лучших каналов сбыта;
  • Настройка правил отгрузки для смежных клиентов;
  • Поиск связей между величинами.

9. Адамас

  • Рекомендательная система.

10. Х5 Retail Group

  • Прийти и придумать, куда применить возможности ИИ;
  • Работа с персоналом.

11. Связной

  • Создание базовой математической платформы, объединяющей решения по задачам товародвижения, распределения товаров по точкам, закупки товаров, планирования продаж, оптимизации персонала, минимизации рисков потери товаров;
  • Создание инструментов для автоматизации поддержки принятия решений по задачам товародвижения, распределения товаров по точкам, закупки товаров, планирования продаж, оптимизации персонала;
  • Анализ совокупных данных компании, выявление закономерностей аномалий, влияющих на финансовые и имиджевые позиции компании;
  • Поиск решений по уменьшению количества аномалий и снижению их влияния на результаты компании;
  • Внедрение математических моделей и решений в бизнес-процессы компании.

12. М.Видео — Эльдорадо

  • Задачи в области финансов;
  • Маркетинга;
  • И логистики.

13. IVI (предположительно*)

  • Умные рекомендации.

* Вакансия была размещена от имени рекрутингового агентства, и название компании-заказчика не упоминалось в ней - только тематика. Единственной крупной видеоплатформой среди клиентов на сайте агентства была IVI.

Реальность: кто нужен рынку, что нужно уметь и «сколько денег»

Мысли о роботизации и внедрении искусственного интеллекта могут как угодно сильно кипятить кровь, но я, как и многие мои коллеги, живу в мире, где все ещё есть интернет-магазины, где заказ делается через форму обратной связи в виде списка товаров с последующим звонком оператора и ручным сбором пакетика для отправки. А также с бонусами в виде перепутанных позиций или даже адресов, переписанных нано… то есть, авторучкой с экрана и переданных курьеру на бумажке, и путаницей с «этим вашим 1С». В этих условиях запуск полноценного интернет-магазина, внедрение CRM и ERP — уже шаг в будущее.

Поэтому вернемся обратно и посмотрим на используемые в области eCom инструменты в целом — а не только в этих ваших Озонах.

Технологии

Интересная часть, которая уже успела во многом помочь в моей работе, это технологии, используемые компаниями. Как уже упоминалось, соискателям предъявляются требования знать определенный софт или технологии — и на этом основании можно делать некоторые выводы об их популярности, и в какой-то мере опираться на эти данные при принятии решений о внедрении. Как минимум, есть, к чему присмотреться.

CMS

Из готовых CMS абсолютными лидерами являются Битрикс и Wordpress, а также часто встречается (внезапно) Tilda. Уверена, на этом рынке много и «самописок», но по понятной причине они не фигурируют в требованиях.

Аналитика

Аналитические инструменты можно разделить на два пласта — для web-аналитики и для бизнес-аналитики.

Web:
Яндекс.Метрика, Google Analytics — исключительные лидеры, и знать их нужно практически всем; от более узкопрофильных специалистов уже ожидают Roistat, OWOX, Comagic + другие локально-ориентированные инструменты — Similarweb, Медиалогию и т.п.

Бизнес:
Tableau, PowerBI, Google Cloud Platform, Qlik Sense, Elastic (ELK).

Также отдельной строкой стоит добавить требования к аналитикам уметь строить аналитические системы и их администрировать — то есть, уметь работать с СУБД и знать языки запросов к базам данных. Среди таких технологий преобладают SQL, VBA, R и Python.

CRM

Битрикс24, amoCRM, RetailCRM.

ERP

1С, SAP
Если в сегменте ERP, то есть, обслуживании систем управления предприятиями, в целом по «разработке» на hh лидирует SAP, то в eCommerce абсолютный лидер среди софта для управления процессами — 1С.

Таск-трекинг

Битрикс24, Jira, Trello

Реклама

Соцсети: Фейсбук, ВКонтакте, Инстаграм, Яндекс Дзен, Youtube, Одноклассники, Телеграм

Маркетплейсы: Беру, Яндекс.Маркет, Авито, Юла, Ozon, Wildberries, Goods

Рекламный стек: контекстная реклама, таргетированная, SEO, SMM, размещение на маркетплейсах и в прайс-агрегаторах, рассылки.

Web-технологии

В Front End наиболее популярны js-фреймворки: React (упоминается в 71% вакансий), Angular (29%), Vue (32%), Bootstrap, Redux и TypeScript (35%).

Среди лидеров Back End — технологии, основанные на PHP.

Рейтинг востребованности специалистов

1. Разработка — 34%

Самый востребованный сегмент специалистов — разработчики, эти вакансии составляют чуть больше трети от всего списка, и 4% из них — Full Stack.

2. Маркетинг — 8,2%

Интернет-маркетологи разных мастей — вторая по востребованности категория специалистов в электронной коммерции. В дополнение к общему рейтингу стоит сделать отдельное разделение по специализации всех интернет-маркетологов на:

  • Специалистов по закупкам трафика — 1,7% от общего числа вакансий (суммарно по разным источникам: контекстная реклама, CPA-сети, таргетинг и т.д.) — они самые нужные люди в маркетинге eCom
  • SEO-оптимизаторов — 1,2%
  • SMM-специалистов — 0,9%
  • CRM/email-маркетологов — 0,9%

3. Обслуживание магазина/проекта — 6,6%

Также значимую часть всех вакансий забрали менеджеры/администраторы, обслуживающие клиентов, покупателей, и занимающиеся делопроизводством в проекте.

4. Руководители и директора проектов — 4,1%

И руководители проектов и продуктов входят в число самых востребованных на сегодняшний день специалистов.

5. Менеджеры проектов — 2,3%

Где разработчики, там и менеджеры проектов: значительная доля вакансий посвящена специалистам, занимающимся регулировкой процессов.

6. Работа с клиентами, аккаунтинг — 1,9%

Как правило, это специалисты, отвечающие за прямой и постоянный контакт с клиентом, массовой же обработкой заказов занимаются другие люди.

7. Работа с контентом сайта — 1, 8%

Контент-менеджеры тоже важная часть eCom-проекта, но сложность их идентификации состоит в том, что часто эту роль совмещают еще и с ведуном соцсетей.

Внимательный читатель мог обратить внимание, что при сложении всех указанных процентов, ста не наберется; «где еще треть людей» — спросит он. Ответ: еще треть вакансий — это логисты, комплектовщики и прочие категорийщики, которые нужны, но не вошли в ТОП.

Кто нужен, сколько вакансий открыто, сколько резюме размещено, сколько платят, чего хотят — собрано в отдельном приложении, которое также включает в себя:

  • разноску зарплат по уровню опыта и форматам работы (дистанционная занятость, полная, частичная, работа в офисе);
  • зарплатные ожидания специалистов;
  • среднюю продолжительность работы на одном месте и средний совокупный опыт;
  • соцдем-характеристики.

— так что, можно отправить этот документ на изучение сразу рекрутерам и руководителям отделов, которые ищут сотрудников, чтобы сориентировать в том, что прямо сейчас происходит на рынке труда.

Здесь же я рассмотрю не вошедшую в статистический обзор часть и немного дополню его наблюдениями.

Наблюдения

1. Интернет-маркетолог (страницы 2‑3)

Интернет-маркетологи — это люди, которые умеют, судя по требованиям, вообще все: от использования графических редакторов до аналитики, и при этом, виртуозно закупают рекламу и ведут соцсети. Здесь соискателю нужно внимательно читать требования, потому что за заголовком могут скрываться самые разнообразные функциональные подробности.

Хотя с тем, что это редкий случай совпадения предложения и зарплатных ожиданий, они друг друга понимают:)

2. Трафик-менеджер (cтраницы 6‑7)

Примечательно, что работодатели часто пишут суммы бюджета на рекламу (в том числе неограниченные при сохранении KPI на нужном компании уровне). Это хорошо.

3. SMM-специалист (cтраницы 8‑9)

Ожидания работодателей очень сильно разнятся в зависимости от позиции, и вполне коррелируют с суммами предлагаемых гонораров. Например, от SMMщика с окладом 30 000 могут ожидать только наличия телефона с хорошей камерой и умения следовать стандартам, в то время как опытному специалисту уже могут предложить заняться не только стратегией, но и серьезными штуками типа интеграций и даже разработки AR-проектов. В этом случае от кандидата ожидается умение управлять процессами и командами, чтобы свои стратегически обоснованные задумки реализовать и выпустить.

4. Аккаунт-менеджер (cтраницы 10-11)

Как ни странно, от несчастных аккаунт-менеджеров тоже порой ожидают умения закупать рекламу и вести социальные сети. В моем представлении, аккаунт-менеджер — это «человек слова», причем прежде всего устного: убедительный, любящий людей и общение, желающий всем помочь и обо всех позаботиться. Разумеется, аналитические навыки такому специалисту необходимы для выполнения своих функций, но посевы, требующие усидчивости, внимательности и молчания, имхо, несколько противоречат природе такого человека.

5. Специалист по контекстной рекламе (cтраницы 12-13)

«Директологов», как иногда называют специалистов по контекстной рекламе, что неверно, часто объединяют с таргетологами.

6. SEO-оптимизатор (cтраницы 18-19)

SEO-шников объединяют с SMMщиками на позициях с более низкой оплатой, а где побольше — со специалистами по контекстной рекламе. В отдельных случаях — с UX-специалистами, что, более резонно и логично с учетом того, в какую сторону развиваются поисковики.

7. Копирайтер (cтраницы 20-21)

От копирайтеров ожидают все-таки часто смешанных функций — или SMM, или SEO, или интернет-маркетинг. И съемка + разработка визуального сопровождения. Копирайтинг, каким многие его помнят, кажется, уходит в прошлое.

8. Менеджер интернет-магазина (страницы 34-35)

Одна из наиболее востребованных позиций.

В большинстве случаев работодатели открыты для сотрудников вообще без опыта или с минимальным. Для менеджера интернет-магазина важнее знание отрасли работодателя (автозапчасти, косметика, канцелярия, etc), чем опыт работы непосредственно в сфере администрирования магазинов или с определенными компьютерными программами. Таким образом, работодатели готовы обучать новичков работе, но предпочитают тех, кто знаком со спецификой их продукта и сможет быстрее начать грамотно консультировать клиентов и покупателей. При этом, навыки деловой переписки, грамотная речь и быстрая обучаемость уже должны быть в наличии.

Но с ростом гонорара растет и сложность задач; например, с ежемесячной компенсацией от 80 000 работодатели предлагают заниматься не только обработкой заказов и работой с покупателями, но и закупками: поиском поставщиков, сравнением цен, контролем ассортимента и ценовой политики конкурентов и т.д.

9. Разработка (страницы 40-53)

Разработчикам часто предъявляется требование иметь опыт работы по методологиям Agile от какого-то количества лет — это слегка удивительно. Я надеюсь, это используется по ошибке или для красоты описания, и что хорошим специалистам будут отдавать предпочтение вне зависимости от того, как был организован менеджмент на предыдущих местах работы.

iOS- и Android-разработчиков иногда объединяют в общее «мобайл».

Кроме использования фреймворков соискателям стоит знать js и в чистом виде — на это есть запрос.

Фронт-эндерам зачастую необходимы не только знания js и фреймворков, плюс, разумеется, верстки, но и серверных технологий — как минимум, на уровне представления о том, как они работают, но чаще на уровне простой разработки: Java, PHP. Также работодатели ожидают от кандидатов наличия навыков администрирования баз данных.

Отдельной строкой работодатели выделяют навыки не только кодинга, но и качественного кодинга: умение писать понятный код, проведение code review и т.д.

Лучшее время сменить работу или открыть позицию

Пока я копошилась в таблицах, мне стало интересно: а когда люди меняют работу? Есть ли какая-то сезонность у этого процесса? И может, даже распределение по профессиям?

Вот, что у меня получилось:

На графике времени смены работы, оказалось, действительно присутствуют явные пики: январь (особенно интересен контраст с самым низким декабрем) и сентябрь. Только у руководителей май неспокойный.

Исходя из этих данных, можно предположить, что сентябрь и январь — это и наиболее конкурентное время для обеих сторон процесса, но вместе с тем, дающее больше выбора; а декабрь и февраль, соответственно, наоборот — меньше выбора и меньше конкуренции. И следовательно, конкурентоспособным специалистам и компаниям имеет смысл выводить себя на рынок в «высокие» месяцы, а специалистам и компаниям с менее сильной позицией, возможно, стоит ждать низкого экстремума — то есть, февраля или декабря.

Что влияет на зарплату

Статистику по выделяемым на гонорар бюджетам (aka зарплатам), а также предъявляемые требованиям я собрала в отдельную презентацию, так как данных много и их лучше смотреть сразу в структуре.

Дистанционная работа vs офис

Интересная провокационная тема: найм удаленных сотрудников/формирование распределенной команды — это способ сэкономить или способ найти более классного спеца, не привязываясь к географии?

Выяснилось, что:

  • На самые ответственные позиции — руководителей, менеджеров проектов, бренд-менеджеров — дистанционных сотрудников, в общем-то, почти и не ищут;
  • Чем меньше дефицит специалистов в профессиональной области, тем меньше разница между гонораром за работу в дистанционном и недистанционном форматах — но независимо от этого дефицита, денег «удаленщикам» предлагают меньше — но не всем...
  • Есть исключение. В среднем всем специалистам предлагают за удаленную работу предлагают меньший гонорар — но только не Битрикс-программистам! Им работодатели готовы, видимо, доплачивать, чтобы они не ходили на работу.

В общем, выглядит это все действительно скорее как способ сэкономить — слишком уж резкий контраст между предлагаемыми удаленным и неудаленным сотрудникам гонорарами.

Продолжительность опыта

Влияет на предлагаемую оплату.

Новичкам стабильно предлагают меньшую оплату, чем специалистам с опытом, а более опытным — больше, чем менее опытным. Это и ожидаемо, но стоило убедиться.

Отдельно стоит отметить должности, на которые работодатели не готовы приглашать новичков:

  • Java-, Битрикс- и мобильные разработчики,
  • Руководители и менеджеры проектов,
  • Дизайнеры,
  • CRM-маркетологи (email-маркетологи),
  • Копирайтеры (и это странно).

А вот те, кого готовы принять без опыта, и при этом, предложить сравнительно высокий уровень дохода:

  • PHP-разработчики — от 60 000 руб.,
  • Frontend-разработчики — от 62 000 руб.,
  • SMM-специалисты — от 60 000 руб.,
  • Медиа байеры — от 71 000 руб.

И единственный специалист, опыт которого не сильно востребован, и профессионалов с опытом более 3 лет здесь не ищут:

  • CRM-маркетолог (до 112 000 руб. предлагают специалистам с опытом 1-3 года).

Позиция

Определенно, позиция (хэды, синиоры, джуриоры) коррелирует с предлагаемой оплатой, и на более высоких позициях (без привязки к продолжительности опыта) заработная плата выше и по сравнению со средним уровнем дохода по профессии, и даже по сравнению с гонораром самых опытных специалистов — но так не везде.

Где предпочтительнее опыт, чем лидерская позиция:

  • java — тут вообще практически отсутствуют позиции тимлидов, зато опытным специалистам готовы предлагать от 149 000 рублей,

  • .net — аналогично: ни синиоров, ни хэдов, ни «лидов» — и просто специалисту с опытом платят от 120 до 215 тысяч рублей в разных категориях занятости,

  • Битрикс — разработчикам Битрикса также не нужны старшие, и опытным платят от 135 000 руб.,

  • Мобильные разработчики — старшие позиции практически отсутствуют, опытным предлагают до 352 000 руб.,
  • У Фронтэндеров есть синиоры, но опытным все равно платят в среднем больше — до 176 000 рублей при полной занятости, в то время как «вилка» синиора — 119-161 тысяча рублей,
  • У менеджеров интернет-магазина, контент-менеджеров, CRM-маркетологов, копирайтеров и веб-дизайнеров также нет старших, и важнее просто опыт,
  • Аналитики (маркетинг) — в то время как ведущий специалист может рассчитывать на оплату до 142 000 рублей в месяц, специалистов с опытом 3-6 лет ищут с предложением 111 000 — 186 000 рублей за полную занятость,
  • SEO-оптимизаторы: до 137 000 для опытных против 105 000 для старших,
  • И завершают список интернет-маркетологи, которым тоже дороже опытный, чем старший (средний максимум 113 000 для опытного против 104 000 для лида).

Деньги: ожидание и реальность

Ожидания изученных специалистов или совпадают с тем, что предлагает им рынок, или находятся даже ниже уровня предложений — как бы неожиданно это ни звучало. Но такова статистика.

Запросы ниже среднего минимума по рынку у следующих специалистов:

  • Специалист по контекстной рекламе
  • Таргетолог
  • Копирайтер
  • CRM-маркетолог
  • Бренд-менеджер
  • Аналитик (eCom)
  • Frontend-разработчик
  • iOS-разработчик
  • Android-разработчик
  • PHP-разработчик
  • Java-разработчик

И больше всего недооценивают себя frontend’еры (разница в 2-3 раза) и мобильные разработчики (разница в 1,5-3 раза).

Не исключено, что эта разница обусловлена быстрым ростом требований рынка, под которые еще не созрели опытные специалисты в достаточном количестве — что хорошо просматривается на примере frontend-разработчиков:

При среднем гонораре 115-160 тысяч рублей они запрашивают 60. Однако при этом «от 62 000 рублей» — это сумма заработной платы специалиста без опыта, а оклад для junior’ов начинается и вовсе с 30 000 рублей в месяц. Отсюда можно сделать вывод о том, что рынок нуждается в специалистах с опытом более 2-х лет, и предлагает соответствующую цену, а вот среди соискателей больше новичков, которые также ожидают вполне справедливое и адекватное навыкам вознаграждение.

Другой пример.

Трафик-менеджер просит 65 000 рублей, а рынок ищет специалиста за 84 000 — 140 000 рублей. Вполне понятное предложение — с тем, чего ждут работодатели от будущих сотрудников, и какие требования им предъявляют: опыт работы с большими объемами закупок, знание различных платформ и инструментов автоматизации, умение удерживать цену лида на определенном уровне и т.д. В свою очередь, среди соискателей отвечающих этим требованиям, специалистов не так много, и, опять же, «среднее» остается на уровне ниже рынка — как по уровню запросов, так и по уровню компетенций.

А вот те немногие, кто выходит на рынок труда с завышенными ожиданиями:

  • Менеджер по рекламе,
  • Менеджер проектов (интернет-маркетинг).

Этим ребятам, наверно, по должности положено начинать торги с большего :)

И становится очевидным, что рынок действительно подталкивает нас к росту и развитию профессиональных навыков — и именно такой порядок вещей является признаком здоровых экономических отношений («спрос рождает предложение»).

Soft, простите, и Hard Skills

«Что мы ищем: сильные аналитические навыки (ВПР, СУММЕСЛИ)» — цитата из вакансии, которая должна вернуть нас на землю и плавно подвести к завершению обзора. Кто знает, что такое ВПР, тот поймёт иронию.

Что еще стоит «прокачать», если горящие глаза, загадочная «проактивность» и «нацеленность на результат» уже есть.

Первое, что бросается в глаза — чем ниже позиция, тем больше требований к знанию конкретного софта и технологий: частота упоминаний определенных программ снижается по мере увеличения позиции, опыта или зарплаты искомого специалиста, плавно перетекая в требования умению решать определённые задачи.

Таким образом, новичку нужно скорее владеть технологиями и программами, актуальными в его области, и по мере роста учиться достигать целей разными средствами, жонглируя ими и умея правильно выбирать, что и где применить — работодатели составом требований на это намекают. От специалистов с опытом уже чаще требуют опыта применения альтернативных решений, опыта с тяжелыми и крупными проектами, чем просто знания инструментов работы с ними. Профессиональный рост здесь уже предусматривает не столько освоение инструментов, сколько усложнение самих задач и качество самих проектов, в которых работал кандидат.

0
2 комментария
Георгий Донадин

Информативно, однако! Добавлю в закладки :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

"Кормим скептика:

Источник — hh". Вот тут то скептик и подавился))
"Город выгрузок — Москва...  ...Но по Москве, тем не менее, можно судить о соотношении зарплат и об актуальных требованиях ...."  ...Москвы и только её. И это будет стопицотое исследование рынка Москвы, при практическом отсутствии подобных исследований о регионах.
А так в целом весьма весьма неплохо.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда