Как создать прогрессивный HR-бренд для молодой IT-компании: 4 ключа к успеху
Рецепт простой: отбросьте надоевшие рамки, добавьте самоиронии и поощряйте инициативу сотрудников. Даём проверенные решения для создания неповторимого бренда и корпоративной культуры.
На связи Владимир Давыдов — один из основателей StickPeek. Мы делаем мерч со сменными стикерами, которые превращают корпоративную одежду в инструмент адаптации, вовлечения и мотивации сотрудников.
Мы разрабатывали мерч для многих крупных российских брендов — Ozon, Все инструменты, Beyosa, Генотек, Учи.ру, Туту.ру, Сбер и других. И в каждой из этих компаний наши толстовки, футболки и аксессуары становились незаменимым элементом корпоративной культуры, повышали узнаваемость компании и объединяли людей в разных ситуациях.
Недавно мы делали мерч для компании Qvant. Они были частью крупной компании, а сейчас стали самостоятельным брендом, разрабатывают собственные айдентику и ценности. Лилия Ерофеева, менеджер по коммуникациям Qvant, поделилась опытом построения органичного независимого HR-бренда.
Qvant работает на одного ключевого заказчика, который реализует крупные технологические инжиниринговые решения для заводов и горнодобывающих предприятий. Для этих процессов важны оперативность и автоматизация всех внутренних процессов. Задача Qvant — сделать так, чтобы вложения в технологии максимально окупились.
На данный момент у компании 16 продуктов — это Enterprise-решения и микросервисы. После выделения компании в отдельный бренд Qvant сфокусировался на стабилизации внутренних механизмов, качестве существующих продуктов, усилении и росте своей команды.
Содержание
Зачем нужна своя корпоративная культура
Одной из основных причин выделения компании в самостоятельный бренд было желание формировать команду близких по духу людей. Этот процесс становится легче, когда айдентика и характер команды легко считываются через бренд. Некоторые традиции зародились еще на этапе, когда команда существовала как ИТ-департамент. Для развития культуры и айдентики оставалось подобрать новые способы, инструменты и образы.
Сейчас в Qvant 86 человек, которые работают как удаленно, так и в гибридном формате. В офисе в Санкт-Петербурге регулярно бывает по 20-30 человек, самый большой ажиотаж – в последний день спринтов. Остальные видятся на мероприятиях, внутренних обучениях и митапах.
Многие сотрудники в компании уже давно, но проекты становятся серьезнее, процессы сложнее, поэтому штат специалистов растет, приходят новые люди.
Как в короткие сроки объединить всех сотрудников? Qvant для выполнения этой задачи подобрали четыре ключа. Расскажем о них подробнее.
Ключ 1. Мягкий и бережный онбординг
Каждый новый сотрудник получает welcome pack (рюкзак, толстовку со стикерами, наклейки и пауэрбанк) и участвует в мини-интервью, по итогам которого выходит небольшая новость во внутренних каналах.
В welcome-новости рассказывают не только об опыте сотрудника, его экспертизе и компетенциях, но и о чем-то кроме работы. Когда человек приходит в новый коллектив, то понятия не имеет, как здесь принято шутить, как отнесутся к его увлечениям. В компании проводят небольшое интервью и помогают новичку написать о себе интересно. Иногда во время беседы выясняются какие-то забавные факты, которые сам сотрудник никогда не подумал бы включить в самопрезентацию. Окончательный вариант согласовывают с человеком до выхода новости.
Внимательный подход HR в связке с нанимающими менеджерами и мягким онбордингом позволяют существенно снизить текучку до 3-4% при среднем показателе по рынку около 12%. В Qvant практически нет тех, кто уходит на этапе испытательного срока. Welcome pack тоже один из инструментов онбординга, который задает тон и формирует представление о команде.
Ключ 2. Прислушиваться к амбассадорам внутри компании
При создании логотипа подключили не только штатных дизайнеров, но и активных разработчиков и аналитиков. Лягушку для лого придумали шутя, из-за созвучия слов «квант» и «ква». Эта идея вызвала самый большой отклик коллег на фоне вариаций шрифтовых логотипов. Потом персонажа еще дорабатывали, стилизовали и делали его более лаконичным. Чуть позже пришла мысль о втором уровне игры слов: лягушка ест жуков, а жуки – это баги.
Ключ 3. Активности и мерч: развлекаем и вовлекаем
В Qvant большинство сотрудников активно участвуют в жизни компании. Есть даже собственная музыкальная группа, под каверы которой проходят корпоративы. Помимо работы участники группы успевают репетировать, а компания старается поддержать это стремление, помогая с арендой реп-точек, лофтов для квартирников и оборудованием для выступлений. Санкт-Петербург в этом смысле удивительный город, у компаний есть свои музыкальные группы.
Летом проводят тимбилдинги: в прошлом году выезжали на природу, собирали машину Голдберга, танцевали под кавер-группу, играли в большую дженгу и теннис.
Как и во всех IT-компаниях, в Qvant много любителей поиграть в настольный теннис. Раз в квартал ребята участвуют в турнирах. Кроме того, для сотрудников арендуют залы для футбола, волейбола и баскетбола.
Ключ 4. Внутренние шутки, как часть корпоративной культуры
Часто разработчики интроверты, их юмор редко выходит за пределы команд. Поэтому за идеями для стикеров заглянули в чаты сотрудников.
Самым любимым стикером стала собачка в шапочке с лягушкой с надписью «Пёс». Так друг к другу часто обращаются разработчики.
Другой стикер с лягушкой в огне. В нем легко считывается мем this is fine (old but gold). Qvant молодая компания, в ней происходит много изменений, и конечно, как у всех, бывают сложные релизы и срочные задачи.
Стикер «Подкручено» – это ироничное выражение, которое ребята употребляют, когда не согласны с результатами турниров в FIFA/теннисе или любых других соревновательных активностях.
→ О том, как построить корпоративную культуру компании, читайте в статье: Корпоративная культура здорового человека: 5 внутриком-проектов платежной системы «Мир».
Подведем итоги
ИТ-аудитория бывает придирчива и часто с осторожностью относится к активностям – не сдавайтесь и наблюдайте, ищите инсайты, общие точки интересов, пересечения, будьте внимательны к обратной связи и пробуйте новое, потому что рано или поздно старые механики приедаются и перестают работать.
Главное – создавать HR-бренд органично, не насаждать изменения, а наблюдать за тем, что ближе и интереснее команде. Тогда в компании будут работать люди, горящие вашими ценностями и задачами.
Реклама ИП Давыдова Ирина Константиновна
ИНН: 771973915181
erid: 2VtzqvN55Xy
Интересно. Но сразу перед глазами выскакивает такой токсичный коллега который «видел 10 раз» все ваши корпоративные активности(( Как бы вы порекомендовали исследовать потребности коллектива при сопротивлении и генерировать идеи для его объединения?
Методом проб и ошибок: менять форматы, анализировать обратную связь. Вообще какой-то процент интровертных и скромных ребят, которые прохладно относятся к активностям, будет всегда, и это норма. Если это переходит в токсичность и публичную неконструктивную критику, то тут вопрос скорее лежит уже в другой плоскости. Если лояльность к компании и уровень удовлетворенности сотрудников низкие по каким-то другим причинам, то практически любые активности скорее всего будут вызывать сопротивление
думаю, это тема отдельной статьи, спасибо за вопрос
Прочитала только что про какую-то работу мечты, чуть не заплакала :D Если у компании небольшая текучка + каждому новому сотруднику делают welcome pack - возник вопросик, а от какого кол-ва можно вообще сделать заказ? (я почему-то думала только крупные партии берёте, может это не так)
обычный тираж - от 100 единиц мерча. до 8 марта у нас можно сделать заказ на небольшую партию - от 30 штук. так что если у вас небольшая компания или хотите протестировать мерч на одном из отделов - успевайте
а где посмотреть стоимость и всё такое?
нашла)
стоимость зависит от очень многих факторов - что из каталога вы выберете, какую ткань, какой цвет, разные виды стикеров и пр нюансы. напишите сюда https://t.me/StickpeekSales - поможем все рассчитать
Гифочка отличная
спасибо)
оч понравился подарок новеньким и мероприятия выездные. А кто организовывает и придумывает игры? Там на фото большая дженга-это агентства какие-то делают мероприятие или HR компании? Где тогда оборудование берет?
есть агентства, которые под ключ организовывают подобные мероприятия. так удобнее - не нужно самим по отдельности искать оборудование, договариваться о месте проведения и т.п.
.
То есть вы сделали стикеры исходя из внутренних мемов? Если, да, то это шедеврально!
тематика стикеров ограничена только фантазией заказчика) но и в этом случае мы поможем с дизайном, предложим свои варианты.
это очень частый случай, когда на стикеры выносят внутренние мемы и шутки, которые популярны в коллективе.
Красавчики. А если новичок уходит через две недели — у него стартерс пак отбирают или заставляют заплатить за него?
Пока таких прецедентов вообще не было, но если будут - отбирать не планируем)) Выбираем новых коллег внимательно (как и они нас) но если выбрали, то встречаем с открытой душой, все честно и по любви)
Велкам пак, простите
Велкам фак, извините
Очень смешно. рофл и всё такое ))
может на фотке как раз от такого же рода смехоты радуются
Меня бесят все эти тимбилдинги и корпораты. Почему они всегда платные?
Печальная практика, если корпоративные мероприятия платны для сотрудников. В хороших компаниях оплата на стороне работодателя.
У нас хорошая. Но с меня всегда деньги просят.
наверно вы работодатель?))
Он и есть. Ушел из найма, в том числе от платных корпоратов. И где отказался?
вам просто не везло - корпораты чаще бесплатны для сотрудников.
Welcome pack - набор полезных и стильных предметов конечно! Не только практическая польза, но и создается ощущение принадлежности к команде (рюкзак, толстовка). Стикеры добавляют индивидуальности. Жаль, не везде так. Когда уже работодатели поймут, что онбординг крайне важен? Ведь большинство сотрудников принимает решение, останутся ли они в компании, ориентируясь на первые несколько дней (недель) работы.
да, вы 100% правы. печеньки в офисе и красивый вид из окна уже не важен. давно пора менять подход к рекрутингу. недавно писал об этом тут https://vc.ru/u/43223-vladimir-davydov/1009735-kak-hr-adaptirovatsya-k-izmeneniyam-v-2024-godu-eydzhizm-kadrovyy-golod-i-vovlechennost-sotrudnikov
Был печальный опыт, когда я устроилась помощником руководителя в компанию, где 30 сотрудников. Меня даже НЕ представили коллективу, хотя взаимодействие предполагалось со всеми. Самый короткий мой стаж в трудовой - 3 недели)
к сожалению, корп культура не во всех компаниях развита
Лягушка и жуки - топ!!
Понравилась идея с самопрезентацией сотрудников, часто бывает в команде новый сотрудник, а ты про него ничего не знаешь. А они получают обратную связь от коллег?
в качестве обратной связи - общие темы для разговоров с коллегами)
А зачем вы всё время под статьями пишете, что это реклама? Вы же про себя рассказываете. Да и статьи не рекламные, а вполне информационные.
закон о рекламе коварен) самореклама тоже учитывается при маркировке
Обожаю тимбилдинги! Особенно на природе. Масса положительных эмоций, укрепление командного духа и взаимоотношений в коллективе. Такие мероприятия действительно помогают снять напряжение и укрепить связи между сотрудниками. Вопрос: почему только летом? Как же зимний тимбилдинг?)
однозначно да - зимняя олимпиада, гонки на собачьих упряжках, стройка снежной крепости и прочие радости. Заряд бодрости и подготовка к новым проектам)
Чтобы после этого тимбилдинга половина офиса болела? Планктон он и ф Африке планктон. Так что после летнего тимбилдинга может на денёк кто выпадет из строя, а так, учитывая любовь к халяве на национальном уровне, уверен, что 6 из 10 заболеют.
как интересно изучать корпоративную культуру, я как человек не такой корпорации, просто восхищаюсь, как заинтересована компания в адаптации сотрудников) а вот на фото сотрудник в толстовке, меняет мерчи - то есть в компании своя униформа?)
если вы про нашу компанию Стикпик - да, у нас есть свой мерч, сотрудники носят его по желанию
да, про юмор ИТ - четко подмечено))), и про лягушку собака прикольно! немного не поняла, кто такие амбассадоры коллектива?)))
активные сотрудники - разработчики, аналитики