Инструменты консалтинга: стратегическая сессия, бизнес-консультация, тренинги и разработка корпоративного стандарта
В предыдущих статьях мы разобрали:
3) а также как определить уровень зрелости компании
В этой статье вы узнаете:
- Основные инструменты консалтинга, а именно такие как стратегическая сессия, бизнес-консультация, тренинг и разработка корпоративного стандарта и их особенности
- Цели и задачи основных инструментов
- Каких результатов ожидать от использования инструментов консалтинга?
Подбор инструментов консалтинга
В проекте может использоваться как один из инструментов, так два и более. Последовательность их применения может адаптироваться под специфику конкретного проекта.
Стратегическая сессия
Стратегическая сессия — это особый вид взаимодействия коллектива организации, нацеленный на управление стратегическим развитием и включающий совместное проведение стратегического анализа, выработку решений, целеуказание и планирование.
Этапы проведения стратегической сессии
- Выбор темы стратсессии в зависимости от этапа процесса разработки стратегии
- Выбор метода проведения конкретной сессии и адаптация универсальных подходов под специфику рабочей группы и компании
- Информирование команды о целях сессии и обучение при необходимости
- Разработка плана, постановка задачи каждому участнику рабочей группы
- Проведение стратегической сессии
- Оформление и согласование результатов сессии
- Корректировка метода проведения стратегического совещания
- Адаптация системы управления и регламентов по результатам проведения стратегической сессии
Итоги стратегической сессии
После каждой сессии проводится совещание для согласования или утверждения результатов. Команда, заказчики и кураторы проектов оценивают то, что было сделано, решают, насколько это соответствует ожиданиям. Возможно ли утвердить полученные результаты, чтобы использовать их для последующей работы.
Итоги стратегической сессии заключаются в существенном приросте содержания стратегии.
Это означает, что рабочая группа полностью выполнила работы, провела анализ, мозговой штурм и оформила итоги в виде документа или обработанной информации.
Бизнес-консультация
Бизнес-консультация — это процедура, посредством которой можно подобрать практическое решение запроса, касающегося бизнеса, опираясь на те знания и опыт, которыми делятся профессиональные эксперты.
Работа в формате бизнес-консультации - это:
- Анализ запроса с разных позиций, формулировка истинного запроса (проблемы)
- Поиск нескольких вариантов решения
- Поиск нескольких вариантов решения
- Базовая оценка рисков и возможностей вариантов решения
- Правильная формулировка целей и задач, которые помогут решить запрос
- Оценка ресурсов для достижения цели
- Поиск новых возможностей
Бизнес-консультация актуальна для начинающих и действующих бизнесменов (предпринимателей), которым необходим разбор и решение конкретной задачи (ситуации)
Пример бизнес-консультации
Заказчик: Российская it-компания “Х” , оборот 460 млн. рублей, 80 сотрудников.
Основные направления: разработка специализированного, закрытого ПО для Росатома, банков, критических инфраструктур, контракты с Минпромторгом России.
Запрос: выход на новые рынки.
В результате серий бизнес-консультаций нужно помочь заказчику правильно структурировать запрос и помочь в работе над поиском решений под запрос.
Анализ запроса с разных позиций, формулировка истинного запроса (проблемы) - увеличение дохода компании.
- Поиск нескольких вариантов решения - запуск новых инновационных проектов для получения новых продуктов, увеличения объема контрактов с текущими заказчиками.
- Базовая оценка рисков и возможностей вариантов решения - риски недостижения планируемых показателей новых продуктов, риски отсутствия должного спроса, потеря финансов в случае провала проектов.
Правильная формулировка целей и задач, которые помогут решить запрос:
- Проанализировать текущие возможности компании
- Предложить портфель проектов
- Оценить требуемые ресурсы для осуществления данных проектов
Оценка ресурсов для достижения цели необходимо Х финансов, Y персонала, Z нового оборудования, N времени.
Поиск новых возможностей – ландшафт инновационных возможностей и мер поддержки it-компаний в России, дорожная карта развития компании.
Тренинг
Тренинг — это интенсивная форма обучения, в ходе которой основной упор делается на приобретение практических навыков, и лишь малую его часть составляет теория.
Обычно тренинги включают в себя: командную работу, выполнение практических заданий, мозговые штурмы, ролевые игры.
Проводится в группах по 10-15 человек в течение короткого промежутка времени — не более 5 дней по 6-8 часов с перерывами.
Главная задача тренера состоит в том, чтобы придать импульс участникам для поиска решения определенной проблемы.
Корпоративный стандарт
Корпоративный стандарт — это перечень норм и правил, который формирует модель поведения компании и позволяет ее сотрудникам эффективно и слаженно взаимодействовать. Эти принципы оказывают значительное влияние на имидж организации — какой она предстанет перед клиентами и партнерами.
Разработка корпоративных стандартов
Самые распространенные корпоративные стандарты: положения, правила, инструкция, регламент, методические рекомендации.
Положение – документ, закрепляющий статус структурной единицы компании или процесса, устанавливающий права и обязанности (например, положение о документообороте).
Инструкция – документ, в котором выполнение одного процесса рассматривается со всех возможных сторон, с объяснениями, как выполнять операции этого процесса (например, инструкция по делопроизводству).
Правила – свод нормативов, которые нужно выполнять и которые приводятся без объяснений, как достичь нужного результата (например, правила корпоративного этикета при ведении электронной переписки).
Методические рекомендации – очень подробное, буквально пошаговое изложение правил выполнения того или иного процесса (например, методические рекомендации по осуществлению контроля исполнения задач).
Регламент – документы, в которых описывается взаимодействие участников процесса, с указанием сроков выполнения каждой операции и результата каждой операции (например, регламент осуществления внутренних коммуникаций между филиалами).
Выводы
- Интервьюирование, бизнес-анализ, стратегические сессии, бизнес-консультации, тренинги, разработка корпоративных стандартов – одни из основных инструментов реализации консалтинговых проектов.
- В зависимости от специфики проекта применяются различные инструменты в разной конфигурации и последовательности.
Если у Вас во время прочтения статьи появились вопросы, мы будем рады ответить на них в комментариях или в сообщениях на VC.ru
Подписывайтесь на наш аккаунт на VC. ru, чтобы не пропустить в следующей статье о других инструментах консалтинга в управлении проектами. А также узнавайте больше о консалтинге в личном блоге нашего эксперта Цымбала Андрея.
Если Вам нужна помощь в настройке Вашего бизнеса, переходите на сайт нашего агентства заполняйте заявку и мы с Вами свяжемся.
Мы — МИТ Менеджмент — Маркетинг Инновации Технологии Менеджмент, можем провести инвентаризацию Ваших проектов, выявить точки роста, обучить сотрудников по индивидуальным программам, помочь с внедрением методик тайм-менеджмента и OKR.