Как распознать скрытую агрессию и манипуляцию в общении на работе

Изображение: Shutterstock
Изображение: Shutterstock

Колкие комментарии, постоянная критика и неприятная обратная связь, игнорирование сообщений – это все признаки пассивной агрессии. Когда такое общение становится «нормой» и происходит регулярно, это может привести к снижению мотивации, стрессу, депрессии и даже посттравматическому расстройству.

Как понять, что собеседник манипулирует или проявляет скрытую агрессию в общении? Как от нее защититься? Ответы на эти вопросы искали вместе с вместе с Lead People Advisory специалистом из RNT Group (входит в группу «Рексофт») и лидером сообщества soft skills Оксаной Чернышевой.

Оксана Чернышева
Lead People Advisory специалист из RNT Group, лидер сообщества soft skills

Как проявляется скрытая агрессия на работе?

«Я думал, что ты знаешь», «Вы хотите, чтобы все было идеально», «Вы так хорошо все сделали для человека вашего уровня», «Я только пошутил» — такие фразы могут встречаться в рабочих диалогах, но они не так безобидны, как может показаться, потому что скрывают агрессию.

Агрессия – это враждебное и деструктивное поведение, направленное на окружающих людей, причиняющее им психологический дискомфорт или физический вред. Это функция защиты человеческой психики. По разным причинам человек может отстаивать свои границы и убеждения, открыто проявляя враждебность и нападая на границы других. Часто человек не готов к открытому противостоянию, и он выбирает путь скрытой агрессии, когда злость выражается не прямо.

Как проявляется пассивная агрессия в коммуникациях:

  • саркастичные комментарии;
  • обвинения в некомпетентности;
  • искажение фактов;
  • манипуляции, вызывающие чувство вины;
  • затягивание или игнорирование сроков задач;
  • «злые» смайлики;
  • неконструктивная критика с переходом на личность.

Почему она возникает?

Если коллега раньше не проявлял скрытой агрессии, но все чаще начинает это делать, значит, что-то не так. Он может не осознавать, что находится в эмоциональном выгорании или напряжении. Возможно, он взял слишком много задач, не может с ними эффективно справляться, но проявляет высокие требования к себе и окружающим, поэтому не может признать проблемы и попросить помощи.

Если человек всегда общается в такой манере, это может говорить о том, что он следует паттернам, принятым в прошлом коллективе, или не знает, что можно по-другому. Также пассивная агрессия чаще проявляется у людей с низким эмоциональным интеллектом. В последние годы этот навык становится одним из самых востребованных, поэтому его нельзя игнорировать.

Чем опасна пассивная агрессия?

Такое поведение негативно сказывается на всей команде. Даже один «токсичный» коллега может усложнить все процессы, потому что остальные будут избегать общения с ним, процессы станут медленнее, может появиться больше ошибок. Со временем атмосфера враждебности и стресс могут привести к ухудшению состояния всей команды и снижению общей продуктивности. Если ситуация дойдет до предела, компания может потерять хороших специалистов, которые не выдержат эмоционального напряжения и уволятся.

Если вы руководитель или тимлид и видите, что кто-то в команде начал проявлять пассивную агрессию, возможно, стоит обсудить с ним его состояние и предложить помощь.

Как понять, что вы подвергаетесь скрытой агрессии?

Распознать это состояние непросто. Может быть ситуация, когда вы долго находитесь в нем и уже принимаете такое поведение как должное. Или, наоборот, вы недавно в коллективе и еще четко не знаете своих обязанностей.
Нет четких критериев, что конкретные высказывания можно отнести к скрытой агрессии. Нужно смотреть на конкретную ситуацию. Поэтому важно прислушаться к своим чувствам и ощущениям. Вы постоянно можете находиться в состоянии дезориентации, вы потеряны. Вы ощущаете тревогу и напряжение, которое переходит в недовольство собой. Вот несколько признаков, которые могут указывать на то, что в вашем окружении есть агрессор.

Как понять, что в окружении есть агрессор:

  • Вам сложно или вы боитесь поделиться своей точкой зрения с коллегами.
  • Каждое утро в будни вам тяжело эмоционально начинать работу, и вечер воскресенья «отравлен», потому что вам завтра на работу.
  • Вы постоянно сомневаетесь и не можете принять решение.
  • Вы не уверены в своем профессионализме, вам кажется, что все работают лучше, чем вы.
  • Вы очень часто используете на работе слова «извините» и «я не хотел».
  • Вам кажется, что вы очень эмоциональны и не должны так реагировать на рабочие вопросы.
  • Вам кажется, что всем вокруг комфортно, и только с вами что-то не так.
  • Вы не хотите задавать вопросы, чтобы не получить порцию критики.
  • Вы откладываете общение с коллегой под любым предлогом.
  • Вам кажется, что вы не найдете другую работу, поэтому надо терпеть.

Если говорить о письменной коммуникации, агрессия может выражаться в большом количестве восклицательных знаков, скобочек, точек или негативных стикеров, Caps Lock.

Привет! Как у тебя с загрузкой? Сможешь взять срочную таску до завтра?

«Привет! Да я тут ничего не делаю, сижу просто мне мало пяти тасок, конечно же, давай возьму еще одну)))))))»

(Коммуникация непрозрачная, не очень понятно, может человек взять задачу, или он перегружен и показывает это через сарказм).

«Привет! У меня в работе уже две срочные задачи. Можем созвониться обсудить приоритет?»

(Ответ без скрытой агрессии, показывает, что человек открыт к диалогу и настроен конструктивно).

Если вы не можете оценить, является ли коммуникация агрессивной, и сомневаетесь в адекватности своей оценки, возможно, стоит эскалировать вопрос на уровень выше и обсудить со своим руководителем или тимлидом.

Если вы не чувствуете, что готовы открыто говорить о проблеме в своем коллективе, но ваше эмоциональное состояние ухудшается, обратитесь за помощью к специалисту. Профессиональный психолог поможет посмотреть на ситуацию со стороны.

Как бороться со скрытой агрессией в коммуникации?

Если агрессивное общение носит «хронический» характер, то может быть сложно найти в себе силы продолжать диалог с человеком. Прежде всего, не принимайте комментарии на свой счет. Важно помнить, что если человек проявляет пассивную агрессию – это показывает, что у него проблемы, а вы не можете отвечать за его эмоциональное состояние. Если вы не можете уменьшить интенсивность общения, следует свести к минимуму негативное воздействие на вас.

Выстроить личные границы

Коммуникации агрессора направлены на то, чтобы вызвать чувство вины, стыда или страха. Он может пытаться навязать дополнительные задачи, мотивировать работать после официального окончания рабочего дня, угрожать невыплатой премии. Здесь важно понимать свои должностные обязанности и изучить механизм распределения задач. Если вы защитите свои права в моменте, это поможет соблюдать баланс между работой и жизнью, сохранить продуктивность и в долгосрочной перспективе избежать выгорания.

Как ответить на нарушение личных границ:

«Это срочная задача! Ты же никогда меня не подводил!»

Какое скрытое послание: Сделай это немедленно. Мне все равно, чем ты занят.

Как ответить: Важно защитить свои права, сохранить баланс между работой и личным временем.

«Мой рабочий день уже закончен. Предлагаю обсудить задачу завтра утром и поставить ее в план с высоким приоритетом».

Понимать свой профессиональный уровень

Если коллега постоянно негативно оценивает вашу работу и не предлагает конкретных улучшений, он может делать это не из добрых побуждений. Возможно, таким образом он пытается вывести вас на эмоции или вызвать у вас комплекс неполноценности, чтобы почувствовать собственную значимость.

Важно найти внутреннюю опору и научиться признавать свои достижения. Этот фундамент поможет вам не выйти из колеи в случае непрошенной критики или токсичного совета.

Как ответить на профессиональное обесценивание:

«Ты должен уметь принимать критику. Не обижайся, но твои комментарии к коду ужасны, это никуда не годится!»

Какое скрытое послание: Обижаться – не профессионально, поэтому ты должен выслушать мои слова. Если ты реагируешь эмоционально, ты не профессионал.

Как ответить: Важно защитить свои права и сохранить баланс между работой и личным временем.

«Мне понятно твое желание улучшить процесс. Как ты предлагаешь это сделать? Какие твои варианты? Я готов выслушать конкретные предложения и совместно реализовать их».

Замечать манипуляции

Они могут происходить неосознанно, если так принято в коллективе. Или коллега может пытаться «навесить ярлык» и навязать определенную модель поведения, чтобы вы действовали так, как удобно ему.

Как ответить на манипуляцию:

«Нам нужно через неделю выкатить релиз. Такой опытный профессионал, как ты, должен войти в мое положение».

Какое скрытое послание: Если ты не сделаешь, как мне надо, ты признаешь, что ты –не профессионал.

Как ответить: Не вступать в спор о своем профессионализме и ответить, опираясь на факты.

«Я не смогу помочь с обновлением в ближайшие 2 недели, так как они полностью расписаны под текущий проект. Давайте решим с руководителем, какие у нас приоритеты».

Еще одна «безобидная» форма манипуляции – добавление фразы «заранее спасибо» в конце письма. Если коллеги еще не согласились выполнить задачу, такая фраза как-будто обязывает их принять просьбу в работы, потому что их уже поблагодарили «авансом».

Стараться опираться на факты

Агрессор может искажать реальность, например, преувеличивать масштаб вашей ошибки и, наоборот, преуменьшать последствия своего недочета. Еще один вариант, когда частное событие обобщается. Так коллега может стараться усилить чувство вины, чтобы в будущем иметь рычаги воздействия.

Как ответить на искажение фактов:

«Вечно ты срываешь сроки».

Какое скрытое послание: Ты опоздал с выполнением задачи один раз, я очень недоволен, попробую обобщить, чтобы усилить твое чувство вины. Это тебя замотивирует в другой раз успеть.

Как ответить: Не оправдываться, признать конкретную ошибку и предложить конструктивное решение.

«Понимаю, что задержал эту таску на день. При тестировании нашли ошибки, потребовалось время на исправление. Давай обсудим процесс и в новом проекте запланируем реалистичные сроки».

Что делать, если вы сами общаетесь агрессивно?

Могло сложиться так, что вы сами под влиянием усталости или выгорания приняли такую манеру общения. Если вы признали это и хотите исправить ситуацию, первый шаг уже сделан.

Прежде всего, попробуйте объективно оценить свою рабочую загрузку. Если вы не справляетесь с задачами:

  • расставьте приоритеты и посмотрите, какие пункты важно выполнить срочно, какие можно отложить, попробуйте делегировать часть дел;
  • обсудите это с руководителем, всегда найдется вариант, как снизить нагрузку;
  • помните, что всегда можно в спокойном тоне попросить помощи у коллег.

Важно не бояться просить помощи, ведь другие люди не могут читать мысли и не понимают, что вам тяжело.

Также вы можете попробовать поставить себя на место другого человека, который стал вашей «жертвой». Попробуйте проявить эмпатию и понять, каково ему.

Любую злость и агрессию всегда можно превратить в полезную энергию и выплеснуть ее, занимаясь спортом. Минус агрессии, плюс для здоровья.

Если же это ваша стандартная манера общения, попробуйте «примерить на себя» несколько высказываний, которые помогут распознать в себе агрессора.

Признаки, что ваша манера общения может восприниматься как пассивно-агрессивная:

  • Я часто высказываю непрошенную критику в адрес других.
  • Я перехожу на личности в конфликтах с другими людьми.
  • Я не считаю значимым вклад кого-то из коллег в общее дело.
  • Я считаю, что «вывожу» весь проект, а другие бездельничают. И прямо об этом говорю.
  • Я стараюсь побольнее задеть словами человека и получаю удовольствие от конфликтов.
  • Я чувствую прилив энергии от эмоциональной реакции на свои слова.
  • Я не могу хвалить других: лучше отмечу их недостатки, так как им нужно развиваться.
  • Я часто пишу своим коллегам в выходные и позднее время, чтобы они поняли, кто на самом деле работает, а кто – бездельник.
  • Я быстро в разговоре могу перейти на крик, брань.
  • Я никогда не признаю вину за собой, всегда есть виноватые. Я всегда все делаю верно.
  • Я тотально контролирую своего сотрудника. Он не может совершить ни одного действия без моего согласия.

Если большая часть высказываний вам подходит, это показывает, что вашему окружению может быть не всегда комфортно обсуждать с вами задачи. Если вы готовы работать над собой, важно сделать первый шаг — признать: «со мной что-то не так, это мешает мне жить». Это неприятно, но признание — самый важный этап. Исцеление наступает тогда, когда человек хоть на мгновение отказывается от того, кем бы он хотел стать, и пробует быть тем, кто он есть. Признать себя агрессором, начать извиняться — это значит лишить себя «дозы» эмоций, которая помогает снять нервное напряжение. Такое признание требует огромного мужества.

Разобраться со своей агрессией в одиночку сложно, а оставаться в круге гнева опасно. Необходимо обратиться за помощью к специалисту, который четко, спокойно и со знанием дела выведет вас из агрессивного замкнутого круга в круг внимательного, заботливого и поддерживающего отношения к себе. Если бомба агрессии и «сдетонирует», то собирать себя по кусочкам вы будете точно не одни.

Скрытая агрессия в коммуникациях – это серьезная проблема, которая может снизить продуктивность всей команды. Если вы чувствуете, что ваши коллеги или вы общаетесь в агрессивной манере, важно не оставлять это без внимания.

11
Начать дискуссию