Искусственный интеллект в HR: новые горизонты для управления человеческим капиталом

Сферы применения искусственного интеллекта расширяются с каждым годом. Сегодня его используют в медицине, робототехнике, финансах, автомобильной промышленности, образовании. 92% компаний из списка Fortune 500 активно внедряют генеративный ИИ в свои рабочие процессы. В HR-сфере на ИИ большие планы: 76% HRD отмечают, что в их организациях технология появится в течение года — иначе компания рискует оказаться в списке «отстающих». Какими ресурсами для этого должен обладать бизнес и что может помешать внедрению нейросетей в рабочие процессы, рассказали специалисты Nexign.

Искусственный интеллект в HR: новые горизонты для управления человеческим капиталом

ИИ в HRTech: цифры и области применения

Согласно опросу Nexign, половина компаний-респондентов уже используют ИИ в решении задач HR-департаментов. Возможности генеративного ИИ в целом вызывают большой энтузиазм в HR-сообществе: например, технология уже применяется в процессе подбора персонала, в задачах, связанных с адаптацией, для работы с контентом, для поиска информации и сбора HR-аналитики. ИИ-возможностями обогащают инструменты обучения и управления эффективностью.

Исследование Eightfold AI показало, что чаще всего технологию сейчас используют в следующих HR-задачах:

  • Работа с данными сотрудников (78%)
  • Расчет заработной платы и администрирование льгот (77%)
  • Подбор и найм персонала (73%)
  • Управление эффективностью (72%)
  • Адаптация (69%).

Российские компании активно экспериментируют с ИИ-возможностями. Например, в «РЖД» внедрили адаптационныи чат-бот, которому можно задавать вопросы в течение первых месяцев работы. Для этого на большой базе знаний обучили несколько моделей, которые подбирают ответы исходя из уровня специалиста. Похожая система есть и в Nexign: ИИ-ассистент может генерировать ответы на запросы сотрудников на основании документов и базы знаний, упрощая жизнь HR и экономя время самих членов команды. Так, ассистент может подсказать, как заполнить заявку, или объяснить процесс оформления больничного.

Конкретные задачи, в которых HR используют ИИ, очень разнообразны. Например, это может быть:

  • Корпоративное обучение. ИИ помогает в подборе внутреннего эксперта, упрощает создание контента для обучающих курсов, персонализирует учебный трек под каждого сотрудника с учетом его потенциала, специализации и возможностей карьерного развития. А один из кейсов — это использование искусственного интеллекта в программах-тренажерах для моделирования различных рабочих ситуаций. Обучение — один из процессов, где доля проникновения ИИ и ML самая высокая: по данным опроса Nexign, 35% компаний уже применяют эти технологии для развития сотрудников.
Искусственный интеллект в HR: новые горизонты для управления человеческим капиталом
  • Помощь в административных процессах. Например, бот может обращаться к базам данных и быстро отвечать на вопросы сотрудников. ИИ-ассистент выступает незаменимым помощником там, где сотрудник-человек потратил бы долгие часы. Такой кейс на втором месте по распространенности: 29% компаний отметили, что используют ИИ именно в решении административных задач.

Мы уже активно внедряем ML и ИИ в HR-процессы, чтобы автоматизировать рутинные задачи и персонализировать опыт сотрудника. Например, создали ассистента внутри Neon HRM, он позволяет быстро выполнить поиск по базе, сгенерировать ответ на нестандартный запрос. Для сотрудников повышается качество сервиса, они получают моментальные ответы без задержки, а нагрузка на HR снижается. В планах разработки — дополнить модули HRM возможностями на базе ИИ, чтобы можно было строить персонализированные карьерные треки в зависимости от интересов, динамики рынка и особенностей компании, создавать описания вакансии, строить предиктивную аналитику для пересмотра вознаграждений.

Сергей Карпов, Коммерческий директор Nexign
  • В рекрутинг и найм также часто внедряют искусственный интеллект: в 12% компаний ответили, что применяют ИИ для ускорения и упрощения этих процессов, снятия с HR-специалистов избыточной нагрузки. Пример использования: парсинг резюме или ранжирование кандидатов — то, на что обычно уходит много человеческих ресурсов.
  • ИИ активно применяется и в управлении вовлеченностью сотрудников — 12% компаний используют технологию для повышения эффективности этого процесса. Например, при проведении опросов удовлетворенности искусственный интеллект может анализировать корпоративное пространство, где сотрудники ведут коммуникацию, а затем задавать вопросы о коллегах, процессах в компании, и проводить замеры NPS. Подход, основанный на ИИ-технологии, экономит время HR-специалиста, которое в противном случае он бы потратил на ручную обработку информации или самостоятельную персонализацию опросов.

Несмотря на свою популярность, технология вызывает и обоснованные сомнения. Как и любая инновация, внедрение ИИ в HR сопряжено с неизвестностью, рисками, сопротивлением коллектива и руководства и другими барьерами — рассмотрим их подробнее.

Барьеры внедрения ИИ и способы их преодоления

79% руководителей соглашаются: интеграция ИИ в процессы дает конкурентное преимущество. В то же время 60% признают, что в их компании стратегию по применению технологии пока не разработали.

Тем не менее рядовые сотрудники уже активно используют ИИ на свое усмотрение — трое из четырех применяют его в работе, причем большинство из них (78%) делают это самостоятельно, без какого-либо официального руководства или инструкции. Такая ситуация грозит утечками конфиденциальной информации и потенциальными нарушениями прав интеллектуальной собственности.

Одним из главных препятствий для внедрения ИИ являются риски, связанные с кибербезопасностью — в исследовании «Технологий Доверия» об этом сообщили 50% опрошенных. HR-отдел работает с чувствительными данными, утечка которых негативно скажется на бизнесе. К преодолению этого барьера нужно подходить комплексно: заниматься одновременно и созданием современной системы безопасности, внедряя механизмы шифрования и усиливая аутентификацию, и проводить непрерывное повышение квалификации сотрудников в этой области.

Некоторые чат-боты сохраняют практически всю информацию, которую вводят пользователи, и могут сами её выдать при обнаружении релевантного запроса. По такой схеме в апреле 2023 года утекли корпоративные данные Samsung: один из сотрудников ввел код в ChatGPT и попросил ИИ найти решение задачи, не учитывая, что информация попадет в базу бота. Другие работники пытались оптимизировать код таким же способом, что усугубило ситуацию, а затем еще один сотрудник попросил ИИ составить протокол встречи, что стало причиной третьей утечки.

Решение этой проблемы — использовать при работе с чувствительными данными локального ИИ-ассистента: в отличие от облачного, расположенного в сети интернет, он находится в контуре компании. При работе с облачными ассистентами пользователь пересылает данные по сети интернет на удаленные сервера, и, хотя для защиты используются шифрование и маскирование данных, к сожалению, это не может гарантировать стопроцентную защиту. Напротив, локальные ассистенты расположены в том же контуре безопасности, что и сами данные, и используют те же механизмы защиты. Например, такой ИИ-ассистент интегрирован и в Neon HRM.

Сопоставимый по важности барьер — низкие компетенции в области работы с ИИ среди сотрудников. Только 41% HR-специалистов обладают необходимыми навыками – остальные относятся к технологии с опаской и пока не понимают, как эффективно внедрять новые инструменты в работу.

Для того, чтобы эффективно применять технологии искусственного интеллекта, необходимо предварительно подготовить почву: организовать обучающие курсы, заключить партнерства для консалтинга. Если в компании есть внутренняя HRtech-команда, стоит заранее подготовить ее к тому, что она возьмет на себя внедрение ИИ. Если ресурсов на такое обучение, разработку и внедрение нет, стоит присмотреться к готовым решениям.

Низкое качество данных, которыми располагает компания, также относится к барьерам на пути внедрения инноваций. Машинные алгоритмы обучаются на большом объеме данных, и чем точнее, полнее и структурированнее те будут, тем лучше будет потенциальный результат. Сбор, хранение, сопоставление информации из разных источников — все это отдельный и сложный проект, который компания должна реализовать перед внедрением искусственного интеллекта в HR-процессы.

Наконец, открытым остается вопрос этичности. Вспомним показательный пример компании Amazon. Модель найма, основанная на ИИ, хотя и была новаторской, но имела свои недостатки. В процессе отбора резюме она отдавала предпочтение кандидатам-мужчинам на технические должности. Обучаясь на базе данных, сформированных человеком, алгоритм непроизвольно впитал в себя укоренившиеся гендерные предрассудки и укрепил их. Именно поэтому бизнесу предстоит выработать принципы, очерчивающие рамки использования ИИ, и сделать их прозрачными для всех участников HR-процессов.

Кроме того, во многих компаниях пока не создана регулирующая стратегия, которая определяла бы способы применения ИИ, одновременно учитывая этические принципы. Ведущие компании даже формируют специальные команды, которые разрабатывают правила использования таких инструментов на основе анализа лучших практик в HR.

Взгляд в будущее

HR-отдел постепенно отходит от роли «поддерживающей функции», стремясь стать стратегическим партнером бизнеса. Однако сделать это сложно в ситуации, когда HR-специалист занимается рутинными ручными операциями — так что автоматизация и использование ИИ-инструментов в этом случае являются необходимыми условиями такой эволюции.

Эксперты предсказывают смещение фокуса на эмпатию и построение качественной коммуникации сотрудников. HR-специалисты должны будут буквально научить новое поколение работников общаться, действовать как одна команда, решать конфликтные ситуации. Разным поколениям приходится работать вместе и искать общий язык — в этом им нужна помощь квалифицированного HR.

Наконец, кадровый голод — это тренд, который будет сохранять эффект еще долгие годы: по прогнозам, к 2030 году потребность в кадрах составит 2,4 млн человек. Поэтому, чтобы не упустить время и возможности для трансформации процессов, HR-специалистам стоит поторопиться с внедрением новых технологий.

Несколько советов для HR:

  • Займитесь самообучением, почитайте, как используют технологию ИИ коллеги, и попробуйте сами применять ее в своей работе. Мыслите как экспериментатор: изучите возможности генеративных инструментов и подумайте, в каких из ваших повседневных задач их можно применить.
  • Создайте руководство, которое очертит правила и границы использования ИИ в вашей компании. Учитывайте принципы работы с конфиденциальной информацией, правила кибербезопасности и аспекты авторского права.
  • Постоянно анализируйте качество работы ИИ: несмотря на то, что генеративные инструменты имеют широкие возможности, необходимо проверять полученные результаты на адекватность.
66
Начать дискуссию