реклама
разместить

Поиск себя: от кассира в Дубае до аккаунт-менеджера в российском IT

Как найти свое дело и что для этого нужно? 10 лет — именно столько времени мне понадобилось, чтобы найти сферу, которая действительно приносит мне удовольствие.

Меня зовут Дин. Мой путь в карьере начался с работы кассиром в 18 лет. За 10 лет последующего опыта я успел поработать в компаниях самых разных направлений: от гипермаркета в Дубае до российской IT-компании. Но в каждой из них я преимущественно специализировался на работе с клиентами. В этой статье я честно расскажу, что нужно, чтобы найти свое дело.

Это я 10 лет назад, еще в поисках дела
Это я 10 лет назад, еще в поисках дела

Университет и поиск себя в клиентском сервисе в Дубае

Начало классическое: в 17 лет я поступил в университет на бюджет. Спустя год я понял, что всё равно не знаю, чем хочу заниматься в будущем — кем хочу стать, когда «вырасту»:-)

Но в моей голове сидела история, что диплом мне нужен, поэтому полностью отправляться в свободное плавание я не стал: перешел на дистанционную форму обучения и решил начать работать, чтобы понять, что мне действительно интересно. Работа в этом должна была мне помочь: подтолкнуть в правильное русло при выборе профессии.

Примерно в это время я впервые поехал отдыхать за границу — в Дубай. Мне понравился город, и я захотел остаться в нем на 1-2 года и устроиться здесь же на работу. И для 18-летнего парня такой расклад – идеальная авантюра:

  • можно пожить за границей и набраться интересного опыта;
  • работа поможет найти себя;
  • самостоятельно заработанные деньги тратить гораздо приятнее, чем просить у родителей (тем более, в другой стране).

Через 3 месяца тщетных поисков нормальной работы я снизил планку и объективно оценил свои навыки: диплома у меня не было, опыта и знания английского тоже. И я устроился кассиром в сеть гипермаркетов, в отдел электроники.

Меньше чем за год моя уверенность в себе выросла: я поверил, что уже набрался опыта и подтянул язык до той планки, чтобы пойти работать в топовые компани. Надев костюм, я уверенно пошел на собеседование в Apple, где мне обещали подумать и перезвонить. Но, судя по тому, что менеджер позвонил мне в тот же день и сообщил об отказе, думать над моей кандидатурой он не собирался.

Я снял костюм и вернулся в свой гипермаркет электроники, решив дальше набираться опыта.

Вскоре на этом месте работы я получил первое повышение в жизни — получил предложение перейти в клиентский сервис. Я без раздумий согласился, но в первый рабочий день на новой должности понял, что переоценил свои знания языка. Оказалось, обмен с клиентами заученными фразами face2face и общение на более обширные темы по телефону, ведение деловой переписки, работа с документацией и сложными программами — требуют разного уровня английского.

Первый опыт работы в поддержке: просто кивни и скажи «Yes»

Первую пару месяцев я часто не понимал, что от меня хотят клиенты. Например, однажды ко мне подошел пожилой клиент. Он эмоционально говорил о чем-то целую минуту и в конце спросил: «Всё верно?» Я ничего не понял, кивнул и ответил: «Yes». Он ответил, что я профессионал своего дела, и ушел. В чем заключался его вопрос, до сих остается для меня загадкой.

Бывало, что, когда звонил телефон, я брал трубку и, если не понимал речь, отвечал, что сбоит связь, и просил перезвонить.

Но через 1-2 месяца я освоился и чуть позже даже стал сотрудником месяца и меня повысили до супервайзера. Так и пролетел мой второй год в компании.

Сказать, что первый опыт дал мне многое, — ничего не сказать. Я понял, что мне нравится работать с людьми, помогать в решении вопросов. Бывало, что сталкиваешься с негативом, куда без этого. Но отработать возражение так, чтобы недовольный клиент ушел счастливым, — это вдвойне приятно.

Награждение лучших сотрудников гипермаркета. Я в белой рубашке справа
Награждение лучших сотрудников гипермаркета. Я в белой рубашке справа

И кузнец, и жнец, и на дуде игрец — нашел призвание на Родине

После возвращения на Родину я устроился в поддержку крупного селлера на Amazon. При этом я брал на себя задачи технического отдела и маркетолога. Также настраивал интеграции, создавал чат-боты, разрабатывал дизайн и текст писем для рассылок, которые сам и запускал.

Всё это было для меня новым опытом, поэтому было сложно, но очень интересно. Знания вне рамок моей зоны ответственности и проявленная инициатива помогли мне продвинуться до заместителя руководителя.

Параллельно я пробовал себя в разных сферах: преподавание английского, видеосъемка и монтаж. Даже создал свой мини онлайн-магазин и начал изучать языки программирования. Всё классно, но я понял, что это «не мое».

Больше всего по душе было именно работать с клиентами. Также мне нравилось, что, работая в поддержке, я должен общаться со всеми отделами компании — юристами, бухгалтерами, финансистами, разработчиками. Это дает понимание, как устроены все процессы в компании.

Переход в техническую поддержку

Следующей работой для меня стала компания, разработавшая собственный маркетплейс. В ней я плавно перешел из клиентской поддержки в техническую, так как я решал вопросы не только связанные с документами, правилами платформы и палатами, но и технические запросы пользователей.

У клиента не работает кнопка, некорректно срабатывает алгоритм выдачи заказа, полетела верстка платформы, не так посчитался рейтинг и т. д. — всё нужно воспроизвести, грамотно описать проблему при ее наличии и передать багрепорт разработчикам.

«Недостаточно знаний языка»: перевод с IT-шного на человеческий

С тех времен я твердо решил устроиться в техническую поддержку IT-компании, чтобы глубже погрузиться в технологии. Есть опыт, стремление и любовь к своему делу — что еще нужно?

И снова поиски, но уже не призвания, а «той самой» компании. Спустя десятки собеседований в разных фирмах я попал в Kaiten. Перед собеседованием я изучил и протестировал продукт, который мне сразу понравился.

Собеседование здесь состояло из двух частей: с создателем продукта Вячеславом и будущей коллегой Елизаветой. Первый этап я прошел быстро. Вячеслав четко и понятно рассказал мне про компанию, а Елизавета уже погрузила в нюансы работы: показала «внутрянку» и познакомила со всеми процессами работы.

Мне понравилась прозрачность и открытость коллег. Я всегда считал это одним из главных принципов, которого должны придерживаться стороны при заключении любой сделки — в том числе, между исполнителей и работодателем.

Помню свой первый рабочий день. Лиза была в отпуске. Слава позвонил и сказал: «Я скинул тебе ссылки и доступы, заходи. Находи ответы в базе знаний и отвечай на вопросы клиентов. Лучшее обучение — в бою. Будут вопросы, пиши». Я взял первую заявку (тикет) с вопросом «Как вывести ID карточки на ее фасад?» Решил разобраться самостоятельно, методом тыка мне это удалось — и пошло-поехало. Я стал обрабатывать по 400-500 запросов в месяц.

В первое время тоже не обошлось без сложностей: если раньше мне нужно было учить английский для понимания клиентов, то теперь — технический специфический язык.

Такие незнакомые для меня термины, как бэклог, Doker, SSO, sprint, Скрам, приходилось искать в Google.

Бывало такое, что больше половины текста из обращения состояло из непонятных для меня слов. Тогда я шел в GPTChat, копировал в него обращение и задавал промт «переведи вопрос на понятный русский язык». Далее я вникал в суть и пытался разобраться самостоятельно. Если не удавалось, то я «переводил» вопрос клиента на профессиональный язык коллег и просил разработчиков помочь. Они давали ответ, который я снова переводил на человеческий, чтобы «переварить», и так несколько раз.

Когда пользователи сталкиваются с ошибками, мы просим системные логи и тоже закидываем в GPTChat для расшифровки. Это часто помогает решить сложный технический вопрос и не дергать лишний раз коллег из разработки.

Как-то раз мой ответ показался пользователю не совсем понятным. Я отправил его в GPTChat и попросил перефразировать свой текст. Я не перечитал сообщение нейросети и отправил ответ пользователю, скопировав вместе с техническим описанием вводную часть «конечно, вы можете ответить клиенту так: …». Думаю, чувство стыда передалось клиенту через экран :-)

Не скажу, что такой высокий уровень сложности был ожидаем для меня: я знал, что будет много нового, но не до такой степени. Идти назад для меня — не вариант. Поэтому таким способом (с помощью GPTChat и коллег) я разбирался в работе на ходу.

Жажда живого общения

В таком формате проработал ровно год, досконально изучил продукт, начал лучше разбираться в технических вопросах. Но я понял, что мне не хватает живого общения с клиентам.

Стандартная техподдержка Kaiten работает в своей же системе с помощью тикетов — карточек с описанием проблемы. Из-за этого со временем перестаешь ощущать, что по ту сторону находится живой человек, не ощущаешь живой отдачи от клиента, несмотря на то, что делаешь свою работу качественно.

И мне нравится в Кайтен, что всегда приветствуются инициативы от сотрудников. Это я заметил, когда вышел на нашего коммерческого директора и обсудил возможность моего перехода в отдел продаж для более живой коммуникации с потребителями. Он подумал несколько дней и вернулся со встречным предложением — перейти в отдел по работе с текущими клиентами.

Это подразделение внутри отдела продаж по сопровождению клиентов — отдел аккаунтинга. И это оказалось тем, что я и хотел. Здесь я могу применить уже имеющийся опыт поддержки, так как провожу демонстрации системы, помогаю пользователям справляться с трудностями в использовании продукта. Так же, как и раньше, отвечаю на вопросы, но в формате видеовстреч.

Еще с коллегами мы занимаемся пролонгацией, анализом, сбором обратной связи, выявлением потребностей клиентов и предложением оптимальных решений.

Часть работы также связана с документами: заключение договоров и дополнительных соглашений, составление коммерческих предложений. То есть моя зона ответственности выросла горизонтально: стало больше гибкости, каналов коммуникаций с клиентами и живого общения. В этом мне пригодился прошлый опыт, который я наработал, находясь в поиске себя.

Фото с командировки. Я справа в голубом поло
Фото с командировки. Я справа в голубом поло

Конечно, мне еще есть чему учиться и куда двигаться — процессы меняются, поступают новые интересные задачи. Также в Kaiten постоянно увеличивается количество пользователей, отдел быстро расширяется и развивается, а вместе с ним и я. На данный момент моя цель — вырасти до руководителя отдела клиентского опыта.

Будучи 18-тилетним студентом, я не знал, кем хочу работать в будущем, сейчас могу сказать, что методом проб и ошибок я нашел свой путь.

Из своего опыта мне удалось извлечь один важный урок — нужно не бояться что-то менять, постоянно пробовать новое и покидать зону комфорта. Без этого почти невозможно понять, какая деятельность тебе подходит и приносит удовлетворение, ведь профессий в наше время много, а ты один.

99
33
реклама
разместить
Начать дискуссию
У меня 4 фулл-тайм работы в разных странах, а я работаю по 7 часов в день

В 2023 году я получил оффер от четырех компаний: двух из США, одной из России и одной из Сингапура. В каждой работаю на удаленке, и в каждой уверены, что я работаю только у них.

У меня 4 фулл-тайм работы в разных странах, а я работаю по 7 часов в день
6262
1818
66
22
22
11
Хорошая история. Жаль что звездёж.
Как зарабатывать хорошие деньги? Гайд по приобретению навыка
Как зарабатывать хорошие деньги? Гайд по приобретению навыка

Как зарабатывать выше среднего и жить в кайф, не угнетая себя мыслью о предстоящей рабочей недели. Простой способ выбрать направление и развиваться в нём. Рассказываю на собственном примере.

2020
99
Сертификация соусов: цена, сроки оформления

Согласно требованиям технических регламентов, соусы — это пищевая продукция, которая подлежит обязательной оценке соответствия перед выпуском в продажу. Сертификация соусов необходима для подтверждения их безопасности и качества, особенно при реализации в торговых сетях и на маркетплейсах. Центр сертификации «СерТраст» поможет пройти процедуру быст…

Как маркетинг может уничтожить все остальные отделы
Как маркетинг может уничтожить все остальные отделы

15 лет назад мне запала в голову мысль, произнесенная кем-то на конференции.

1010
11
11
Как я тайно ненавидел свою работу

Ненавидеть свою работу я начал на третий год. Тот самый момент, когда тебя уже не хвалят за свежий взгляд, а начинают душить регламентами и бессмысленными правками.

Как я тайно ненавидел свою работу
3131
11
11
Ненавидеть свою работу я начал еще на собеседовании
Выгорание привело меня в предпринимательство, после 25 лет успешной работы в найме

Какая она, жизнь после найма? Расскажем на двух примерах.

Стал писать на vc.ru и попал в телевизор
3636
1212
44
22
11
11
11
11
Вложили 1,5 млн рублей в кондитерский отдел — закрылись через 4 месяца с долгом в 350 000

Хочу поделиться с вами своим отрицательным опытом в бизнесе. Рассказать про ошибки, которые мы совершили с мужем, когда открывали кондитерский отдел: как мы подходили к запуску бизнеса, выбору помещения и о других нюансах работы в этой нише.

Важное примечание: эту картинку нам сгенерил чат ДжиПиТи-шка — в этой статье это единственная бурная фантазия нашего редактора
22
Как уволится с нелюбимой работы спустя 12 лет и стать разработчиком.
Как уволится с нелюбимой работы спустя 12 лет и стать разработчиком.
22
Как я стал QA в ВШЭ: Мой путь в IT после 30 лет
Как я стал QA в ВШЭ: Мой путь в IT после 30 лет
22
реклама
разместить
История еще одного РОПа

Я всегда был тем парнем, который легко находит общий язык с людьми. В школе? Душа компании. На районе? Если какой-то движ, я там. А потом после учебы вдруг надо было становиться взрослым. И что делать, не очень понятно. Выбрал экономику в универе — думал, цифры и графики это типа серьёзно. Оказалось, что не моё.

История еще одного РОПа
11
Как найти работу продуктовому и UX/UI дизайнеру в 2025 году?
Без стресса, смс и регистраций

Сегодня расскажу про процесс, через который я прошел, дам советы через свой опыт и как мне кажется, после прочтения вы получите реально рабочую инструкцию по поиску работы.

1212
Отработка возражений в "онлайн школе по продажам". Мой клиент - Искусственный интеллект! Да начнётся БИТВА!
Евгений Смазнов, основатель школы по продажам. Курс "Коллектив 2.0. Продажи в цифровой эпохе."

Как я отработал 23 возражения написанных ИИ который влез в шкуру моего клиента (менеджеры по продажам и РОПы)

[]