реклама
разместить

Корпоративная культура в IT: к чему быть готовым?

Привет! Я Аня. С 2020 года занимаюсь развитием опыта сотрудников, а с июля 2024 года ушла из найма в проектную работу: помогаю компаниям выстраивать здоровые отношения с командой через корпоративную культуру и внутрикорпоративные коммуникации.

Если вы мониторите hh, то наверняка видели множество вакансий от IT-компаний, которые ищут менеджера по корпоративной культуре и внутрикорпоративным коммуникациям. Откликаетесь и… тишина. Потому что нужен человек из индустрии.

В свое время я получила достаточно отказов (в т.ч. и на финальных этапах собеседований), потому что мой опыт из другой сферы (производство и ритейл), а это “не то”. Но интерес к тому, что “за закрытыми дверями” остался. Видимо мой запрос был услышан, и в прошлом году я занималась сразу двумя проектами IT-компаний.

В итоге родился материал о том, как работать с корпоративной культурой и внутрикомом в IT. Рассказываю про особенности работы внешнего консультанта (и раскрываю уровень доходов), а также делюсь кейсами, как закрыть запрос клиента в рамках ограниченного времени и бюджетов.

Получился лонгрид. В нем я описываю собственный опыт и вполне возможно, что у вас было совсем не так (будет здорово, если поделитесь кейсами!).

Корпоративная культура в IT: к чему быть готовым?

Общие моменты.

Начнем с основ. На первом этапе нужно было выяснить, какой результат ожидали от моей работы, и какими будут критерии успеха.

Это самая сложная часть работы. Почему?

В обеих компаниях инициатором обновления корпоративной культуры были HR-директора. Запрос стандартный: хорошее делайте, а плохое не делайте (расшифровка: проведите исследование, проработайте ценности, сделайте апгрейд внутренних коммуникаций и т.д.). Вроде бы все понятно, однако есть подводные камни.

Во-первых, у заказчиков нет четкого понимания, что такое корпоративная культура и зачем она им нужна. Следовательно, никто из проектной команды не может четко сформулировать, какой результат необходимо получить.

Во-вторых, ресурсы ограничены (сильно). На третьей-четвертой встрече выясняется, что направлений, которые хотелось бы отработать много, но закрыть мы можем 2-3-4.

В-третьих, у разных подразделений абсолютно разный взгляд на происходящее. Эйчары хотят “как правильно” и в список лучших работодателей, а фронт-офис - комфортно работать, а не зубрить миссию и ценности компании.

С чем в итоге я столкнулась?

Компания 1: сотрудники работают на аутсорсе. Слабая связь с работодателем, что становится причиной “угона” специалистов. Необходимо разобраться, где опыт сотрудника дает трещину, а также повысить уровень вовлеченности на х пунктов.

Компания 2: Большая часть сотрудников работает на удаленке. У команды “возникает ощущение, что эта работа на фрилансе без особых обязательств по отношению к работодателю”. Задача: мягко погрузить людей в корпоративную жизнь компании, но не отвлекаясь от бизнес-целей.

От теории к практике: 5 преград, которые пришлось преодолеть.

Задача стала более-менее понятна. Пора выходить “на поля” к тем самым загадочным айтишникам… По описанию меня ждали инопланетяне с Меркурия. Спойлер: нет, такие же люди, как и в любой другой сфере. Много работают, погружены в свои задачи. Не хотят отвлекаться на ерунду и грубо говоря “играть в семью”. Из специфического: люди соотносят себя со своей проектной командой, а компания для них второстепенна.

Что было специфичным?

  • Официальные каналы коммуникации существуют, но имеют минимальный охват. Вся коммуникация с командами ведется через HR BP, но поставить им задачу может только HRD.
  • Очень высокие ожидания (причем не только у разработчиков, но и у бэк-офиса): от компенсации всего и вся до личного психолога. Корпоративы и тимбилдинги уровня Яндекса и Авито.
  • Отсутствие прозрачности в коммуникациях. Часть информации доносится в искаженном виде, что провоцирует микроконфликты (+ копится раздражение).
  • И от команды, и от топов был запрос на офлайн-мероприятия и крупные онлайн-ивенты. Однако вовлеченность была крайне низкая (сотрудники не готовы тратить на это свое личное время).
  • Работодатель воспринимается как посредник между исполнителем и клиентом. Нет привязанности к компании. Отсутствует интерес к нетворкингу с коллегами. Высокие ожидания по бенефитам, однако те, что предлагает компания, сотрудники не использует. В целом, в ответах во время интервью проскальзывало, что это временная работа.

Сроки и бюджеты

В обоих случаях у нас стоял срок 3 месяца: нужно было помочь закрыть kpi HR-департаменту до нового года.

Можно ли создать вау-корпкультуру за это время? Нет. А вот заложить основу для дальнейшего развития вполне.

Однако дьявол кроется в деталях, поэтому держим в голове несколько моментов.

  • В процессе переговоров стало очевидным, что заказчики хотят попробовать, что такое корпоративная культура “по правилам”. А именно упорядочить существующий хаос и навести порядок в коммуникациях. Триал-версия им нужна, чтобы понять, стоит ли вкладываться в это направление и на какой бюджет ориентироваться.
  • 50% успеха зависит от команды заказчика. Если сторона не заинтересована, то и результат будет хуже, чем ожидалось. А еще очень быстро случится откат к заводским настройкам, если никто не будет поддерживать направление. Управление опытом сотрудника - это постоянная задача, которая требует внимания. Однако большинство клиентов хочет закрыть ее одной-двумя активациями.
  • Заказчики остались довольны работой, но вместо продолжения контракта, мне предложили офферы на штатную позицию на условиях эксклюзива.

И тут мы переходим к обсуждению денежных вопросов…

Существует ли в IT та самая мифическая гора денег? Нет, девочки, бюджеты у большинства крайне скромные. Например, по результатам переговоров из плана работ всегда выкидывался внешний HR-бренд. Почему?

Во-первых, в качестве референсов заказчики давали Яндекс и топов финтеха. Однако бюджет клиента был в сотни раз меньше. В среднем компании были готовы тратить на производство контента и продвижение не больше 50 000 рублей в месяц (в импровизированном опросе приняли участие представители 16 предприятий от 85 до 5000 сотрудников).

Можно ли работать с таким бюджетом? Да.

Корпоративная культура в IT: к чему быть готовым?

Во-вторых, сроки горели. За 1-2 месяца нужно было реализовать то, что в компании планировалось на год. Например, был запрос на раскрутку карьерного ТГ-канала. Заказчик ожидал, что прирост за месяц будет минимум 1000 подписчиков. Вводные: канал заброшен (вела девочка, которая уже уволилась), бюджет на рекламу 5000 рублей.

Выше, конечно, крайний случай. Однако в целом компании не готовы к долгосрочному сотрудничеству с внешним экспертом. Средний срок ~ 3-4 месяца. Увы, но при ограниченном бюджете за такой срок качественный внешний бренд не сделать.Чтобы не сливать деньги, убирали эту часть работ из плана.

Большая ли гора денег? Даже не холмик. Каждый проект приносил мне около 30 000 рублей в месяц (после выплаты гонораров команде и налогов). Для сравнения: на сотрудничестве с производственной компанией я зарабатывала ~ 110 000 рублей за ощутимо меньшее количество рабочих часов.

Почему я согласилась на такие условия?

Все просто: мне было интересно.

Полтора года назад я активно собеседовалась в IT-компании. В 7/7 случаев приходил отказ, т.к. работодатель в финале выбирал сотрудника с опытом из этой сферы. Однако мое любопытство не угасло и это был шанс посмотреть на то, как устроена эта индустрия.

Корпоративная культура в IT: к чему быть готовым?

Спойлер: никаких таинств не обнаружено. Если вы работаете в компании, где есть относительно крупный IT-отдел, то каких-то сакральных тайн открыть не получится.

Буду ли я дальше работать с этим сектором? Да, но в рамках иных бюджетов, либо инхаус с фиксированной зарплатой.

Еще специфический момент: везде просят подписать NDA, поэтому похвастаться хорошим кейсом с указанием компании не получится. Например, у меня прописано, что я не могу их упоминать даже в своем резюме.

Корпоративная культура в IT: к чему быть готовым?

С лирикой покончено. Переходим к практике.

Компания 1.

Перечислю поэтапно над чем работала.

Шаг 1. Провела исследование:

  • Опрос удовлетворенности (стандартный).
  • Интервью с сотрудниками.
  • Интервью с топами.
  • Отдельно сделали большое интервью с HR-директором (спойлер: в процессе узнала, что изначально мне были даны неправильные вводные).
  • Проанализировала каналы коммуникации в компании (задача: собрать как можно больше информации о том, как устроена корпоративная культура)
  • Резюмируем всю полученную информацию.
  • Проводим презентацию и “сверяем часы”.

С какими сложностями я столкнулась?

  • Т.к. я внешний эксперт, то доступа к сотрудникам у меня нет. Рассылку с опросом отправляла HR-специалист (после третьего напоминания), интервью тоже назначала она. Было муторно, потому что человек явно не хотел этим заниматься. Для ускорения процессов пришлось привлечь HRD.
  • По результатам исследования оказалось, что атмосфера в компании совсем не та, что была описана в брифе. Компания ориентирована на “серьезных” заказчиков, поэтому и в коммуникациях с сотрудниками поддерживает весьма строгий ToV. Внутриком выглядит как пресс-релиз (и никому не интересен). Заказчик готов чуть упростить язык, но “не скатываться в дружелюбие. Мы работаем здесь, а не мемы постим”.
Корпоративная культура в IT: к чему быть готовым?
  • Внутреннего бренда компании не существует. Большинство специалистов не соотносит себя с ней. На вопрос: “А где вы работаете?” называют компании, где они работают над проектом. Следовательно, “танцевать” от ценностей компании с учетом сроков сотрудничества смысла нет. Идеологическая работа требует в разы больше времени.

Шаг 2.

  • Вносим изменения в план работ с учетом новых вводных и составляем чек-лист, где прописываем порядок действий. Согласуем с ЛПР (обязательно с подписью и печатью).
  • Наводим порядок на корпоративном портале и тг-канале. Разрабатываем новый концепт с учетом пожеланий C-level, составляем рубрикатор, контент-план на 2 месяца и передаем его райтеру. Тексты согласуем со всеми, включая СБ.
  • Готовим памятку по обновленным коммуникациям для HR BP. Проводим для них презентацию, организуем Q&A (важно, чтобы “проводники” корпоративной культуры понимали, что и зачем они делают).
  • Проводим мероприятия согласно чек-листу.

О чем писали на портале и в тг-канале? Новости компании, кейсы, анонсы и подсветка мероприятий, дайджесты индустрии. Из персонализированного: можно было размещать посты из рубрики “Познакомимся” и устраивать обсуждения на нейтральные темы. На этапе согласования с СБ почти каждый пост переписывался 3-5 раз.

Был ли результат? Значительно увеличились охваты, также повысилась осведомленность о жизни компании. Однако обратная связь показала, что сотрудники ждут иной контент в более неформальной подаче.

Про мероприятия. Здесь я сделала акцент на взаимодействие с семьями сотрудников. Мнение близких важно для нас, поэтому стоит уделить внимание тем, кто дорог вашей команде.

Лучше всего для такого взаимодействия подходят дети до 8 лет и пожилые родственники, поэтому ориентировались на них. Несколько примеров того, что получилось реализовать:

  • Провели в офисах Family day (праздник идеально вписался в предновогоднюю агенду).
  • Стандартные конкурсы рисунков и детских поделок (главное - наградить и похвалить всех участников).
  • Няня онлайн. В предновогоднюю пору у всех дедлайны и пара часов свободного времени точно не помешает. Специалист проводил зум для детей, где занимал их чем-то интересным (рисование, квесты, викторины и т.д.). В среднем подключалось 45-50 участников.
  • Брендированные памятки и инструкции для пожилых родственников о том, что делать, если вам позвонили мошенники (был неоднократный фидбек, что это полезная штука).

Шаг 3.

  • Проводим повторный опрос.
  • Анализируем результаты. Проводим презентацию для коллег.
  • Даем рекомендации по дальнейшей работе.
  • Просим фидбек.

Что могу сказать по результатам работы:

  • Установленных ключевых показателей я достигла (спасибо, что прописали их в самом начале работы). Однако заказчик ждал большего (особенно по работе с их внутренними каналами коммуникации).
Корпоративная культура в IT: к чему быть готовым?
  • Выше я уже писала про пробник корпоративной культуры. Это был именно он: радикально мы ничего не меняли, но в то же время показали, как может быть, если заниматься корпоративной культурой. В конце сотрудничества мне сделали оффер (но условия были не в рынке).
  • Я всегда думала, что в IT более неформальная атмосфера. Однако во время работы у меня было стойкое ощущение, что я работаю с госсектором. Де-юре все открыты для нового, но де-факто высокий уровень бюрократии и хаос в процессах.
  • Очень сложно работать с СБ. Если с командой HR мы сработались через пару недель, то дядечки из службы безопасности 100% времени были настроены негативно.

Компания 2

Вторая компания, с которой у меня была возможность сотрудничать, имела совершенно противоположный вайб. Буквально разрешено все, что не запрещено УК РФ))

Корпоративная культура в IT: к чему быть готовым?

Задача: по максимуму превратить критиков и нейтралов в промоутеров компании.

Последовательность шагов была примерно такая же, как в прошлом кейсе, поэтому перейду сразу к выводам.

  • Найти подходящий формат коммуникации было непросто (аудитория преимущественно до 30 лет, сильно перегружена поступающей информацией, не готова читать тексты больше 1-2 абзацев, смотреть информационные видео длительностью более 30 секунд). В результате экспериментов мы пришли… к Симпсонам.

Наверняка, вы видели статьи из серии “10 событий,которые предсказал мультсериал”. Вот одна из них и натолкнула меня на мысль, что можно дополнять корпоративные новости отрывками из сериала по теме. Лаконичный текст + видео с подходящей цитатой. Жителями Спрингфилда я не ограничивалась: Футурама, Южный парк, Гриффины и даже Разочарование стали прекрасными источниками контента.

Корпоративная культура в IT: к чему быть готовым?

Это было непросто смело))) Но аудитории зашло. На постах наконец-то стали появляться не только просмотры, но и комментарии.

Кстати, по завершению сотрудничества я без особых сложностей нашла для компании сотрудника на ведение канала в таком формате.

  • Большая часть сотрудников работает на удаленке. Опрос показал, что есть запрос на офлайн мероприятия, однако в реальности до офиса добралась 1/12 из числа зарегистрировавшихся на ивент. Пинг-понг и пицца не настолько привлекательны, чтобы потратить час на дорогу. Следовательно, остаемся в сети.
  • Хорошо “зашли” фан-конкурсы. Например, конкурс красоты среди питомцев (победили все, для каждого любимца была своя номинация). Сотрудники очень активно поддерживали коллег, некоторые даже создавали мини-фанклубы. По итогу участникам отправили подарки для питомцев и грамоты (+ к HR-бренду, т.к. хозяева конкурсантов делились постами в соцсетях).
Корпоративная культура в IT: к чему быть готовым?
  • Из активностей аудитории понравились киберспортивные турниры (особенно по “Героям”), однако нужно быть готовым, что чемпионат продлится долго (и самому быть в теме).

Резюме:

  • На контрасте с Компанией 1 этот проект был для меня отдушиной. Никаких СБ-шников, готовность к экспериментам, открытость руководства - это круто. Было непросто, но от работы я получила настоящее удовольствие.
  • Здесь персонал в большей степени похож на “типичных айтишников”, но найти общий язык реально. Всегда есть некие культурные коды, которые вы разделяете вместе, и за которые можно “зацепиться”.
  • Нужно быть готовым тому, что отработанные приемы не работают. Пробовать что-то новое (и рисковое) - это нормально.Однако для долгосрочной работы нужно заложить более основательную базу - на одних мемах и вау-эффекте результативную все-таки корпкультуру не построить.
33
реклама
разместить
1 комментарий

Вот вы удивляетесь, что вам посты СБ согласует, а это норма. Просто в хвалебных статьях от айтишных компаний не пишут, что вами упомянутые «дядечки» не только за этим следят, но едва ли не за каждым вашим вздохом.

За текст спасибо. Было интересно посмотреть как работают товарищи. С первой компанией очень схожие моменты, но без нянь (и всего остального)

1
Нематериальная мотивация работает лучше, чем материальная. Как построить сильную команду

Иногда людям нужно дать то, чего они действительно хотят. И эта история не про деньги.

Нематериальная мотивация работает лучше, чем материальная. Как построить сильную команду
3030
1212
77
22
22
22
11
Нематериальная мотивация — это классно. Но основа — это, конечно, нормальная зарплата. Без нее никакими плюшками сотрудников не удержишь.
Кому вообще нужен этот HR-бренд

По данным hh, на одну вакансию среднего разработчика приходится всего 2–3 релевантных кандидата. А для руководящих должностей ситуация еще сложнее — компании конкурируют за одних и тех же специалистов.

«Я не могу найти девопса с середины декабря. Хотят денег до ….., а опыта с гулькин нос».
2828
77
22
11
11
11
11
Если платить 2-4 зп могут, значит деньги есть. Значит правильно делают айтишники, что гнут пальцы. Потому что как многомиллионные прибыли зарабатывать, так наниматели впереди паровоза, а как оплатить что называется без базара ведьмаку чеканной монетой, так оооййййй дорого. Стандартная капиталистическая ситуация. Нисколько работодателя не жалко, не жалко что будет к НГ себе взять нового китайчонка с салона и свозить семью на море.
Без стены и белой спины: как брендам шутить 1 апреля

Пользователи дуреют с этих приколов. Но вы так ни в коем случае не делайте.

Без стены и белой спины: как брендам шутить 1 апреля
11
«Меня уволили, потому что я носил кеды под костюм». Путь от стойки в банке до холдинга на 8 миллиардов

Основатель агентства Go Mobile Алексей Евсеев начал бизнес с аренды двух стульев в чужом офисе. Прошло 9 лет: выручка его компаний достигла 8 миллиардов, а штат вырос в 200 раз. В интервью он рассказывает, как это получилось.

«Меня уволили, потому что я носил кеды под костюм». Путь от стойки в банке до холдинга на 8 миллиардов
3737
55
11
Что мы поняли за 8 лет работы с клиентами: не демпинговать, быстро отвечать, проявлять человечность

Привет, я Виктория из Итирия. Мы работали с самыми разными клиентами. У всех свои требования и свои тараканы. Но есть 10 важных моментов, которые становятся решающими и помогают работать вместе долгие годы.

Что мы поняли за 8 лет работы с клиентами: не демпинговать, быстро отвечать, проявлять человечность
1717
22
11
11
Вы тоже переживаете расставание с клиентами?
Вы тоже переживаете расставание с клиентами?

Дизмораль слабых результатов и нервозность клиентов сильно подрывают моральный дух команды и "сушат" специалистов, как мамкин дегидратор апельсин.

99
Трендовый эффект Motion Blur: как добавить динамику MidJourney-изображениям
Трендовый эффект Motion Blur: как добавить динамику MidJourney-изображениям
Как «Наруто», «Тетрадь смерти», «Атака титанов» и другие аниме учат нас грамотно управлять аутстафф-проектами

Всем коничиуа! Меня зовут Залина Семёнова, я руководитель проектов в AGIMA. Что про меня нужно знать: 1) я специализируюсь на проектах, связанных с аутстаффингом в IT; 2) увлекаюсь японскими мультиками. Недавно мы с коллегами заметили, что как раз героям аниме время от времени приходится решать задачи, которые отдаленно напоминают наши. Больше того…

Как «Наруто», «Тетрадь смерти», «Атака титанов» и другие аниме учат нас грамотно управлять аутстафф-проектами
Как выбрать и нанять идеального менеджера по продажам🔥

Последние интервью показали, что самая актуальная головная боль для собственников-это найм. Так давайте избавляться от этого недуга!

22
реклама
разместить
Мнение, почему не стоит выбирать профессию специалиста по контекстной рекламе
Мнение, почему не стоит выбирать профессию специалиста по контекстной рекламе
11
Хэдхантер? Нет, спасибо. Как я строю команду через вуз, чуйку и знакомых
старый мем. но вечно актуальный.
1717
11
Как я столкнулась с анархией в команде и к чему это привело. 4 ошибки кросс-функционального проекта

В моменте это чуть не разрушило компанию и карьеры отдельных людей

Изображение создано при помощи нейросети Chad AI.
22