Пошаговая инструкция создания клубов по интересам в компании, от идеи до продвижения
Большинство соискателей, особенно в диджитал-сфере, при выборе работодателя обращают внимание на корпоративную культуру. И наличие клубов по интересам — важный плюс. Рассказываем, как создать такие сообщества и на какие нюансы обратить внимание.
Мы — компания StickPeek, создаем креативные решения для брендов. Делаем мерч из необычных материалов, одежду и аксессуары со сменными стикерами.
Добавляем уникальности с NFC и AR технологиями, LED-экранами. Используем термохромные ткани и более 10 видов нанесения изображения: сублимацию, экосольвент, флекстран и пр. Реализуем любые неординарные идеи.
Компании используют мерч для построения и укрепления внутренних коммуникаций — в том числе, через клубы по интересам, где сотрудники объединены на основе увлечений.
Клубы создают позитивную атмосферу, помогают сплотить коллектив, особенно сотрудников на удаленке. Участники таких сообществ обычно больше вовлечены в работу и стремятся к развитию в компании. Для самих работников это способ самовыражения и возможность найти единомышленников.
В одной организации могут действовать несколько десятков сообществ по интересам. Выделяют три основных типа комьюнити:
- спортивные;
- творческие;
- хобби-клубы.
Сотрудники могут участвовать в нескольких клубах одновременно.
Как создать и развивать клуб: пошаговая инструкция
Прежде чем браться за организацию клубов по интересам, подумайте, так ли это нужно. Если у вас большой штат и хоть один из пунктов ниже — про вашу компанию, клубы действительно могут быть полезны:
- Много сотрудников, в том числе, на удаленке. Не хватает неформального общения.
- Снижение мотивации и вовлеченности. Нужны способы сплотить коллектив и улучшить атмосферу.
- Высокий уровень стресса, из-за чего сотрудники могут испытывать усталость и выгорание.
- Работа в компании носит рутинный характер. Нет или мало возможностей для творчества и самовыражения.
Кроме того, важно объективно оценить ресурсы компании. Создание, поддержка и развитие сообществ требуют как минимум времени и пространства.
Если все-таки решили организовать клубы, вот какие этапы нужно пройти.
1. Выясните, что интересно сотрудникам. Проведите опрос (можно анонимный) и определите, какие хобби есть у коллег, что их зажигает и увлекает. Это особенно важно, если инициатива по созданию клубов исходит от руководства.
2. Создайте список клубов. Исходя из результатов опроса набросайте список возможных клубов и проанализируйте, какие из них перспективны. Главный вопрос — наберется ли нужное количество участников. Затевать организацию ради двух человек бессмысленно: вряд ли это кардинально повлияет на атмосферу в коллективе. Также учитывайте, насколько сложно будет создать и поддерживать конкретное сообщество (клуб любителей погонять на Ferrari не каждой компании по карману).
Например, в компании Туту создали 10 внутренних клубов по интересам и собрали 200 участников.
3. Найдите энтузиастов. Любой группе для успешного существования нужен лидер. Подумайте, кто из сотрудников может взять на себя такую роль. Это должен быть увлечённый человек, которого уважают коллеги и за которым готовы идти.
С лидерами нужно поговорить отдельно, найти то, что мотивирует конкретно их. Кому-то интересно прокачать коммуникативные навыки и управленческие скилы, кому-то хочется попробовать себя в организаторской деятельности, кому-то важно признание коллег. Возможно, стоит продумать поощрения для амбассадоров клубов.
Компания Metro использовала мерч для поощрения самых активных сотрудников, которые представляют клубы и вдохновляют коллег присоединиться к ним.
4. Определите формат. Решите, что удобнее и больше подходит под тематику клуба: онлайн-созвоны, встречи в офисе или выездные мероприятия. Например, для книжного клуба может быть достаточно конференций в зуме (особенно если нет подходящего пространства для офлайн-встреч), а вот беговой клуб удаленным сделать сложнее. Хотя тоже реально.
5. Установите график встреч: раз в неделю, раз в месяц и т. д. Это позволит сотрудникам заранее планировать свои дела и находить время на участие в клубе.
Встречи должны быть регулярными. Если языковой клуб собирается раз в год, польза от таких мероприятий минимальная, и интерес быстро угаснет. С другой стороны, слишком частые встречи могут привести к перегрузке и выгоранию, поэтому важен баланс.
6. Составьте свод правил. Не обязательно пересматривать «Бойцовский клуб» для вдохновения. Правила должны быть не жесткими, но четкими и понятными для всех участников.
7. Запустите и продвигайте клубы. Разместите информацию о клубах на внутренних ресурсах компании: сделайте рассылку, повесьте объявление на доске, подготовьте презентацию.
Время от времени публикуйте фотографии с мероприятий, делитесь отзывами и впечатлениями, рассказывайте новичкам о существующих клубах. В идеале — включить информацию о сообществах в онбординг, ведь участие в клубах — отличный инструмент для адаптации новых сотрудников. Совместные интересы помогают быстрее влиться в коллектив и почувствовать себя своим.
Для продвижения можно использовать мерч. Например, для компании Metro, в которой действует несколько разных клубов, мы сделали ярко-желтые футболки, привлекающие внимание. Футболки единого дизайна, а стикеры — разные для каждого клуба.
8. Предлагайте новые темы и активности. Не застревайте в одном формате, ведь любая, самая интересная деятельность со временем приедается. Встречи в кулинарном клубе можно разнообразить дегустациями и конкурсами в стиле «угадай ингредиент». Если у вас клуб по настольным играм, запишитесь командой на какой-нибудь турнир и соревнуйтесь уже не друг с другом, а с незнакомыми людьми.
Например, в кроссфит-клубе Союз Sport очень сильное комьюнити. Участники не просто тренируются в зале и состязаются друг с другом, но и регулярно выезжают на соревнования и в спортивный кэмп.
9. Регулярно собирайте обратную связь. Можно делать это время от времени или после каждой встречи просить коллег ответить на пару вопросов. На основе собранных мнений корректируйте план развития. Например, в кино- или книжных клубах можно спрашивать, какой фильм посмотреть или книгу прочитать. Будьте открыты оригинальным предложениям — нестандартный подход поможет сделать встречи действительно увлекательными, и пропускать их не захочется.
Как вовлечь сотрудников
Чтобы сотрудники охотно вступали в клубы и не выходили из них при первой же возможности, помогут следующие правила.
Вход в клуб должен быть простым. Без регистраций, смс и экзаменов. Вместе с тем важно объяснить потенциальному участнику, чем именно занимается клуб, какие в нем правила и принципы, какой график встреч и т. д. Так человек сможет оценить, сможет ли он влиться в сообщество.
Участие — исключительно добровольное. Одна из целей клубов — сплотить команду и прокачать доверие в коллективе. Однако не стоит относиться к деятельности сообществ по интересам чересчур серьезно и загонять туда всех подряд, чтобы «повысить эффективность работы». Обязаловка вызовет обратный эффект.
Важен личный пример. Для этого и нужны лидеры в каждом клубе — они вдохновляют коллег. А если к сообществу присоединится самый главный босс — это плюс 100 к мотивации.
Используйте дополнительные способы мотивации. Здесь всё зависит от фантазии и возможностей компании. Вот некоторые способы, которые помогут мотивировать сотрудников.
- Конкурсы на лучший клуб или самых активных участников. В Альфа-банке каждый год проводят премию Alfa Award Personal. Это внутренний «Оскар» с призом в миллион рублей, побороться за который может любая команда.
- Дополнительные дни отпуска. В одной IT-компании за посещение клубов давали несколько дополнительных дней отдыха — участие выросло в три раза.
- Система ачивок. Например, компания Tomoru заказала для участников своего кемпа ачивки в формате стикеров, которые можно клеить на одежду много раз. Есть номинации «Чемпион кемпа», «Лучший чемпион периода» и прочее.
- Баллы за активность. Это всегда хорошо заходит. Можно начислять баллы, на которые сотрудники могут приобрести мерч или другую продукцию.
Как измерить успех клубов
Самый очевидный способ понять, успешны ли клубы по интересам, — опросить участников. Можно узнать, что им нравится, а что нет; оправдались ли ожидания от клуба; что можно улучшить.
Важный индикатор успешности клубов — вовлеченность сотрудников. Если из 100 человек во встречах регулярно участвуют 15, стоит пересмотреть стратегию — возможно, клубы не отражают интересы сотрудников.
Еще один показатель — изменение атмосферы в коллективе. Например, после запуска клуба йоги в одной компании 70% сотрудников отметили снижение уровня стресса.
В идеале появление клубов по интересам уменьшает конфликты и повышает эффективность работы. Чтобы понять, так ли это в вашей компании, измерьте показатели удовлетворенности до запуска клубов и через пару месяцев после. Делайте это регулярно, чтобы отслеживать динамику.
Какие ошибки не допустить
Клубы по интересам могут существовать исключительно на энтузиазме некоторых сотрудников. Несмотря на то, что развитие такие групп зачастую хаотично, они очень живучи, и в интересах компании поощрять их. Если же инициатива по организации клубов исходит от руководства, важно не допустить распространенные ошибки.
Запускать клубы без лидера. Группы по интересам — дело добровольное, но и они требуют определенной структуры. Нужен объединяющий центр — без него сообщество, скорее всего, протянет не долго.
При создании клуба найдите мотивированного сотрудника или куратора. Конечно, не все готовы быть организаторами на постоянной основе, но всегда можно подобрать решение.
В Туту придумали мастер-классы. Если человек что-то круто делает, он может время от времени проводить мастер-классы для коллег. Например, печь вместе куличи перед Пасхой или расписывать елочные игрушки перед Новым годом. Руководство помогает с организацией: анонсирует мероприятие, дает помещение, закупает расходники.
Забить на правила. Казалось бы, все взрослые люди и дело касается хобби, а не работы — зачем нужны правила? Однако без четких принципов возможны конфликты. В киноклубе могут начаться споры, что смотреть. Если сразу прописать регламент (например, каждый участник по очереди выбирает фильм), разногласий можно избежать.
Использовать только один формат. Клуб может перерасти выбранный формат, и участникам станет неинтересно. Поэтому важно периодически внедрять новые активности. Например, встречи любителей рисования можно разбавить совместными походами на выставки или выездами на пленэр.
Клубы по интересам — это простой и эффективный способ укрепить команду, повысить вовлеченность сотрудников и создать комфортную атмосферу в компании. Они особенно полезны для удаленных работников и больших коллективов, где не хватает неформального общения.
Главное — не превращать клубы в обязаловку. Они должны оставаться местом для живого общения и удовольствия. Тогда и бизнес получит отдачу в виде сплоченной и продуктивной команды.