Памятка поступающим, или насколько справедливо называть образование «высшим»
Да, я знаю, я не открыл никому «Омерику». Выпускники школ 2019 года, почитайте! И университетов тоже. И кому оно нужно сегодня, это высшее образование?
Преамбула
Тема назревала у меня года полтора так и в последние дни особенно сильно не давала мне покоя. Каждый день я вижу в соцсетях счастливые лица своих товарищей, с дипломами в руках и подписями а-ля «теперь я магистр» или «дипломированный специалист с 6 июня 2019 года». Друзья, вы даже не подозреваете, что самое сложное еще впереди.
На написание этой статьи меня вдохновила заметка «От оптимизма до отчаяния — как я, будучи выпускником, потратил 4 месяца на поиск работы». В ней я узнал себя от начала и до конца. Хочу подсказать сегодняшним выпускникам, на что обратить внимание и к чему быть готовым при поступлении в университет, чтобы не стать «дипломированным специалистом» за рулем Uber или прилавком McDonald's.
Вы там в своей Москве совсем охренели?
Если предыдущий автор ставил вполне себе приземленные цели (зарплата 30 тысяч рублей в месяц), то мои амбиции были гораздо более серьезными при поиске работы. Но давайте по порядку.
Меня тоже зовут Никита:
- мне 23 года;
- в 2018 году я закончил РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, (средний балл 4,78, все профильные предметы на «отлично»);
- из опыта за плечами две практики на одном из интереснейших месторождений в России;
- различные продвинутые навыки специального моделирования различных процессов на месторождении, статистика, программирование: Python, Matlab, Swift;
- конференции и конкурсы, которые, кстати, дали бесценный опыт.
При поиске работы я руководствовался принципом: «Я не собираюсь делать чей-то бизнес успешным, пока меня держат за дурака». Иными словами, я хотел человеческого отношения к себе и свои услуги оценивал в 150 тысяч рублей помесячно. В принципе я бы с лёгкостью согласился и на более низкую зарплату, скажем, около 100 тысяч рублей, если бы я видел перспективы роста.
Я знаю, возможно, это вызовет негодования, мол «кто ты такой, чтобы тебе платили такую зарплату». А я вам отвечу, я пять лет учился с должным прилежанием, почему моя зарплата должна быть сравнима с зарплатой грузчика в «Шереметьево»? Зачем я учился тогда?
Средняя зарплата на то и средняя, что она между неквалифицированным и высокоинтеллектуальным трудом, и у «дипломированного специалиста» она должна быть явно выше среднего.
Почему 150 тысяч? Это лично моё мнение того, сколько бы мне хватило для комфортной жизни. Чисто по фактам: более-менее достойная квартира на съём в Москве — около 40–45 тысяч рублей.
Расходы на еду — около 30 тысяч рублей (если, конечно, не макарошками питаться, которые всегда стоят одинаково). Ну и по мелочи: проезд в метро, бензин, каршеринг, с девочкой в кино, в ресторан, в клуб, ещё чтобы на одежду и на отпуск хватило отложить. Я всё-таки молодой человек, чего мне дома-то сидеть?
Недавно встретил свою старую знакомую. Как и Билл Гейтс, она бросила учёбу на первом курсе ради любимого дела. Насколько я понял, она визажист. По её словам, зарабатывает 140 тысяч рублей в месяц. И тут я вспомнил своих крайне талантливых товарищей по университету, которые вынуждены перeбиваться с 50 до 70 тысяч в месяц в зависимости от настроения начальника.
Что случилось дальше
Не поверите! Но я догадывался, что, скорее всего, мне не удастся найти такую работу. Поэтому я начал готовить план Б.
Примерно за год до окончания университета начал искать магистерские программы за рубежом. Весь процесс достоин отдельной заметки, поэтому не буду его подробно описывать здесь.
И тут уж всё прояснилось, и я наконец увидел, насколько отличается подход и студентов, и преподавателей к процессу обучения. Из отличий могу выделить:
- Преподаватели не позволяют повышенных тонов, не обзывают студентов, а уважительно и на равных ведут диалог, в отличие от нашего клише «я бох — ты лох», также известного как «ну какие же вы тупые».
- Преподаватель существует для студента, а не студент для преподавателя.
- После занятий преподаватель уходит последним, пока не ответит на все вопросы студентов. У нас всегда было а-ля «у меня обед», «не беси меня» или же просто закрывали дверь на ключ с обратной стороны.
- Как бы это ни было сложно, но невозможно заработать какие-либо положительные очки за неформальные отношения с преподавателем.
- Оценивают на столько баллов, на сколько заслужил, отправляют на пересдачи нещадно, несмотря на то что платишь большие деньги.
- Учебники переиздаются достаточно часто, что позволяет внедрять в учебный план самые современные научные достижения и разработки.
- Дедлайны устанавливаются в день задания и часто весьма адекватные для выполнения, а не «приносите готовое задание на следующий семинар завтра».
- Ещё про дедлайны: нельзя назначать дедлайн, если на неделе уже кто-то другой назначил. У нас как: четыре пары и на все домашка, приходилось прогуливать.
- Пожалуй, 90% студентов крайне заинтересованы и мотивированы на работу, а преподавателям интересно с ними работать.
Студентам скучно — преподавателям тоже
В принципе я не имею ничего против ЕГЭ как унифицированного средства оценки академических способностей выпускника школы. Равно как не имею ничего против бесплатного образования.
Я просто считаю, что оно не должно быть настолько доступным, насколько оно доступно сейчас. Плохо учишься — или плати, или уходи. А что толку перебиваться с двойки на тройку, чтобы по итогу не иметь ничего в голове, зато бить в грудь и кричать о «высшем» образовании.
У одного моего знакомого было девять долгов единовременно при восьми-то предметах в семестре. Это влияет не только на имидж вуза, выпускающего такого студента, но и в целом на всех обладателей корочек. Мне однажды с моим дипломом откровенно смеялись в лицо. Я их понимаю — имеют право!
Конечно, такая атмосфера демотивирует преподавателей и студентов, которые видят, что можно ничего не делать (или хотя бы вставить микронаушник), получить свою тройку и сиять с дипломом на выпускном.
Я никогда не мог понять, почему троечник-КВНщик, получает диплом из рук ректора на равных со студентами-отличниками?
Я честно не знаю, чем сегодня занимаются преподаватели в вузах, материалы устаревают, учебники не переиздаются и не правятся под современные реалии.
Индустрия (говорю за нефтегазовую) требует универсальных солдат, которые обладают широким спектром знаний. А для обучения таких солдат должны быть подготовлены новые датасеты, введены курсы программирования и обучения специальному профессиональному ПО.
Меня же учили интерпретировать бумажные варианты, и да, это, наверное, полезно, но руки у меня росли не из того места, так что карандаш я стирал часто до дыр.
Как они говорили: «Вот будешь на месторождении без интернета и электричества, как будешь строить модель?». Страшный сон менеджмента — бурить скважину по чертежу от руки и расчётам в столбик. Давайте ещё палку-копалку будем использовать вместо экскаватора, а что делать, если солярки для него не будет.
Так уж получается, что, проучившись пять лет в университете, вы получаете специализацию профтехучилища и можете рассчитывать лишь на позицию, которая подразумевает самый низкоквалифицированный труд. Поздравляю, вы потратили четыре года своей жизни впустую!
Перспективы есть
Если бы я сегодня поступал в университет, я бы выбирал из следующего списка:
- МГУ им М.В. Ломоносова — один из немногих университетов, где реально дают знания. Всех, кого я встречал на своем пути, крайне интеллигентные и успешные люди. Про гуманитариев не знаю.
- МФТИ — интересно, что на собеседование в одну из нефтяных компаний в Москве, пришли разные кандидаты, из разных вузов. Решили тесты по математике и логике только выпускники МФТИ, остальные — увы.
- Очень интересные магистерские программы предлагает сегодня, например, КФУ. Я бы рассмотрел такой вариант, если бы он попался мне под руку раньше.
Радует, что индустрия начинает стимулировать отечественных производителей образования внедрять современные технологии. Если вы зайдёте на сайт Газпрома в раздел «Карьера», вы увидите сноску «Желательно иметь диплом зарубежного университета».
Неспроста ведь это указано. Значит, рано или поздно отечественные вузы прекратят слепое отрицание зарубежных технологий и внедрят их в образовательные программы.
Мои советы абитуриентам сегодня
Я представляю, насколько сложно в 18 лет сделать выбор всей свой жизни, и это действительно сложно. Стоит поговорить с родителями, друзьями, поинтересоваться современными технологиями или просто посмотреть на себя: какой предмет вам больше всего нравился в школе? В конце концов, откройте HeadHunter и посмотрите, какие специальности сегодня востребованы.
Определенно, никогда не устареет медицина, на долгие века будут крайне востребованы технологии, связанные с космосом и искусственным интеллектом.
Какие ошибки можно совершить при поступлении и дальнейшем обучении в университете:
- Вам точно не нужен специалитет. Это какой-то пережиток советских программ подготовки, он постепенно исчезает из университетов, но где-то еще есть. Это не даст никаких преференций при поиске работы. Вы потеряете год впустую.
- Если вам не нравится то, что вы изучаете, или вы действительно чувствуете, что это не ваше — лучше бросить, чем потерять свое время или, что еще хуже, всю жизнь посвятить нелюбимому делу.
- Учите языки. Мне всегда казалось непонятным, почему у большинства моих экс-одногруппников была страшная ненависть к английскому языку. Как сегодня быть специалистом без знания языка, хотя бы английского? Весь софт, множество полезнейшей литературы — исключительно на английском языке.
- Самосовершенствуйтесь. Если вы чувствуете, что у вас есть свободное время, сегодня полно сервисов, которые бесплатно, или за небольшую плату дадут возможность изучить что-то новое, что может пригодиться вам в карьере. Запомните, никакое обучение не бывает впустую и примеры из моего опыта есть!
Подытоживая сумбур выше
Я не утверждаю, что наши вузы говно. Я нахожу себя местами даже более подготовленным к работе нежели мои нынешние одногруппники. Но, разумеется, подходы к преподаванию устаревают морально, практически и теоретически.
Очевидно, тренд «бешеного принтера», который печатает по тысяче дипломов в год лишь в одном университете, далеко не всегда положительно сказывается как на текущих, так и на бывших выпускниках, и, безусловно, снижает общий рейтинг заработных плат в отдельной отрасли.
И сегодня уже не так важно обладать корочкой, как обладать реальными знаниями. И, наверное, имеет смысл сделать выбор в пользу коротких годовых курсов по программированию, вместо пяти лет лекций по истории, философии и прочим предметам, «утвержденным учебным планом партии».
Я-то лишь ратую за то, чтобы распределение заработных плат было справедливым между квалифицированным и неквалифицированным трудом и университеты не стеснялись отчислять студентов, поднимали имидж высшего образования и выпускали действительно достойных специалистов.