Почему плохой человек не может быть хорошим топ-менеджером?

Ценности человека определяют его мотивацию, а от мотивации руководителей зависит успех любого бизнеса.

Зачем нужны надежные и ответственные люди на руководящих позициях?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется зайти издалека и спросить себя: а зачем мне — фаундеру — в принципе нужны топ-менеджеры? Вполне возможно, вам не хватает экспертизы. Или времени. Или идей. А вероятнее — всего и сразу.

Толковые топ-менеджеры дают фаундерам не только экспертность и специфические скиллы, но и возможность делегировать ответственность, а это дает бизнесу буст сразу в нескольких аспектах:

  1. Стратегическое развитие. Фаундер может сосредоточиться на стратегических задачах и принятии важных решений. Никто не знает продукт лучше чем тот, кто его придумал и воплотил в реальность, так что стратегия — его ключевая сфера ответственности. С остальным справятся профессиональные «ремесленники».
  2. Экспертность. Не каждый предприниматель есть и жнец, и чтец, и на дуде игрец. Опыт построения успешного бизнеса не наделяет вас навыками профессионального маркетолога, финансиста, HR-а и юриста по дефолту. Эксплуатируйте опыт тех, кто жизнь положил на изучение этих областей знания.
  3. Эффективность управления командой. Недаром существует такое понятие, как норма управляемости. Конвенциональным считается соотношение 7 подчиненных/1 управляющий. Человек не может эффективно руководить коллективом, выполняющим совершенно разноплановые задачи из-за особенностей оперативной памяти мозга, могущего обрабатывать информацию только о ~7 слабосвязанных элементах одной системы. Поэтому команде из 20, 50 или 100+ людей обязательно нужно дополнительное звено в иерархии — прокладка между фаундером и рядовыми сотрудниками, коей и становятся топ-менеджеры.
  4. Генерация идей. Опытные топ-менеджеры всегда обладают известной насмотренностью, особенно, если они уже сменили несколько рабочих мест. Они реализовывали блестящие идеи в кризисных условиях и так же лажали на ровном месте. Не будучи творцами вашего продукта, они дадут вам непредвзятый взгляд со стороны и множество потенциально успешных гипотез.

Следовательно, нам нужны топ, которые смогут:

а) беспрекословно взять на себя ответственность за своё профильное направление;
б) выстроить эффективную коммуникацию внутри отдела;
в) получить полное доверие фаундера и освободить его от рутинных/операционных задач;
г) контролировать работу своих подчиненных.

Из этого следует, что ключевые качества, которыми должен обладать каждый руководитель, — порядочность и ответственность. Можно подумать, что тогда за CMO или HRD можно смело идти в церковь, а не на хедхантер, но всё-таки, маркетингу и психологии можно научиться всегда, а вот порядочности — лет эдак до 12.

Как можно измерить порядочность?

Для этого есть множество инструментов, ниже я перечислю самые базовые:

1. Социальные сети. Можно понять, каков человек в публичном поле, а это важно для любого топа: любой ЛПР — лицо вашей компании.
2. Отзывы бывших коллег и работодателей. Помогут установить ценности и отношение к рабочим процессам.
3. Проверка подлинности достижений (дипломов, грантов и т. д.). Для всех выпускников Оксбриджа, владеющих английским на уровне C3.
4. Реестр должников ФССП. Для проверки достаточно знать ФИО и дату рождения человека.
5. Судебный участок мировых судей (по адресу регистрации). По возможности стоит проверять, был ли человек обвинен или осужден, например, за незаконные финансовые махинации.

Эти инструменты помогут вам получить базовую информацию о кандидате, позволяющую сделать вывод о его порядочности или порочности. Это именно те сведения, которые люди не предоставляют потенциальному работодателю самолично, а значит — они не ожидают, что эти сведения будут учтены.

Однако они не дают глубокого понимания характеристик личности. Когда мы во FriendlyHire осознали эту проблему, мы создали авторский Value Assessment — тестирование, позволяющее раскрыть ценности любого кандидата и понять, выведет ли он ваш бизнес на новый уровень или подобно паразиту будет разрушать всё то, что вы построили.

Value Assessment как ценностный барометр

Это тестирование помогает сопоставлять ценности фаундеров и кандидатов, которых мы подбираем на позиции топ-менеджеров. Ассессмент представлен в виде анкеты с вопросами по категориям:

  1. Own values — вопросы, которые хотел бы задать сам клиент.
  2. Soft values — определяют порядочность и мотивацию
  3. Hard values - позволяют понять стиль руководства, отношение к рабочим регламентам и своим подчиненным.

Ниже — несколько вопросов из анкеты:

«Расскажите о метрике/измеримом результате на последнем месте работы, который вы бы не включили в резюме и объясните почему».

Через этот вопрос мы выявим отношение кандидата к неудачам и собственным ошибкам.

«В каких случаях переработки бывают оправданы?»

Таким образом можно узнать больше о том, что в действительности мотивирует человека, ради чего он готов отдавать вашему бизнесу больше, чем он обязан по букве трудового договора.

«Вспомните последний случай, когда по вашему решению продукт менялся коренным образом. К каким результатам это привело?»

Ответ покажет, насколько ответственно кандидат относится к принятию важных решений, с которыми топ-менеджеры сталкиваются перманентно.

Мы адаптируем содержание этого тестирования под каждую отдельную вакансию, поскольку, очевидно, что важно для креативного директора, может быть несущественно для директора промышленного предприятия.

Само собой, правильные ответы на эти вопросы — те, что дают сами фаундеры. Процент совпадений ответов кандидатов и нанимателя — метрика, по которой можно судить, насколько они подходят друг другу в ценностном плане.

Эмпирика как элемент тестирования

Эмпирически проверяемые вопросы - важная часть проверки кандидатов. С их помощью можно минимизировать возможность дискурса со стороны отвечающего, а значит - сделать отбор более объективным.

Спросите: "На сколько можно опоздать на созвон с коллегами без предварительного предупреждения?"

А затем вспомните, опоздал ли кандидат на ваше интервью.

Или задайте другой вопрос: "Как ты считаешь, как быстро люди должны отвечать на сообщения по работе?"

Сопоставьте его ответ с вашей перепиской, предшествующей интервью.

Информацию, которую вы получите в результате такого эмпирического исследования, сложно трактовать двояко: человек либо был честен с вами, либо нет.

Цена ошибки при найме ЛПР очень высока. Дурной топ-менеджер легко может сломать ваши регламенты, маркетинг или стратегию развития продукта, поэтому при подборе топ-менеджера в первую очередь нужно ответить на вопрос: "Готов ли я доверить свой бизнес этому человеку?"

А для этого нужно в точности понимать, насколько порядочного и ответственного человека вы нанимаете.

Если вы знаете, какими еще инструментами можно для этого воспользоваться, пишите свои мысли в комментариях! И если считаете, что это наиабсурднейшая дичь, тоже пишите, пообщаемся)

3
20 комментариев

Автору:
Простите... а Вы в качестве наемника работали?
Ну, не в стране розовых пони только.
///
Да сколько угодно примеров ТОПов любого уровня (даже, не побоюсь этого слова, ТОП-менеджеров среднего звена), которые откровенные некомпетентные идиоты.

Ответить

Комикс про "эффективную" Сову не просто так появился

2
Ответить

1. Да, до сих пор работаю
2. Я с Вами согласен, но не очень понимаю, в каком месте я говорил, что все топ-менеджеры компетентны априори)

Ответить

внутри отдела;

топ

Вы серъёзно?

1
Ответить

мы серьезно

Ответить

спорное утверждение, кто смотрящий в категории "плохость"? ну а хороший специалист понятно что по определённым критериям определяется

Ответить

речь не идет о выстраивании моральных ориентиров. здесь самый прстецкий пример: если человек называет себя гипер ответственным/пунктуальным и при этом опаздывает на собес или отвечает на сообщения по 3 дня, видимо, он склонен приукрашивать свои достоинства) а это вроде не круто

1
Ответить