{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как рекрутеру зарабатывать больше

Стратегии для специалистов в штате и фрилансеров

Любить профессию вдвойне приятно, если за работу платят хорошие деньги. О том, как рекрутеру получить эти деньги, подговорили с Head of Talent Acquisition в Qatar Insurance Group Русланом Сарваровым.

Руслан рассказал про осознанный подход к управлению заработком, а также объяснил, какие скиллы прокачивать рекрутеру, чтобы повышать свою ценность для бизнеса.

Руслан Сарваров
Head of Talent Acquisition в Qatar Insurance Group, автор канала SR4HR

От чего зависит доход рекрутера

На доход рекрутеров влияют два фактора — навыки и внешняя среда. Причем эти два фактора связаны: специалист с ценными умениями меньше зависит от мировых событий и получает больше возможностей для выбора работодателя.

Опыт работы сам по себе слабо влияет на доход. Компании не платят просто за «10 лет в профессии» — все решают умения. Можно за 2 года стать высокооплачиваемым рекрутером, а можно 5 лет топтаться на одном месте.

Навыки. Больше всего зарабатывают рекрутеры, которые умеют:

  • искать разных специалистов, а не только программистов;
  • закрывать сложные вакансии и находить кандидатов на фулстек-позиции;
  • выстраивать процессы найма и автоматизировать работу;
  • работать с метриками и аналитикой;
  • находить общий язык с нанимающими менеджерами;
  • проявлять гибкость и ответственность;
  • общаться и писать на английском языке.

Внешняя среда:

  • Рынок, на котором работает компания. Специалисты в международном бизнесе обычно зарабатывают больше, чем в российском.
  • Сфера деятельности бизнеса: продуктовая компания, агентство по заказной разработке или кадровое агентство. В кадровых агентствах доход может быть большой, но нестабильный. Заработок в агентствах по заказной разработке постояннее, но чуть меньше. Самый стабильный доход в продуктовых компаниях, но заработок там обычно ниже, чем в агентствах.
  • Работа в офисе или удаленно. Специалисты на удаленке зарабатывают больше, потому что при выборе компании не ограничены одним регионом.
  • Ситуация на рынке труда. В пандемию был огромный спрос на рекрутеров, поэтому им платили много. Сейчас рынок стабилизировался — зарплаты снизились.

Как штатному рекрутеру увеличить доход

Чтобы зарабатывать больше внутри компании, есть две стратегии: расти вертикально или горизонтально.

Вертикальный рост

Это движение вверх по карьерной лестнице. За 3–5 лет рекрутер может дорасти до роли тимлида или Head of Recruitment. Для этого нужно брать на себя новые задачи и накапливать знания. Какие именно, рассказал в таблице.

У Head of Recruitment есть 3 варианта дальнейшего развития:

  1. Директор по C&B.
  2. HRD.
  3. HRBP.

Чтобы рекрутеру переходить с грейда на грейд и повышать свою ценность для любого бизнеса, мало подписаться на 30 каналов экспертов отрасли. Важно быть любознательным и незацикленным на сфере подбора. Для этого нужно:

  • ходить на конференции для специалистов, которых вы нанимаете, и для профессионалов из смежных областей;
  • изучать кейсы коллег из других компаний;
  • тестировать новые инструменты подбора, даже если пока не планируете ими пользоваться;
  • интересоваться не только подбором — изучать оргдизайн, грейдинг, финансовое планирование, управление командой;
  • оттачивать навыки эффективной коммуникации.

🔥 Подписывайтесь на Telegram-канал Хантфлоу.

Гайды для рекрутеров, интервью с экспертами и новостные дайджесты из HR-сферы.

Горизонтальный рост

Не все хотят переходить от роли исполнителя к менеджерским задачам. Поднявшись до уровня сениора, можно остановить восхождение и начать углублять экспертизу.

Это нормальная стратегия. Ее суть в том, чтобы стать узкоспециализированным экспертом, который умеет быстро находить уникальных специалистов, например Go- и Java-разработчиков, продуктовых дизайнеров или специалистов по Big Data. Для этого важно глубоко погрузиться в специфику профессии кандидатов и уметь без нанимающего менеджера отсеивать нерелевантных специалистов. Нужно:

  • Хорошо знать комьюнити профессионалов, которых вы нанимаете. Для этого вступать в профильные чаты в телеграме и устанавливать контакт с лидерами мнений сферы в Линкедине.
  • Ходить на конференции, где могут быть ваши кандидаты: HighLoad — для разработчиков высоконагруженных систем, TeamLead Conf — для тимлидов, Epic Growth — для продактов.
  • Читать блоги айтишников на Хабре и в телеграме.

Горизонтальная траектория развития подойдет для рекрутеров, которые любят заниматься подбором, не хотят углубляться в менеджерство, долгосрочное планирование и зарываться в метрики.

Но в таком варианте роста есть ловушка: можно устать от одной сферы и выгореть. Поэтому время от времени стоит брать в работу вакансии из других областей.

Как рекрутеру на фрилансе увеличить доход

Фриланс — высококонкурентная сфера. Чтобы доход рос, нужно:

  • прокачивать личный бренд и узнаваемость;
  • наращивать экспертность;
  • предлагать бизнесу уникальные услуги — например, быстро закрывать очень сложные позиции;
  • развивать софт-скиллы: коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, гибкость, внимательность и находчивость;
  • уметь собрать команду сильных рекрутеров — она будет подхватывать задачи, на которые у вас нет времени.

Обычно новички в сфере фриланса берут фиксированную сумму за закрытие позиции — в среднем от 50 000 ₽. Опытные специалисты работают за оклад нанятого сотрудника. И у меня есть знакомые, которые на такой системе за месяц закрывают 2–3 вакансии и зарабатывают миллион.

Обычно новички в сфере фриланса берут фиксированную сумму за закрытие позиции — в среднем от 50 000 ₽. Опытные специалисты работают за оклад нанятого сотрудника. И у меня есть знакомые, которые на такой системе за месяц закрывают 2–3 вакансии и зарабатывают миллион.

Может показаться, что выгоднее уйти на фриланс. Чтобы заработать 200 000 ₽, штатному рекрутеру придется трудиться целый месяц, а фрилансеру может быть достаточно закрыть одну вакансию. Но все не так просто — у работы на себя есть недостатки:

  1. Любой кризис сметает с рынка фрилансеров, остаются только самые опытные и известные.
  2. Невозможно предсказать, какой доход вы получите в следующем месяце.
  3. Часто заказчики обращаются к нескольким фрилансерам, чтобы максимально наполнить воронку подбора и выбрать лучшего кандидата. Если вашего кандидата не наймут, денег вы не заработаете.
  4. Придется вкладываться в развитие личного бренда и рекламировать услуги.
  5. Нет оплачиваемого отпуска, больничного, бенефитов типа обучения за счет компании и ДМС.
  6. Нужно самостоятельно обеспечивать свою деятельность: быть бухгалтером, юристом, продажником, маркетологом, аналитиком, копирайтером.
  7. Некоторые задачи все-таки придется делегировать. Это создает две проблемы: сложно найти надежного и сильного исполнителя, а также надо иметь постоянный запас денег на оплату услуг подрядчиков.
  8. Чтобы поток денег не прерывался, нужно беспрерывно находить новых клиентов и вовремя закрывать вакансии. Это как бег в колесе без возможности остановиться.
  9. Теряется навык внутрикорпоративного общения, глубокого погружения в бизнес-процессы и продукт.

Подработки для рекрутера

Подработки можно совмещать с работой в компании или сделать одним из основных источников дохода.

Искать клиентов на консультации можно на разных платформах, например на Эйч‎ или GetMentor. ‎Но будьте готовы к тому, что половину дохода заберет сервис.

Прежде чем браться за подработку, нужно настроиться и осознанно выбрать занятие.

Морально подготовьтесь. Если вы беретесь за дополнительный проект, то чем-то жертвуете: пишете книгу вместо спортзала, помогаете рекрутеру-джуну вместо прогулки с друзьями. Это не значит, что вам придется полностью отказаться от любимых дел, но времени на них точно станет меньше.

Правильно оцените ресурсы. Оцените, сколько времени ежедневно вы можете уделять подработке, и выберите подходящее занятие. Старайтесь тратить не более 2–3 часов на дополнительный заработок, иначе можно выгореть. Например, чтобы организовать конференцию, нужно готовиться 3–6 месяцев. Такой источник дополнительного дохода вряд ли подойдет людям, которые работают целый день в штате.

Оцените спрос на услугу. Так, онлайн-курсы были очень популярны в пандемию, но сейчас набирать группы стало сложнее. То же самое касается телеграм-каналов: люди устают от огромного потока контента и рекламы, поэтому охваты падают.

Рассчитайте экономику проекта. Перед началом любого дела оцените, сколько ваших и сторонних ресурсов требует задача и стоит ли игра свеч. Например, чтобы записать свой курс, нужно оплатить студию, работу оператора и монтажера, а затем вкладываться в рекламу. Прибыль может оказаться меньше расходов — тогда все труды пойдут насмарку.

Источники знаний и инструменты для роста в профессии

Быть рекрутером в IT сложнее, чем в других сферах — нужно постоянно учиться и познавать новинки технического мира. Советую обратить внимание на несколько источников:

  • Журнал Хантфлоу — материалы о том, как эйчарам и рекрутерам находить сотрудников, управлять командами и расти в профессии.
  • HeroHunt и Sourcecon — блоги со статьями о сорсинге и автоматизации.
  • Справочник по найму GitLab — открытый регламент работы команды Talent Acquisition GitLab. Можно почерпнуть много нового о том, как организовать подбор и куда расти в профессии.
  • SR4HR «Ищи, нанимай» — мой канал, где я пишу посты о рынке IT и сорсинговых лайфхаках.
  • Talent Insiders — здесь я и Lead Talent Manager в Playrix Дмитрий Зинченко делимся инсайтами, как привлекать таланты, рассказываем об опыте в сорсинге и публикуем шаблоны, которые помогают выстраивать процессы.
  • Teamlead Good Reads — посты для прокачки управленческих скиллов.

Будущее за специалистами, которые автоматизируют рутину, чтобы быстрее справляться с задачами и находить время на новые проекты. Инструменты, которые можно использовать:

  • ChatGPT — нейронная сеть, которая поможет быстрее писать тексты вакансий, скринить резюме, формировать донор-листы.
  • MixMax — сервис для автоматической отправки холодных писем кандидатам или потенциальным клиентам.
  • Fury Ferret — с помощью сервиса можно по нику находить профили кандидатов в социальных сетях, анализировать их и автоматически отправлять сообщения.
  • Waalaxy — инструмент для автоматической отправки сообщений в Линкедине.
  • Instant Data Scraper и Data Miner — бесплатные расширения, которые парсят данные и собирают их в таблицу.
  • Calendly — удобный календарь, в котором коллеги, кандидаты и клиенты могут сами назначать вам встречу на удобный слот.
  • Multi Highlight — бесплатное расширение для поиска ключевых слов на странице.

Коротко о главном

  • На доход рекрутера влияют его скиллы и внешние обстоятельства. Но чем лучше сильнее специалист, тем меньше он зависит от мировых потрясений.
  • За 3–5 лет рекрутер может занять руководящую роль в компании, что отразится на его доходах. Для этого нужно:
    1) осваивать новые инструменты сорсинга и автоматизации,
    2) учиться стратегическому и финансовому планированию,
    3) понимать тенденции рынка,
    4) уметь управлять командой.
  • Необязательно становиться менеджером, чтобы зарабатывать больше. Сениор-рекрутеры могут развивать экспертизу вглубь — учиться нанимать уникальных специалистов. Такие рекрутеры ценятся не меньше тимлидов.
  • Фриланс манит многих рекрутеров: кажется, что можно работать меньше, чем в штате, а зарабатывать больше. Но это заблуждение.
  • Рекрутеру-фрилансеру нужно постоянно прокачивать личный бренд, самостоятельно организовывать работу и поддерживать высокую экспертность, иначе с рынка сместят конкуренты или очередной кризис.
  • Чтобы зарабатывать больше, рекрутер может:
    -- консультировать бизнес или коллег,
    -- помогать освоить рекрутмент новичкам или направлять джунов,
    -- проводить карьерные консультации для рекрутеров,
    -- написать книгу,
    -- преподавать в онлайн-школах,
    -- создать свой обучающий продукт,
    -- вести блог или канал и продавать рекламу,
    -- организовывать конференции.
  • Выбирая подработку, помните, что новый проект потребует времени и сил, поэтому от некоторых дел придется отказаться.
  • Прежде чем браться за подработку, оцените возможную прибыль и убытки. Порой вложения в дело превышают доход.

Журнал Хантфлоу читают более 50 000 рекрутеров и профессионалов HR-индустрии. Подкасты, интервью, тематические статьи и экспертные мнения.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда