Договор для дизайнера интерьеров: топ 5 важных нюансов
В статье расскажу про наиболее важные аспекты в договоре дизайна интерьера, на которые стоит обратить внимание архитектурным бюро и дизайнерским студиям при оказании услуг.
Содержание
Сокращения:
ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации
Вступление
Дизайнеры — люди творческие, как только начинают свою деятельность, в лучшем случае берут шаблонный договор из интернета, а в худшем работают на доверии.
Проблем с таким подходом предостаточно:
Подготовил часть работ вне рамок договора — не получил оплату.
Опоздал со сдачей результата — придется заплатить неустойку.
Не выполнил требования Заказчика, наняли другую студию — возмести убытки и разницу в стоимости услуг и т. д.
Когда речь идет о профессиональной студии с опытом, репутацией и большим количеством платежеспособных клиентов, то уровень документов, которыми закрепляются отношения между контрагентами, должен быть соответствующий. Это один из элементов взаимоотношения с заказчиком.
Если перед вами серьезный клиент, будьте уверены он оценит насколько проработанный и грамотный с юридической точки зрения договор, вы ему предоставите.
Для меня этот вопрос является скрупулезным, на свое соглашение между клиентом и адвокатом было потрачено не один десяток часов разными людьми.
Кстати, иногда документы составляются с применением Legal. Design, чтобы договор выглядел более удобным, красивым и понятным. Например, банки трепетно относятся к этим вещам:
Давайте рассмотрим 5 главных нюансов, которые можно выделить для составления хорошего договора для дизайнера интерьеров.
1. Договор должен быть рамочным и сбалансированным❗
Что значит рамочный договор (ст. 429.1. ГК РФ)? Это договор, который вы подписываете со своим клиентом один раз, а уже потом формируете отдельные услуги/работы в приложениях, заявках, счетах или отдельных документах.
Не нужно каждый раз подписывать новый договор на дизайн-проект, авторский надзор, управление строительством и т. д. Экономим время свое, чужое, бумагу, лес… Т. е. разрабатываем общий документ.
При желании в дальнейшем это еще можно перевести в электронный документооборот («ЭДО») и совсем упростить жизнь своей компании и клиентам.
Что означает сбалансированный договор? Баланс прав и обязанностей по договору является чувствительной гранью. В каждом договоре всегда есть слабая и сильная сторона.
Например, по закону о Защите прав потребителей считается, что потребитель — это слабая сторона, а исполнитель/продавец — сильная. Соответственно, слабую сторону нужно защищать, сильную — регулировать.
Тоже самое с договором для дизайнера интерьеров. Можно сделать так, что архитектурное бюро будет сильной стороной договора, а клиент — слабой, а можно наоборот.
Если вы настроены на серьезную долгую работу с вашим заказчиком, то:
❗Ваша задача сделать договор сбалансированным и справедливым для обеих сторон.
Условно: установили в соглашении ответственность за просрочку оплаты для Клиента = установите себе ответственность за просрочку сдачи работ в том же размере.
Если вы — сильное известное дизайнерское или архитектурное бюро, и компания может продавливать свои условия для сотрудничества, можно поиграть с весами добра и зла, но не увлекайтесь.
2. Автоматическое увеличение сроков
Следует установить в договоре автоматическое увеличение (либо приостановку) сроков сдачи работ, если Заказчик нарушает свои обязательства.
Не представил вовремя материалы, техническую документацию, информацию и т. п. — сроки дизайнерских работ сдвигаются на срок просрочки.
❗Обязательно следует описать в какой форме направляется уведомление о такой приостановке.
P. S. и аккуратнее с выбором терминологии — с юридической точки зрения "приостановка" и "увеличение" несколько разные вещи.
Однажды мой клиент потерял 3 млн руб. на том, что вместо продления сроков выполнения работ, подписал продление срока действия договора. Строительные работы сдал на полгода позже и получил 3 млн неустойки от Заказчика.
Цена вопроса = 30 тыс. юристам на подготовку документа.
3. Автоматическое подписание актов
Иногда случается так, что фактически результат работ по договору вы уже передали своему заказчику, а акты еще не подписаны. В таких случаях люди порой начинают уклоняться от подписания акта по абсолютно разным причинам (от вредности до элементарной лени).
В таких случаях удобной представляется конструкция, при которой направленные Акты исполнителем заказчику в случае не подписания в течение N-количества дней считаются подписанными.
Отмечу, что закон по умолчанию предоставляет вам такую возможность (п. 4 ст. 753 ГК РФ), но лучше всегда это продублировать в договоре.
4. Легализация информации по электронной почте и в мессенджерах
Во-первых, обмен юридически значимыми сообщениями по электронной почте гораздо удобнее и быстрее.
Во-вторых, часто вы общаетесь с заказчиком по e-mail, в WhatsApp, Telegram и других мессенджерах.
Зафиксируйте в договоре возможность такого обмена, адреса электронной почты обеих сторон, номера телефонов, привязанных к мессенджерам.
Действующее законодательство РФ не запрещает обмен юридически значимыми сообщениями посредством электронной почты (ст. ст. 160, 165.1, 434 ГК РФ), как и не определяет исчерпывающий перечень способов обмена юридически значимыми сообщениями. Это подтверждает и судебная практика.
5. Мелкие дополнительные работы оплачиваются по счету
Иногда доверитель меня может попросить: «Антон, сделайте, пожалуйста, дополнительно форму акта к договору». Цена вопроса несущественная.
Зачем я в таком случае буду подписывать с ним отдельный договор, приложение или еще что-то? Мы выставляем счет на оплату, в счете указана услуга. Факт оплаты этой услуги считается полноценным согласованием поручения.
Воспользуйтесь для себя таким же инструментом, т.к. закон позволяет согласовывать существенные условия договора путем совершения конклюдентных действий — в данном случае оплаты счета (ст. 158 ГК РФ). Это очень удобно.
Заключение
Мы разобрали с вами 5 наиболее важных, с моей точки зрения, нюансов, которые помогут вам выстроить юридически правильные отношения с заказчиком.
Подводных камней на самом деле гораздо больше: правильное согласование предмета договора, сроки, порядок сдачи, расчеты, валютные оговорки, ответственность, конфиденциальность, интеллектуальная собственность и т.д.
Уровень и глубина проработки вопросов может быть очень высоким. В каком-то плане это тоже творчество, как и у вас, но немного другое.
Последним инсайтом поделюсь специально для тех, кто дочитал статью до конца и надеюсь поставил лайк.
При выборе договора у вас может возникнуть вопрос: вы оказываете услуги или выполняете работы?
Ответ: все, что можете заложить в услуги — закладывайте, остальное в работы (подряд).
На тему отличия предметов договора оказания услуг и подряда написана не одна диссертация. Я попробую свести эту тонкую правовую материю к двум предложениям:
🧠 Ценность в договоре оказания услуг — действия исполнителя, они и подлежат оплате. Ценность в выполнении работ — полученный результат, при недостижении которого можно не платить.
Догадайтесь, что легче отстоять по оплате.
В конце добавлю, что следует серьезно отнестись к данному блоку вашей деятельности, т. к. это безопасность и имидж. Хочу пожелать всем удачи в своих начинаниях и успеха в работе.
Если вам понравилась статья не забывайте подписываться и ставить лайк 👍
Её план как замгендиректора должен «расшевелить болото».
«Два года назад я была мамой в декрете с долгами и нулём на счету. Сегодня мой закрытый «островок доверия» собирает тысячи женских историй, а рекламодатели платят за доступ к аудитории. Расскажу, как стартовала с бюджетом 500К и окупила вложения за полгода»
Свежие новости на тему “Как выжить на рынке рекламы”. С 1 сентября 2025 года вступит в силу запрет на размещение рекламы на признанных нежелательными или запрещенных информационных ресурсах. Как именно будет контролироваться соблюдение этих поправок в закон – посмотрим. Но всем законопослушным участникам рынка рекламы придется искать альтернативу и…
Сервис поддерживает русский язык.
Ранее на релиз намекал основатель мессенджера Павел Дуров.
Собрали первые примеры пользователей.
Уже несколько лет подряд рынок страхования не оправдывает пессимистичных прогнозов и продолжает расти. А в 2025-м аналитики ожидают увеличения премий агентов. Общий объем их годовых доходов должен достичь 4 триллионов рублей.
Глава OpenAI уточнил, что это «ошибка» и её скоро исправят.
Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.
А ещё предоставить ритейлерам льготные кредиты на закупку отечественных устройств, субсидировать рекламу и ввести дополнительный утильсбор.