Топ-14 недопустимых условий договора с потребителем

Всем привет. Это Василий Черепанов. У нас здесь изменения в закон «О защите прав потребителей» подъехали — давайте их разберем. Будет полезно как потребителям, так и предпринимателям.

В чем суть изменений

Законодателем был установлен перечень условий договора, за которые Предпринимателя могут привлечь к административной ответственности, а Потребитель, увидев их в договоре, может с радостью воскликнуть: «Нет, Родной, это незаконно!»

Зачем это надо

Сама суть Закона о защите прав потребителей заключается в том, что он закрепляет минимальный набор прав и обязанностей (в основном прав Потребителей и обязанностей Предпринимателей).

Очевидно, что некоторые Предприниматели хотят этот набор изменить в свою сторону. Предприниматель вспоминает, что он сильная сторона в договоре и делает это, включая в договор выгодные только Предпринимателю условия, а потом тыкает потребителя в этот договор со словами "ну ты же подписал".

Потребитель конечно подписал. Мало кто вообще читает договор перед подписанием, а если и читают, то не всё понимают и соглашаются на самые невыгодные для себя условия. И в принципе это нормально, договор по большому счету нужен только если что-то пойдет не так, если одна из сторон нарушит свои обещания.

А вот когда что-то идет не так, можно открыть договор, внимательно его прочитать и посмотреть, какие условия будут применяться, а какие нет. Ведь все недопустимые условия теперь являются ничтожными. Это значит, что они не должны применяться сторонами и не будут учитываться судом при разрешении дела.

Что такое недопустимые условия, ущемляющие права потребителей

До 1 сентября 2022 года п.1 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" выглядел следующим образом:

Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Теперь выглядит так:

Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Вообще само определение, на мой взгляд, особо не поменялось, суть осталась прежней, но вот указание на то, что такие условия являются ничтожными, это очень позитивный шаг вперед. Раньше в ст. 16 было указано, что такие условия являются недействительными, что вносило некую неопределенность, поскольку у нас существуют два вида недействительности: ничтожность и оспоримость.

Если кратко, разница между ними заключается в том, что для того чтобы не применять оспоримое условие нужно было заявлять отдельное исковое требование о признании условия недействительным, а при ничтожности этого не требуется, ничтожное условие недействительно вне зависимости от того, признано оно судом недействительным или нет.

В принципе указание на ничтожность уже очень сильно облегчило бы жизнь, но законодатель пошел дальше и ввел п.2 ст. 16 Закона, в котором установил примерный перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя.

Важно понимать, что этот перечень появился не сам собой. Он годами формировался судебной практикой. А это значит, что все эти условия время от времени используются Предпринимателями.

Остановимся на каждом из них, чтобы точно понимать что можно, а что нельзя включать в договор с потребителем.

  1. Условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;

Законодатель не даром поставил это условие на первое место. Право на односторонний отказ или изменение условий договора можно найти в Пользовательском соглашении (общих условиях) любого Банка или крупной торговой сети.

Например:

В соответствии с ч.1 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации Стороны договорились, что Банк имеет право вносить изменения и (или) дополнения в условия Договора и (или) в Тарифы

Или:

Если после получения Заказа Продавцом обнаруживается, что в наличии отсутствует необходимое количество заказанного Товара, Продавец информирует об этом Покупателя по телефону и/или электронным письмом. В этом случае Продавец вправе отменить заказ, если он не был оплачен Потребителем. В случае, если заказ был предварительно оплачен Потребителем, Продавец осуществляет возврат уплаченных Потребителем за товар денежных средств.

П. 3.6 Публичной оферты М-Видео

Альфа-банку предоставлено право изменять условия договора с потребителем только в сторону улучшения положения заемщика, а АО "МВМ" может отменить заказ только в том случае, если докажет, что необходимое количество товаров нельзя приобрести у другого продавца (фактическое отсутствие на рынке), следовательно, и Альфа-банк и МВМ включили в свои договоры недопустимые условия.

2. Условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона;

Как известно, потребитель может судиться по своему месту жительства. Это одно из ключевых прав. Страна у нас большая и ездить судиться по месту нахождения Ответчика в Москву, когда ты живешь в Хабаровске, мягко скажем, неудобно. Понятно, что Предпринимателям тоже неудобно и они в договоре могут прописать, что все споры будут рассматриваться в конкретном суде по их месту нахождения (договорная подсудность).

7 лет назад такое условие встречалось повсеместно. У Альфа-банка, помню, такое условие точно было в общих условиях. Сейчас крупняки себе такого не позволяют, но вот кто помельче могут включить такое условие себе в договор.

При чем до 1.09.22 это условие признавалось судами оспоримым, то есть, если в исковом заявлении отдельно не было заявлено требование о признании такого условия недействительным, то дело легко могло улететь в Москву или куда еще хуже.

Сейчас же этот вопрос будет решен. Ни один образованный судья такое условие применять больше не должен.

3. Условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона;

32 статья Закона О ЗПП предусматривает право потребителя отказаться от договора на выполнение работ (оказания услуг) в любое время до момента полного исполнения. Единственное последствие для потребителя в случае такого отказа - это обязанность потребителя компенсировать исполнителю фактически понесенные им расходы (которых может и не быть у Исполнителя).

Я и сам оказываю юридические услуги и понимаю, насколько это неприятно, когда ты уже наполовину составил какой-нибудь документ, перед этим изучив большой объем информации предоставленной клиентом, а тебе звонят и отказываются от твоих услуг. Фактических расходов соответственно никаких нет, предоплату нужно вернуть.

Понятно что это не всех устраивает, и некоторые исполнители прописывают, что в случае отказа от договора нужно выплатить штраф, либо предоплата не возвращается.

Фитнес-центры любят прописывать, что первый месяц занятий в центре составляет 50% от оплаты годового абонемента . Это тоже все сюда. Так делать нельзя.

4) Условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;

Ответственность предусмотренная Законом О ЗПП следующая: Убытки, моральный вред, неустойка и штраф. Все это может по договору быть как исключено,, например указано, что продавец не уплачивает неустойку, так и поставлен какой-нибудь предел, например, продавец возмещает убытки, но не больше стоимости товара.

Так делать нельзя.

5) Условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом;

В свое время тоже было очень популярное условие, некоторые банки прописывали в своих кредитных договорах, например, чтобы получить кредит нужно обязательно застраховаться или подключить какой-нибудь пакет услуг, но пара сотен исков быстро научила их это обходить

Сейчас на словах вам скажут что доп услуги, доп оборудование это обязательно, а в договоре пропишут, что необязательно, только по вашему желанию. И еще пропишут, что если возьмете доп услуги, то вам скидку дадут на машинку, а если откажитесь, то скидку отменят.

Вывод: ненужные доп. услуги навязывают, надо придумывать другой механизм защиты потребителя

6) Условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;

Здесь все понятно и без комментариев.

7) Условия, которые ограничивают установленное статьей 16.1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);

Карта или наличные. Выбор за потребителем, а не за продавцом.

8) Условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора), не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;

Чем п.8 (расторжение договора) отличается от п.1 (отказ от договора). Отказаться от договора можно без суда, просто уведомив другую сторону, расторгнуть договор можно только по решению суда. На мой взгляд, можно было бы и объединить эти два пункта. Суть у них одинаковая. Такие условия недопустимы

9) Условия, которые уменьшают размер законной неустойки;

Такими условиями любят баловаться мелкие Предприниматели. Вместо неустойки 1 % в день пропишут 1% в месяц и т.д. Смысла в таком изменении конечно нет, потому что в суде это никогда не прокатывало и до 1.09.22, а теперь и подавно.

10) Условия, которые ограничивают право выбора вида требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества;

В случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель может предъявить различные требования — начиная с устранения недостатков, заканчивая возвратом денежных средств.

Некоторые предприниматели считают, что возвращать деньги за некачественный товар это уже слишком хорошо для потребителя и прописывают в договоре только право на устранение недостатков, что по мнению законодателя также недопустимо.

11) Условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;

Законом предусмотрено большое количество ситуаций, когда перед обращение в суд нужно написать претензию, или, например, обратиться к финансовому уполномоченному. Снижаем нагрузку на судебную систему как можем.

Но по общему правилу, этого не требуется, но некоторые Предприниматели все равно прописывают, что перед обращением в суд нужно обязательно обратиться с претензией. Смысла в таком пункте нет, а к административной ответственности привлечь могут

12) Условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;

Здесь скорее всего речь идет о том, что в период гарантийного срока доказывать тот факт, что недостаток возник из-за нарушения потребителем правил использования товара должен Продавец (п.6 ст. 18 Закона О ЗПП).

Честно я ни разу не встречал случая, чтобы в договоре это правило меняли, но все может быть.

13) Условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;

Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса РФ, нельзя прописывать в договоре, что каким-либо из этих способов потребитель не может восспользоваться.

Средства - это обращение в суд, обращение в гос. органы или общественные организации.

14) Условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);

Вот этот пункт поставил меня в тупик. Прямо загадка какая-то, что это за условия такие. Возможно кто-то сможет подсказать в комментариях. Лично я с таким не встречался. Возможно законодатель немного суеверный.

Кроме того, 15 пунктом законодатель указал, что возможны и иные недопустимые условия договора. Они будут появляться это я знаю точно. Порой со мной консультируются Предприниматели, чтобы обсудить на соответствие закону их новые уловки. Иногда у них очень хорошо получается. Очень интересную схему с параллельным импортом автомобилей придумали, чтобы вывести такие автомобили из-под действия закона О ЗПП. Если реализуют будет грустно.

Что делать потребителю если он нашел недопустимые условия в своем договоре

Да в принципе ничего не делать. Пока все хорошо и продавец исполняет свои обязательства надлежащим образом, вас это волновать не должно.

Если вдруг что-то пойдет не так и вам надо будет обращаться за защитой, особо тоже не волноваться, все эти условия являются ничтожными и не будут применяться и учитываться судом при вынесении решения.

Стоит ли предпринимателю включать в договоры с потребителями недопустимые условия

Конечно нет. Они вас никак не защищают, а только дают ложную уверенность в том, что если что-то пойдет не так вы защищены договором. Ничем вы не защищены. Будет действовать Закон, а не ваш договор.

Кроме того, п.2 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.

Ответственность следующая: административный штраф на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Получать по десятке штрафа за каждый свой договор это я считаю серьезный аргумент. Потребитель в суд может не пойти, а вот накатать жалобу в Роспотребнадзор не вставая со стула может легко.

Так что проверяйте свои договора, исключайте недопустимые условия и спите спокойно, при том, что есть много куда более рабочих способов как строить свои отношения с потребителем в рамках правого поля.

Надеюсь, статья была вам полезна. Не забываем подписываться на мой канал в Telegram. Там много интересных мелочей по защите прав потребителей, которые я не публикую на vc.ru.

187187
118 комментариев

Сейчас где-то напряглись юристы Яндекс.Маркета, СММ, Мвидео, Озон, Островка.

37
Ответить

Не напряглись. Это формальная имплементация в закон, все это и так уже было и применялось в практике.

Самое спорное условие тут - про изменение договора. Это все хорошо, пока вы не оказываетесь по другую сторону. Гораздо логичнее было бы указать границы и запретить менять договор, если изменения выходят за них.

Ну и указание на ничтожность в теории хорошо. Но на практике мало что меняет.

1
Ответить

Вот кстати, насчет маркетплейсов.

А они вообще несут хоть какую-то ответственность?

Просто пример по восьмому пункту.

Маркетплейс не смог доставить товар в указанный срок и отменил заказ, вернув деньги. У меня послетали кэшбэки и промокоды, перезаказать повторно с теми же условиями не могу.

По закону договор заключался с продавцом, а не с агрегатором, ведь в чеке есть ИНН поставщика.

И судиться приходится с продавцом, который какой-нибудь ИП или левый магазин, который не имеет отношения к отмене заказа и к соглашению с пользователем Яндекс маркета.

Роспотребнадзор говорит, что к маркетплейсу вопросов нет, ведь они агрегатор просто.

Так и как тут быть? Их к ответственности не привлечь, получается, потому что товар то покупается у продавца, соответственно и договор с продавцом.

17
Ответить

Поддерживаю, такая же ситуация. Но у меня чек от Я.Маркета и указаны их данные в качестве продавца.
Вернули деньги, вместо товара и сказали, что тех.ошибка. перепокупайте заново с большей ценой, соответственно.
Если появится информация, буду признателен.

1
Ответить

Вы видимо плохо читали статью и пункты закона:
Условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора)Агрегаторы давно включили в список ответственных.

1
Ответить

Вот-вот. Продавец сдал товар вовремя и все ок. Маркетплейс накосячил, а виноват продавец. Который как говорится не сном не духом

Ответить

А разве раньше нельзя было в порядке регрессии взыскать с маркетплейса убытки, которые продавец понёс после иска покупателя?

1
Ответить