Обязан ли работодатель принимать у работника электронный больничный лист

Поликлиники всё чаще стали выдавать работникам электронные больничные. Когда работник приносит такой больничный в бухгалтерию или отдел кадров, то часто получает отказ. Лично столкнулся с указанной проблемой сегодня. О чём речь?

Наша страна старается шагать в ногу с прогрессом, сокращать бумажный документооборот и наращивать документооборот электронный, а то уже почти пол-Сибири на бумагу извели. И хотя формально новые электронные больничные листы появились ещё 1 июля 2017 года, в сколь-нибудь значимых количествах их стали выдавать только теперь.

Собственно, «выдавать» не совсем правильное слово. Электронный больничный на то и электронный, чтобы не выдавать его, а вносить в компьютер и далее отправлять куда надо нажатием клавиши.

Соответственно, в поликлинике врач выписывает больничный не от руки, а заполняет почти такую же форму, но в электронном виде на сайте ФСС, и сохраняет её там же, а работнику называет номер сохранённого больничного листа. Всё это и называется «выдать электронный больничный».

В лучшем случае работнику выдадут талон с номером больничного, его продолжительностью и датой повторного приёма. Вот эти-то талончики работники и несут радостно в бухгалтерию или отдел кадров, повергая сидящих там сотрудников в горестное недоумение. Происходит конфликт, слёзы и паника. Меж тем ларчик открывается просто.

Очевидно, что работодатель каким-то образом должен быть подключён к тому же сайту ФСС, что и поликлиника, иначе какой ему толк от принесённого работником талончика, если он всё равно лишён возможности видеть больничный в компьютере?

Поэтому необходимое условие жизнеспособности всей схемы — работодатель должен создать личный кабинет на сайте ФСС и подключиться к электронному обмену больничными. Вот так это примерно выглядит:

Обязан ли работодатель принимать у работника электронный больничный лист

Как обычно, регистрация или создание личного кабинета на сайте ФСС завязана на сайте Госуслуг. Кстати, то же самое рекомендуется сделать и работнику, чтобы видеть и контролировать свой электронный больничный и начисления по нему.

Если у работодателя есть личный кабинет на сайте Госуслуг или ФСС, то дальше всё просто: по номеру больничного из талончика бухгалтер или кадровик находят сам больничный и заполняют свою часть, совсем как со старым добрым бумажным больничным:

Обязан ли работодатель принимать у работника электронный больничный лист

До сих пор всё было прекрасно, но что делать, если работодатель не зарегистрирован на Госуслугах? Получается проблема — дело это небыстрое, кто регистрировался — знает. В таком случае — увы! — работнику остаётся один путь — назад в поликлинику, просить там выдать обычный синенький бумажный больничный вместо электронного.

Отказать не имеют права, особенно если помнить, что и выдавать работнику электронный больничный, а не бумажный могут только с его письменного согласия. Процитируем письмо ФСС России от 11 августа 2017 года № 02-09-11/22-05-13462 «Об участии медицинских организаций и страхователей в формировании листка нетрудоспособности в форме электронного документа».

В случае технической неготовности работодателя по формированию электронного листка нетрудоспособности медицинская организация вправе заменить сформированный электронный листок нетрудоспособности на листок нетрудоспособности.

При этом посредством используемого программного обеспечения медицинской организацией в электронном листке нетрудоспособности указывается о прекращении действия электронного листка нетрудоспособности.

То есть электронный больничный — штука полезная: его нельзя потерять, нельзя залить кофе или по ошибке сунуть в шредер.

Обязан ли работодатель принимать у работника электронный больничный лист

Даже лично приносить в бухгалтерию или отдел кадров ничего не надо: работник может просто сообщить номер больничного по телефону, электронной почте, WhatsApp и так далее. Не говоря уже о том, что и сумма начислений по больничному, и статус выплаты всегда будут у него перед глазами.

И вы уже спросите меня: «Так обязана ли бухгалтерия принимать электронные листки или нет?». Не знаю никого, кто мог бы ответить на этот вопрос элегантнее врио начальника Управления организации обеспечения страховых выплат ФСС Татьяны Лотоцкой, автора уже цитированного выше письма.

Законом № 86-ФЗ обязанность работодателя участвовать в формировании электронного листка нетрудоспособности не установлена, однако информационное взаимодействие всех участников формирования электронного листка на сегодняшний день обусловлено развитием социальной сферы... и является перспективным направлением модернизации как системы обязательного социального страхования, так и развитием информационных технологий в Российской Федерации.

Мой авторский канал о трудовых отношениях.

1717
26 комментариев

Подведем итог - "не обязана" если нет технической возможности.

По факту ФСС активно агитирует/настаивает и большинство компаний его уже принимают.
Но если компания не организовала ( не только потому что нет регистрации, может быть банально не обучен персонал) то работник воздействовать на нее не может.

3
Ответить

От больничных листов еще не отказались? О_о

2
Ответить

и от болезней тоже)))

1
Ответить

ФСС в позапрошлом году распространяли листовки, в которых говорили, что сперва убедитесь, что работодатель подключён к ФСС. Иначе делать надо по старинке.
Но вот если работодатель подключен к программе электронных больничных, то тут не отвертится. Мы так жене делали декретные. В организации просили сделать обычный больничный, но т.к. мы были в другом городе, то без проблем сделали электронный и поставили их перед фактом :) Организация государственная и были подключены к ФСС.

1
Ответить

Если работодатель подключен, то ему нет никакого смысла "отверчиваться" - электронный больничный для самого работодателя гораздо проще и удобней. Вся суть именно в наличии/отсутствии подключения.

Ответить

Очень водянистые у вас статьи :)

Ответить

поплавайте, вам полезно для охлаждения вздорного нрава

3
Ответить