Серые будни электронной коммерции: ответственность агрегаторов за действия фрилансеров

Каждый из нас хоть раз пользовался услугами Яндекс Такси или вызывал "мужа на час" с Профи.ру. Но мало кто задумывался, что будет, если таксист попадет в аварию, а рукастый сантехник затопит квартиру, открыв не тот вентиль. Сегодня я расскажу о том, как работает ответственность агрегатора за вред, причиненный такими фрилансерами.

После диалога "Е*анет?" - "Да не должно" редко происходит что-то хорошее. Обратите внимание, как перекосило нашего специалиста.
После диалога "Е*анет?" - "Да не должно" редко происходит что-то хорошее. Обратите внимание, как перекосило нашего специалиста.

Примечание: в конце вас ждет меморандум для клиента, который стал основой для моей статьи; если статья вам понравится, подпишитесь на мой ТГ-канал (иначе не подписывайтесь!).

Фрилансер равно работник?

Экономическая модель любого агрегатора выглядит так: платформа привлекает клиентов, сводит их с фрилансерами и берет за это комиссию.

К сожалению, Гражданский кодекс и Закон о защите прав потребителей с такой моделью не слишком знакомы, ведь разрабатывались они до того, как мы начали обращаться к агрегаторам за решением любых жизненных проблем (ладно, не любых, за пивом по-прежнему приходится спускаться в магазин самостоятельно).

Поэтому на случай, если фрилансер помог вам так, что потом пришлось лечиться или делать ремонт, эти законы предусматривают две опции защиты:

  • Вы идете взыскивать ущерб с фрилансера, который оказал вам услугу ненадлежащего качества.
  • Если фрилансер работает на агрегатор, то вы можете подать иск к платформе (ст. 1068 ГК РФ).

Понятное дело, что вторая опция интереснее, ведь нечасто вы сможете взыскать с фрилансера 700к за затопленную квартиру, а у Яндекса или Профи деньги в любом случае найдутся.

Но есть нюанс — суд удовлетворит ваш иск к агрегатору лишь в том случае, если вы имели дело не с фрилансером, а с "работником" платформы.

По делам против Яндекс Такси практика складывается так, что суды всегда склоняются к позиции "фрилансер равно работник".

Например, в деле № 33-4939/19 Московский городской суд рассматривал иск пассажира, попавшего в аварию, к Яндекс Такси. Истец требовал возместить моральный вред, утраченный за время лечения заработок и расходы на юриста.

Суд удовлетворил большую часть требований истца и объяснил свою позицию следующим образом:

Заказ от истца по предоставлению транспортного средства для перевозки пассажиров был принят диспетчером ответчика Яндекс Такси, автомобиль заказчику был предоставлен, и она воспользовалась данными услугами такси, в связи с чем, фактически между Гращенковой Е.А. и Яндекс Такси был заключен договор на перевозку пассажиров.

Примечание: выводы суда основаны на п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».

Возражения Яндекс Такси о том, что сервис не перевозит пассажиров, а лишь дает им доступ к приложению, где пользователи могут разместить заказ, суд во внимание не принял.

Позиция суда справедлива: таксисты работают на платформу весь день, получают заказы только от него, а клиентов не волнует, какой именно таксопарк организовал их поездку.

Видимо, после этого дела сервис внес правки в оферту и попытался защититься от будущих претензий пассажиров:

5.3. Служба Такси несет ответственность в полном объеме за соблюдение всех требований законодательства РФ, в том числе, законодательства об осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров и багажа легковым такси, но не ограничиваясь перечисленным, при оказании Услуг.

5.4. Принимая во внимание изложенное выше, Служба Такси обязуется возместить в полном объеме убытки (включая судебные расходы), причиненные Яндексу в связи с претензиями и исками, основанием предъявления которых явилось оказание Службой Такси Услуг.

Источник: оферта на оказание Услуг по осуществлению перевозок пассажиров и багажа легковым такси и иных услуг для Корпоративных Пользователей.

Положения оферты направлены на то, чтобы перенести риск несоблюдения законодательства о перевозках с агрегатора на таксопарки и водителей. Время покажет, насколько такие положения эффективны, но попытка хорошая.

С другими платформами потребитель ходит по невероятно тонкому льду. История становится сложнее из-за того, что условный Профи не вынуждает фрилансеров работать только на них, а дает дополнительный маркетинговый канал, за что и берет комиссию по модели лицензионного договора:

Компания не гарантирует получение вами заказов (информации о клиентах), не выступает вашим работодателем или заказчиком работ и услуг. Информация о вас вносится в базу данных компании.

Источник: оферта для специалистов на Профи.ру.

В российской судебной практике вопрос с подобными сервисами пока однозначно не разрешен, поэтому обратимся к опыту "зарубежных партнеров". В деле [2023] UKSC 43, рассмотренном Верховным Судом Соединенного Королевства, суд должен был определиться, являются ли доставщики сервиса Deliveroo работниками сервиса.

Из-за того, что фрилансеры могли работать самостоятельно, между сервисом и доставщиками отсутствовали трудовые отношения, и некоторые курьеры работали через "компании-прослойки", суд сделал вывод о том, что они не работают на компанию, а значит никаких трудовых прав у них нет.

Сложно сказать, займет ли российский суд такую же позицию (если речь будет идти о платформах по доставке еды, то скорее нет, а вот с Профи — вполне), но если это произойдет, то иск о возмещении вреда, поданный против агрегатора, удовлетворен не будет.

Если, не дай бог, вас на тротуаре собьет гражданин в такой форме, то можно попробовать взыскать причиненный вред с сервиса — уж больно он похож на работника. <a href="https://www.google.com/url?sa=i&amp;url=https%3A%2F%2Fwww.e1.ru%2Ftext%2Fincidents%2F2022%2F09%2F09%2F71640938%2F&amp;psig=AOvVaw16iw7wWNdLomp4f10VdQf_&amp;ust=1704655804437000&amp;source=images&amp;cd=vfe&amp;opi=89978449&amp;ved=0CBIQjRxqFwoTCKCX6vO_yYMDFQAAAAAdAAAAABAI" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ссылка</a> на источник. 
Если, не дай бог, вас на тротуаре собьет гражданин в такой форме, то можно попробовать взыскать причиненный вред с сервиса — уж больно он похож на работника. Ссылка на источник. 

Клиент вашего сервиса умер? Добро пожаловать в тюрьму!

Вероятно, вы в курсе, что после трагической гибели диггера и группы туристов в московском коллекторе во время потопа 20.08.2023 был задержан руководитель агрегатора экскурсий "Спутник", где клиенты и нашли билет в свой последний путь.

Александру Киму (генеральному директору сервиса) предъявили обвинение по ч. 3 ст. 238 УК РФ — производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.

На мой взгляд, выбранная квалификация "преступления" ошибочна, ведь Конституционный Суд в Определении от 29.09.2016 № 1932-О указал следующее:

По смыслу данной статьи [ст. 238 УК РФ], ответственность за предусмотренное ею преступление возможна лишь при условии доказанности самого факта производства, хранения или перевозки в целях сбыта либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, опасности этих действий для жизни или здоровья потребителей, а также наличия у совершившего их лица, независимо от организационно-правовой формы его деятельности, осознания характера своих действий и их несоответствия требованиям безопасности, что не предполагает возможности принятия произвольного решения об уголовной ответственности.

Иными словами, преступление, предусмотренное ст. 238 УК РФ, можно совершить только с прямым или косвенным умыслом, то есть А. Ким должен был осознавать опасность своих действий, предвидеть возможность или неизбежность последствий, желать их наступления или не желать, но относиться к ним безразлично.

Едва ли руководитель агрегатора экскурсий хотел, чтобы туристы погибли в злополучном коллекторе, или знал о том, что случится потоп, а система водоотведения не справится.

Даже если бы это преступление допускало вину в форме неосторожности (небрежность или легкомыслие), едва ли директора Спутника в этом можно обвинить, ведь требовать от него проверки безопасности каждой экскурсии — явно завышенный стандарт добросовестности. Если он и может применяться, то лишь в гражданско-правовых спорах, но никак не по уголовным делам.

Поэтому единственной причиной возбуждения уголовного дела стал общественный резонанс, а не наличие признаков состава преступления, одним из которых является вина в форме прямого или косвенного умысла.

Тем не менее игнорировать риски привлечения к уголовной ответственности в таких случаях нельзя — никто не знает, обратит ли товарищ майор свое внимание на вашу компанию или нет.

Всегда можно свести такие риски к минимуму, и я вижу здесь несколько способов:

  • Требовать от фрилансеров проверять соблюдение требований безопасности к услугам, которые они оказывают клиентам вашей платформы.
  • Запрашивать у фрилансеров документы, которые подтверждают соблюдение ими требований безопасности (лицензии, карту маршрутов, свидетельства о повышении квалификации, доказательства прохождения медосмотров и проч.).
  • Предоставлять доступ к платформе лишь фрилансерам, соглашающимися с указанными требованиями.

И главный совет — по возможности ограничивать присутствие ключевых лиц компании в России, иначе ни одна из рекомендаций выше не убережет вас наверняка от решения тюремных загадок.

Как спастись от уголовного преследования без регистрации и СМС. <a href="https://img.gazeta.ru/files3/302/10761302/peterthepig-pic905-895x505-34305.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ссылка</a> на источник.
Как спастись от уголовного преследования без регистрации и СМС. Ссылка на источник.

Поздравляю, вы дочитали до конца — держите ссылку на меморандум. В нем учтен международный характер бизнеса моего клиента, а в статье я эти вопросы не описывал:

1212
15 комментариев

А почему вообще платформа должны отвечать за исполнителей? Это по сути сервис с объявлениями. Никто ж не требует компенсаций от гугла за то, что в его поиске нашел какую-то компанию. Или от рекламного агенства, на борде которого увидел номер телефона.

2
Ответить

Дело в том, что некоторые агрегаторы обеспечивают полную занятость фрилансеров (тот же Яндекс Такси). Иногда в договоре с фрилансером может быть даже запрет на совмещение с работой через другие агрегаторы.

Здесь получается, что фрилансер уже больше похож на работника (у него полная занятость, работа на один агрегатор, отказываться от заказов без негативных последствий он не может). А за работников по российскому праву (на самом деле даже не по российскому) отвечает работодатель.

Если бы было другое регулирование, то любая компания могла бы заключать гражданско-правовые договоры со своими фактическими работниками и не нести за них ответственность в случае причинения вреда.

Если же фрилансер время от времени берет заказы на платформе (как на Профи) и не обязан отказываться от других площадок, то нельзя платформу привлекать к ответственности за действия фрилансера (такой фрилансер отвечает перед клиентом в рамках заключенного с клиентом, а не с платформой, договором).

Если еще проще, есть агрегатор такси, и там таксисты работают полный день - есть ответственность агрегатора за действия таксистов; если это сервис, который ищет для таксистов трансферы из аэропорта (1-2 раза в неделю например), то тогда нельзя признать таксиста работником платформы, и платформа за него ответственность не несет.

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Да я в Москве сейчас, здесь вроде есть какие-то сервисы доставки, но втридорога, так что проще самому сходить, если сильно хочется :) Но в целом да, были б деньги, предложение найдется.

Ответить

Ким сидит и получит реальный срок, а Яндекс будет тупить в бото-чате и нихрена ему как сервису не будет. Главное крышу иметь

1
Ответить

Да, очень жаль, что единственная рабочая рекомендация для предпринимателей - вовремя уехать. Это, прямо скажем, не очень здорово в среднесрочной перспективе.

Ответить

Добрый день. Спор, это, конечно, понятно. Но, как мне кажется, должен быть типовой договор на услуги в рамках платформы. В противном случае, каждый заказчик разбирайся с исполнителем сам, так больше бардака. Типовой договор тоже трудно сделать, ситуации разные, но это повысит статус платформы.

Ответить