Корпорации о стартапах: что поменялось в кризис и чего ждать от крупных заказчиков

Руководители инновационных отделов крупных корпораций рассказали, как спад экономики влияет на их работу со стартапами.

Daniel Cheung / Unsplash
Daniel Cheung / Unsplash

На фоне кризиса в экономике практически не осталось крупных компаний, не принявших антикризисных мер. Некоторые компании полностью свернули свой офлайн-бизнес и закрыли инвестиционные проекты.

Кризис отражается и на среднем бизнесе: 55% основателей в опросе Barometer уже отметили снижение спроса на свои продукты, а треть предпринимателей фиксирует серьезный спад продаж. Что будет со стартапами, бизнес которых был ориентирован на партнерство с крупными корпорациям?

Мы пообщались с представителями инновационных направлений из «МегаФона», «Почты России», «Магнита», ВТБ, X5 Retail Group, «Кировского завода», «Газпром нефти» и IDS Borjomi Russia, чтобы узнать, как корректируется их политика и продолжат ли они искать и внедрять новые технологии, которые предлагают российские IT-предприниматели.

Как кризис влияет на развитие инноваций?

«У бизнеса сейчас «болит голова» по поводу более глобальных вещей: стратегия, развитие, поставщики, склады, вал заказов и так далее. Представителей самых горячих функций стараются не трогать, но предлагать точечные решения, которые могут быть им полезны».

Евгений Джамалов,, директор по инновациям «Магнита»:

«Те кризисные явления, которые сейчас наблюдаются, убеждают нас работать со стартапами еще интенсивнее — это «задел» на будущее, который мы можем создавать уже сегодня: как потенциал для существенной экономии, так и новые источники выручки».

Тимур Мяльдзин,, руководитель отдела инновационного развития «Почты России»:

«Кризисная ситуация в экономике — не в первый раз. В арсенале нефтяных компаний есть проверенные инструменты, в том числе и применение технологий для повышения эффективности процессов. На самом деле, лучшее лекарство от низких цен — повышение эффективности процессов. А в наше время — это технологическое развитие. Поэтому, инновации в любом случае останутся в фокусе крупных компаний».

Михаил Корольков,, руководитель Центра Цифровых Технологий ПАО «Газпром нефть»:

Идет ли сейчас сбор заявок от стартапов на акселерацию?

«У нас нет решений, касающихся снижения какой-то активности в работе с внешними инновациями. Мы, наоборот, для себя видим в сложившейся ситуации на рынке новые возможности. Мы планируем летом открывать новый набор в Акселератор, будем отбирать проекты, скорректировав приоритеты в поиске в соответствии с текущей ситуацией».

Наталия Дегтярева,

,

руководитель корпоративного акселератора ВТБ:

«В «МегаФоне» мы ведем работу со стартапами на постоянной основе, проводим пилоты и успешные решения масштабируем. Сейчас у нас около 40 пилотов в процессе подготовки и реализации, каждый квартал запускаем еще 10».

Павел Белов,, старший менеджер по инновациям «МегаФона»:

«Конкретно сейчас сбор заявок в акселератор не проходит. Он возобновится в этом году с запуском второго набора. Но мы продолжаем активно взаимодействовать и финансировать работу со стартапами и вне акселерационного трека. Несмотря на непростую ситуацию, мы продолжаем видеть большой потенциал в работе с ними».

Тимур Мяльдзин,, руководитель отдела инновационного развития «Почты России»:

«Мы продолжаем помогать стартапам и корпорациям находить точки соприкосновения. Буквально несколько дней назад мы завершили набор в акселератор Уральского банка реконструкции и развития. Больше 400 компаний подали заявки на участие в программе. И корпорации, и стартапы нацелены на активную совместную работу».

Ирина Тарасова,, руководитель направления корпоративных инноваций в «Акселераторе ФРИИ»:

«Наша программа пилотирования Startup Borjomi по-прежнему работает».

Эдуард Жучков,, директор по инновациям IDS Borjomi Russia:

Меняются ли заказчики в кризисный период?

«Бизнес-заказчики становятся более избирательными, чаще берут в работу только те пилоты, которые непосредственно влияют на выполнение ключевых бизнес-задач. По прежнему в пилоте присутствует эксперимент: как та или иная технология приживется в МегаФоне. Но теперь за этим экспериментом стоит расчет экономической эффективности. Мы стремимся выделять больше ресурсов на сложные пилоты, которые могут принести компании выручку или экономии при масштабировании, и меньше на пилоты для улучшения локальных бизнес-процессов».

Павел Белов,

, старший менеджер по инновациям «МегаФона»:

«Текущая ситуация окажет сильное влияние на покупательское поведение в целом. Сейчас онлайн-бизнес «выстреливает» очень хорошо. Даже старшее консервативное поколение прибегает к «новомодным» сервисам, находясь дома — невольно обучаются новым видам торговли. Конечно, заказчики не останутся в стороне и будут искать актуальные решения».

Денис Левченко,, начальник управления инноваций Х5 Retail Group:

«Несмотря на длинные цепочки принятия решений и внешнюю «неповоротливость» корпораций, именно сейчас у них есть потребность смотреть даже «сырые», но актуальные решения, которые дадут им реальную ценность. Стартапам, в свою очередь, важно не бояться предлагать свои продукты крупным игрокам и быстро реагировать на их запросы по доработке решений».

Ирина Тарасова,, руководитель направления корпоративных инноваций в «Акселераторе ФРИИ»:

На какие области стартапам стоит обратить внимание, чтобы остаться на плаву?

«Мы видим, что достаточно резко произошла смена фокуса. Очень хорошо «заходят» проекты анти-Covid, обеспечение гигиены и безопасности людей — все, что связано со снятием фактора взаимодействия и касаний в магазинах будет востребованным, это супер-тренд сейчас. Он, скорее всего, не уйдет по окончании эпидемии».

Денис Левченко,

,

начальник управления инноваций Х5 Retail Group:

«В гору пойдут решения из областей Fintech, Foodtech, Legaltech и Big Data. Но будут и сегменты, которые станут не востребованными. Многие команды могут перейти в инсорс — стать сотрудниками корпораций или внутренними предпринимателями. Думаю, что «на хайпе» будут решения для отслеживания транзакций, перемещений и прочих активностей, рейтинги и социализация».

Евгений Джамалов,, директор по инновациям «Магнита»:

«Кризис подстегивает развитие диджитал-банкинга, количество пользователей в дистанционных каналах значительно увеличивается. А значит у диджитал-решений стартапов есть большой потенциал сотрудничества с традиционными банками. Будут востребованы сервисы онлайн взаимодействия с клиентами, удаленной верификации, электронного документооборота, удаленной оценки платежеспособности клиентов. И очень актуальны инструменты удаленной работы и взаимодействия сотрудников. В развитии небанковских сервисов также сохраняется востребованность в интересных решениях».

Наталия Дегтярева,, руководитель корпоративного акселератора ВТБ:

Как выжить стартапу, у которого остались средства всего на месяц существования?

«Важно показать потенциальному заказчику, как ваше решение может повлиять на конкретные метрики. Продемонстрировать прошлые кейсы или же сформировать гипотетический для упрощения понимания бизнес-ценности».

Павел Белов,, старший менеджер по инновациям «МегаФона»:

«Оптимизация доходов и расходов, сегментация корпораций, в зависимости от боли и быстрый поиск контактов. Работа с метриками — понимание, какую оцифрованную ценность несет стартап для конкретного бизнес-заказчика. Важно определить собственные критерии и сформулировать нужные метрики в цифрах».

Эдуард Жучков,, директор по инновациям IDS Borjomi Russia:

Кризис — это новые возможности, период заморозки или период жесткой конкуренции, сокращения сотрудников и бюджетов?

«Мы стараемся поддерживать прежний уровень, несмотря на ограничения. Бюджет на пилоты по сравнению с прошлым годом увеличился, в связи с кризисом снижения не произошло. С точки зрения стартапов конкуренция ужесточается, поскольку очень многим сегментам приходится сейчас тяжело».

Павел Белов,, старший менеджер по инновациям «МегаФона»:

«В такой сложный момент нужно искать новые технологические решения. Кризис провоцирует корпорации на увеличение скорости поиска и внедрения инноваций в процессы компании».

Олег Бочтарев,, руководитель направления развития инноваций «Кировского завода»:

«Любой кризис — период как новых возможностей, так и потенциальных проблем. Все будет зависеть от способности каждой компании адаптироваться под новые условия».

Эдуард Жучков,, директор по инновациям IDS Borjomi Russia:

«Однозначно период новых возможностей. Очень многие стартапы уже сегодня предлагают полезные антикризисные продукты».

Тимур Мяльдзин,, руководитель отдела инновационного развития «Почты России»:
1212
Начать дискуссию