Корпорации о стартапах: что поменялось в кризис и чего ждать от крупных заказчиков
Руководители инновационных отделов крупных корпораций рассказали, как спад экономики влияет на их работу со стартапами.
На фоне кризиса в экономике практически не осталось крупных компаний, не принявших антикризисных мер. Некоторые компании полностью свернули свой офлайн-бизнес и закрыли инвестиционные проекты.
Кризис отражается и на среднем бизнесе: 55% основателей в опросе Barometer уже отметили снижение спроса на свои продукты, а треть предпринимателей фиксирует серьезный спад продаж. Что будет со стартапами, бизнес которых был ориентирован на партнерство с крупными корпорациям?
Мы пообщались с представителями инновационных направлений из «МегаФона», «Почты России», «Магнита», ВТБ, X5 Retail Group, «Кировского завода», «Газпром нефти» и IDS Borjomi Russia, чтобы узнать, как корректируется их политика и продолжат ли они искать и внедрять новые технологии, которые предлагают российские IT-предприниматели.
Как кризис влияет на развитие инноваций?
«У бизнеса сейчас «болит голова» по поводу более глобальных вещей: стратегия, развитие, поставщики, склады, вал заказов и так далее. Представителей самых горячих функций стараются не трогать, но предлагать точечные решения, которые могут быть им полезны».
«Те кризисные явления, которые сейчас наблюдаются, убеждают нас работать со стартапами еще интенсивнее — это «задел» на будущее, который мы можем создавать уже сегодня: как потенциал для существенной экономии, так и новые источники выручки».
«Кризисная ситуация в экономике — не в первый раз. В арсенале нефтяных компаний есть проверенные инструменты, в том числе и применение технологий для повышения эффективности процессов. На самом деле, лучшее лекарство от низких цен — повышение эффективности процессов. А в наше время — это технологическое развитие. Поэтому, инновации в любом случае останутся в фокусе крупных компаний».
Идет ли сейчас сбор заявок от стартапов на акселерацию?
«У нас нет решений, касающихся снижения какой-то активности в работе с внешними инновациями. Мы, наоборот, для себя видим в сложившейся ситуации на рынке новые возможности. Мы планируем летом открывать новый набор в Акселератор, будем отбирать проекты, скорректировав приоритеты в поиске в соответствии с текущей ситуацией».
«В «МегаФоне» мы ведем работу со стартапами на постоянной основе, проводим пилоты и успешные решения масштабируем. Сейчас у нас около 40 пилотов в процессе подготовки и реализации, каждый квартал запускаем еще 10».
«Конкретно сейчас сбор заявок в акселератор не проходит. Он возобновится в этом году с запуском второго набора. Но мы продолжаем активно взаимодействовать и финансировать работу со стартапами и вне акселерационного трека. Несмотря на непростую ситуацию, мы продолжаем видеть большой потенциал в работе с ними».
«Мы продолжаем помогать стартапам и корпорациям находить точки соприкосновения. Буквально несколько дней назад мы завершили набор в акселератор Уральского банка реконструкции и развития. Больше 400 компаний подали заявки на участие в программе. И корпорации, и стартапы нацелены на активную совместную работу».
«Наша программа пилотирования Startup Borjomi по-прежнему работает».
Меняются ли заказчики в кризисный период?
«Бизнес-заказчики становятся более избирательными, чаще берут в работу только те пилоты, которые непосредственно влияют на выполнение ключевых бизнес-задач. По прежнему в пилоте присутствует эксперимент: как та или иная технология приживется в МегаФоне. Но теперь за этим экспериментом стоит расчет экономической эффективности. Мы стремимся выделять больше ресурсов на сложные пилоты, которые могут принести компании выручку или экономии при масштабировании, и меньше на пилоты для улучшения локальных бизнес-процессов».
«Текущая ситуация окажет сильное влияние на покупательское поведение в целом. Сейчас онлайн-бизнес «выстреливает» очень хорошо. Даже старшее консервативное поколение прибегает к «новомодным» сервисам, находясь дома — невольно обучаются новым видам торговли. Конечно, заказчики не останутся в стороне и будут искать актуальные решения».
«Несмотря на длинные цепочки принятия решений и внешнюю «неповоротливость» корпораций, именно сейчас у них есть потребность смотреть даже «сырые», но актуальные решения, которые дадут им реальную ценность. Стартапам, в свою очередь, важно не бояться предлагать свои продукты крупным игрокам и быстро реагировать на их запросы по доработке решений».
На какие области стартапам стоит обратить внимание, чтобы остаться на плаву?
«Мы видим, что достаточно резко произошла смена фокуса. Очень хорошо «заходят» проекты анти-Covid, обеспечение гигиены и безопасности людей — все, что связано со снятием фактора взаимодействия и касаний в магазинах будет востребованным, это супер-тренд сейчас. Он, скорее всего, не уйдет по окончании эпидемии».
«В гору пойдут решения из областей Fintech, Foodtech, Legaltech и Big Data. Но будут и сегменты, которые станут не востребованными. Многие команды могут перейти в инсорс — стать сотрудниками корпораций или внутренними предпринимателями. Думаю, что «на хайпе» будут решения для отслеживания транзакций, перемещений и прочих активностей, рейтинги и социализация».
«Кризис подстегивает развитие диджитал-банкинга, количество пользователей в дистанционных каналах значительно увеличивается. А значит у диджитал-решений стартапов есть большой потенциал сотрудничества с традиционными банками. Будут востребованы сервисы онлайн взаимодействия с клиентами, удаленной верификации, электронного документооборота, удаленной оценки платежеспособности клиентов. И очень актуальны инструменты удаленной работы и взаимодействия сотрудников. В развитии небанковских сервисов также сохраняется востребованность в интересных решениях».
Как выжить стартапу, у которого остались средства всего на месяц существования?
«Важно показать потенциальному заказчику, как ваше решение может повлиять на конкретные метрики. Продемонстрировать прошлые кейсы или же сформировать гипотетический для упрощения понимания бизнес-ценности».
«Оптимизация доходов и расходов, сегментация корпораций, в зависимости от боли и быстрый поиск контактов. Работа с метриками — понимание, какую оцифрованную ценность несет стартап для конкретного бизнес-заказчика. Важно определить собственные критерии и сформулировать нужные метрики в цифрах».
Кризис — это новые возможности, период заморозки или период жесткой конкуренции, сокращения сотрудников и бюджетов?
«Мы стараемся поддерживать прежний уровень, несмотря на ограничения. Бюджет на пилоты по сравнению с прошлым годом увеличился, в связи с кризисом снижения не произошло. С точки зрения стартапов конкуренция ужесточается, поскольку очень многим сегментам приходится сейчас тяжело».
«В такой сложный момент нужно искать новые технологические решения. Кризис провоцирует корпорации на увеличение скорости поиска и внедрения инноваций в процессы компании».
«Любой кризис — период как новых возможностей, так и потенциальных проблем. Все будет зависеть от способности каждой компании адаптироваться под новые условия».
«Однозначно период новых возможностей. Очень многие стартапы уже сегодня предлагают полезные антикризисные продукты».
На презентации компания объявила цене в €3499.
Чтобы налог рассчитывался исходя из семейного положения, а порог для прогрессивного налога рос каждый год.
Как думают крупные инвесторы в 2024 году?
Она пройдёт с 12 марта по 22 апреля 2025 года.
10 новых российских продуктов для автоматизации найма, изучения английского языка, А/Б тестирования VK Video и многого другого. Битва за «Продукт недели» началась!