реклама
разместить

«Факапы и провалы — часть пути в развитие!». Зачем компании развивать культуру провалов?

Я никогда не проигрываю — я либо выигрываю, либо учусь!
Нильсон Мандела

Факапы и провалы неизбежны для любого бизнеса, будь то большая корпорация или маленький стартап. Частота неудач стартапов составляет 90%, четверть стратегий крупных предприятий также проваливается. Причины провалов разношерстные — недостаточный бюджет, неверные цели, подставы партнеров, беспредел конкурентов, токсичная корпоративная культура.

Но именно анализ причин бизнес-неудач, а не страусиная тактика «прятать голову в песок», позволяет компаниям успешно развиваться. Согласно исследованиям, после неудачного проекта и разбора полетов вероятность успешного запуска возрастает на 20%.

К чему приводит страх факапнуться? Как создать «культуру провала» в компании и извлекать из ошибок пользу?

«Ой, всё!»: дрейфишь перед провалами — гуляй по зеленым клеточкам

Поле возможностей компании можно представить в виде схемы, где зеленые клетки — успешные проекты и сделки, красные — ошибки, провалы и факапы, серые — неизведанная территория.

«Факапы и провалы — часть пути в развитие!». Зачем компании развивать культуру провалов?

Все эти статьи на VC конечно ради подписки на телегу, моя «Вроде работает, но надо тестить», топлю за Бизнес-Реализм, коллекционирую факапы.

Руководитель, у которого от страха ошибки дрожат коленки, предпочитает гулять по зеленым клеткам и не лезть на неизведанную территорию. К чему это приводит? В лучшем случае поле возможностей его компании будет выглядеть практически одинаково как через год, так и через 10 лет, в худшем случае — бизнес накроется, так как если ты не развиваешься, то тебя сожрут конкуренты.

Но есть руководители и с другим мышлением, которые не приравнивают факапы и провалы к мрачным событиям, не несущим никакой ценности, а рассматривают их как важную информацию. Такие руководители смело ступают на неизведанную территорию, совершают ошибки, анализируют их и исправляют. Таким образом они трансформируют красные клетки в зеленые и постепенно расширяют поле возможностей своей компании.

Факапы, провалы, ошибки — это своеобразный индикатор состояния бизнеса: если они есть, значит компания развивается, если их нет — компания находится в состоянии стагнации.

«Факапы и провалы — часть пути в развитие!». Зачем компании развивать культуру провалов?

«Я неудачник, бездарь, тупица!» VS «Я выбрал неверную стратегию»

Страх неудачи руководителей часто связан с тем, что после первого же провала или факапа они вешают на себя ярлык неудачника, вбивают в свою башку установки: «Я бездарь, тупица!», «Я не способен управлять компанией!»

Когда руководитель решает, что потерпел неудачу как человек, он попадает в ловушку выученной беспомощности, и у него появляется «внутренний тормоз», который срабатывает каждый раз, когда у компании появляется возможность бежать в развитие. И даже если руководитель решит снять ногу с тормоза, чтобы он не делал — будет получаться плохо, потому у него на уровне подсознания сформировался комплекс неудачника.

Конечно, можно после первой неудачи сложить лапки, начать скулить, впадать в истерику и состояние жертвы. Но это прямой путь не только к стагнации компании, но также к апатии и депрессняку. Неудачными бывают не люди, а действия! При одном и том же наборе способностей можно в определенной ситуации действовать по-разному. И именно от конкретных действий будет зависеть успех результата.

В связи с этим не стоит гнобить себя установкой: «Я неудачник, бездарь, тупица!» Конструктивная установка — «Я выбрал неверную стратегию, я совершил неверные действия». Преимущество перекладывания неудачи на конкретные действия состоит в том, что их можно изменить — в отличие от «собственной сути».

«Факапы и провалы — часть пути в развитие!». Зачем компании развивать культуру провалов?

Начальник-самодур и страх провалов у сотрудников

Страх провалов и ошибок часто испытывают не только руководители, но и сотрудники компаний. К чему это приводит? Сотрудники скрывают от начальства свои промахи ➝ руководство не знает об ошибках, поэтому никак на них не реагирует ➝ мелкие промахи постепенно трансформируются в крупные проблемы, наносящие урон прибыли и репутации компании.

Проблема замалчивания — распространенная история в компаниях с жесткой вертикальной иерархией, где руководитель — царь и бог, а подчиненные — элементы системы, которые всегда можно заменить. Если руководитель сконцентрировал все полномочия в своих руках и просто спускает задачи вниз, не дает сотрудникам никакой автономии, из-за любого косяка ставит их коленками на горох и орет «Я вас всех уволю!», то неудивительно, что подчиненные скрывают свои промахи.

И сотрудников не волнует, что их косяки могут превратиться в серьезные проблемы для компании. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Сотрудникам важно выжить здесь и сейчас! А что будет с бизнесом начальника-самодура — по барабану.

«Факапы и провалы — часть пути в развитие!». Зачем компании развивать культуру провалов?

Как создать в компании «культуру провалов»?

Постепенно в зарубежные, да и в российские компании приходит осознание того, что чем больше ответственности у человека, тем серьезнее он должен подходить в своим промахам, признавать их, анализировать и передавать этот опыт команде.

Такой подход к провалам новаторский и пока находится на стадии становления, но постепенно бизнес движется в сторону «культуры провалов». Например, в США есть практика, когда венчурные фонды не рассматривают инновационные проекты предпринимателей, если те не могут предъявить опыт предыдущих неудач. Это звучит как парадокс, но в США наличие ошибок за плечами считается признаком профессионализма. Если их нет, то вряд ли кто-то будет вкладывать в вас деньги.

Известный американский бизнесмен Джефф Безос говорил, что несколько гениальных сделок окупят десятки неудачных проектов. Этот принцип коротко описывает корпоративную культуру, в которой люди не боятся факапнуться, не скрывают свои промахи, а неудачный опыт воспринимают как полезную информацию.

Создание «культуры провалов» в компании состоит из нескольких шагов:

  • Внедрение инноваций. Главный враг «культуры провалов» — стагнация, а необходимое условие для ее существования — инновации, которые могут заключаться во внедрении передовых технологий, разработке новаторских продуктов, освоении перспективных ниш рынка, новых маркетинговых подходов.
  • Признание того, что факапнуться может и руководитель. Важно донести до команды, что неудачи и промахи — это нормально, и ошибку может совершить любой человек, в том числе и начальник.
  • Создание департамента работы над ошибками, который будет обсуждать и анализировать причины провалов и факапов. В департамент должны входить как топы, так и рядовые сотрудники. Мозговой штурм позволяет быстро найти узкие места в бизнес-процессах, устранить их и оптимизировать работу команды.
  • Создание «кладбища проектов» — базу провалов, факапов, неудачных идей, которая будет доступна любому соструднику. Это позволяет учитывать предыдущий опыт при принятии новых решений.

Самый проблемный из этих пунктов — второй. Большинству управленцев сложно признаваться в собственных неудачах и уж тем более открыто рассказывать о них команде. Многие «вожди», трясясь за свою власть, считают, что они должны быть всегда правы. Для них желание выглядеть самыми умными и компетентными превращается в одну из базовых потребностей. В такой ситуации признание собственных ошибок = глубочайший стресс, сопоставимый с крушением главных ценностей, разрушением личности.

Но именно руководитель задает команде те или иные поведенческие модели, и если он не признает свои косяки, то подчиненные будут поступать также.

Продвинутый управленец не боится признаться в собственных неудачах, потому что власть для него — не базовая потребность, а всего лишь рабочий реквизит, инструмент для быстрого решения текущих задач. И именно в компании с таким руководителем реально развить «культуру провалов».

Воронка провальных сделок

Некоторые компании внедряют в работу инструменты аналитики, позволяющие детально анализировать неудачный опыт. Например, к таким инструментам относится воронка провальных сделок.

Воронка провальных сделок работает по такому же принципу, что воронка продаж, только в ней анализируется не успешный путь клиента от знакомства с компанией до целевого действия, а информация о всех провальных сценариях: «знакомство с компанией — отказ от взаимодействия», «обращение в компанию — холодный лид».

«Факапы и провалы — часть пути в развитие!». Зачем компании развивать культуру провалов?

Воронка проигранных сделок позволяет определить:

  • Узкие места бизнес-процессов, из-за которых сделки срываются.
  • Доли прибыльных и успешных сделок каждого продажника в процентах, деньгах. У любого менеджера есть своя стратегия продаж. Анализ стратегии наименее удачливого менеджера позволяет выявить действия, отпугивающие клиентов, и применить этот опыт в дальнейшей работе команды.
  • Типы клиентов, с которыми не имеет смысла сотрудничать. Например, аналитика может показать, что компании не стоит тратить время на мелких ребят, которые часто выносят мозг, но ничего не покупают.

В заключение

Невозможно создавать что-то новое и развиваться, всеми силами избегая провалов и факапов: это сбивает цели, заставляет перестраховываться и мешает думать. Я на собственном опыте убедился, что принятие провалов как части рабочего процесса и их обсуждение с командой помогает сотрудникам сосредотачиваться на поиске удачных решений. Понимание, что ошибки неизбежны, их последующий анализ — важная часть корпоративной культуры компании.

Со мной можно найти взаимодействие по следующим темам:

  • Если есть дети - Школа программирования #АйДаКодить и ИТ-лагерь #АйДаКемп (codims.ru/ aidacamp.ru)
  • Интегратор ICE Partners (icepartners.ru) это про корпоративные видеоконференции, телефонию и системы безопасности. В том числе замена на "православные" аналоги.
  • Моя персональная секта Бизнес-реализма - vlad-a.ru

А можно НЕ взаимодействовать, а просто читать телеграмм-канал «Вроде работает, но надо тестить» про непростой путь собственника.

88
22
11
11
11
реклама
разместить
11 комментариев

Слышал, сейчас даже в педагогике стараются с детства научить человека нормально относиться к ошибкам.
Полезно не только в бизнесе.

1

Пока у наших это не очень получается. Отличники - в почете 🤷‍♂️

1

Да, вводят такой метод обучения, но к сожалению, пока он не настолько развит. Тут же важно детей научить не бояться делать ошибки, но многие преподаватели по прежнему видят только один истоптанный путь и не дают ученикам ошибаться

Воронка провалов, классно :)

1

Да, такое не рисуют в кейсах успешного-успеха

Если перед ошибками закрывать двери, истина не сможет войти (с)

1

Насколько применимо к российскому реальному сектору? Есть успешные кейсы?

Раскрывать всегда
Два способа заработать выше рынка, в найме. Пошаговая инструкция с гарантиями.

У себя в голове каждый из нас охрененный и недооцененный. Все начинается с сына маминой подруги , потом коллега которого повысили, а тебя как обычно, ну и конечно я все тяну на себе, а эти чудаки только могут в подковерные игры играть.

Два способа заработать выше рынка, в найме. Пошаговая инструкция с гарантиями.
1616
55
33
11
Правила работы с командой: как превратить сотрудников в лжецов

4 верных способа уничтожить свою команду. Только неправильные советы

Правила работы с командой: как превратить сотрудников в лжецов
4444
77
11
Выживают пофигисты, зарабатывают раздолбаи. Экскурсия в мою долбанную операционку
Выживают пофигисты, зарабатывают раздолбаи. Экскурсия в мою долбанную операционку

В жизни каждого человека наступает момент когда интереснее всего ходить туда где большинство не ходит (и не туда куда, тебя обычно посылают). И наверное, года 2-3 назад я бы составил рейтинг курсов, про то как выйти из «операционки». Дал бы пару своих советов. Но, оставим это упражнение моему «старому» Я. Сегодняшний Я - хочет сходить в этот прошлы…

77
11
Управление проектами: дайджест публикаций за две недели

PMBOK 8, тупые задачи, ассертивная коммуникация, спасенные дедлайны, фокусированная коммуникация и всё интересное, что писали на этой неделе про управление проектами. Мы прочитали все публикации и выбрали для вас самые крутые и полезные. Читайте, сохраняйте и применяйте!

Управление проектами: дайджест публикаций за две недели
99
Бесячий босс. Как «выжить» в компании, которой управляет Эксперт или Достигатель?

Успех — это то, к чему стремятся все руководители, владельцы бизнеса. Но одни ведут компанию к успеху системно и интегрально, а другие заставляют людей бежать, задают высокий темп работы, выжимают все соки из команды. В «бегающих» компаниях достается всем. Любое шаг в равитие связан с высокой степенью неопределенности. Тактика бежать в такой ситуац…

Бесячий босс. Как «выжить» в компании, которой управляет Эксперт или Достигатель?
99
22
Подборка сайтов с модификациями для Tilda под любую задачу
Подборка сайтов с модификациями для Tilda под любую задачу
Как сделать х2 роста по прибыли за счет системы управления.

Как заниматься только развитием бизнеса без постоянного контроля за сотрудниками? Будет полезно, если тебе знакома ситуация:

- Встреча друзей, а ты в телефоне - решаешь вопросики.
- На четвертом зуме подряд уже нет сил понять, что тебе говорят.
- Даешь задачу сотруднику, говоришь что она супер важна, а он через день может прийти и сказать: не получило…

22
Организация корпоративной культуры в компании – как создать систему, которая работает

Почему одни компании растут и стабильно развиваются, а другие страдают от текучки, выгорания сотрудников и отсутствия инициативы? Причина не только в зарплатах или бонусах. Корпоративная культура — это не про миссии на сайте и корпоративы. Это про то, как люди принимают решения, как взаимодействуют, что в компании поощряется, а что игнорируется.

11
Кому и как делегировать полномочия, чтобы не было мучительно больно

Расскажу, как грамотное делегирование полномочий может повысить эффективность бизнеса и какие ошибки в этом процессе приведут к обратным результатам. Разумеется, я буду опираться на собственный опыт.

А теперь небольшой тест, который поможет определить, кто из вас лидер, а кто просто штаны просиживает
33
33
22
11
реклама
разместить
Бизнес по-Детройтски: Почему даже гиганты падают — и как не повторить их путь
Бизнес по-Детройтски: Почему даже гиганты падают — и как не повторить их путь
22
«Я уволил его слишком поздно, и компания потеряла 3 млн»: когда нужно расставаться с сотрудником?

«Он был ключевым экспертом, как же мы без него?»«А вдруг мы не найдём замену?»«А что, если это наша вина, и мы не смогли грамотно мотивировать?»

[]