{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как построен процесс моего обучения

Я программист с 3-х летним стажем. Мой основной стэк — .NET + SQL. Хочу поделиться тем, как я самообучаюсь и отслеживаю процесс своего обучения. Вы можете сами попробовать такой способ.

Направления развития

Я, будучи backend-разработчиком, сформировал основные направления развития:

  • C#;
  • SQL;
  • DevOps;
  • Архитектура;
  • Паттерны;
  • Web;
  • Soft-skills.

В качестве инструмента отслеживания прогресса я использую trello. Вот так выглядит основная страница моего бэклога:

Есть 3 колонки:

  • Backlog — тут есть все категории и вложенные в эти категории темы. Туда добавляются новые темы для изучения;
  • In Progress — тут я сам себе указываю временной промежуток, за который я планирую изучить нужные темы. Также я выписываю сюда изучаемые темы в формате «Категория: Тема»;
  • Done — здесь указаны уже изученные темы. Также в формате «Категория: Тема».

Вот так выглядят категории изнутри:

Как видно — в категории есть список тем. Уже изученные темы помечаются. Также сюда добавляются новые темы.

Для каждой темы создаётся конспект — пишу его в простом текстовом редакторе. Пишу так, чтобы было понятно для меня, но при этом стараюсь использовать общепринятые термины и формулировки. Пример конспекта:

При написании конспекта отталкиваюсь от того, насколько я хочу погрузиться в тему. По каким-то темам достаточно обзорного конспекта для формирования общего понимания, что это такое, для чего нужно. А в каких-то темах нужно серьёзно углубиться, чтобы прокачать свои существующие навыки и понять, как это работает «под капотом». Если этого требует тема — формирую короткие сниппеты кода, чтобы было понимание, как с этим работать на практике.

Основные советы по самообучению:

  • Конспектирование
    Обязательно конспектируйте изучаемые темы. Это поможет структурировать ваши знания, сформировать единое мнение из различных источников. Также это поможет вам по истечению времени освежать свои знания. Вы сможете просто найти нужный вам конспект и просмотреть всю информацию о нём, не собирая её по частям в интернете;

  • Визуальное сопровождение прогресса
    Для наглядности советую использовать какой-либо трекер, например, trello. С его помощью вы сможете отслеживать свой прогресс — это сильно мотивирует. Помечайте пройденные темы, явно выделяйте темы, по которым работаете сейчас. Также старайтесь ставить себе временные рамки. Возьмите 2 темы в работу и установите себе срок, что конспекты по ним будут готовы через 2 недели. Это добавит занятиям организованности и порядка;

  • Дробление больших тем
    Большие темы лучше разбивать на несколько частей. Это поможет посвятить каждый конспект конкретному направлению, не распыляясь на всю тему. Кроме того, это позволит быстрее написать конспект и закрыть очередной тикет в трекере прогресса. Это мотивирует;

  • Регулируйте степень подробности конспекта
    Оптимизируйте ваши конспекты. Если вы пишете конспект по теме, по которой вам не нужны подробные знания в данный момент — напишите обзорно. Опишите вширь, а не вглубь. Опишите, что это такое, для чего нужно и какие-то основные best practices. Если вам нужен подробный конспект — старайтесь идти вглубь одной конкретной темы;

  • Сформируйте график занятий — немного, но постоянно
    Для поддержания постоянной мотивации в обучении не загоняйте себя в рамки ежедневного обучения. На дистанции один/два/три месяца вы сможете поддерживать такой темп. Дальше — будет уже тяжело и вскоре вы растеряете всю мотивацию, а вернуться к занятиям будет уже тяжелее. Возьмите за правило учиться 3 дня в неделю. Это могут быть любые 3 дня, но не снижайте это количество занятий. Если обучаться 3 дня в неделю, в течение года — вы сможете пройти большое количество тем, не растеряв мотивацию;

  • Повторяйте изученное
    Делайте себе обязательные занятия по повторению уже написанных конспектов. Допустим, раз в месяц, делайте себе перерыв в занятиях на неделю. В течение этой недели пройдитесь по всем ранее написанным конспектам;

  • Чередуйте категории в обучении
    Старайтесь брать по 1 теме из каждой категории по порядку. Это позволит не зацикливаться на одной категории и развиваться всесторонне. Также позволит сохранять мотивацию на долгой дистанции.

В чём польза

  • Подготовиться к собеседованию
    Если вы собираетесь поменять место работы или хотите сходить на собеседование для общего развития ведение таких конспектов вам очень сильно поможет. Это позволит планомерно готовиться к таким собеседованиям, подбить и резюмировать собственные знания и опыт;

  • Улучшить понимание
    Наверняка у вас есть технологии, которые вы знаете и считаете, что знаете хорошо. Однако зачастую бывает, что эти знания были получены вами довольно давно и они, возможно, уже устарели. Подобное конспектирование поможет вам освежить свои базовые знания и расширить их, погрузившись в глубину;

  • Расширить познания
    С помощью конспектирования вы можете заглянуть в смежные области, с которыми не пересекались на работе. Если вы получите знания в смежных областях и знания об общем процессе разработки — это сделает вас более ценным специалистом.

Мои планы

  • Решение алгоритмических задач
    Хочу добавить практику в решении алгоритмических задачах, оценке их сложности. Возможно, этот пункт будет больше актуален при активной подготовке к собеседованиям;

  • Переезд в Notion
    Для меня инструменты очень важны — их удобство, внешняя привлекательность позволяют не терять мотивацию, так что выделяю это как отдельный пункт. Где-то полгода как начал пользоваться Notion и теперь сожалею, что весь процесс к тому моменту уже построил на стэке trello + wordpad. Сейчас понимаю, что всё можно было решить одним Notion. Планирую начать постепенный переезд.

Теперь я решил добавить ещё один мотивирующий фактор — выкладываю все свои конспекты в телеграм канал. Все темы также разбиты по категориям. Несколько раз в неделю выкладываю туда свои конспекты в том виде, как храню их у себя. Там уже выложено порядка 10 записей. Надеюсь, они будут вам полезны и помогут в обучении.

Подписывайтесь:

0
5 комментариев
ko7enev

Спасибо за статью, не скажу, что открыл что-то прям новое для себя, но всегда интересно прочитать о том, как люди пытаются дисциплинировать себя самостоятельно, искать способы заставить и так наш ленивый мозг работать)

Если поделиться инструментами, то мой лист — notion + obsidian + google calendar(только для напоминаний и удобного пинга по задачам) так как notion в этом плане очень туп и глуп. А obs для создание заметок в виде паутины с методом Цеттелькастен.

Ответить
Развернуть ветку
nikita nikita
Автор

О, спасибо за открытие нового инструмента - obsidian. Раньше не слышал о таком, посмотрю.
А вы также по программированию конспекты создаёте или в какой-то другой области? Интересен ваш подход к написанию конспектов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
nikita nikita
Автор

А почему гуру?)
Затрудняюсь ответить на вопрос. Возможно, какой-то конспект написан с ошибкой и это натолкнуло вас на вопрос? В таком случае - было бы интересно узнать - где и в чём ошибка?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Клочков

Век живи - век учись, как говорится) Не представляю как справляетесь с языками программирования, пробовал - не получилось ничего) По рабочим инструментам - weeek (аналог трело), телеграм и яндекс почта)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда