Как делаются приключения в карельской тайге. Нашел Вонгозеро из романа и сериала «Эпидемия»
Озеро Вонгозеро в романе тоже появилось в контексте того, что один из героев ездил туда охотиться. И когда Москва и остальные города начали умирать от эпидемии, решил спасать свою семью именно там. Маршрут герои построили по памяти и бумажному атласу автомобильных дорог РФ, и весь сюжет про то, как они с приключениями туда едут, а главная героиня рефлексирует много фигни вида «он на меня не (так ) посмотрел». Роман такой, во многом «женский».
Как путешествия за край географии готовлю я?
Все тоже начинается с карт и спутниковых снимков. Я нахожу нитки дорог и тропинок, удостоверяюсь что они хотя бы минимально читаются со спутника, рисую треки и сохраняю их в .gpx и .kml — форматы для всех картографических систем на борту.
Так выглядит сет из треков, которые могут пригодиться в этой поедке. Почему их много, зачем столько, кому я отправляю их заранее в телеге?
Я знаю что в тайге даже космоснимки не отображают возможных препятствий. Сюрпризы с картами чуть позже тоже покажу — их навалом. Да хоть несколько упавших деревьев могут отправить на 100 км в объезд.
Поэтому важно иметь в запасе не один, а несколько рабочих маршрутов.
А еще треки — для тех кто следит за мной с диванов. Если случится беда, то именно по трекам меня будут искать. Поэтому треки я снабжаю комментариями, в каком порядке я намерен их применить, и в каких обстоятельствах могу принять те или иные решения.
Я отмечу, что последние годы езжу и хожу со спутниковым трекером Garmin Inreach Mini, который трекает меня на карте и принимает\отправляет смс независимо от мобильной связи. Но с 2022 года в связи сами знаете с чем Гармин организовал российским пользователям много проблем, которые я финально решил только уже после этой поездки. Поэтому безопасность экспедиции в тайгу на этот раз я и обеспечивал так, как в старые времена. Как в 2011 г. — во время действия романа.
Тут я рассказываю в своем ТГ-канале про свои приключения с трекером, и другие штуки про большие автопутешествия.
Маршрут героев в романе описан точно: Звенигород — Тверь — Устюжна — Череповец — Кириллов — Медвежьегорск — Вонгозеро. Нас с вами интересует только последний кусок, потому что с 2011 года остальные дороги серьезно поменялись. Ни одного дикого грунтового отрезка, как описано в романе, до самого Медвежьегорска уже не осталось.
Поэтому приключение начинается в поселке Поросозеро. Его отлично знают автотуристы на Воттоваару.
В Поросозере я набираю 50 литров питьевой и душевой воды в специальный бак. И вот первый сюрприз — не во всех колонках в деревне вода пригодна для питья. Узнаю я об этом привычным способом — расспросом мимо проходящих селян, они же и сдают мне бесплатную питьевую колонку где-то на отшибе.
Длинный язык — непременный скилл путешественника-разведчика.
К Вонгозеру около 60 км ведет хорошая грунтовка, и сразу видно что тут есть жизнь. Навстречу проезжают рыболовы, охотники, сборщики ягод, стоят люди на выходных пикниках. Ничего удивительного. Хотя в романе озеро представлено как безлюдное и труднодоступное, сам же сюжет это опровергает — до самого берега герои приехали в начале зимы, когда с дорогами все плохо, но сделали это на обычных машинах.
И вот озеро. С первого взгляда видно что здесь отнюдь не безлюдно. Дорога со свежими следами, на берегах стоят охотничьи домики. Дом на острове, куда стремились герои романа, отчетливо виден в бинокль. И сразу я обнаруживаю “новые дома” из сюжета — расстояние от них до острова совпадает с цифрами в книге. Вообще, география в романе описана точно.
Сериал “Эпидемия” за точность географии похвалить никак нельзя. Финальные пейзажи снимали не на Вонгозере, а на скалистых берегах Северного Приладождья, причем в самый тоскливый зимний сезон. Не совпадает ничего — на Вонгозере нет скал, а на севере Ладоге в начале зимы не бывает льда.
Вообще сериал мне не зашел. Я посмотрел первый сезон отдельными эпизодами, потратил часа три. И слава богу что не больше. Не понимаю в чем кайф смотреть за свои деньги на смерть, бестолковых мужчин и ссоры неприятных милф.
Хозяина домов на берегу я не застаю, встречаю только гостей, которые отдыхают с микроавтобусом-фургоном, моторной лодкой и котом. “Смотри, в лодку лезет — на рыбалку просится!”
Для будущих задач выясняю контакты хозяев домиков по берегам, расспрашиваю про местные тропинки и рыбалку. Я опытный интервьюер, и в потоке слов умею выцеплять факты, которые нужно проверить. Также машу руками и останавливаю всех встречных, и тоже прошу телефоны хозяев лодок и домиков. Разумеется, все местные друг друга знают.
«Вы из Питера? Давайте договоримся — мусор за собой увозите, а то туристы … (дальше идет непереводимая игра слов на, так скажем, карельском)».
То что здесь бывают гости, и все домики работают на аренду, читается по знакам. Такое не ставят для своих.
Я проезжаю еще по нескольким дорожкам к озеру. Тут все как в соседней Финляндии — если дорожка есть, значит она ведет к чьей-то собственности. Не бывает в лесу прокатанных, но бесхозных дорог. Берег Вонгозера активно застраивается. Электричества здесь нет, стены постройки еще временные, но вот уже установлены качели.
С местом действия романа все понятно, и я отправляюсь осматривать соседние озера. Нахожу по наводкам местных уединенную стоянку на берегу и надуваю пакрафт. Качать руками лень, переходника у меня нет, поэтому в помощь автокомпрессору из угла достается двухдневный носок.
Я беру в лодку герму с фонарем, перекусом и необходимым стаффом на случай перехода 5-6 км по тайге, если внезапный ветер не позволит вернуться по воде. И спиннинг. Мелкого окуня — тьма, крупная рыба в жаркий день меня игнорирует. Гребу, изучаю водоем с точки зрения рыбалки, жую бутерброды. Почти 5 км нагулял по воде.
В оставшееся до заката время я прокатился вдоль озер, пофоткал стоянки и закаты.
Посмотрел, что такое “пляжи Вонгозера”, про которые мне говорили встречные. Забавно, конечно.
А на следующий день я усложняю задачу. Что если бы героям “Вонгозера” понадобилось ехать строго в объезд всех деревень? Что если бы им понадобилось пробираться по тайге дальше на север, или в Финляндию? Что вообще есть на этой земле вдали от всего? Я решаю проехать больше 100 км по тайге, где нет вообще ничего, и все посмотреть.
Дороги, оставшиеся в карельской тайге, бывают двух типов. Это либо старые финские дороги, актуальные когда здесь были живые хутора. Либо дороги, пробитые лесозаготовителями. Одни от других отличаются невооруженным глазом при минимальной насмотренности.
День идет прекрасно, но волнительно. Спутниковые фото, как я говорил, плохо передают все прелести дорог на земле. А карты и вовсе в этом регионе прорисованы довольно творчески.
Я нашел места, где прорисованные дороги перепутаны с тропинками. Нашел места где тропинок с карты не просто нет, а никогда не было. Одна разъехавшаяся гать превращает понятный трек в поиск непонятного объезда и +20 км по лесу.
Все это неплохо так щекочет нервы. До ближайшего человека сейчас больше 40 км, а до ближайшего трактора не меньше 100. Разумеется, у меня есть минимальная внедорожная подготовка, но напомню — я путешествую на обычной машине. Без лебедок и колес от трактора. Разумеется, случись беда, мне по силам дойти пешком к людям и 40, и 100 км — все приготовления сделаны, а к звериному населению леса я отношусь философски. Но все равно — немного тревожусь когда ныряю в очередной затопленный кусок тропы.
По пути я встречаю все новые и новые озера. Стоянок на них, однако, немного — все заросло тайгой. Отмечаю не только наличие стоянок, но также их размер. Потому что встать командой друзей на двух-трех машинах это одно дело, а коммерческой группе где машин до десятка — совсем другое. Спойлер: путешествовать по карельской тайге нужно исключительно маленькими группами.
Это были непростые, но вполне проходимые несколько десятков километров. Расскажу джиперам — те будут довольны.
И снова дороги делаются комфортными. Таких тут в лесу большинство. Я тут разоряюсь про джиперские приключения конечно. Но, ребята, все что вы видите красивое на фото — доступно на обычной машине, на которых тут ездят обычные люди. Как и само Вонгозеро общедоступно, так и множество других озер. Достаточно знать дорогу.
Я жду встречи с пограничниками — до границы с Финляндией уже меньше 30 км, и это уже погранзона.
Караул не стал встречать меня у дальнего кордона, который на фото, а дождался когда я доеду к ближнему. Почему деревянные будки-посты пустые? Потому что на дворе 2023 год, ребята. Работают «инженерно-технические системы». Я ору с реплик «да там нет никого, поехали без пропусков». Конечно никто вас в тайге не найдет, что вы, что вы.
Пограничники выглядели так, как будто следили за мной с дивана и просто вышли навстречу с заставы, до которой по карте меньше километра. Так скорее всего и было.
У меня нет фотографий очень красивой пограничной собаки, луков хорошо экипированных бойцов, и как строго по уставу они расположились в момент беседы, хотя до снятых с предохранителя автоматов дело не дошло. Но встреча была напряженной. Мне рассказали что формально никаких пропусков в эту зону не требуется. Но. Конкретно в этом районе действует правило обязательного уведомления погранслужбы о том, что вы в погранзону собираетесь. Чего заранее я, разумеется, не знал, и не мог знать. Данные моего паспорта и марку-номера машины, а также мои планы передают по рации на базу, и мы ждем за неспешными разговорами распоряжение по моему кейсу.
- Туристы у нас тут не бывают, только рыбаки и сборщики ягод, которых мы знаем. Пару раз в год только джиперы или мотоциклисты…
- Я в медиа напишу — будут!
- А вы как-то странно приехали, откуда?
- С Вонгозера. Нагнитесь к машине, гляньте (показываю на экране трек)
- Ничосе, а зачем? !
По рации приходит команда взять с меня расписку о том, что я не намерен хулиганить и обязуюсь покинуть погранзону до ночи. Сфоткать собачку караул запретил категорически. Для сведения: попытки снимать работу пограничников исподтишка — на телефон, видеорегистратор и т.п. — строго запрещены. Если в прошлые времена можно было отшутиться, то сейчас по указаниям из ФСБ сверху в отношении блогеров действуют жестко.
Километр за километром, я выхожу на магистральные, так сказать, грунтовки. За них спасибо лесозаготовителям. Отмечаю в поселке Вегарус гостиницу на 16 номеров с невероятно милой девушкой-администратором. Это тоже на будущее, сам я в теплый сезон практически не нуждаюсь в гостиницах уже много лет, а в 2020 прожил больше 100 ночей в палатке на крыше.
Следующие места я мог бы и не разведывать, потому что неплохо знаю и так. Озеро Толвоярви хорошо знакомо питерским рыболовам.
Но я разведываю. С точки зрения активных путешествий — на внедорожниках, велосипедах и другой технике — места оцениваются совершенно по-другому. Не нужен большой базовый лагерь, из которого расходятся на лодках, а нужны интересные дороги с видами.
Виды на Толвоярви — прекрасные.
И вот я уже на асфальте. Накачиваю колеса до асфальтового давления, выдергиваю застрявшие ветки, протираю фары. После нескольких дней в тайге в бешеной туристической Сортавале ощущения очень странные. Во всех местах минимум три очереди — на вход, на кассу, в туалет. Туристы носятся с выпученными глазами и раскидывают деньги.
Но мы с вами уже знаем, какой другой мир находится совсем рядом. И он доступен на обычной машине 4х4, а большая часть — так и вовсе на любой.
Тщеславные ссылки в конце
В комментариях есть место для всего что вы думаете про тайгу, Карелию, Вонгозеро и сериалы-катастрофы
Есть в Карелии занятное озеро - Корпиярви. Часть находится на территории России, часть в Финляндии.
Так вот, в 5км зону от границы априори нужно получать разрешение. До 30 км (условно) можно передвигаться в светлое время суток гражданам России при предъявлении документов. Исключение - определенные участки.
Вообще, если ехать из Питера, то на въезде в Карелию имеется КПП. Выборочно останавливают и проверяют документы, хотя до границы очень далеко. Иностранцам надо иметь ввиду, включая братские республики. Могут затребовать маршрут передвижений и брони отелей, билеты. Не знаю как насчет пустят/не пустят.
Если автору нравится отыскивать места поодаль, рекомендую парк Тулос и одноименное озеро с 100+ островов. Раньше туда просто так было не прорваться. Тоже много старых, заброшенных застав, но и действующие пограничники не спят. Зато красота, уединенность и много жирненькой рыбы)
Кстати, на заметку всем. В 5км зоне фото/видео снимать запрещено, не только саму границу + зона иногда шире. В век алгоритмов, об этому лучше помнить и поглядывать на карту. Выглядит примерно так.
Спасибо, про Тулос интересно.
КПП в Березово очень странный. Что-то смотрит иногда, но чаще просто тормозит движение в выходные
Карелия снится. На осудареву дорогу не тянет?
По мне лучшее место в мире для отдыха, это берег Онеги в районе Песчаного (восточная сторона) Потрясающие виды, прозрачная вода и никого, от слова вообще.
Нет. Осударева дорога это чисто джиперская история, месить грязь, кормить комаров😎
Какова же красота
Просто волшебные места. Завораживает днем, а вы только представьте, что твориться когда закат или рассвет. На сколько там красиво....Обязательно поеду к этому месту.
а места, а виды, а закаты...зависть