Как это, быть менеджером проектов?

Как это, быть менеджером проектов?

Интервью подготовила и провела hr-менеджер компании Дарья Гаранина с менеджером проектов Валерией Поляковой.

Вопрос: Как ты попала в компанию?

Ответ: Я пришла на позицию контент-менеджера на конкретный проект. В мои обязанности входило: поиск информации о стоимости товаров в больших магазинах, перенос данных из каталога в эксель и добавление данных в проект. Затем информирование о проекте в соц.сетях, создание скриншотов и описания в плеймаркете и апсторе.

Постепенно я стала решать небольшие задачи с других проектов. Это было первое место в IT-сфере, знаний в этой области у меня не было и я названивала друзьям из этой сферы и спрашивала буквально всё “что такое аддон?”, “как проинспектировать страницу?”, “что значит дамп?”. Сейчас это уже кажется смешным, а на тот момент было достаточно сложно вникнуть в “тему”, разобраться в деталях и используемых терминах. Через полгода контент-проект завершился и мне предложили остаться в роли менеджера проектов, кем я и работаю на сегодняшний день уже более 7 лет.

Вопрос: Какие задачи и обязанности включает в себя твоя роль менеджера проектов.

Ответ: Исторически сложилось так, что я работаю на WEB-проектах. Если говорить формально, то в мои задачи входит:

  • сбор и уточнение требований;
  • помощь в выборе самого эффективного пути решения задач. Здесь, наверное, расскажу подробнее. То есть, исходя из требований, мне необходимо “увидеть” какой путь подходит для данного конкретного проекта: будь то вариант реализации на базе готовых CMS, LMS, CRM в сочетании с платными шаблонами и модулями или же вариант именно кастомной реализации. Причем учесть перспективы развития проекта - иногда “удачный” выбор платформы/фреймворка/стека на сегодняшний момент, может блокировать разработку дополнительного функционала в будущем. Все эти вопросы решаются совместно с разработчиками.
  • создание спецификации проекта;
  • деление на этапы реализации, понимание, в какой момент можно релизить (это не всегда совпадает с полным завершением проекта);
  • постановка задач команде, отслеживание сроков, возникающих блокеров и проблем;
  • своевременное информирование клиента о статусе задач, прогрессе и возможных рисках.

То есть, ведение проекта в целом, от помощи в выборе хостинга и домена до релиза.

Вопрос: Расскажи про свой самый интересный проект.

Ответ: Я бы сказала - самый “специфический” проект. Он был связан с реализацией бизнес-процессов в Битрикс24 зарубежного заказчика-компании, занимающейся трейдерской торговлей. Особенность проекта в том, что даже при том, что работали по НДА, заказчик не всегда хотел раскрывать смысл и бизнес-логику, хотя все строилось на сложном бэкенде и большом числе формул и подсчетов. Фактически, мы говорили не на языке конечного “пользователя” и какую выгоду он получит, а на языке формул. “Вот тут” поле считаться должно “вот так”, еще одно поле “вот так”, полей десятки. Нам давали локальную информацию, не погружая в общий смысл.

Конечно, позже мы начали понимать как складывается проект, когда уже были погружены. Но на это потребовалось больше времени и предвосхитить проблемы или предложить более оптимальные решения было сложно.

Вопрос: С какими трудностями ты сталкивалась на протяжении своего карьерного пути?

Ответ: Я не могу вспомнить какую-то конкретную проблему, возможно это уже профдеформация - проблемы возникают, планы меняются и это норма.

Могу сказать самое сложное быть “адвокатом” обеих сторон. С одной стороны у меня должны быть доверительные и позитивные отношения с заказчиками, с другой стороны - с командой. Каждое обещание заказчику сверх спецификации может обернуться большими трудозатратами и убытками для компании, но при этом, при возникновении спорных моментов я должна иметь возможность чем-то оперировать, если потребуется уступить. Чтобы соблюдать баланс, необходимо техническое понимание сложности тех или иных доработок или понимание, когда нужно взять паузу и согласовывать дальнейшие действия с командой.

Например, если клиент попросит добавить поле в форму заявки, которая нигде не повторяется, и поле типовое - текст, то на такую уступку я могу пойти сама при необходимости. Но если клиент просит добавить дополнительное поле в фильтрацию, где например 8 фильтров, да еще и связи не 1 к 1, такое решение я принимать самостоятельно не буду, т.к. оно может потребовать большого количества часов со стороны команды.

Вопрос: Как ты справляешься с несколькими проектами одновременно?

Ответ: Только с помощью планирования, хотя мне тут еще учиться и учиться. Важно отмерять каждому проекту определенное количество часов в день и говорить “стоп”, если время закончилось. Даже будильник приходилось ставить :)

Сложнее, если в параллель 3-4 небольших проекта, чем, например, 2 крупных - теряется концентрация и уровень погружения. Небольшими я называю проекты в 2-3 месяца, крупными в полгода - несколько лет.

Вопрос: Как ты считаешь, какими навыками и личными качествами должен обладать успешный менеджер проектов?

Мне кажется, самый важный навык - желание учиться. IT-сфера меняется и нужно знать весь цикл жизни проекта в текущих реалиях. Еще несколько лет назад показателям перформанса не уделялось столько времени сколько сейчас и т.д. Также важно понимание “боли” (задач и что эти задачи решают) клиента и команды. А остальное: планирование, стрессоустойчивость и т.д. - постигаются с опытом.

Вопрос: Как ты справляетшься со стрессом и нагрузкой, связанной с управлением проектами?

Ответ: Переживания и стресс нивелируются со временем. Когда ты переживаешь по поводу успешности какого-либо проекта, прикладываешь усилия, решаешь острые вопросы, а потом вдруг через пару лет тебя просят его описать в портфолио - обнаруживается, что переживания забылись настолько, что кажется, что они и на тот момент не должны были влиять на тебя. Так, со временем отношение меняется и любые сложности становятся просто процессом.

Вопрос: Какие события или моменты в работе менеджера проекта приводят тебя к ощущению удовлетворения и гордости?

Ответ: Моменты предвосхищения проблем. Мне очень нравится, если это получается сделать. Как примеры:

  • Просьба сделать дамп, перед тем как проект “лег”;
  • Комментарий, что в оценке есть логическая “дырка”, что помогает не ошибиться;
  • Просьба закрыть демо (копия боевого сайта) от индексации, так как уже проходили момент, где демо забирало трафик в выдаче.

Вот такие вещи, то есть то, где я могу помочь команде. Очень горжусь этим.

Вопрос: Есть ли какой-то самый ценный совет, который ты получила от более опытных коллег?

Ответ: Да, и он не один.1. Все фиксировать (коммуникация по почте, общий статус после созвона, скриншоты). Все это нужно обеим сторонам, любое противоречие будет сводиться к формальности, а не к эмоциям.

2. Делать дампы.

3. Делить ответственность. Когда клиент погружен в процесс, участвует в принятии решений, обсуждений, тестировании - понимание ценности вашей работы возрастает. А в случае противоречий ответственность делится. С командой аналогично.

4. Вести документацию (правда тут я не преуспела, и иногда возникают сложности). Но если проекту более года, то выполнено уже много разрозненных оценок. Нужна единая документация: для более эффективного подключения нового разработчика, для передачи проекту другому исполнителю, для фиксации договоренности с клиентом.

Вопрос: Что можешь сказать ребятам, которые планируют стать менеджером проектов?

Ответ: Не бойтесь пробовать, эта работа постоянно позволяет создаваться новым нейронным связям с мозге :) Вы будете осваивать не только область it, но и каждую область Ваших клиентов - туризм в Африку, трейдинг, системы образования, производство бетонных водоотводов и многое другое будет на пути. Вы будете знать многое из it отрасли, как-будто бы глядя сверху, но никогда не сможете объяснить своей бабушке, чем же вы все-таки занимаетесь :)

44
Начать дискуссию