А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

Представьте, вы — владелец бизнеса и хотите больше продаж. Наняли подрядчиков, потратили 800 тыс. ₽ на контекст и привели 267 потенциальных клиентов по 3000 ₽. Вам показывают данные сквозной аналитики: в продажу конвертнулись 213 заявок, а ROMI составил 113%. Ай красота! А теперь вопрос: рентабельно ли увеличивать бюджет? Ответ внутри статьи.

А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

Проблема классических систем сквозной аналитики — они генерят красивые отчёты, где половина метрик бесполезны для бизнеса. Цифры, которые вы увидите, не дадут реального представления о том, зарабатываем мы с каждого лида или теряем. И что делать? Подружить маркетинг с юнит-экономикой и консолидировать больше данных, чтобы масштабировать прибыль, а не убытки. Давайте разберёмся на примере стоматологии, как на самом деле должна выглядеть аналитика.

Классический отчёт маркетолога

Для примера возьмём рандомную стоматологическую клинику. Владелец обратился в агентство, поставил задачу настроить контекстную рекламу и привести клиентов. Рекламная кампания прошла, агентство отчитывается в Google-таблице:

А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

А также предоставляет сводку по рекламной кампании:

А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

На первый взгляд, отличный результат:

  • потратили 800 000 ₽;
  • привлекли 26 тыс. пользователей;
  • из них 267 лидов;
  • 3000 ₽ за лид;
  • конверсия 1%.

Агентство говорит:

«Смотрите, какие красивые цифры. Давайте в следующем периоде увеличим бюджет и масштабируемся. Больше денег = больше лидов».

А стоит ли масштабироваться?

Если на секунду задумались, что информации недостаточно для принятия решения, вы правы. По этим данным нельзя оценить эффективность рекламной кампании.

Идём дальше, открываем систему сквозной аналитики и подтягиваем из CRM-системы количество продаж. Считаем стоимость 1 продажи, доход из CRM и ROMI:

А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

ROMI = 113%. Значит, бюджет потратили эффективно, сделки есть. Теперь можем масштабироваться?

И снова нет. На этом этапе стоит задать вопрос — а как дальше расти?

А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

А где все денежки? В юнит-экономике

Для бизнеса главное, чтобы вложенные деньги работали эффективно. Классического маркетингового отчёта мало, чтобы оценить, сколько бизнес зарабатывает с одного юнита — единицы, которая генерирует доход бизнесу.

Маркетинг должен быть сопоставлен с юнит-экономикой, чтобы выстраивать стратегию и масштабировать прибыль, а не убытки.

Вы можете самостоятельно провести бизнес-аудит компании — для этого дарим шаблон расчёта юнит-экономики. Просто подставьте цифры в таблицу и проанализируйте данные о вашем бизнесе и каналах трафика.

Какие метрики нужны для простого расчёта юнит-экономики:

  • Количество пользователей (не кликов, сессий и т.д.) — считаем реальных людей, которые заинтересовались услугой;
  • Конверсия на платящего пользователя — сколько среди пользователей из пункта №1 людей, которые зашли на сайт, записались, воспользовались услугой и заплатили за неё;
  • Среднее количество покупок на пользователя за период. Берём конкретный период — месяц;
  • Средний чек — какую сумму в среднем тратит 1 клиент, когда обращается в клинику.
  • Стоимость привлечения клиента — во сколько обходится привлечение 1 реального клиента.

Рассчитываем юнит-экономику для стоматологии

Вернёмся к примеру стоматологической клиники и соберём нужные данные. Сначала посчитаем стоимость за 1 привлечённого пользователя на сайт по формуле:

Стоимость привлечения пользователя = бюджет / кол-во пользователей

800 000 ₽ / 26 667 = 30 ₽

А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

Дальше будем считать конверсию на платящего пользователя. Классическая воронка в стоматологии или в другой сфере услуг выглядит так:

А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

С рекламы пришли лиды. Но из них далеко не все дойдут до клиники, вылечат зубы и заплатят за услугу. Нам важно рассчитать результирующую конверсию С1 — процент, сколько пользователей, перешедших на сайт, принесли деньги стоматологии. По подсчётам в примере конверсия в продажу составила 0,64%.

Далее считаем, сколько денег приносят эти привлечённые клиенты за 1 месяц. Берём данные из CRM: средний чек одной покупки, среднее количество покупок за месяц и маржинальность (сколько денег тратит компания на реализацию услуги):

  • В среднем клиент за 1 посещение тратит 8000 ₽;
  • В среднем клиент пользуется услугами 1,5 раза в месяц;
  • Маржинальность 50%.
А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

Маржинальность (себестоимость услуги) — важный показатель, который бизнес должен был посчитать на старте. Человек пришёл и потратил 8000 ₽ — сколько из этой суммы тратится на материалы, аренду помещения, зарплату врачу? Цифры берутся из экономической модели бизнеса: сколько потратили и сколько заработали.

Добавляем полученные цифры к маркетинговому отчёту. Следующая важная метрика это AMPU (Average Margin per User) — доход с одного пользователя за определённый промежуток времени. Простыми словами, это доход с тех людей, которые сконвертились, заплатили за услугу и принесли деньги бизнесу.

Сначала считаем AMPPU — доход на 1 платящего пользователя по формуле:

AMPPU = средний чек * среднее кол-во покупок * маржинальность

AMPPU = 8000 * 1,5 * 50% = 6000 ₽

И затем AMPU — доход на пользователя по формуле:

AMPU = AMPPU * С1

AMPU = 6000 * 0,64% = 38,19 ₽

А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

Что нам дают эти цифры?

  • Мы зарабатываем на пользователе 38 ₽;
  • Тратим 30 ₽, чтобы привлечь этого пользователя;
  • Получается, что каждый человек, который приходит на сайт с контекстной рекламы, приносит бизнесу 8 ₽.
А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

Для бизнеса такая аналитика понятнее, чем показатель ROMI и другие цифры сквозной аналитики. Видим, что сейчас реклама работает эффективно — мы зарабатываем с каждого пользователя.

Мы масштабируем прибыль или убытки?

Вернёмся к ключевому вопросу — если цифры ок, то можем ли мы масштабироваться по простой схеме? Вот она:

  • Увеличим бюджет с 800 000 ₽ до 1 млн ₽;
  • Станем занимать более высокие места в аукционе;
  • Вырастет охват;
  • Заработаем больше.

Составим подробный прогноз, чтобы ответить на вопрос:

  • «Покупка» одного пользователя на аукционе станет дороже — 33 ₽;
  • При этом конверсия в уникальные лиды упадёт за счёт увеличения охвата и составит 0,8%;
  • Ниже станет и показатель конверсии в продажу С1 — 0,49%;
  • Следовательно, доход на пользователя уже не 38 ₽, а всего 29 ₽.
А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

Ключевой момент в том, что больше в работе клиники ничего не меняется: мы не проводим обучающие тренинги для персонала, не пишем скрипты для отдела продаж, не договариваемся с производителями материалов о скидках за больший объём поставок, не выстраиваем систему мотивации врачей и т.д.

Доход на платящего пользователя остаётся прежним, а AMPU начинает падать. И вот мы уже масштабируем убытки: привлекаем пользователей по 33 ₽, а они приносят нам по 29 ₽. И теперь каждый пользователь, который зашёл на сайт, обходится в 4 ₽. Это означает, что юнит-экономика не устойчива.

Вместо сквозной аналитики — система отчётности и управления

Чтобы анализировать и прогнозировать результаты маркетинга, недостаточно подключить сквозную аналитику. Нужно выстраивать систему отчётности и управления, которая включает 4 элемента:

  • Финансовая модель в компании. Бизнес должен понимать целевой показатель маржинальности — во сколько обходится продукт или услуга по себестоимости. Если показатель низкий, то следует пересмотреть финансовую модель, выстроить план по увеличению эффективности производства или закупок и т.д.
  • Юнит-экономика. Отчёт, который показывает, в текущем периоде времени бизнес масштабирует прибыли или убытки.
  • Привлечение трафика. Отчёт по эффективности каналов трафика в сравнении с другими. Бизнесу должен понимать, сколько денег потрачено на тот или иной канал и сколько стоит привлечение клиента.
  • Продажи и контакт-центр. Отчёт по продажам и эффективности сотрудников.

Мы в ORWO придерживаемся именно такой модели и предлагаем индивидуальное проектирование системы отчётности и управления с учетом особенностей вашего бизнеса. Оставьте заявку на сайте, и мы подробнее расскажем, как будем определять для вас реальную эффективность каждого рекламного канала.

Проводим комплексную работу

Для масштабирования прибыли, а не убытков нужно не просто увеличивать бюджет на рекламу, а проводить комплексную работу в соответствии с данными юнит-экономики.

На примере стоматологической клиники:

  • Идём в контактный центр, который занимается обзвоном клиентов и повторными записями. Прописываем скрипт, обучаем — и поднимаем показатель среднего количества покупок пользователя на период с 1,5 до 1,8.
  • Берём популярную услугу, повышаем цену — и поднимаем средний чек покупки с 8000 ₽ до 8900 ₽. Или работаем с администраторами — мотивируем продавать дополнительные услуги (например, гигиеническую чистку зубов). В любом бизнесе можно найти вариант, как увеличить средний чек.
  • Просим у производителя материалов скидку за объём поставляемой продукции — и увеличиваем маржинальность с 50% до 55%.

Теперь прогноз выглядит лучше:

А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

Доход на пользователя подрос до 43 ₽, и маркетинговые усилия приносят деньги бизнесу — по 10 ₽ с каждого пользователя, зашедшего на сайт с рекламы.

Работаем с конверсией

Мы придумали, как улучшить показатели юнит-экономики. Теперь поработаем с конверсией. Что можно сделать:

  • Сделать удобнее сайт, чтобы конверсия не падала на 1 этапе воронки;
  • Продумать процесс покупки и провести тренинг с колл-центром: сделать так, чтобы человеку было удобно подписать договор, а также повысить мотивацию сотрудников отдела продаж. И вот уже конверсия в продажу С1 выросла до 0,83%.
А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

Работа с конверсией позволяет увеличить рекламный бюджет в 2 раза — до 1 600 000 ₽. При этом стоимость за привлечённого пользователя на сайт ожидаемо вырастет, но у нас появился достаточный запас на рост. Теперь юнит-экономика устойчива, и даже если какой-то из показателей выбьется из плана, мы всё равно будем зарабатывать.

А где денежки? Почему сквозная аналитика бесполезна для бизнеса

Выводы и рекомендации

  1. Классический маркетинговый отчёт, даже включающий данные из системы сквозной аналитики, не показывает реальную эффективность рекламы: сколько бизнес зарабатывает с каждого привлечённого клиента.
  2. Чтобы понимать, масштабируем мы прибыль или убытки, нужно рассчитать юнит-экономику:
    - количество пользователей
    - конверсию в платящего пользователя
    - среднее количество покупок на пользователя за период
    - средний чек
    - стоимость привлечения пользователя
    - AMPPU Average Margin per Paying User — маржу (прибыль) с платящего пользователя за определенный промежуток времени.

Вы можете рассчитать юнит-экономику самостоятельно — просто скачайте разработанный нами удобный шаблон и подставьте цифры в таблицу.

Другой вариант — обратитесь к экспертам ORWO за консультацией. Всего за 30 минут мы сделаем расчёт по вашему бизнесу и определим сильные и слабые точки учёта. Оставьте заявку здесь и поспешите, опция бесплатна для первых 5-ти читателей этой статьи!

3. Бизнесу необходимо регулярно анализировать результаты маркетинга, чтобы строить прогнозы и выстраивать грамотную комплексную стратегию. Для этого понадобится система отчётности и управления, которая включает:

- финансовую модель компании;
- юнит-экономику;
- отчёты по привлечение трафика;
- отчёты по продажам и работе контакт-центра.

Фокусируем внимание на каждом элементе и ведём комплексную работу по всем показателям.

4. Основной метрикой для масштабирования прибыли будет являться конверсия, но юнит-экономика покажет дополнительные точки роста, над которыми также важно работать.

Мы открыты к диалогу и будем рады ответить на любые вопросы в комментариях.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал Digital из первых рук. Там мы делимся своими наработками в аналитике, SEO и контексте.

55
4 комментария

Это хорошо, если ты знаешь такие данные, как средний чек, среднее кол-во покупок, конверсии. Но у нас вообще не так. Я на стороне маркетинга не вижу прибылей. Я как раз и оперирую стоимостью лида, которую мне спускают сверху.

Так что красиво всё конечно, но слишком сладко)

Ответить

Добрый день. Большое спасибо,за проявленный интерес к статье.
Я думаю, что имеет смысл донести до лиц, принимающих решения, что для роста бизнеса необходимо считать юнит-экономику.

А для её расчёта нужны определённые данные. Тогда стоимость лида будет не величиной, которую "спускают сверху", а экономически обоснованной. Например, вы поймёте, что она может быть больше и можно привлекать больше людей.

1
Ответить

Безполезно, если считать не уметь. У нас сквозная аналитика от Манго, еженедельно анализируем стоимость лида и проч затраты. Нам лично помогает в работе

Ответить

Добрый день. Большое спасибо за комментарий.
Анализировать стоимость лида — это хороший шаг в построении отчетности.
Но стоимость лида вам не говорит о том, теряете вы сейчас деньги или зарабатываете. Важно понимать, сколько вы при таких расходах зарабатываете либо теряете на один "юнит" и искать точки роста в цепочке расходов.

Ответить