реклама
разместить

Кризисы роста бизнеса

Существует десять моделей, объясняющих закономерности развития и становления компаний. Их авторы не сошлись во взглядах относительно того, как именно компании из стартапов становятся крупными бизнесами. Но все они согласны в том, что путь этот делится на этапы, на каждом из которых компания решает определенные задачи своего развития. Некоторые из авторов, в частности Л. Грейнер и И. Адизес уделяют особое внимание кризисам или болезням роста, которые, если их вовремя не вылечить - приводят к хронической патологии или к краху. Это справедливо по отношению к компании любого размера на любом этапе ее жизненного пути. Просто испытания на каждом этапе — свои. И каждое требует глубокого переосмысления всей внутренней системы компании. Можно было бы сказать, что, по принципу “маленькие детки — маленькие бедки”, кризисы, с которыми сталкивается микробизнес и малый бизнес не идут в сравнение с проблемами корпораций. 🙏 Но справиться с ними ему ничуть не проще, поскольку в его распоряжении нет миллиардов на счетах, как и очереди соискателей со степенью MBA. 🚀 Поговорим о самом первом кризисном периоде, с которым сталкивается начинающий бизнес. Именно он становится для многих стартапов непреодолимой преградой. А мы потом читаем статистику, согласно которой 90% стартапов не выживают. Не хочу сказать, что этот возрастной кризис является единственной причиной “детской смертности” у бизнесов. Есть много других причин. И самая частая — изначальная ошибка в выборе рынка, продукта, или участников команды. Но если с этим все в порядке, и стартап поначалу успешно развивается, то следующий рубеж — тот самый управленческий кризис. 🙂 Суть этого кризиса очень показательна. До определенного момента стартап развивается стихийно. Это полоса творческого горения и братства, проб и ошибок, самоотверженности и преданности идее. А потом приходит день, когда становится понятно, что так продолжаться не может. Пора договориться о том, кто чем занимается, кому подчиняется и кем руководит, и как оценить вклад в результат каждого участника. Хотя этот переход естественен, тем не менее — он очень сложный, и требует серьезной ломки в мышлении. В каком-то смысле он сложнее любого другого из будущих кризисов компании. Предпринимательство — это в основе своей несистемный процесс, который дает несистемный результат. Несистемный — необязательно беспорядочный. Суть в том, что процесс каждый раз проходит по-разному, а достигнутый результат тоже каждый раз немного или сильно отличается - как глиняные кувшины ручной работы. А клиенты хотят понимать, за что платят, хотят предсказуемого качества, ожидаемых параметров, точных сроков. Поэтому бизнес начинается с обеспечения системного результата, который очень сложно произвести посредством несистемного процесса. 💥 Какой же тут требуется выход из зоны комфорта! Я опрашивала множество предпринимателей с разным опытом, и они говорили мне, что занялись бизнесом, чтобы обрести свободу. И мне казалось, что в их голосах звучала ностальгия по тем временам, когда они в эту свободу верили. Чтобы бизнес рос, от свободы нужно отказаться. Нужно перестать делать то, что хочется, и так, как хочется. И начать действовать в рамках договоренностей и правил. Сроки, качество, уровень сервиса, удовлетворённость клиента — все достигается на основе стандартов в действиях и в результатах. Пусть даже на этом этапе уровень формализации еще начальный. ☝ Это первый и, возможно, самый тяжелый кризис роста, после которого либо формируется настоящая компания, либо происходит крах. Далее кризисов будет ещё немало, независимо от ниши, локации и прочих различий. Но хорошая новость в том, что несмотря на разногласия между авторами моделей жизненного цикла компаний, смысл и проявления этих кризисов более или менее аналогичны. 🥰 А это значит, что можно учиться не только на своих, но и на чужих ошибках, и пользоваться опытом специалистов по развитию.

🏆💯 Больше о развитии бизнеса на моем личном сайте

✅ Александра Санина: резюме спикера

Александра Санина
Консалтинговая компания "Сэлмор Консалтинг"
Александра Санина Консалтинговая компания "Сэлмор Консалтинг"
реклама
разместить
Начать дискуссию
Как управлять бизнесом и предотвращать кризисные периоды: практическое руководство для предпринимателей
Как управлять бизнесом и предотвращать кризисные периоды: практическое руководство для предпринимателей
реклама
разместить
Основатели-разрушители

Может ли основатель компании быть ее главной проблемой?

11
Почему 80% компаний закрываются в первый год жизни и как этого избежать

Статистика неумолима: до 8 из 10 новых компаний закрываются в первый год своей деятельности. Почему так происходит, и как можно избежать этой участи? Давайте разберём ключевые аспекты, которые помогут вам продержаться на плаву и выстроить успешный бизнес.

Фото: hlebnayamanufaktura.ru
11
Бизнес в кризис: почему сейчас лучшее время начать

Когда экономика трещит по швам, а неопределенность царит в головах, большинство предпринимателей предпочитают затаиться. Однако именно в периоды кризиса появляются возможности для тех, кто готов рискнуть.

Бизнес в кризис: почему сейчас лучшее время начать
22
Что делать, если создали стратегию масштабирования бизнеса, но на рынке произошли изменения?

Представьте, что вы запланировали семейную поездку, выбрали маршрут, собрали чемоданы, но вдруг началась гроза, ливень, дороги перекрыты, и планы летят к чертям. Что делать? Отменить поездку и разочарованно сидеть дома? Нет, нужно быстро подстроиться под ситуацию, пересмотреть маршрут и, возможно, придумать запасной план.

158 тысяч компаний закрылось за 2024 год. Какой шанс, что твой бизнес выдержит кризис? Стратегии, которые реально работают
158 тысяч компаний закрылось за 2024 год. Какой шанс, что твой бизнес выдержит кризис? Стратегии, которые реально работают
22
Кейс Митрошиной: Запустить бизнес в большие минуса и продавать квартиры, чтобы платить зарплаты

На примере успешной блогерши разбираем, почему бизнес зажимает нас в тиски, и мы понятия не имеем, что делать

Кейс Митрошиной: Запустить бизнес в большие минуса и продавать квартиры, чтобы платить зарплаты
1818
55
22
11
Комментарий удален модератором
Кризис или возможность? Взгляд бизнес-брокера на текущую ситуацию
Кризис или возможность? Взгляд бизнес-брокера на текущую ситуацию
[]