Зачем бизнесу запускать свой подкаст?

Какую пользу получает бизнес от подкаста, что поможет записать выпуск дистанционно и почему компании больше не могут существовать без контента в интернете.

Зачем бизнесу запускать свой подкаст?

— Создаем подкаст: что остаётся за кадром;

— Кто должен быть в команде, выпускающей подкаст;

— Как предпринимателям запустить свое бренд-медиа.

Алексей: Друзья, привет! С вами снова подкаст «В ручном режиме» и я, Алексей Романенков. И сегодня у нас юбилейный выпуск. Мы решили отметить сотый выпуск специальным форматом. Со мной сегодня Катя Бородина, соавтор и продюсер подкаста «В ручном режиме».

Катя три года назад вдохновила меня на то, чтобы у нас в компании появился подкаст. За это время к нам несколько раз обращались наши друзья с вопросами: «Я тоже хочу подкаст!», «Зачем бизнесу нужен подкаст? Что это даёт?» Поэтому сегодня мы расскажем, как мы начинали, как выстроить продакшн, какая нужна команда. Катя, давайте вспомним, как всё начиналось?

Катя: Мне кажется, что на создание подкаста нас вдохновила ситуация.

Алексей: Согласен. Это у нас внутри зрело, но не было повода, чтобы подкаст появился. А тут случился февраль 2022 года, Google Ads перестал быть доступен, Instagram* и Facebook* стали экстремистскими, и мы задумались, где взять трафик.

Катя: Рынок очень резко изменился, и никто не знал, что делать. Мы тоже не знали, что советовать и что будет завтра. И я вспоминаю наш первый сезон, когда в первых выпусках приходили эксперты, которые по 10−30 лет в digital-рынке, и говорили: «Я не знаю, что будет. Не знаю, будут ли у нас инструменты, будет ли все работать как раньше».

Поэтому это был наш внутренний запрос на что-то регулярное, на опору в турбулентной ситуации. И, кажется, подкаст настолько нас тогда задрайвил, что два с половиной года спустя мы пишем сотый выпуск.

Честно говоря, мне очень непривычно быть внутри выпуска, потому что я обычно нахожусь за кадром. Я знаю всё, что происходит до и после записи. В первых сезонах мы всё делали сами в четыре руки. Потом наша команда пополнилась, и мы смогли что-то делегировать.

Алексей: Здесь я хочу обратить особое внимание, что мы сознательно шли на то, что у нас не будет безупречной картинки или звука.

Катя: Это было невозможно сделать, чтобы быстро выйти в эфир.

Алексей: Абсолютно. Случился февраль 2022 года, мы поняли, что это тот самый момент и погнали — как можем. Поэтому мы очень по-стартаперски собирали подкаст из камышей и палок.

Катя: Да, в начале это был обычный созвон в Zoom. У нас были пиксельная картинка, звук на встроенные микрофоны ноутбуков и гости, которых мы ещё толком ни к чему не могли подготовить, потому что у нас не было опыта. Мы просто говорили: «Вы приходите, на месте разберёмся».

Мы не знали, как подкаст монтировать, что советовать, как спрашивать — всё рождалось на месте.

Хочу объяснить, почему мы до сих пор пишем подкаст в онлайн-формате: многие эксперты ездят в командировки, предприниматели живут в других городах, и онлайн-запись позволила нам расширить географию подкаста.

В какой-то момент мы отказались от Zoom, микрофон стал лучше и монтаж стал профессиональнее.

Алексей: Никаких секретов, сегодня рассказываем, как все было. Микрофон появился в первом сезоне. Мы с Катей рискнули, запустили подкаст, и команда Rookee настолько впечатлилась, что они на мой день рождения подарили мне микрофон.

Катя: Да, появился микрофон, и мы уже поняли, что мы подкастеры. Потом камера стала лучше, потом что-то ещё. Так мы обрастали этим опытом.

Я хочу остановиться на моменте, почему наш подкаст так называется. Мне кажется, что мы никогда об этом не рассказывали, и все понимают название по-своему. Я все два с половиной года радуюсь и улыбаюсь, когда люди используют фразу «в ручном режиме» случайно. Люди говорят: «Будем запускать в ручном режиме», и я думаю: «Этот подход жив у людей!»

Когда мы придумывали название, мы точно хотели, чтобы, во-первых, название было связано с сервисом Rookee, и, во-вторых, чтобы название отражало ситуацию. Так и родился вариант «В ручном режиме», потому что никто не знал, что будет завтра. Поэтому все тихо переживали за действующих клиентов и мечтали, что новые никуда не денутся.

Я помню, что в первом выпуске у нас был риск получить другое название, но повезло, что мы это быстро отловили. Обложку для первого выпуска делал дизайнер нашего сервиса, и он, несмотря на то, что в ТЗ было чётко прописано название, написал на обложке с Григорием Загребельным фразу: «Послушай, всё в твоих руках» — цитату из замечательной песни. И когда я это увидела, я подумала: «На самом деле это отвечает обоим нашим требованиям: это про руки и про ситуацию»

Обложка первого выпуска подкаста «В ручном режиме»
Обложка первого выпуска подкаста «В ручном режиме»

Но мы решили отдать дань авторскому праву и вернулись к ручному режиму, а потом привыкли. На самом деле мне это название до сих пор нравится, и я рада, что мы под ним работаем.

Алексей: Мы неоднократно спрашивали друг друга или команду: «Нравится ли нашей аудитории то, что мы делаем? Может быть, нам что-то поменять с точки зрения тем, гостей или формата?» И мы остановились на том, что,

если нам нравится, если мы кайфуем, то наверняка есть еще несколько сотен людей, которые кайфуют так же, как и мы. Поэтому давайте оставаться собой и делать то, что нам интересно. От этого глаза горят.

Поэтому в подкасте будут темы и гости, которые нам интересны.

Катя: Да. Я готовилась к сегодняшнему разговору, смотрела всю простыню наших выпусков — это 99 отдельных историй о том, как и почему мы пришли к этому гостю или он пришел к нам, бывало по-разному. Как это всё было в момент записи, потому что аудитория видит готовый продукт и совершенно не знает, через что пришлось пройти монтажёру.

Алексей: Или ведущему. Один мой знакомый говорил: «Почему ты постоянно киваешь?» Бывало такое, что случались проблемы со связью, я гостя не вижу, и мне нужно делать вид, что всё нормально. Потом на монтаже это поправят, но сейчас мне надо что-то делать.

Катя: Когда вы приходите с выпуска, я всегда спрашиваю: «Как прошло?» И получается, что у вас свое впечатление, у гостя другое впечатление, а у меня после первых просмотров третье впечатление. Были ситуации, когда нам казалось, что выпуск не получился, у вас с гостем не было химии. И такое бывает, безусловно, как и в жизни. Но потом в процессе мы понимали, что это здоровская фактура. Может быть, вы не слились во что-то единое, но прозвучала полезная информация, а это всегда было одной из наших главных целей.

Алексей: Бывает, что какие-то вопросы гость сам себе не задавал. И он думает: «Ого, интересный вопрос!»

Катя: «Не зря сходил! Задумался о новом!»

Алексей: Давайте поговорим, как мы делаем подкаст. Мы уже упомянули, что начинали с Zoom. Но сейчас существуют разные программы для записи подкаста онлайн. Мы остановились на Riverside.fm. Он внешне выглядит примерно как Zoom, но там можно приглашать гостей, раздавать права гостя, продюсера, ведущего; там есть контрольная панель, которая позволяет скорректировать уровень звука.

Так Алексей записывает подкаст. 
Так Алексей записывает подкаст. 

Но для нас тогда абсолютным открытием был момент, когда Riverside.fm стал расшифровывать все интервью.

Катя: В том числе. Как говорится, не реклама, но есть штуки, которые нас очень сильно продвинули вперед. Во-первых, это годная расшифровка, с которой можно работать. Раньше был отдельный человек, который печатал текстовую версию.

Сейчас голосовой ввод стал сильно лучше, и есть огромное количество решений, но тогда уже это всё мог делать Riverside.fm. Плюс мне всегда нравилось, что там, как и в других решениях, есть история с разными дорожками, когда вся запись всегда разложена на аудио, видео, на отдельные исходники гостя и ведущего. Это упрощает производство шортсов, клипов и всего остального вертикального популярного, что также помогает получать дополнительный трафик на подкаст.

Алексей: Это очень ценно. Друзья, если вы сделаете сайт и опубликуете его в интернете, там пользователи не заведутся. Надо подумать о том, как вы будете этот сайт продвигать. Примерно так же с подкастом.

Катя: В телеграм-канале подкаста мы делали пост про разные ПО, которые мы используем для всего цикла производства подкаста. Можете посмотреть и вдохновиться, поискать что-то подобное, или взять это.

Сначала это всё было совершенно просто, и мы делали подкаст, как могли. Потом всё это обросло специальными решениями, которые сильно облегчили нам жизнь.

Алексей: Очень многие гости отмечают: «Как здорово, что у вас есть инструкция!» В ней мы собрали весь наш опыт: например, бывало, что гость сидел на фоне окна, и получалась пересвеченная картинка. Поэтому инструкция писалась пОтом и кровью.

Катя: Откуда только и в каких только условиях люди ни выходили в эфир. Так как я общаюсь с большей частью гостей, то добавлю, что эту инструкцию не всегда читают. Но она действительно выстраданная.

Алексей: Но те, кто читают, говорят: «Как у вас всё чётко». Это своего рода квалификация гостя. В смысле, читал ли гость инструкцию?

Катя: Да. Мы можем остановиться на том, что если мы говорим про подкаст, для которого нужен гость, то это тоже огромный пласт работы: кого звать, всех ли брать, кто просится?

В нашем случае всех гостей можно разделить на экспертов digital-рынка, которые возглавляют или основали сервисы, решения, агентства, и на предпринимателей — как правило, это наши особенным образом любимые гости, потому что именно у них надо узнавать, чего они ждут от digital, насколько они его понимают и помогают ли им те решения, которые наш digital-рынок производит.

Первым выпуском с настоящим бизнесом был выпуск про оптику Harry Cooper. Я нашла интервью основателя, и мне показалось, что он очень просто рассказывает о том, как много ему удалось. Его скромность и достижения заставили меня найти Махмуда Тамимдарова и связаться с ним. И я очень рада, что он у нас был.

Потом у нас открылась чакра, и мы начали звать бизнесы чаще. И я точно могу сказать за себя, что особой любовью этих гостей люблю. Есть гости, которых мы очень хотели позвать. То есть мы буквально с Алексеем сидели и штормили, кого же мы хотим, из какой отрасли, из какого бизнеса. Когда-то это было обусловлено тем, что в мире происходит, что в новостях про digital пишут. А когда-то это просто желание узнать, как это вообще работает, как устроен тот или иной бизнес. И был список гостей, которых мы целенаправленно искали.

Брейншторм перед 5 сезоном
Брейншторм перед 5 сезоном

Были письма от PR-служб, которые предлагали нам своих спикеров. Были гости, которые сами писали нам. Не каждый осмелится предложить себя как эксперта, но и такие были, и у нас есть записанные выпуски с такими людьми. И это замечательно, что мы когда-то встретились, потому что каждый выпуск дал пользу и тому, кто их послушал, и нам, потому что это каждый раз отдельный опыт.

Алексей: Абсолютно точно. У нас изначально не было железобетонного формата: мы делаем так, а по-другому не делаем. Мы пробовали и искали. На мой взгляд, у нас великолепно получилось: в пятом-шестом сезоне мы комбинируем интернет-сервисы и предпринимателей, которые прошли большой путь, много шишек набили.

И один из ключевых вопросов: откуда берешь клиентов, как к тебе пришли первые клиенты. Интересно спрашивать у людей, которые занимаются чем угодно — кто-то кофе жарит, кто-то пиво варит, а кто-то в Кемерово ковры стирает — откуда они берут клиентов, какие каналы продвижения ключевые. Чтобы слушатели смогли взять что-то на заметку, если еще не пользуются этими инструментами.

Катя:

Мои любимые вопросы о том, как вообще человек пришел в бизнес. Особенно если это узкая тематика, всегда интересно узнать, что зачастую это случайность.

Алексей: Я люблю это спрашивать. Всякие книжки про успешный успех рассказывают про оценку рынка, оценку объёмов спроса, оценка проходимости. И ты спрашиваешь гостей: «Ты когда бизнес открывал, бизнес-план четко прописал?» А человек говорит: «Мне на свадьбу 300 тысяч подарили, я решил бизнес открыть».

Катя: Это тоже реальная история.

Алексей: Давайте поговорим, какая нужна команда для создания подкаста.

Катя: У нас в команде семь человек. Мне кажется, что для успеха подкаста очень важен хороший ведущий.

Энергетика ведущего делает половину успеха.

Алексей: Нужен фронтмен! (смеются)

Катя: А я, как композитор, аранжировщик или кто-то ещё за кадром, стараюсь выдерживать уровень качества того, как мы подходим к созданию подкаста. То есть у нас точно не было проходных гостей, и у нас не было того, кого мы не хотели.

Если говорить о команде для подкаста, то важен тот, кто будет вести — какая экспертиза, бэкграунд, энергетика у ведущего — и важен тот, кто будет решать, каким будет подкаст — о чем говорить, как выбирать проблемы к обсуждению, как выбирать гостей, кого именно звать из двух гостей из одной сферы. Здесь должны свои быть критерии, чуйка и огромное количество времени на исследования, потому что бывает, что приходит спикер, у которого огромное количество информации, но нет опыта выступлений. Это огромный риск для подкаста, потому что можно позвать человека, который будет отвечать на вопросы: «Да», «Нет», «Извините». А как мы часто с вами говорим, гость тоже решает очень многое.

Если гость пришёл и не готов делать интересную беседу, то тут как бы ведущий ни скакал рядом, химии не случится.

Всё, что происходит от записи до публикации — это огромный труд наших ребят. В нашем случае каждый выпуск всегда выходит в трёх ипостасях — видео, аудио и текст.

Такие проблемы мы себе придумали сразу, и, конечно, многие подкасты спокойно существуют без текстовой версии, и зачастую неплохо существуют и без видеоверсии.

Алексей: Катя, мы же профессионально деформированные. Как использовать SEO без текстовой версии? Мы чуть выше сказали про трафик. Если у вас очень ограниченный бюджет, как и у нас в начале, то тогда надо собрать органики из поиска. А это ключевые слова, поэтому у вас просто должна быть текстовая версия.

Катя: После монтажа мы отсматриваем выпуск, чтобы понять, нужно ли что-то еще подрезать или вернуть.

Редко, и спасибо за это гостям и их PR-службам, у нас просили послушать выпуски заранее. Мы это не практикуем на постоянной основе, я никогда этого не обещаю. Мне кажется, за всё время всего пять раз кто-то просил, и то слушали и говорили: «Классно! Когда выйдет?». Некоторых гостей хвалила PR-служба за то, что они участвовали в подкасте.

После финальной редактуры надо выложить выпуск на площадки. Мы выходим на более 17 площадках. Практически на каждую нужен определенный объем заголовков, описаний, ключевых слов. А еще нужны обложки. И это колоссальная работа, и хорошо, что мы по кусочку этот пазл каждую неделю собираем.

Алексей: В общей сложности над подкастом трудится семь человек, но у каждого свой участок работы. Это не то, чтобы с утра и до вечера все семеро упахиваются над подкастом. Кто-то занимается аудиоверсией, кто-то видеоверсией, кто-то обложками, кто-то текстами, кто-то выкладкой — каждый по чуть-чуть.

Катя: Надо сразу сказать для тех, кто сейчас махнул рукой и подумал: «Где я возьму семь человек?» Сначала мы это делали сами. Нас было двое, и мы справлялись. Когда появляется аппетит, когда мы хотим, чтобы росло качество, здесь уже нужна помощь.

Подкаст — это марафон. Это история, в которой каждый раз нужно находить свой интерес, то, что драйвит тебя продолжать. Я очень рада, что мы сегодня записываем сотый выпуск. Могли ли мы подобное загадывать? А сколько подкастов прекратили свое существование за эти два с половиной года? Очень много. Я давно хочу посчитать, сколько бизнесовых подкастов не добежали. Я рада, что мы бежим.

Алексей: Действительно, бывает такое, что команды вколачивают приличный бюджет в студии, свет, камеры, монтаж, но в конечном итоге их хватает на три выпуска. После они задаются вопросами: «Стоит ли продолжать? Когда это начнет отбиваться?» Давайте про это поговорим. Ведь цель может быть разная в зависимости от ситуации.

Одно дело, создавать попсовый, вирусный контент, и тогда можно набрать огромное количество подписчиков-подростков, которые эти приколы смотрят. И тогда, может быть, монетизироваться за счет платформ. Но мы не ставили себе задачу монетизировать подкаст. Нам важно, чтобы это был независимый контент, который интересен нам и нашей аудитории.

Катя: Такой контент должен быть качественным. И это — помимо SEO — вторая причина, почему у нашего подкаста есть сайт, на котором мы агрегируем все выпуски. Далеко не у каждого подкаста есть сайт, хотя бы визитка, а у нас это полноценный портал, на котором можно увидеть навигацию по темам. И если предприниматель понимает, что ему нужны ответы на вопросы, он может их быстро найти: прочитать, посмотреть, послушать.

Мне всегда казалось, что именно польза и качество той информации, которую мы даем, это одна из ценностей подкаста.

Если говорить о том, что подкаст может дать — в том числе компании, которая является ее производителем — это имидж. Это в первую очередь история, когда мы транслируем экспертизу. Эта экспертиза качественная, мы за нее отвечаем, и более того, есть личный бренд Алексея, который подтверждает его слова.

Алексей: Наша клиентская служба рассказывала, что приходили люди после одного из выпусков и говорили: «Слышали вашего директора, он сказал, что надо покупать ссылки. Дайте две».

Катя: Да. При этом никому не было бы интересно слушать подкаст только о том, что в интересах этого бренда. Поэтому мы всегда говорили на разные темы, в том числе напрямую не связанные с сервисом Rookee, но при этом дающие слушателю более полную картину, что можно делать в digital. Поэтому имидж компании, которая делится знаниями…

Алексей: Которой вообще есть чем поделиться.

Катя: Да. Не всегда подкасты появляются, когда на самом деле есть, что сказать.

И еще один очень важный аспект подкаста — это огромное количество новых знакомств, связей и партнерств, которые выросли из наших поисков гостей.

Алексей: Подкаст открывает любые двери. У нас за сто выпусков было только два отказа. По сути отказали не компания и не гость, а PR-служба. Пиарщики посчитали, что мы недостаточно велики, наш подкаст недостаточно охватный. Обратите внимание на статистику: сто выпусков и всего 2 отказа. Когда мы приходим с подкастом, показываем, что уже было сделано, как это примерно будет выглядеть, то мы записываемся с гостями уровня генерального, коммерческого или маркетингового директора.

Подкаст не зарабатывает ничего, но он работает на другое: подкаст становится золотым ключиком, который открывает двери во многие кабинеты.

Катя: Самое время поблагодарить все большие компании, которые к нам приходили, в том числе в самом начале, потому что им было интересно поговорить на те темы, которые мы заявляли. Я непосредственно участвую в подготовке вопросов, и мне всегда было очень лестно, когда большие PR-службы или наши гости из очень крупных компаний говорили: «Какие интересные вопросы! Я тут загрузился, приду, обсудим».

Алексей: Я недавно был в менторской гостиной у «Малого бизнеса Москвы». Ко мне подошел человек, который сказал: «Мне кажется, что мы исчерпали все возможности имеющихся каналов продвижения. Что бы вы порекомендовали сделать в такой ситуации?» Я ему ответил, что нужно вкладываться в контент. И вполне вероятно, что надо создавать полунезависимое медиа, в рамках которого вы можете встретиться даже с конкурентами.

Мы в подкасте говорим про рынок, как он развивается, какие вызовы появляются. И через это транслируем свою экспертизу, формируем доверие. Я одному из бизнесов рекомендовал об этом подумать и дал наш подкаст в качестве образца. У человека диплом оператора-постановщика, и он после разговора спросил, не нужен ли нам оператор-постановщик. Я ему рассказал про Riverside.fm.

Мы записываем подкаст онлайн, но зато у нас гости со всего света. Я, пользуясь случаем, передам привет Анне Знаменской. Когда мы записывали выпуск, она была в Сиднее.

Катя: Давайте перечислим и российские регионы, откуда были наши гости. Сразу вспоминается выпуск с владимирской пивоварней 4Brewers, с которой я очень хотела поговорить. Мне было очень интересно узнать, как они отважились, будучи в владимирской пивоварней, открыть в Москве бар, и как же они настрадались в процессе. Это самый настоящий бизнес — кровь, пот и слёзы.

Алексей: Еще у нас были Tasty Coffee из Ижевска. Я был поражён. Ижевск — это средний Урал, и оказывается, там жарят кофе. Tasty Coffee держат чуть ли не 60% рынка кофе в индустрии гостеприимства. И если бы не подкаст, как бы мы или вы это узнали?

Катя: Есть кем гордиться в этой стране. Я вспомню, например, двух замечательных девушек из Воронежа, которые занимаются реставрацией мебели. Это выпуск со студией Zanovo. Мне очень понравился этот разговор, его энергетика, люди, которые «случайно» пришли в бизнес, и делают очень классные вещи.

Алексей: Я вспомню ребят из Кемерово, которые занимаются стиркой ковров.

Катя: У нас была самарская «Хюггешная», в которую я пришла в рамках небольшого отпуска. Мне понравился опыт, который я с ними испытала. Я стала о них читать и узнала, что это сеть, и у них интересная история.

Мы можем бесконечно перебирать города, потому что их, правда, было много. Наверное, самая дальняя точка, если на восток смотреть, это Хабаровск. Но, как говорится, всё впереди. Калининград и все остальные точки нужно достать, потому что везде есть классный бизнес.

Я здесь совершенно патриотично настроена, я верю, что везде есть предприниматели, у которых сердце горит за свое дело, и в том числе я вижу нашу миссию в том, чтобы открывать их для других людей.

Алексей: Меня всегда очень огорчало, когда ты очень хочешь помочь бизнесу, просишь рассказать, чем компания занимается, а тебе отвечают: «Что рассказывать? Все как у всех. Работу работаем каждый день». В такой ситуации маркетолог ничем помочь не может, потому что у него просто нет информации о компании. Поэтому у нас есть миссия, развивать культуру самопрезентации.

Когда мы подбираем гостей, вы присылаете ссылки с выступлениями гостя. Мне нравится, когда вы говорите: «Я посмотрела, почитала, он вроде говорящий». Как Катя упоминала, качество выпуска тоже зависит от гостя. Поэтому у нас есть приблизительный довольно обширный список тем на сезон, который мы готовим заранее. К этим темам есть несколько вариантов гостей, потому что всё бывает. Люди ходят в отпуск, болеют или не «говорящие».

Иногда бывает, что происходят какие-то события. Мы читаем новости и думаем: «Кого бы мы могли записать?» Так случилось с Андреем Бронецким из «Мамбы», когда «Ведомости» написали, что Tinder окончательно ушел из России.

Катя: Говорящие гости, которые приходят в хорошем расположении духа и рассказывают очень много, да так, что даже надо их останавливать — это всегда приятно для всех. Для ведущего, для монтажера, и шортсов потом можно нарезать с десяток, а то и больше. Например, у нас дважды был Дмитрий Бескромный, который в этом смысле великолепен, и как много интересного и полезного он всегда рассказывал. Такой гость — это просто мечта.

Алексей: Я хочу вспомнить Кирилла Балахтина, с которым мы тоже не могли наговориться. Кирилл занимается индивидуальными путешествиями: просто великолепный собеседник, рассказчик, мы не могли остановиться.

Катя: Как много сфер мы объяли нашими выпусками, это очень интересно, ведь с многими из этих сфер мы могли непосредственно раньше не встречаться. А в рамках подкаста мы успели поговорить и про продвижение стульев, например. И это всё очень интересно, это повышает и нашу насмотренность, потому что у всех всё по-разному. В каждой сфере бизнеса есть нюансы, о которых очень сложно догадаться, когда ты просто, допустим, потребитель той или иной продукции или услуг.

Наши слушатели могут подумать, что, чтобы это всё придумывать, искать гостей, разбирать темы, обязательно нужно, чтобы в команде были маркетологи. И они не всегда есть, потому что команды бывают из двух-трех человек, которые тащат огромный массив другой работы. Я просто хочу рассказать о том, что подкастный рынок большой.

Алексей: Что важно — он во всем мире растущий.

Катя: Есть студии, которые делают подкасты на заказ, есть отдельные спецы, которые могут в рамках авторского надзора или буквально руками делать подкаст для вашей сферы. Вы можете сфокусироваться на гостях не так широко, как мы решили брать. Например, вы занимаетесь своим рынком, разговариваете только с коллегами по рынку и хотите сфокусироваться на этой теме — пожалуйста, кто мешает? Может быть, вы из конкретного региона, области или края и хотите рассказывать о бизнесе рядом с вами — это тоже классные концепции. Я рекомендую не бояться наших громких рассказов.

Можно сказать: «Они уже два с половиной года делают подкаст. Конечно, они уже все поняли!» На старте мы ничего не знали.

Алексей: Я не скрою, я волновался перед записью. Сейчас я чувствую, что могу без вопросов заговорить с любым гостем.

Катя: И все равно вопросы у вас всегда есть, команда нам ними работает.

Алексей: Да. Иногда бывает так, что из тех вопросов, которые приготовила команда я возьму либо ничего, либо несколько. Но без вопросов от команды у меня не включается мыслительный процесс: какие бы я задал вопросы?

Катя: Сейчас у меня возникла мысль: чтобы вас как гостя заметили подкасты, о вас в интернете что-то должно быть. Потому что мы вряд ли возьмем телефонную книгу, начнем звонить и спрашивать: «А нет ли у вас эксперта?» Мы будем искать гостей через интернет. Поэтому важно, чтобы у бизнеса был сайт, социальные сети, желательно хотя бы несколько статей о том, чем вы занимаетесь, зачем и для кого.

И тут я тоже призываю бизнес смотреть в сторону того, чтобы заниматься контентом в интернете. Потому что если вас нет в интернете, а точно ли вы есть на самом деле?

Алексей: Сейчас я поделюсь своим наблюдением, но перенесите это на бизнес. Мы сейчас настолько все оцифровались, что на каждого из нас — если говорить про персону — можно нарыть досье. Мы все оставляем цифровой след. Поэтому если вдруг ты начинаешь что-то копать на компанию, а на нее почти ничего нет — это выглядит подозрительно в наше сложное время. С такой компанией не очень хочется иметь дело. Поэтому в том или ином виде нужно проявляться.

Если у вас возникнут какие-то вопросы после прослушивания этого выпуска, то мы с удовольствием на них ответим. Все-таки за 2,5 года мы наработали идей, откуда брать темы.

Ко мне люди обращались с вопросом: «А не частим ли мы, выкладывая выпуск каждую неделю? Это же, наверное, очень сложно?» Что думаете?

Катя: Каждый подкастер может выбрать свою комфортную частотность для выхода. Я честно скажу, что нам важен темп.

Чтобы бежать долго, нужны какие-то отсечки, которые держат тебя в тонусе. И делать выпуск один раз в месяц, как мне кажется, буквально не спортивно.

Поэтому мы пришли к еженедельному формату. Мы с Алексеем, как люди ответственные, всегда любим делать запись заранее. Но не сильно рано, чтобы выпуск не превращался совсем в консервы. Рынок очень быстро меняется. И бывает, мы обсудили тему, а потом приходится плашку с датой записи вешать, потому что сейчас уже все по-другому. История из этого сезона: мы нашли классного эксперта по продвижению в YouTube. Если бы все было по плану, выпуск бы уже вышел, но мы подумали о том, что сейчас невелика актуальность этой информации.

Алексей: Сейчас актуальнее эксперт, который бы рассказал, как размедлить YouTube.

Катя: Да. Нужно выбирать свой темп. Для нас он оказался таким. Плюс у каждого подкаста есть понятие сезонности. Никто не просит 52 недели в году шпарить пятницу по новому выпуску. Наверное, это тяжело.

У нас сезон весной и осенью. Летом мы начинаем скучать по процессу, спрашиваем друг друга: «Когда мы начнем? Когда мы пойдем придумывать темы?» И более того, фокус всего, что мы делаем, уже имеет этот фильтр: «А не надо ли нам поговорить об этом в подкасте? А не подойдет ли этот человек, которого мы встретили совершенно по другому вопросу, как эксперт в подкаст?» И здесь уже формируется бэклог, в котором очень много людей, тем и идей.

Катя: Алексей, что вы можете порекомендовать тем людям, которые думают о подкасте? Или может быть, для людей, которые хотят предложить себя как экспертов в подкаст, но стесняются или думают, что им нечего рассказать. Как вы думаете, что им можно посоветовать?

Алексей: Во-первых, бывает, я очень пытаюсь расслабить наших гостей, которые приходят. У всех разный опыт выступлений, и все равно люди стесняются камер, микрофона. У нас не студия, это камера на их ноутбуке. Они не стесняются совещания в Zoom, но почему-то стесняются, когда это подкаст.

В таких случаях я говорю: «Ребят, спокойно. Это запись, поэтому, если вдруг скажете что-то не то, просто обратите наше внимание, и мы это вырежем». Если нет опыта выступлений, его надо приобретать, надо с чего-то начинать. Поэтому если вам есть что рассказать, стучитесь в гости к нам или в другие подкасты и рассказывайте. С этой тренировкой у вас все начнет получаться.

Во-вторых, бывает, что бизнесы упираются в потолок по тому трафику, который они могут собрать. В этой ситуации надо развивать контент, рассказывать о себе, учиться рассказывать о себе, тоже не сразу получится. Если не знаете, о чем рассказать, приходите к нам, вместе пофантазируем.

Сегодня упоминали, что невозможно хвалить только себя, надо поднимать актуальные для индустрии вопросы, тогда действительно будет интересно. Если для вас актуально открывать двери и выходить на уровень людей, принимающих решения, то в этом плане подкаст хорошая штука.

В первом сезоне мы спросили Екатерину Шинкевич: «Сильно ли ты пострадала от того, что выключились определенные виды трафика?» Она ответила: «Нет, даже не почувствовала, потому что мы очень много вкладывались в контент. Поиск дает нам массу органики». Поэтому контент — это то, что всегда с вами.

Алексей: Как сказала Катя, подкаст — это марафон. Поэтому нужно готовиться и замахиваться на регулярность. Она тоже важна для соцсетей. Я так понимаю, что даже алгоритмы соцсетей оценивают нашу регулярность. Ты доверенный источник, который соцсети даже интересно подсветить, потому что от тебя все время что-то новое выходит? Или ты нерегулярный источник, и тогда большой вопрос: а подписываться ли на вас, если вы выпускаете контент, когда получится?

Катя: Помимо медиа зачастую эксперты для дополнения своего профиля и биографии добавляют ссылки на выпуски у нас. И действительно, чтобы понять эксперта, понять, в каком русле он рассуждает о рынке и своей сфере, очень удобно послушать то, что он говорит где-то в гостях. А когда это еще и в тему, которую вы изучаете, такие выпуски очень помогают.

Алексей: Для отдельных бизнесов, например, клиник, на мой взгляд, не очень подойдет рекламировать тему здоровья условным баннером: «Рубль штучка, три рубля кучка. Подходим, покупаем!» Потребителю нужно с разных сторон на компанию посмотреть, больше о ней узнать, изучить мнение гостей, узнать о специалистах, которые там работают. И поэтому коротенькое объявление на 160 знаков или баннер клиники косметологии в Яндекс Директе, на мой взгляд, не самые лучшие средства. Эти средства возможны, если о вас есть масса информации и вы фактически через эти рекламные инструменты подсвечиваете контент, который есть о вас.

Поэтому я абсолютно верю в то, что нужно самого себя и свой бизнес развивать, вкладываться в продукт, уметь о себе рассказывать. Это залог успеха и для ваших продавцов, и для имиджа компании.

Катя: Я добавлю вдохновляющую мысль. Я часто на лекциях, которые читаю, повторяю эту фразу. Не помню, к сожалению, чья она, и все никак не доберусь проверить, какой же источник. Но идея такая: лучший момент, чтобы посадить дерево, был 20 лет назад. И чем быстрее вы начнете делать подкаст для решения ваших задач, тем лучше. Поэтому если этот день сегодня, то пора начинать, если помощь нужна, приходите, подскажем.

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Видеоверсия на YouTube, в VK Видео.

Аудиоверсия в VK или на Яндекс Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

Начать дискуссию