Рассылки: пережиток прошлого или эффективный инструмент маркетинга?

“Рассылки умерли”. При выборе маркетинговой стратегии в любой компании эта фраза звучит как-то неприлично часто.

Email-рассылка сейчас многими воспринимается как ICQ — что-то из ранних 2000х. Абсолютно бесполезный рудимент маркетинга, на который не стоит тратить время.

А тем временем конкуренты успешно зарабатывают… Как так? И с чего мы вообще это взяли? Рассказываем!

Рассылки: пережиток прошлого или эффективный инструмент маркетинга?

Рассылки в тренде

Как часто вы сами просматриваете почту? Особенно, если ящик рабочий. Большинство людей делает это хотя бы раз в день.

Письма о статусе онлайн-заказов, новых поступлениях от магазинов или новости рабочего сервиса — что-то из этого да откроют. А вот что именно, зависит от лояльности к бренду.

А ещё рассылки бывают в WhatsApp, Телеграме и Вайбере. И в ВК с Одноклассниками. Да даже СМС — это тоже рассылки! И вы сами наверняка открываете и читаете хотя бы часть из них. И, возможно, даже переходите по ссылкам.

Пока бизнес спешно переезжает из Нельзяграма в другие соцсети, озирается и пытается хоть как-то восстановить “бытие свое”, рассылки менее зашоренных его представителей продолжают делать своё дело — приносить денежку.

Есть категория людей — они целенаправленно читают 90% из того, на что когда-то подписались. И даже отвечают на письма! В это трудно поверить, но в 2022 году довольно много людей верят, что им пришла не массовая рассылка, а личное письмо. И это люди 25-45 лет, а не только бабушки и дедушки.

В одной онлайн-школе благодаря креативной теме письмо собрало 75 ответов за сутки, хотя обычно регистрируются 2-3.

Так что, получается, что рассылки не умерли, даже наоборот — живее всех живых.

Email-маркетинг — это выгодно

Бюджеты на таргетинг и рекламу в поисковиках исчисляются порой миллионами рублей. Туда ещё нужно прибавить оплату труда всех специалистов (а он часто не один) , оплату сервисов и прочие расходы.

А что по рассылкам? Нет, они не бесплатны, хотя по затратам даже рядом с перечисленными выше каналами не стояли.

Отправка рассылок по базе в 2 000 адресов обойдётся примерно в 1 000-1 500 рублей в месяц, если вам не нужны никакие навороты, кроме, собственно, писем. Это средняя стоимость сервисов по рынку.

Прибавим к этому работу специалиста. Её стоимость может быть разной, в зависимости от того, нанимаете ли вы человека в штат или пользуетесь услугами фрилансера.

Первый вариант выйдет чуть дороже, зато вы получите:

  • чёткую стратегию email-маркетинга
  • контент-план, который можно подстроить под ведение соцсетей или регулярные акции
  • сами письма, соблюдение графика их отправки
  • дополнительные цепочки и воронки
  • ведение статистики и работу над повышением показателей

Фрилансер напишет тексты и, возможно, сверстает письмо в редакторе. Чаще всего за статистикой ему следить неинтересно, так что это ляжет на ваши плечи, как и, собственно, разработка контент-плана.

Есть и третий вариант — делать всё самостоятельно. В этом случае ваши затраты — оплата сервиса и только.

Правда, тут есть нюанс — чтобы письма окупались, нужен хороший специалист и грамотная стратегия. Зато, например, письмо о забытой корзине или welcome-цепочка будут работать на вас годами. Если прикинуть, сколько они могут принести в разрезе 1-2 лет, согласитесь, можно и потратиться на специалиста высокого класса хотя бы разово, для их настройки.

Например, детский театр зарабатывает только на рассылках до 600 000 рублей в месяц, а тратит около 7 000 за сервис и 20-30 000 рублей за оплату работы email-маркетолога на почасовой ставке. ROMI — 1521,62% .

Конечно, это не единственный канал продвижения, и очень большие бюджеты направлены на таргетированную и контекстную рекламу, так что итоговый ROMI будет другим. Но мы ведь сейчас говорим о рассылках.

Другой пример: онлайн-школа со стоимостью продукта 250-500 рублей, которая получила почти 1,5 млн рублей за месяц только с рассылок. Большая часть — с одного письма на Чёрную Пятницу. Специалист на этом проекте получал 10%. Озолотился!: )

Да, не в каждой нише вы сможете “выехать” на голом email-маркетинге. Без рекламы в большинстве случаев никак.

Зато в зависимости от формата продукта вы легко сможете делать от 100 000 до нескольких миллионов в плюс к плану продаж почти бесплатно и с минимальными временными затратами. Если учесть, что рассылки здорово повышают NPS и LTV, то картина становится ещё привлекательнее.

Реклама без рекламы

Кстати, о лояльности. От хороших рассылок люди не отписываются. А какие считаются таковыми? Правильно, полезные. Если оно ещё и пришло вовремя, то вообще сказка. А ведь эти моменты можно контролировать!

В письмах можно не только продавать — контент может работать на лояльность аудитории, доверие, заботу о пользователях. Более того, он должен быть таким по умолчанию. Не лозунгами едиными, как говорится…

Допустим, вы продали человеку некий продукт. Если в следующем письме рассказать о его использовании, помочь разобраться и предостеречь от ошибок, вероятность того, что покупатель вернётся, вырастает в разы.

Даже акции можно составлять и рассылать с умом: зимнюю резину — перед сезоном шиномонтажа, афишу мероприятий — в начале месяца, а дайджест новостей — по понедельникам.

Тогда ваши письма начнут воспринимать иначе. Даже ссылка на каталог со скидками в конце уже не будет выглядеть голой рекламой, а, наоборот, будет расценена как попытка помочь. “Вы искали кроссовки на прошлой неделе? Мы подобрали для вас модели со скидками. Посмотрите! ”.

Кстати, в отличие от назойливой рекламы в том же Яндексе, где, пока я ищу “как правильно клеить обои” мне предложат десяток ремонтных бригад, рассылки люди читают тогда, когда удобно им.

“В нашей нише рассылки не работают! ”

О том, что каждый из нас открывает несколько рассылок ежедневно, даже не замечая это, мы написали выше. А вот топ-10 ниш, где рассылки показали себя с очень хорошей стороны:

  • инфобизнес
  • одежда и обувь
  • салоны красоты
  • продукты питания
  • детские товары
  • зоомагазины
  • книги
  • шоу-бизнес
  • маркетинговые услуги
  • бизнес-консалтинг

Причём, это не значит, что в остальных сферах email-маркетинг бесполезен. Эффект от него будет где угодно, если системно подойти к вопросу и работать с базой не время от времени, а постоянно.

Итак, что у нас в сухом остатке:

  • Рассылки в восприятии читателя — это вообще как бы не реклама.
  • Рассылки получают добровольно и могут отказаться от писем в любой момент.
  • Рассылки — вещь полезная, интересная и, часто, нужная.
  • Письма читают тогда, когда это удобно, поэтому и относятся к ним внимательнее.
  • Создание и ведение рассылок обойдётся вам не так уж и дорого, тогда как большая часть цепочек создаётся один раз на долгое время.

Идеальная картина, правда? Но всегда ли рассылки бывают именно такими? Конечно, нет! Вот над их качеством, своевременностью и пользой клиентам и нужно работать каждый день, тогда и профит себя долго ждать не заставит!

77
6 комментариев

Хе-хе.
А я вот успешно отписался от всех рассылок, кроме сервисных и тех, кто пишет ультра-редко - раз в квартал-год. Но и их в основном не открываю.
Хватает бесконечных подписок в ТГ и соцсетей, да и те приходится жёстко прореживать.

3
Ответить

За прошедшие 6 лет моё отношение к рассылке менялось так: читаю почти все письма; читаю через одно; читаю некоторые; почти не захожу в почту, потому что там на 99,9% – откровенно рекламные и совершенно бесполезные письма.
И да, 6 (условно) лет назад письма в рассылке были не такими люто рекламными, было ощущение, что их написали живые люди. Сейчас это - часть автоворонки; тексты, скорее всего, генерируют в сервисах.
Самое забавное, что от большинства "контактов" и отписаться не получается – письма продолжают приходить, причём частенько на 3 разных ящика.

2
Ответить

Я с автогенерируемыми текстами не сталкивался) А отписаться можно всегда.

Ответить

Кто такое говорит? Вот этот комментатор выше? Все бренды используют рассылки и никуда они не умерли.

Ответить

Да да именно он!

Ответить