Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Персонализация и автоматизация маркетинга шагают на рынке ecommerce семимильными шагами: индустрия стремительно наполняется новыми технологиями, и это ставит перед маркетологами важную проблему, на что делать ставку при внедрении новых продуктов и как понять, что новинка не наносит бизнесу ущерб?

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Чаще всего, теряясь в многообразии новых методик и алгоритмов, маркетологи совершают главную ошибку: выбор технологии или инструмента происходит в пользу интуиции и самых низких цен без погружения в детали или измерения эффективности работы, что чревато риском реального снижения продаж.

В этой статье на примере внедрения персональных рекомендаций в несколько интернет-магазинов мы проиллюстрируем такие ошибки, а также опишем пути их избежания.

Блоки рекомендаций: новейшие тенденции классических решений

Рекомендательные блоки уже долгое время помогают интернет-магазинам повышать выручку и конверсию. «Новинки», «Хиты продаж», «Сопутствующие товары» - эти механики своего рода классика ecommerce. Но в последние годы почти все исследователи говорят о стремлении пользователей к персонализированному обслуживанию. По информации исследовательской компании Gartner, интернет-магазины, игнорирующие эту тенденцию, к 2020 году будут зарабатывать на 15% меньше тех, кто внедряет персонализированный сервис.

Retail Rocket более 6 лет разрабатывает алгоритмы персонализации, и за нашими плечами несколько тысяч тестов. Мы собрали кейсы персонализации сайта, где общепринятые механики приносили интернет-магазинам убытки и готовы рассказать о том, как достичь максимального повышения выручки при выборе блоков рекомендаций.

Главная страница Aizel.ru: снижение выручки на 22% из-за блока «Хиты продаж»

Именно сотрудничество с маркетплейсом Aizel.ru натокнуло нас на написание этой статьи. Раньше персональные рекомендации выступали скорее как альтернатива стандартным механикам, но теперь они необходимы многим интернет-магазинам.

Например, на главной странице Aizel.ru мы тестировали два блока рекомендаций - персонализированные и стандартные «Хиты продаж». Первый блок показал рост выручки на 3,8%, а второй - падение на 22,4%!

Исследование эффективности проводилось с использованием механики A/B-тестирования, при которой все посетители сайта случайным образом делились на равных 3 сегмента.

Первому сегменту показывались хиты продаж:

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Второму сегменту показывались персонализированные хиты продаж:

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Третьему сегменту рекомендации не показывались. Он выступал в качестве контрольной группы.

Результаты

По итогам тестирования были получены следующие результаты:

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Вывод

Согласно результатам тестирования, применение механики «Персонализированные хиты продаж» в блоке рекомендаций на главной странице интернет-магазина Aizel.ru увеличивает конверсию на 10,1% со статистической значимостью 96,2%. В сочетании с небольшим уменьшением среднего чека это дает прогнозируемый рост выручки на 3,6%.

Если бы магазин доверился общепринятым практикам рынка, то при использовании стандартной механики «Хиты продаж» потерял бы более 22,4% выручки за счет снижения конверсии на 7,7% и среднего чека на 15,9%.

Страница категории казахстанского интернет-магазина Белый Ветер: снижение среднего чека на 2,6% из-за блока «Хиты продаж»

Страница категории очень важна и от нее во многом зависит как поиск и выбор товара пойдет дальше. Например, неудобная навигация или отсутствие релевантных позиций могут стать причиной ухода клиента без шанса на возврат. Вероятнее всего, не найдя ничего интересного, пользователь просто решит уйти к конкуренту, надеясь на более подходящий ассортимент.

Возможно, так и происходило в казахстанском интернет-магазине электроники Белый Ветер. Здесь, также как и в кейсе выше, стандартные «Хиты продаж» показали снижение выручки и среднего чека на 1,4% и 2,6% соответственно, в то время, как механика «Персонализированные хиты продаж» повысила эти метрики на 16,5% и 9,6%.

Для оптимизации рекомендательной системы на сайте интернет-магазина «Белый Ветер» было проведено A/B-тестирование на странице категории, где все посетители сайта случайным образом делились на 4 сегмента:

Первому сегменту показывались хиты продаж из категории:

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Второму сегменту показывались хиты продаж из категории, персонализированные с учетом интереса пользователя:

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Третьему сегменту показывались персональные рекомендации товаров из категории:

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Четвертый сегмент был контрольной группой: рекомендации пользователям не демонстрировались

Результаты

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Вывод

Согласно результатам тестирования, применение механики «Персонализированные хиты продаж из категории» в блоке рекомендаций на странице категории интернет-магазина «Белый Ветер» увеличивает конверсию на 6,3% со статистической значимостью 90%. В сочетании с повышением среднего чека на 9,61%, прогнозируемый рост выручки составляет 16,54%.

А применение стандартной механики «Хиты продаж из категории», которой пользуются многие магазины, хотя и немного повышает конверсию, но снижает средний чек на 2,6%, что дает общее падение выручки на 1,4%.

Карточка товара гипермаркета Hoff: сопутствующие товары в одиночку дают отрицательный прирост выручки на 4,3%

Сопутствующие товары - тема, к которой нет равнодушных. Существует много стереотипов о «правильных» рекомендациях, например, что в карточке товара нужны исключительно блоки сопутствующих товаров. Но не бывает двух одинаковых магазинов и таких же одинаковых решений, подходящих для всех.

Среди последних кейсов с неоднозначными результатами в карточке товара был интернет-гипермаркет Hoff. Здесь блок сопутствующих товаров показал отрицательный результат. Но в сочетании с похожими товарами картина совершенно другая. Стоит обратить внимание на то, что в одиночку блок похожих товаров дал прирост примерно в два раза ниже (за исключением конверсии), чем вместе с сопутствующими товарами. Однако, если поменять блоки местами, мы снова получаем результаты на грани фола.

Как всегда для проверки эффективности использовалась методика A/B-тестирования, при которой пользователи случайным образом делились на 5 сегментов:

Первому сегменту показывались похожие товары:

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Второму сегменту показывались сопутствующие товары:

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Третьему сегменту показывались два блока одновременно: похожие товары (сверху) и сопутствующие товары (снизу):

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Четвертому сегменту показывались также два блока одновременно, но в обратном порядке. Сопутствующие товары располагались сверху, а похожие снизу:

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Пятый сегмент был контрольной группой, рекомендации не показывались.

Результаты

По итогам тестирования были получены следующие результаты:

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Вывод

Согласно результатам тестирования, применение механики «Похожие товары и сопутствующие товары» в блоке рекомендаций в карточке товара интернет-магазина Hoff.ru увеличивает средний чек на 6,3%. В сочетании с незначительным уменьшением конверсии это дает прогнозируемый рост входящего оборота на 5,8%.

Если мы магазин доверился стереотипам вроде «к рубашке нужно рекомендовать галстук» и выбрал рекомендации сопутствующих товаров, то за счет снижения конверсии на 2% и среднего чека на 2,3%, падение выручки составило бы 4,3%.

Поисковая страница Book24: стандартные рекомендации снижают выручку на 7%

В этом кейсе мы поговорим о рекомендациях на странице поиска, о которых часто забывают. А ведь именно здесь многие посетители сайта начинают путь по сайту. Стандартные поисковые рекомендации основываются на ключевых словах, а приоритет в выдаче остаётся за самыми популярными позициями. Но так ли это эффективно, как кажется?

Возможно, пользователь уже видел блок «Хиты продаж» на главной, поэтому те же товары в поиске могут его не устроить, вплоть до ухода с сайта. Так вся поисковая страница начинает работать в минус для ритейлера. Эту проблему исправят персонализированные товары, которые будут учитывать и текстовый запрос пользователя, и его интересы.

Здесь мы также использовали механику A/B-тестирования. Для того, чтобы найти оптимальный алгоритм для страницы поиска, пользователи случайным образом делились на 3 сегмента:

Первому показывались стандартные поисковые рекомендации:

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Второму сегменту показывались персональные поисковые рекомендации:

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Третий сегмент был контрольной группой, рекомендации пользователям в этом сегменте не показывались.

Результаты

Почему пора перестать верить устоявшимся практикам рынка: как стандартные рекомендации могут снижать продажи магазина

Вывод

Согласно результатам тестирования, применение механики «Персональные поисковые рекомендации» в блоке рекомендаций в карточке товара интернет-магазина Book24.ru увеличивает конверсию на 6,5% со статистической значимостью 99,73%. В сочетании с повышением среднего чека на 0,77%, прогнозируемый рост выручки составляет 7,28%.

При этом стандартные поисковые рекомендации, внедряемые многими магазинами по умолчанию, хотя и незначительно повышают конверсию страницы, но снижают средний чек на 7,5% и вместо роста выручки обеспечивают ее падение на целых 6%.

Заключение

Каждый интернет-магазин уникален и требует особого подхода. Поэтому всегда стоит проводить тесты эффективности и не надеяться на общепринятые решения. Особенно сейчас, когда пользователи нуждаются в персональном подходе.

Для того, чтобы правильно оценить эффективность того или иного решения, лучше всего использовать методику A/B-тестирования - она дает возможность получить наиболее честные результаты. Любую гипотезу можно проверить с помощью цифр, но важно делать это по определенным правилам, поскольку проведение A/B-теста - это очень сложный процесс с множеством подводных камней. Если A/B-тестирование проводится с ошибкой, то бизнес гарантированно принимает неверное решение и получает скрытые убытки.

Какая из конфигураций окажется выигрышной в вашем интернет-магазине? Знают только ваши пользователи. Тестируйте самые разные алгоритмы, даже те, которые на первый взгляд кажутся проигрышными. Иногда неочевидное решение оказывается лучшим. Также вы можете обратиться за помощью в Retail Rocket. Мы будем рады помочь провести исследование эффективности и поработать совместно над повышением ключевых метрик.

Удачи в нахождении лучших конфигураций блоков рекомендаций!

1010
1 комментарий

Интересно было изучить такое подробное исследование. На самом деле, на своем портале мы тоже уже достаточно давно используем персонализированный подход. При этом у нас есть такие блоки, как "Популярные товары", где публикуются наиболее популярные категории каталога, но есть и блок "Рекомендуемые товары", который формируется на основе предпочтений посетителя. В категориях применяем только персонализированные рекомендации. Цифры приводить не будем, но влияние этих факторов на конверсию определенно есть.

В московском метро открыли кафе с выпечкой и напитками

Пока на одной станции — но в будущем их будет больше.

Источник: московский Дептранс
100
2323
1313
33
22
11
Мы жители регионов очень рады за развитие столицы нашей.
Будущее за подписками: Как брендам использовать главный тренд в бизнесе — опыт Михаила Токовинина
Будущее за подписками: Как брендам использовать главный тренд в бизнесе — опыт Михаила Токовинина
44
11
ПОСТ ДЛЯ УСПЕШНОГО СЕЛЛЕРА
ПОСТ ДЛЯ УСПЕШНОГО СЕЛЛЕРА
Как я сделал бота точно предсказывающего тренды криптовалют, дающего сигналы и упаковываю его в платный канал в тг.

Привет! Расскажу о том, как маркетолог с 8-летним стажем в рекламе и нулевым стажем в программировании пишет код для бота который невероятно точно сигнализирует о покупке и продажи самой разной крипты.


Вводные такие:

- стаж программирования 0 лет.

- стаж криптоторговли 0 лет.

- желание зарабатывать на крипте 146%.


Причем желательно делать это так,…

44
33
11
Рейд с тракторами и бульдозерами: что известно о «зачистке» на Апраксином дворе в Санкт-Петербурге

Что случилось и что говорят об этом предприниматели.

Источник: «Фонтанка»
2828
66
44
22
Не убогий, вонючий рынок, а "архитектурный комплекс, крупнейший исторический торговый центр города"...
Apple собирается добавить в Apple Watch камеры и ИИ-функции — Bloomberg

Но выйдут такие устройства нескоро.

Пример работы «Визуального интеллекта». Источник: Apple
99
11
11
“Камни, отточенные водой” - московский образовательный комплекс, интегрированный в природный ландшафт

Участок площадью 3,2 гектара, окруженный лесным массивом и живописным парком с прудом - идеальное место для размещения образовательного комплекса. Особенно, если такая возможность появляется в крупном мегаполисе. С другой стороны, это большая ответственность для архитекторов, которым необходимо гармонично интегрировать здание в окружающую его приро…

Образовательный комплекс на 1200 + 250 мест (вид сверху)
Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали

Ненавижу копирайтинг. Тот самый "правильный" копирайтинг, которому учат на курсах за 50 тысяч. С его формулами AIDA, болевыми точками и призывами к действию.

Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали
6767
22
22
11
Немного попорчу ваше жонглирование цифрами. На примере средней продолжительности жизни в древней греции к примеру и современной же греции. Мог бы и на примере россии, но информации о средней продолжительности жизни россиян 2000 лет назад как-то маловато. Тогда средняя продолжительность жизни была около 30 лет. Сейчас перевалила за 70. Значит ли это что основная масса населения помирала в 30 лет? Совсем нет. Люди в нашем понимании этого термина в основном помирали как и сейчас в возрасте за 60. Тогда откуда взялось 30? Из-за того, что была высока смертность в младенчестве. Ну то есть люди до года или чуть старше имели куда больше шансов умереть. Так и в вашем тексте. 8 секунд в среднем, это к примеру 19 человек, которые провели одну секунду на вашем сайте просто потому, что открыли сразу несколько вкладок, ваша была не третья, а они нашли что хотели уже на второй. И один человек который потратил на чтение 2.5 минуты. И это не значит, что если бы у вас был другой текст, то количество читающих резко бы выросло. На это в нашей истории больше влияет каким по счету будет ваш сайт для вашего будущего клиента и не перехватит ли его ваш конкурент, который полностью закроет его потребности, оказавшись всего лишь строчкой выше. Тексты становятся важными для удержания, когда человек, который уже пьет ваше пиво, вдруг решает познакомиться с вами поближе. Он читает прекрасную, часто выдуманную и шаблонную историю о том, как я работал в офисе и решил сбросить кабалу и что мне надо больше пива, куда больше, и если вкус напитка ему нравится, то почему бы и не дочитать этот шаблон до конца? Делать-то все равно нечего. Что же до увеличения конверсии, то изменение текстов на сайте часто приводит после индексации к повышению в позиции. Потому что тот же яндекс, стремится выдать максимально свежую из примерно одинаковой информации. Я очень надеялся прочитать нестандартный текст о том как писать нестандартные тексты, но прочитал шаблонный текст о том как, как ваш гений помог зацвести бизнесу. Готов поспорить, что в конце статьи есть ваши контакты, потому, что при таком тексте надежды на то, что читатель полезет к вам в профиль у вас нет. И это правильно.
День 1124: Госдума рассмотрит законопроект о запрете рекламы на запрещённых сайтах

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Источник: «Коммерсантъ»
1717
55
22
11
11
Запретдума рассмотрит запретопроект о запрете рекламы на запрещённых сайтах
ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

ЦБ оставил ключевую ставку 21%, сигнал дал умеренно жёсткий, так что и вся неделя получилась жёсткой. Рубль тоже жёсткий, никак не обмякнет. В акциях, облигациях и крипте всё спокойно, а вот недвижка продолжает пробивать обратное дно. Новые максимумы рисует, ещё и льготные ипотеки расширяют. Из позитивного можно выделить новые дивиденды, ну и наш с…

ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест
1313
11
11
Автоматический заработок на Youtube - создаем пассивный доход

На этой неделе благодаря замечательному человеку Александру Шевцову я выступал с докладом "Автоматическое создание видеороликов в Youtube".

1818
11
Исследование: самый популярный лимит времени игры в шахматы на Lichess

Перед вами таблица с режимами игры в шахматы на Lichess. Как вы думаете, какой лимит времени самый популярный среди игроков? Какой бы режим выбрали лично вы и почему? Зависит ли наш выбор от предложения? Давайте проведем исследование.

Стандартные режимы игры в шахматы на Lichess (меню)
1515
11
[]