Что делать, если маркетолог не устраивает? Размышления экс-директора по маркетингу Kaspersky

За 20 лет в маркетинге я наслушался разного про своих коллег, чьей работой их наниматели были недовольны. Рассказываю о том что делать, если маркетолог не нравится, кого необязательно нанимать в штат и кто должен написать стратегию маркетинга.

  • Почему большинство руководителей недовольны маркетологами?

  • Как влияет наличие стратегии на управление маркетингом?

  • Что сделать, чтобы маркетолог выполнял все KPI
Что делать, если маркетолог не устраивает? Размышления экс-директора по маркетингу Kaspersky

Меня зовут Даниил Капцан. Я экс-директор по маркетингу Kaspersky, Dell, R-Style Softlab, а сейчас помогаю руководителям повысить рентабельность и эффективность маркетинга или создать его с нуля для новых проектов

“За последние пару лет я поменял 18 маркетологов и до сих пор задача с продвижением не решена”, — сказал мне вчера один предприниматель. Ситуация, когда руководитель не очень доволен кем-то из своих сотрудников, безусловно, распространенная. И является следствием каких-то ограничений внешних или внутренних. К внешним может относиться, например, отсутствие на рынке более профессиональных людей за те же деньги. Когда смысла менять одного на другого особо нет. Но могут быть и внутренние ограничения. К которым относиться, например, непонимание как мотивировать сотрудника работать лучше или непонимание что конкретно не нравится в его работе и как это поправить.

Такая ситуация типична для многих специалистов, но в области маркетинга она наиболее критична. Именно ее я бы хотел сегодня с вами обсудить.

Самая распространенная причина недовольства маркетологами

Наиболее распространенная причина довольно банальна. Это смешение задач стратегического и операционного маркетинга. Если с этим разобраться, то станет гораздо проще управлять этой функцией.

В большинстве случаев, то, что делает маркетолог в среднем и малом бизнесе — это решение задач операционного маркетинга. Они решают задачу обеспечения способа коммуникации с потенциальными (и текущими) заказчиками. Это может быть размещение рекламы, организация онлайн или оффлайн мероприятий, ведение соцсетей, PR и SEO.

Все эти активности, безусловно, необходимы и для их организации на высоком уровне требуется опыт и профессионализм.

Но важно понять, что это тактика. И для того, чтобы тактика работала хорошо, она должна базироваться на правильной стратегии. А если стратегия выбрана не оптимально или ее вообще нет (так бывает чаще всего), то тактика может вообще не давать ожидаемых результатов. При том, что менеджер будут все делать безупречно в рамках тех задач, которые на него возложили.

Кто должен написать стратегию?

Теперь переходим к самому сложному вопросу. Откуда возьмется эта самая стратегия и кто ее должен разработать?

Для начала многие скажут, что малому и среднему бизнесу не нужна маркетинговая стратегия. Что все это придумки тех, кто хочет “содрать” с них лишние деньги и тому подобное.

Тут я вынужден не согласиться. Стратегия нужна всем и всегда. Поскольку стратегия — это описание способа достижения цели. И если нужно просто выйти за хлебом, то мы не замечая того продумываем стратегический план, который включает выбор наиболее подходящего места покупки хлеба, сравнение вариантов с доставкой или походом в обычный магазин, выбора одежды в соответствии с погодой и вероятностью встретить знакомых, перед которыми нам важно сохранить определенный имидж и так далее.

Короче, стратегия нужна всегда.

Осталось понять кто отвечает за ее создание и кто исполнители. Ну, с ответственным все просто — это руководитель бизнеса. Если стратегии нет или она неуспешная — его косяк. А вот с исполнителем не все так просто. Для того, чтобы разработать успешную маркетинговую стратегию даже для самого мелкого бизнеса нужны довольно глубокие знания маркетинговой теории и большая практика. Чем больше, тем лучше.

Есть ли они у штатного маркетолога компании. В 99% случаев нет. Есть ли они у руководителя компании — в 90% случаев нет.

В том случае, если вы не попадаете в эти 11% счастливчиков, то я вижу один единственный выход. Это привлечение внешнего специалиста. Почему это правильно и выгодно. Разработка стратегии для малого и среднего бизнеса это не очень трудоемкая задача. И решить ее можно за 2-3 месяца неспешной работы. А вот качество решения этой задачи, конечно же влияет на конечный результат.

Привлекаем помощь со стороны

Кто может выступить в роли такого внешнего специалиста? И кстати их может быть несколько.

Это может быть руководитель схожего с вашим бизнесом с аналитическим складом ума, который успешно решил эту задачу для себя. Таких менторов, которые предлагают подобные услуги сейчас не так уж и мало. Иногда даже бесплатно.

Это может быть маркетолог компании, которая находится немного впереди вашей по развитию. Если даже это операционный маркетолог, который сам стратегию не разрабатывал, но с пытливым умом, он вполне может поделиться той стратегией, которую он реализовывал. Ну и наконец это может быть консультант с богатым релевантным опытом, который поможет не только хорошо решить данную задачу, но и передать свои подходы и знания руководителю компании с тем, чтобы он понял из каких элементов эта стратегия должна состоять, как они создаются, в какой последовательности и взаимосвязи. Для того чтобы в дальнейшем руководитель мог сам корректировать эту стратегию и при необходимости создавать новые для новых проектов.

Ну и вернемся, собственно, к основной теме.

Если задачи и критерии успеха понятны, то ситуация под контролем

Удовлетворение, как вы знаете, это соответствие наших ожиданий и реальности. Если руководитель будет правильно формировать ожидания от работы своего маркетолога, давать ему четкую понятную стратегию, как основу операционной деятельности, понимать как ставить ему задачи и как их контролировать (это входит в стратегию), то у него появится четкое понимание того исполняет ли его сотрудник свои функции хорошо или не очень. Если контроль показывает, что задачи выполняются плохо, то возможно у сотрудника не хватает компетенции, навыков или умений. Если это так называемые хард скиллз их можно нарастить в относительно короткий период, а если страдают софт скиллз и человек, к примеру просто раздолбай, то нужно искать замену.

В любом случае уровень неопределенность и непонимания снижаются до минимума и ситуация становится управляемой.

Буду рад послушать ваш опыт и мнения.

Если хотите повысить количество новых клиентов, выручку и прибыль, не увеличивая затраты на маркетинг, записывайтесь на бесплатную диагностическую сессию и я дам рекомендации для вашего проекта.

Также буду рад общению в ТГ. Пишите напрямую @dankaptsan

16K16K показов
2.1K2.1K открытий
74 комментария

Отличная статья. Проблема зачастую в том, что собственник не дает менять стратегию или её нет. Потребитель не готов покупать на его условиях. Но виноваты маркетологи, продажники, директологи, таргетологи. Не умеют впаривать снег зимой))).

Ответить

Хуже, когда стратегия больше напоминает броуновское движение в голове собственника. А все, потраченные на проработанную и просчитанную стратегию, усилия разбиваются об волнорез в виде "идей" собственника. Где все больше похоже на лебедя рака и щуку и все надо было позавчера.

Ответить

Игорь, спасибо за солидарную позицию. Надеюсь получиться потихоньку сдвигать эту тему в нужном направлении.

Ответить

"“За последние пару лет я поменял 18 маркетологов и до сих пор задача с продвижением не решена”, — сказал мне вчера один предприниматель. " (с)

Сразу бежать и пытаться забыть, что вообще обдумывал возможность работы в этой компании.
///
По поводу стратегии (ее отсутствия).
Часто СМБ работает в режиме "нам бы ночь простоять, да день продержаться".
В таких условиях единственная стратегия - выжить.... точнее дожить до контрольной даты.
Причем горизонт планирования - месяц, а то и неделя.
Не говорю, что это хорошо и правильно, но это данность.

Ответить

Да, согласен это данность. Еще и потому, что как выйти из этой ситуации малоо кто понимает. Данная статья небольшой вклад в это понимание.

Ответить

Ага, только где малому бизнесу на все это взять бабло, а потом искать, как закрыть дыры, если консультант оказался инфоцыганом

Ответить

Правильный вопрос. Но малому бизнесу по-любому надо брать "бабло" на разные вещи. И консультант не должен стоить как самолет. И шансы окупить эту инвестицию доаольно велики.

Ответить