Продажи в социальных сетях

Автор: Владислав Широбоков, сооснователь East-West Digital News.

Пандемия ускорила переток покупателей из офлайн-розницы в онлайн на пять лет. Трафик в офлайн-рознице стремительно падает, в то время как мировые онлайн-площадки ощутили беспрецедентный рост трафика. Эксперты прогнозируют, что в будущем продажи в Интернете все чаще будут происходить в соцсетях.

Переход в онлайн ускорился на 5 лет

Пандемия, вызванная covid 19, изменила привычную нам жизнь и ускорила многие тенденции. Самые большие преобразования произошли на рынке e-commerce. Согласно новым данным IBM Retail Index в США, пандемия ускорила переход от физических магазинов к цифровым покупкам примерно на пять лет, в офлайн-рознице США наблюдается значительный спад посещаемости. В первом квартале 2020 года продажи классических офлайн-ритейлеров к снизились на 25%. Во втором квартале падение составило до 75%. За год снижение продаж физической розницы ожидается более чем на 60% за год. Между тем, согласно прогнозам, в 2020 году объем электронной коммерции вырастет почти на 20% по сравнению с 2019 годом.

Пандемия коронавируса вынудила миллионы людей оставаться дома и покупать онлайн . В результате маркетплейсы и интернет-магазины испытали во втором квартале этого года беспрецедентный рост трафика, он был даже выше пиковых посещений в дни распродаж. В июне 2020 года онлайн-магазины по всему миру имели почти 22 млрд посещений по сравнению с 16,07 млрд посещениями в январе 2020 года, подсчитали в Statista. Выиграли те компании, которые на начало пандемии уже имели выстроенную диджитал инфраструктуру.

Показатели крупнейших мировых площадок

Чистый объем продаж крупнейшего в мире онлайн-ритейлера Amazon увеличился во втором квартале 2020 года на 40% до $88,9 млрд по сравнению с $63,4 млрд во втором квартале 2019 года. За этот квартал Amazon получил прибыль в размере $5,2 млрд, что стало крупнейшей квартальной прибылью за всю 26-летнюю историю компании. В сентябре Amazon в четвертый раз с начала пандемии масштабно набирает дополнительный персонал, на этот раз компания объявила о наборе 100 тыс человек для работы на складских и производственных площадках для сбора, упаковки и доставки товаров к покупателям. На 30 июня в Amazon работало 876 800 человек, не считая подрядчиков и временного персонала. С начала пандемии компания объявляла о найме 33 тыс., 100 тыс. и 75 тыс. человек.

Выручка еще одного мирового монстра в сфере онлайн-торговли – китайской Alibaba Group за квартал, закончившийся 30 июня 2020 года, выросла на 34% до $21,7 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Операционная прибыль за квартал составила $4,9 млрд, что на 42% больше в годовом выражении. Комментируя блестящие итоги квартала, руководство компании признало, что ускорению роста показателей способствовала пандемия.

Онлайн-продажи Walmart во втором квартале 2020 года выросли на 97%, сеть Target увеличила продажи по доставке на 273%. Драйверами продаж стали алкоголь, товары для дома и продукты питания (рост на 16%, 14% и 12% соответственно), при этом спрос на одежду значительно снизился.

В 2019 году объем розничных продаж электронной коммерции во всем мире составил $3,53 трлн., в 2022 году он вырастет до $6,5 трлн., прогнозирует Statista.

Будущее за продажами в соцсетях

Эксперты рынка e-commerce считают, что онлайн-продажи через социальные сети будет активно расти. Этот канал позволяет молодым брендам выходить напрямую к аудитории. Особенно важны соцсети для небольших, нишевых брендов, у них, как правило, нет больших рекламных бюджетов.

Азия является лидером в мире по развитию онлайн-торговли в соцсетях. Фактически, платформы социальных сетей, такие как Instagram, составляют от одной трети до половины всех транзакций электронной коммерции в Таиланде . По оценкам EMarketer, 11,6% от общего объема розничных продаж электронной коммерции в Китае приходится на соцсети. Одна из платформ для социальной коммерции — WeChat — имеет более миллиарда активных пользователей в месяц.

В мае Facebook объявил о запуске сервиса Shops для создания интернет-магазинов, чтобы поддержать малый бизнес в период пандемии. Сервис станет доступен всем пользователям в ближайшие месяцы, пообещали тогда в компании. В будущем покупатели смогут просматривать товары и совершать покупки, не выходя из чатов своих мессенджеров.

Управляющий директор в США компании Azoya International (поставщик готовых решений для трансграничной электронной коммерции) Франклин Чу уверен, что Facebook Shops сможет занять значимую позицию на рынке e-commerce США, отъев ее у Amazon. На руку компании сыграет привычка покупателей приобретать товары напрямую у брендов, а не на маркетплейсах таких как Amazon, на долю которого приходится всего 49% электронной торговли в США. В то время как в Китае только на Alibaba и JD.com приходится 80% рынка e-commerce, и это без учета мелких торговых площадок, таких как Pinduoduo или Secoo. То есть, несмотря на то, что WeChat Commerce действительно произвела фурор, но пользователей по-прежнему сложно заставить совершать транзакции в соцсети WeChat. Они обычно изучают товар там, а затем переходят на Alibaba или JD.com, чтобы совершить окончательную транзакцию. Франклин Чу уверен, что у Facebook Shops гораздо больше шансов отъесть долю рынка Amazon за счет привычек американцев покупать напрямую у бренда, чем на маркетплейсах, в отличие от китайских соцсетей.

А что в России?

Российские эксперты также уверены, что будущее онлайн-торговли за продажами в соцсетях. По данным Data Insight и Яндекс.Кассы, 76% компаний, торгующих в онлайне используют социальные сети. В среднем у продавцов на социальные каналы приходится 40% выручки с онлайн-продаж. Каждый пятый торговец, до сих пор не уделяющий внимания социальным каналам продаж, твердо намерен использовать их в ближайшие 12 месяцев, такой прогноз давала Data Insight в 2019 году. По мнению B2C-продавцов, драйвером роста социальных продаж послужит изменение внутренних технологических решений социальных платформ, которые приблизят социальные сети к маркетплейсам.

SMM-специалист Fashion Consulting Group Катерина Дивеева рассказала, что в ближайшем будущем видеоконтент станет наиболее популярным и будет доминировать. Также растет популярность эфемерного контента (исчезающего через сутки). Все больше брендов будет включать мнение аудитории в свои стратегии. «Социальные сети — это золотая жила для данных и идей, которые компании могут использовать для совершенствования своих социальных стратегий. Пользовательский контент продолжит набирать популярность», - отметила Катерина Дивеева. Также эксперт обратила внимание, что поколение Z предпочитает платформу Instagram, а также TikTok и Snapchat. Выход на платформу TikTok сейчас является ключевым.

Вслед за Китаем, российские бренды активно используют видеоконтент для продаж через Live Stream — прямых трансляциях, которые сейчас есть в приложении AliExpress. Диалог с покупателями пробуждает интерес к продукту и увеличивает лояльность аудитории. Наверняка после стрима кто-то из зрителей посоветует ваш магазин своим знакомым или совершит покупку прямо во время трансляции. Например, эфир на AliExpress про новый смартфон Xiaomi собрал больше 200 000 просмотров. Трафик на страницу продавца увеличился в 3,5 раза, а средний чек пользователей, которые перешли со стрима, был в 2 раза выше обычного.

11
Начать дискуссию