Кульминация предпринимательской жизни = продажа своей компании.

Что лучше, иметь денежный поток (cash flow) или капитал на банковском счете? Ответ не так прост, как кажется.

Кульминация предпринимательской жизни = продажа своей компании.

1. Денежный поток - это базис для оценки компании. CF дает основа создания стоимости актива в переговорном процессе. Свободный денежный поток (FCF) показывает, какую часть дивидендов могут вывести акционеры без влияния на оборотный капитал.
CF - это актив. Он создает экономическую выгоду в будущем.
2. Капитал - это пассив. Деньги без создания денег съедает инфляция, а не правильно вложенный capex еще до выполнения метрик по FCF легко похоронит добрую половину состояния.
Предположим бизнес делает 1 млн. ₽ EBITDA, а значит может быть оценен 3х годовому мультипликатору или 36 млн. ₽. Разумеется коэффициент диктует рынок, ниша + переговорная позиция и другие мелочи. Если это за кредитованная товарка, то не забудем отнять долг и получим итоговую стоимость.
Допустим, покупатель отжал как мог до 24 млн.₽ и вы согласились, закрыли сделку. Получил кэш на руки.
Вопрос, который звучит часто в нашей практике - зачем продавать золотую курицу и вечный двигатель несущий золотые яйца?!
Про «устали», «надоела ниша» говорить не будем. Банально. А вот про стоимость кэша во времени обозначим.
Допустим в РФ инфляция 20% (к примеру) + % на страновой риск + поправка на менеджмент, рынок и прочее. Получим ставку дисконта инвестора, который бы дал деньги фаундеру, если бы не продажа компании. Но возьмем просто инфляцию за ставку дисконта.
Вернемся к проданному бизнесу за 24 млн.₽ (окупаемость 2 года) На первый взгляд мало, но если учитывать стоимость денег во времени, то неплохо.
По формуле FV = PV * (1+r)^n мы увидим, что наш бизнес через 2 года с учетом инфляции 20% в текущих деньгах стоит 34 560 000 ₽
Как говорила Алиса «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать в 2 раза быстрее». Это наш случай.
Мы должны на протяжении 2х лет удерживать как минимум 20% доходность бизнеса, чтобы просто стоить столько же, как если бы продались сегодня.
Но продав бизнес сегодня мы получаем кэша на руки, который стоит больше, чем эта же сумма завтра.
Если мы хотим расти, то значит должны привлекать капитал, который будет явно больше 20% ибо там заложен риск инвестора, а значит процентное давление на бизнес увеличится.
Разумеется, нужно понимать кому и как продаться. Упаковать, причесать бизнес и свести цифры до копейки. Пройти Due Diligence в конце концов. Сделки микро бизнеса могут быть закрыты за 7 дней. Большие M&A сделки тянуться годами. Но «выхлоп» акционерам стоит того.
Выводов несколько. «На подумать».
1. Одевать шляпу инвестора в своем бизнесе.
2. Считать реальную доходность
3. Создавать отчуждаемый от основателя актив
4. Строить на дивы и старость, но готовым к продаже
5. Полюбить Excel
И прийти к нам на консультацию по финансовому разбору + оценку вашего бизнеса или подготовку к продаже

Начать дискуссию