Особый путь: как развиваются технологии «умного дома» в России

Популярность технологий «умного дома» повсеместно растет. По данным Fortune business insights, объем мирового рынка решений smart home в 2023 году составил $101,07 млрд, а к 2032 году достигнет $633,20 млрд. Однако Россию ждет свой особый путь. О том, в чем уникальность «умного дома» в РФ и каковы его перспективы, рассказал директор ТК «Каширский Двор» Борис Сидоров.

Напомню, что «умный дом» представляет собой интегрированную систему автоматизации жилого пространства, объединяющую различные устройства и технологии, основная задача которых — сделать повседневную жизнь более удобной и управляемой.

Автоматизация рутинных задач, таких как включение света или регулировка температуры, позволяет жильцам сосредоточиться на более важных делах. Системы безопасности, включающие видеонаблюдение, «умные» замки и датчики движения, обеспечивают защиту дома. Кроме того, «умные» устройства помогают снизить потребление энергии, а удаленный контроль всех систем через смартфон делает управление домом простым и интуитивно понятным.

К основным компонентам «умного дома» можно отнести:

  • системы управления освещением (включение и выключение, регулировка яркости и цвета);
  • системы безопасности (видеонаблюдение, датчики движения, замки и сигнализация);
  • климат-контроль (термостаты и кондиционеры);
  • контроль бытовых приборов (возможность удаленного управления стиральной машиной, холодильником, кофеваркой и т. д.);
  • мультимедийные системы (колонки с голосовыми помощниками и их интеграция в системы управления домом).

Бесспорно, «умный дом» сегодня становится неотъемлемой частью любого современного жилья. Однако в России распространение этих технологий в последние годы столкнулось с рядом серьезных проблем.

Облака недоступности

Как показал 2022 год, самым уязвимым местом отечественных «умных домов» ожидаемо оказались иностранные комплектующие и цифровые сервисы. Так, например, развивавшая собственную линейку интеллектуальных систем для жилища Schneider Electric летом 2022 года продала свое российское подразделение местному менеджменту компании, но без возможности импортировать немецкую продукцию.

В начале 2023 года о своем уходе из России объявил другой поставщик систем «умного дома» — Legrand. Проблемы с сервисами этой компании начались еще до 2022 года в связи с продажей некоторых подразделений, но в 2023-м начали поступать массовые жалобы на недоступность интернет-сервисов Legrand, через которые осуществлялось управление домашними приборами.

Даже вполне отечественные, казалось бы, поставщики систем «умного дома» оказались сильно подвержены санкциям, так как большинство таких платформ собиралось по «лоскутному» принципу из решений иностранных производителей.

Ярче всего, наверное, проявилась ситуация с широким использованием в России устройств и облачных сервисов, поставляемых и предоставляемых китайской компанией Tuya. С 2014 года она развивала собственную экосистему элементов «умного дома» и объединяющую их цифровую платформу управления, работающую, разумеется, за пределами России.

В 2022 году Tuya просто ограничила доступ к своему облачному сервису тем компаниям, которые попали под международные санкции. Пострадали многие поставщики готовых решений. Платформу Tuya, в частности, использовал Яндекс. Но самой известной жертвой стал, пожалуй, Сбер. Дошло до изъятия из магазинов устройств SberDevices, которые оказалось невозможно активировать.

Суверенный «умный дом»

Привлечение иностранных OEM-производителей и операторов облачных решений позволяло российским компаниям-новичкам быстро и недорого разворачивать коммерчески доступные экосистемы «умных домов», правда, одновременно загоняя их в vendor lock — ловушку зависимости от поставщика.

Когда грянул гром, в лучшем положении оказались крупные корпорации с большим финансовым и технологическим ресурсом. Именно они смогли буквально за несколько месяцев создать или приспособить собственные распределенные вычислительные мощности, расположенные внутри страны, а также перевести все свои гаджеты на новую облачную инфраструктуру.

Экосистему гаджетов SberDevices Сбер полностью пересобрал на собственной платформе уже к концу 2022 года. Тогда же поступила в продажу и первая ласточка — адаптированная к российскому облаку лампочка А60. С тех пор перечень доступных элементов системы только растет.

Аналогичное решение принял и Яндекс. Несмотря на то, что еще в апреле часть его гаджетов работала через все ту же платформу Tuya, компания объявила о намерении перевести их на управление через собственное «суверенное» облако «Дом с Алисой». Нет сомнений, что за этими гигантами потянутся и компании помельче, которые рассчитывают сохранить за собой долю российского рынка.

Чего хотят домовладельцы

Несмотря на все трудности с развитием решений «умного дома» в нашей стране, россияне не расстаются с желанием сделать свою жизнь комфортнее за счет технологий. Правда, их пожелания далеко не всегда совпадают с теми идеями, которые предлагают проектировщики интерьеров.

Недавно «Каширский двор» провел собственное исследование на основе опроса 3,5 тыс. потребителей и 550 дизайнеров. Как оказалось, представления тех и других о том, из каких элементов должен состоять «умный дом», кардинально различаются. К примеру, список наиболее популярных среди домовладельцев гаджетов smart home выглядит так:

  • «умные» колонки и аудиоустройства — 96%;
  • «умные» камеры, глазки, домофоны и иные системы безопасности — 72%;
  • «умные» системы освещения — 61%;
  • «умные» системы водоснабжения или контроля протечек — 48%;
  • «умные» бытовые приборы — 42%.

При этом дизайнеры интегрируют в свои проекты и активно предлагают клиентам другой набор возможностей:

  • «умные» системы водоснабжения или контроля протечек — 98%;
  • «умные» системы освещения — 92%;
  • «умные» камеры, глазки, домофоны и иные системы безопасности — 88%;
  • «умные» системы климата, отопления или кондиционирования — 75%;
  • «умные» системы жалюзи и штор — 61%.

Нетрудно заметить, что дизайнеры гораздо больше заказчиков тяготеют к инженерным коммуникациям, в то время как самый популярный среди пользователей гаджет — «умную» колонку — предлагают сделать центром управления лишь 4% проектировщиков. Зато «умные» системы жалюзи и штор, рекомендуемые 61% дизайнеров, по факту оценили лишь 4% жильцов.

«Умное» будущее

Некоторый диссонанс между предложениями и ожиданиями вокруг «умного дома» в России лишний раз подтверждает, что технологии домашнего комфорта все еще находятся у нас в стадии бурного развития, несмотря на все сложности.

Источники «Ведомостей» утверждают, что за 2023 год продажи элементов smart home всех категорий в сети «М.Видео — Эльдорадо» выросли на 80% в штучном выражении. Маркетплейс Wildberries отчитался о росте спроса на подобные устройства на 168% за тот же период.

В мае 2024 года аналитики GfK выяснили, что 52% проживающих в крупных городах россиян уже используют элементы smart home, а 23% намерены начать это делать в ближайшем будущем. Вопрос объединения этих гаджетов в единые домашние системы с централизованным управлением упирается лишь в появление новых «суверенных» экосистем на базе отечественных решений. Деньги в этой нише явно есть, а значит, будет и предложение.

11
3 комментария

а когда-то это будет у всех..

Ответить

не хочу чтобы прям максимально удобно в доме было, все равно же нужно двигаться

Ответить

Технологии умного ддома дойдут до того, что дом станет слишком умным. И пока хозяин будет на работе, дом со всеми пожитками экстренно эмигрирует в Швейцарию.

Ответить