Гонка за идеей стартапа: почему быть вторым или третьим — значит победить?
Начинающим предпринимателям годами говорили, что для успешного стартапа их идея должна быть уникальной и инновационной. Это заставило многих поверить, что оригинальность — самый важный фактор успеха. Но это так не работает!
Привет, меня зовут Иван Коломиец, я основатель компании Smartesta, мы помогаем предпринимателям исследовать рынки, тестировать идеи и гипотезы и запускать стартапы. Сегодня будем развенчивать мифы, поговорим об эффективных стратегиях запуска IT-проектов и не только.
Идея стартапа без реализации ничего не стоит
Этот тезис знаком многим, но нельзя его не раскрыть в контексте статьи. Наличие новаторской идеи без реализации и проверки на практике бесполезно. Иначе была бы целая индустрия по придумыванию и продаже идей бизнесов.
Конечно, придумав идею, можно фантазировать на тему того, как будущий бизнес поменяет мир, и модель его может быть вполне логичной и востребованной на первый взгляд. Но, зачастую, процесс запуска значительно сложнее, чем кажется, и не факт, что проект получится быстро сделать экономически эффективным. Многие стартапы годами сжигают инвестиции, чтобы, наконец, пройти точку безубыточности и начать приносить дивиденды.
Большинство идей, с которыми к нам приходят предприниматели — крайне дорогие в реализации
Дороговизна, обычно, складывается из расходов на разработку и маркетинг. Особенно, когда речь идет о бизнес-моделях маркетплейсов, агрегаторов и соц. сетей, где нужна критическая масса пользователей, чтобы все заработало, а не осталось дорогой игрушкой владельца.
Конечно же, мало кто готов тратить десятки миллионов рублей для запуска продукта без уверенности в успехе, то же касается отношения инвесторов к проектам на стадии идеи. В таких проектах нам приходится ухищряться и идти по пути маркетинговых исследований, CustDev-ов и тестирования гипотез, чтобы получить данные, позволяющие разработать реалистичную финансовую модель.
Такой метод помогает проверить перспективность до полноценной реализации продукта и сэкономить миллионы на разработку, поняв заранее, какие функции важнее для будущих клиентов, и кто вообще эти клиенты, на которых стоит ориентироваться в первую очередь. Только такой подход позволяет всерьез говорить о привлечении инвестиций без наличия работающего MVP и трекшена. Если, конечно, инвестор не входит в категорию FFF :)
Почему у аутсорсинговых IT-компаний так бомбит от стартаперов?
Во-первых это связано с тем, что, как только придумана идея, первая мысль у них — идти срочно просчитывать реализацию у разработчиков. Эту вредную привычку мы пытаемся искоренить.
8 из 10 приходят с запросом: хочу второй мойсклад, букинг, тиндер, убер… или с фантастическими “инновационными” проектами с AI, ML, синхронным переводом с китайского и децентрализацией в Blockchain, где ТЗ составлено на основании смеси интуиции, непроверенных гипотез и домыслов.
Тут есть 2 исхода:
- Уважающая себя IT-контора таким стартаперам вежливо отказывает, понимая, что это, скорее всего, тупик, так как пожелания у клиента на космическую станцию, а бюджет — на домик из диванных подушек. А значит — громкого кейса из такого проекта не выйдет и геморроя будет больше, чем прибыли.
- В некоторых “голодных” компаниях менеджер с улыбкой и уверенностью в голосе продаст услуги. Полтора джуна-разработчика и дизайнер с фриланса будут долго криво-косо что-то делать за ваши деньги, проджект-менеджер будет делать вид, что все идет по плану и как надо, по ходу у горе-заказчика будут появляться новые идеи, которые обязательно нужно будет включить в ТЗ. В итоге проект затягивается и превращается в долгострой. Даже если дело доходит до запуска — быстро становится понятно, что нужно кучу всего переделывать, а денег осталось только на лендинг на тильде.
Все это к тому, что прежде, чем идти к разработчикам, нужно пойти к маркетологам, и оценить востребованность продукта, исследовать, что приоритетнее, какие функции лучше оставить на потом, чтобы на выходе получилось взвешенное техническое задание, основанное на данных и исследованиях, а не фантазиях. Так и на разработке сэкономите и вероятность успеха выше будет.
Как занять весомую долю рынка, не будучи первопроходцем
Инновационная концепция, безусловно, помогает бизнесу выделиться среди конкурентов и привлечь внимание ЦА, но это не панацея для успеха. Вероятность успеха выше, если сосредоточиться на совершенствовании существующих продуктов или услуг.
Такая “прагматичная” стратегия складывается из анализа существующих решений на рынке, поиска слабых мест и общения с потенциальными клиентами и партнерами. Благодаря этому можно найти новые способы монетизации и поиска клиентов, выявить скрытые потребности, которые в полной мере не решают продукты конкурентов. Недавно публиковали в телеге реальный кейс на эту тему.
Как это работает на практике:
- Если конкуренция слабая — зачастую достаточно сделать немного более привлекательный и качественный продукт и давить отставших конкурентов рекламой, контентом и грамотным позиционированием.
- На “перегретых” рынках остается искать способы создать нишевые решения, которые будут более привлекательны для отдельных сегментов целевой аудитории.
- Третий подход - дисрапция рынка (этот редкий термин недавно упоминал один из комментаторов прошлых статей). Это стратегия захвата рынка за счет наложения новой технологии или бизнес-модели на привычные продукты.
Да потому, что в 90% случаев нет адекватной стратегии запуска, оценки рынка и порога входа (да, это то, что мы делаем). Многие подобные проекты, не говоря уже о стоимости качественной разработки, с ориентиром на высокие нагрузки, требуют миллионной аудитории, чтобы работать эффективно.
Просто не получится постепенно расти и дорасти до крупных игроков рынка с аналогичной моделью. Нужны ресурсы, чтобы “ворваться” на рынок. Это делается за счет грамотной пиар-стратегии и партнерств с компаниями со смежной клиентской базой, за счет которых можно без крупных вложений набрать первых пользователей в достаточном количестве. Если этого нет - нужно искать более приземленные бизнес-модели и рынки.
Если же все-таки не терпится стать инноватором и запускать продукт на базе полностью уникальной идеи - приготовьтесь потратить колоссальные усилия для изучения потребностей целевой аудитории и проверке множества гипотез, прежде чем бежать к разработчикам. Это называют поиском Product/market fit. В ходе его поиска первоначальная идея может измениться до неузнаваемости, и это лучше, чем разработать то, что придется просто выбросить.
Всем интересующимся стартапами, предлагаем подписываться на нашу телегу. По ссылке — кейсы, аналитика и выводы, основанные на практике маркетинговых исследований, запуска и продвижения стартапов, выжимка зарубежных статей и подкастов. И нет, мы не продаем курсы :)
За стартапы вообще без дойной коровы браться не стоит, а на растущем рынке, есть только одна хорошая метрика - это смотреть обороты компаний. Они и подтверждают и рост и объем рынка:)
Я думаю, что в кризис начнет больше иметь значение прибыль, как метрика для инвесторов, а то раздули венчурный рынок, в итоге многие компании сильно переоценены) Обороты могут быть огромные, а бизнес-модель без новых вливаний убыточная.
а еще и эти гранты от государства, вроде должны помогать, но по факту будешь должен в два раза больше
ага, варится сейчас идейка по дисрапции рынка в голове и в ТЗ понемногу превращается, только как я цифры не кручу мне нужно на старте минимум 30-50К DAU, что бы все запустилось, а это в лучшем раскладе миллиона полтора маркетинговых денег, а в надежном раскладе 5-10
сижу, коплю