Гонка за идеей стартапа: почему быть вторым или третьим — значит победить?
Начинающим предпринимателям годами говорили, что для успешного стартапа их идея должна быть уникальной и инновационной. Это заставило многих поверить, что оригинальность — самый важный фактор успеха. Но это так не работает!
Привет, меня зовут Иван Коломиец, я основатель компании Smartesta, мы помогаем предпринимателям исследовать рынки, тестировать идеи и гипотезы и запускать стартапы. Сегодня будем развенчивать мифы, поговорим об эффективных стратегиях запуска IT-проектов и не только.
Идея стартапа без реализации ничего не стоит
Этот тезис знаком многим, но нельзя его не раскрыть в контексте статьи. Наличие новаторской идеи без реализации и проверки на практике бесполезно. Иначе была бы целая индустрия по придумыванию и продаже идей бизнесов.
Конечно, придумав идею, можно фантазировать на тему того, как будущий бизнес поменяет мир, и модель его может быть вполне логичной и востребованной на первый взгляд. Но, зачастую, процесс запуска значительно сложнее, чем кажется, и не факт, что проект получится быстро сделать экономически эффективным. Многие стартапы годами сжигают инвестиции, чтобы, наконец, пройти точку безубыточности и начать приносить дивиденды.
Большинство идей, с которыми к нам приходят предприниматели — крайне дорогие в реализации
Дороговизна, обычно, складывается из расходов на разработку и маркетинг. Особенно, когда речь идет о бизнес-моделях маркетплейсов, агрегаторов и соц. сетей, где нужна критическая масса пользователей, чтобы все заработало, а не осталось дорогой игрушкой владельца.
Конечно же, мало кто готов тратить десятки миллионов рублей для запуска продукта без уверенности в успехе, то же касается отношения инвесторов к проектам на стадии идеи. В таких проектах нам приходится ухищряться и идти по пути маркетинговых исследований, CustDev-ов и тестирования гипотез, чтобы получить данные, позволяющие разработать реалистичную финансовую модель.
Такой метод помогает проверить перспективность до полноценной реализации продукта и сэкономить миллионы на разработку, поняв заранее, какие функции важнее для будущих клиентов, и кто вообще эти клиенты, на которых стоит ориентироваться в первую очередь. Только такой подход позволяет всерьез говорить о привлечении инвестиций без наличия работающего MVP и трекшена. Если, конечно, инвестор не входит в категорию FFF :)
Почему у аутсорсинговых IT-компаний так бомбит от стартаперов?
Во-первых это связано с тем, что, как только придумана идея, первая мысль у них — идти срочно просчитывать реализацию у разработчиков. Эту вредную привычку мы пытаемся искоренить.
8 из 10 приходят с запросом: хочу второй мойсклад, букинг, тиндер, убер… или с фантастическими “инновационными” проектами с AI, ML, синхронным переводом с китайского и децентрализацией в Blockchain, где ТЗ составлено на основании смеси интуиции, непроверенных гипотез и домыслов.
Тут есть 2 исхода:
- Уважающая себя IT-контора таким стартаперам вежливо отказывает, понимая, что это, скорее всего, тупик, так как пожелания у клиента на космическую станцию, а бюджет — на домик из диванных подушек. А значит — громкого кейса из такого проекта не выйдет и геморроя будет больше, чем прибыли.
- В некоторых “голодных” компаниях менеджер с улыбкой и уверенностью в голосе продаст услуги. Полтора джуна-разработчика и дизайнер с фриланса будут долго криво-косо что-то делать за ваши деньги, проджект-менеджер будет делать вид, что все идет по плану и как надо, по ходу у горе-заказчика будут появляться новые идеи, которые обязательно нужно будет включить в ТЗ. В итоге проект затягивается и превращается в долгострой. Даже если дело доходит до запуска — быстро становится понятно, что нужно кучу всего переделывать, а денег осталось только на лендинг на тильде.
Все это к тому, что прежде, чем идти к разработчикам, нужно пойти к маркетологам, и оценить востребованность продукта, исследовать, что приоритетнее, какие функции лучше оставить на потом, чтобы на выходе получилось взвешенное техническое задание, основанное на данных и исследованиях, а не фантазиях. Так и на разработке сэкономите и вероятность успеха выше будет.
Как занять весомую долю рынка, не будучи первопроходцем
Инновационная концепция, безусловно, помогает бизнесу выделиться среди конкурентов и привлечь внимание ЦА, но это не панацея для успеха. Вероятность успеха выше, если сосредоточиться на совершенствовании существующих продуктов или услуг.
Кстати, этот подход свойственен прагматикам. Недавно, в блоге Димы Беговатова, мы публиковали статью, где разобрали разницу подходов между условными прагматиками и мечтателями при запуске стартапов.
Такая “прагматичная” стратегия складывается из анализа существующих решений на рынке, поиска слабых мест и общения с потенциальными клиентами и партнерами. Благодаря этому можно найти новые способы монетизации и поиска клиентов, выявить скрытые потребности, которые в полной мере не решают продукты конкурентов. Недавно публиковали в телеге реальный кейс на эту тему.
Как это работает на практике:
- Если конкуренция слабая — зачастую достаточно сделать немного более привлекательный и качественный продукт и давить отставших конкурентов рекламой, контентом и грамотным позиционированием.
- На “перегретых” рынках остается искать способы создать нишевые решения, которые будут более привлекательны для отдельных сегментов целевой аудитории.
- Третий подход - дисрапция рынка (этот редкий термин недавно упоминал один из комментаторов прошлых статей). Это стратегия захвата рынка за счет наложения новой технологии или бизнес-модели на привычные продукты.
Так если вы топите за то, что идти по протоптанной дорожке эффективнее, почему выше критиковали тех, кто хочет второй мойсклад/букинг/тиндер/убер?
Да потому, что в 90% случаев нет адекватной стратегии запуска, оценки рынка и порога входа (да, это то, что мы делаем). Многие подобные проекты, не говоря уже о стоимости качественной разработки, с ориентиром на высокие нагрузки, требуют миллионной аудитории, чтобы работать эффективно.
Просто не получится постепенно расти и дорасти до крупных игроков рынка с аналогичной моделью. Нужны ресурсы, чтобы “ворваться” на рынок. Это делается за счет грамотной пиар-стратегии и партнерств с компаниями со смежной клиентской базой, за счет которых можно без крупных вложений набрать первых пользователей в достаточном количестве. Если этого нет - нужно искать более приземленные бизнес-модели и рынки.
Если же все-таки не терпится стать инноватором и запускать продукт на базе полностью уникальной идеи - приготовьтесь потратить колоссальные усилия для изучения потребностей целевой аудитории и проверке множества гипотез, прежде чем бежать к разработчикам. Это называют поиском Product/market fit. В ходе его поиска первоначальная идея может измениться до неузнаваемости, и это лучше, чем разработать то, что придется просто выбросить.
Всем интересующимся стартапами, предлагаем подписываться на нашу телегу. По ссылке — кейсы, аналитика и выводы, основанные на практике маркетинговых исследований, запуска и продвижения стартапов, выжимка зарубежных статей и подкастов. И нет, мы не продаем курсы :)
Этого человека, наверное, не оклеветал плохим словом только тот, кто не сидит в интернете вообще. Но знал ли кто-то, как и сколько зарабатывает Маркарянчик благодаря хейту в свою сторону?
Telegram Ads — это мощный инструмент, который при правильном подходе может давать стабильный приток подписчиков по низкой цене. Но многие допускают ошибки на старте: заливают бюджет в неподходящие каналы, не тестируют CPM или используют слабые креативы.
Мероприятие стало «кульминацией почти двух месяцев постоянных демонстраций».
Ходят легенды, что работники склада ВБ используют рулетки, которые начинаются с 5 см. Как думаете, правда или вымысел? Но сегодня не про легенды. Я придумал бота, который поможет сразу узнать за что селлеры получают штраф и какие действия предпринять, чтобы урегулировать конфликт с маркетплесом.
Но «классический поиск» всё ещё может быть хорош — например, если нужно найти конкретную страницу, считает старший обозреватель The Wall Street Journal Джоанна Стёрн.
Кто разогнал стоимость новостроек до космоса? Сами застройщики со своими рассрочками и разогнали. А вот тупики в переговорах обваливают фондовый рынок. Рублю на стероидах всё нипочём, а биткоин продолжает чилить. Предлагаю почилить и вам с чашечкой кофе за чтением вашего любимого дайджеста.
Маркетплейсы, кажется, начинают сдавать позиции, как некогда модные пейджеры в эпоху первых мобильников. Селлеры, словно опытные шахматисты, делают ход конём, переобуваясь в сторону собственных интернет-магазинов. Почему?
Знаете, какой мой главный ночной кошмар? Сначала временно согласиться на что-то, что снижает уровень нормы. А потом сдаться. Деградировать настолько, что становится “ок” то, что вы не допустили бы еще несколько месяцев/лет назад.
Меня зовут Андрей, я сооснователь компании AiweApps. Мы активно внедряем исскуственный интеллект в наши процессы разработки. В статье я провел анализ, чтобы собрать и структурировать информацию о множестве AI-решений, сделать актуальный срез рынка и определить, какие инструменты действительно полезны разработчикам прямо сейчас.
Сначала поговорим о выключателях. Ведь именно их в первую очередь надо сделать умными, чтобы управлять светом в доме. В представлении большинства людей это выглядит именно так. Давайте это разберем поподробнее.
За стартапы вообще без дойной коровы браться не стоит, а на растущем рынке, есть только одна хорошая метрика - это смотреть обороты компаний. Они и подтверждают и рост и объем рынка:)
Я думаю, что в кризис начнет больше иметь значение прибыль, как метрика для инвесторов, а то раздули венчурный рынок, в итоге многие компании сильно переоценены) Обороты могут быть огромные, а бизнес-модель без новых вливаний убыточная.
а еще и эти гранты от государства, вроде должны помогать, но по факту будешь должен в два раза больше
ага, варится сейчас идейка по дисрапции рынка в голове и в ТЗ понемногу превращается, только как я цифры не кручу мне нужно на старте минимум 30-50К DAU, что бы все запустилось, а это в лучшем раскладе миллиона полтора маркетинговых денег, а в надежном раскладе 5-10
сижу, коплю